Экологические игры для школьников

Экологическая игра для школьников «100 вопросов – 100 ответов»

Игра представляет собой целостную структуру, внутри которой происходит тематическое деление на следующие блоки:

• экологическая азбука «На земле, под водой, в небе»;

• Верите ли вы, что... ;

• Природные врачеватели;

• Кто в лесу живет, что в лесу растет;

• Природные приметы погоды;

• За минуту!;

• Овощной парад;

• Один из четырех.

Вопросы-карточки (см. игровые карточки) и ответы пронумерованы в едином порядке (от 1 до 100) и отгадываются игроками друг за другом.

Подготовительный этап включает в себя следующие моменты:

• блокнот — необходимый атрибут каждой команды (игрока). На титульном листе написаны название игры «100 вопросов — 100 ответов», фамилии участников команды (игрока). Листы блокнота расчерчены на две колонки — номер, ответ: в первой — цифры от 1 до 100, вторая — для ответа;

• плакат — игровые карточки, которые можно увеличить, дополнить фотографиями, открытками, обозначить яркими эмблемами «100 вопросов — 100 ответов»;

• диспетчерский пункт — место, обозначенное вывеской, где будут принимать по окончании игры блокноты, подводить итоги;

• справочное бюро — организуется в библиотеке, где имеется справочная литература. (Во время игры тут можно получить справки по разным вопросам.) Пребывание здесь отмечается в блокноте специальным знаком и учитывается при подведении итогов.

Игра рассчитана на несколько вариантов:

1. Игра-викторина с участием 30- 200 человек, разбитых на 4 команды. Игровые плакаты развешиваются в холлах и коридорах. После старта команды могут заполнять свои блокноты в любом порядке в обозначенное время. Итоги игры можно подвести и на следующий день.

2. Игра-викторина в несколько туров. Туры проводятся в устной форме или листы вывешиваются в классной комнате. Каждый тур проводится в течение 1-2 дней.

3. Единовременная игра-эстафета в коллективе. Игровые плакаты (без ответов) находятся у команды (игрока, пары, группы) определенное время (2-5 минут). По сигналу идет обмен листов между командами. Игра проходит в течение 1 1,5 часа.

Продумайте старт игры: линейка, общее собрание, торжественное начало, которое включает представление диспетчеров, вручение игровых блокнотов, прослушивание позывных начала и финиша игры.

Порядок ответов на вопросы свободный (1 вариант) или по правилам (2, 3 варианты). Главное: занести ответ именно на соответствующий номер вопроса. Начинать можно с любого, ведь в игровом блокноте есть все 100 цифр.

У каждого плаката дежурит диспетчер (1 вариант), который регулирует движение команд. Диспетчер имеет право наложить штрафные очки за некорректное поведение команды.

Подведение итогов. Финал можно организовать по-разному в зависимости от варианта игры (сразу, спустя время). Преимущество за количеством правильных самостоятельных ответов, они оцениваются в 2 балла, ответ с подсказкой — 1 балл, штрафные очки отнимают от общего количества набранных баллов.

НА ЗЕМЛЕ, ПОД ВОДОЙ, В НЕБЕ...

1

Континент, на котором нет рек.

А….

2

Животное, которое строит свой дом на реке.

Б ...

3

Что в хлебе родится, а есть не годится?

В….

4

Вестник весны

Г ....

5

Дубовый лес

Д…

6

Какие детеныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров?

Е…

7

Драчун и забияка, не знает страха, живет в воде, носит иглы на спине

Ё...

8

Два рога — а не бык, шесть ног без копыт, летит, так воет, сядет — землю роет.

Ж….

9

Какие звери рождаются

зрячими?

3….

10

Дерево, которое зацветает раньше других.

И….

11

Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые.

К…

12

Самое сладкое дерево наших лесов

Л…

13

Около криницы дом построен из иглицы.

М ......

14

Цветок, название которого говорит о том, что у него хорошая память. Н….

15

Мама ягненка

О….

16

Плод кукурузы.

П….

17

Лик пахучий, хвост колючий.

Р….

18

Разноцветные грибы.

С….

19

Самая большая и самая грозная из крупных кошек.

Т...

20

Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, может плавать и нырять, как родная его мать.

У….

21

Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? Ф ....

22

Какая однолетняя трава выше двора?

X….

23

Очень высокая океанская волна.

Ц….

24

Густой лес

Ч . . .

25

Бархатный весь и жальце есть.

Ш….

26

Хвостом виляет, зубаста, не лает.

Щ….

27

Чемпион по скорости роста среди деревьев.

Э...

28

Участник объединения по изучению природы.

Ю....

29

Живет в поле усан, ус длиннее, чем сам.

Я….

 

Ответы

1. Антарктида.

11. Крапива.

21.

Филин.

2. Бобер.

12. Липа.

22.

Хмель.

3. Василек.

13. Муравейник.

23.

Цунами.

4. Грач.

14. Незабудка.

24.

Чаща.

5. Дубрава.

15. Овца.

25.

Шмель.

6. Ежата.

16. Початок.

26.

Щука.

7. Ёрш.

17. Роза.

27.

Эвкалипт.

8. Жук.

18. Сыроежки.

28.

Юннат.

9. Зайчата.

19. Тигр.

29.

Ячмень.

10. Ива.

20. Утенок.

 

 

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

30

У бабочки самый чуткий нос?

31

На следах рыси нет когтей?

32

Волк бежит задними ногами вперед?

33

У мухи шесть ног?

34

Заяц спит с закрытыми глазами?

35

Из ромашки варят варенье?

36

Ящерицы могут пить ногой?

37

Белка ест свежие грибы?

38

Птицам страшнее голод, чем холод?

39

Стриж летает быстрее всех?

40

Муравьи плавают?

41

Черного леопарда называют пантерой?

42

Страус самая большая птица на земле?

43

Стрекоза обитает в лесу?

44

Дерево растет зимой?

45

У кузнечика уши на ногах?

Ответы. 30 — да; 31 — да; 32 — нет; 33 — нет; 34 — да; 35 — нет; 36 — да; 37 — нет; 38 — да; 39 — да; 40 — да; 41 — да; 42 — да; 43 — нет; 44 — нет; 45 — да.

ПРИРОДНЫЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ

От каких болезней помогают отвары следующих растений?

Растения

46

Лекарственная ромашка

50

Липа

47

Валериана

51

Сосна

48

Пион

52

Чистотел

49

Калина

53

Подорожник

 

Заболевания, недуги

46

Успокаивающее и снотворное действие

50

Отвар корня от кровотечения

47

От простуды

51

Семена при гастритах, корни — от боли в почках

48

От простуды, ангины

52

Кровоостанавливающее средство (порезы, мозоли)

49

Клей «Клеол» для хирургических целей

53

Сводят бородавки

Ответы:

46

— 47

49 -

-50

52-

-53

47

— 46

50-

-48

53-

-52

48

— 51

51 -

-49

 

 

КТО В ЛЕСУ ЖИВЕТ, ЧТО В ЛЕСУ РАСТЕТ?

Отметьте знаком «+», кто в лесу живет, кто в лесу растет, знаком «—» — других животных и растения.

№ вопроса

Вариант 1

Вариант 2

54

Клюква

Черника

55

Земляника

Осина

56

Малина

Голубика

57

Смородина

Ясень

58

Дуб

Ежевика

59

Вишня

Астра

60

Корова

Колокольчик

61

Олень

Гладиолус

 

№ вопроса

Вариант 3

Вариант 4

54

Кролик

Сосна

55

Медведь

Клен

56

Тюльпан

Заяц

57

Береза

Овца

58

Сирень

Георгин

59

Волк

Ландыш

60

Подснежник

Незабудка

61

Флоксы

Белка

 

№ вопроса

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

54

+

+

-

+

55

+

+

+

+

56

+

+

-

+

57

+

+

+

-

58

+

+

-

59

-

-

+

+

60

-

+

+

+

61

+

-

-

+

ПРИРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ ПОГОДЫ

62

Рыба играет у поверхности воды в реке, то и дело выпрыгивая из воды.

63

Усиление ветра после продолжительной тихой погоды.

64

Ночью появляется обильная роса или туман.

65

Чем меньше капли дождя, ...

66

Дым столбом в небо.

67

Утром трава пахнет сильнее обычного.

68

Если радуга после дождя скоро пропадает ...

69

Кучевые облака в небе.

70

Радуга утром.

71

Дым стелется по земле.

72

Воробьи веселы, подвижны, драчливы.

73

Вечером сильно стрекочут кузнечики.

74

Туман стелется по траве.

75

Цветы сильно пахнут ...

 

 

Ответы:

 

 

62.

К сырой погоде.

69.

Скоро будет дождь.

63.

К дождю.

70.

К дождю.

64.

К устойчивой хорошей погоде.

71.

К сырой погоде.

65.

Тем дольше дождь будет идти.

72.

К хорошей погоде.

66.

День будет погожий.

73.

К хорошей погоде.

67.

К дождю.

74.

Будет хорошая погода.

68.

К ясной погоде.

75.

Перед дождем

ЗА МИНУТУ!

76

Коллекция специально собранных и засушенных растений.

77

Название какого овоща произошло от латинского слова «капут»?

78

Самая большая ягода, плод лианы.

79

Овощ, младший брат редьки.

80

Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название.

81

Ценное лекарственное растение, название которого говорит о том, как много у него листьев.

82

Какой овощ напоминает космическую тарелку?

83

Название дикого лука.

84

Какой цветок называют «царицей всех цветов»?

85

Плод некоторых растений, покрытый твердой скорлупой.

86

По-итальянски «тартуфель», а по-русски ...

87

Что без боли и печали вызывает слезы?

88

Ценнейшее лекарственное растение, по легенде, впитавшее в себя всю горечь человеческих страданий.

89

Какой цветок называют «последней улыбкой осени»?

90

Цветок, название которого связано со звоном.

91

Родина помидора.

 

 

Ответы:

 

 

 

 

76.

Гербарий.

82.

Патиссон.

88.

Полынь.

77.

Капуста.

83.

Черемша.

89.

Астра.

78.

Арбуз.

84.

Роза.

90.

Колокольчик.

79.

Редис.

85.

Орех.

91.

Америка.

80.

Зверобой.

86.

Картофель.

 

 

81.

Тысячелистник.

87.

Лук.

 

 

ОВОЩНОЙ ПАРАД

Узнай растение по описанию (без подсказки или с подсказкой на выбор: от 3 до 1 балла).

92

Эта овощная культура — иностранка на наших полях, очень прижившаяся, но прибывшая к нам из-за океана. Ее родина — горные плато Перу. Привез ее в Европу на испанских кораблях в XV веке Христофор Колумб. Индейцы племени кечуа называли овощ «папа» и устраивали в его честь праздник урожая. Женщины наряжали овощи как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с плодами этого растения. В Европе же первое время эту культуру выращивали любители редких растений и не на грядках, а в цветочных горшках, поскольку в конце XVIII века это растение было еще новинкой. Французская королева украшала платье его цветами, а плоды подавали только на обед королю.

Подсказка 1

В России новинку приняли не сразу, кое-где даже начались бунты. Русские мужики поверили слухам, будто овощ сажать — грех, землю испортишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян в полезности овоща, а он сам. В долгие студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, именно плоды этой овощной культуры спасали целые семьи от голода.

Подсказка 2

Благодаря большому количеству крахмала плоды этого овоща помогают вылечить желудочные заболевания.

93

Древние греки считали это растение пищей бедняков, поэтому людям, его употреблявшим, был воспрещен вход в храм Афродиты Ливийской. Тем не менее Пифагор назвал его царем среди приправ. Воины Древнего Рима жевали его перед боем В Англии его давали клевать петухам перед петушиными боями, чтобы они задорнее дрались.

Подсказка 1

В Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до чумы и безумия. Во время строительства египетских пирамид многочисленные рабы, содержавшиеся в ужасных условиях, избежали эпидемий потому, что в их рацион ежедневно входил этот овощ.

Подсказка 2

Это растение содержит летучие вещества — фитонциды, которые за 1-2 минуты уничтожают возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т. п.

94

Как и картофель, это растение в Европу привезли моряки из эскадры Христофора Колумба. Для американских индейцев оно было основной пищей. Семена растений варили и жарили, готовили напитки. Отваром из листьев лечили больных. Стебли служили дровами; из них также сооружали хижины-вигвамы. О нем слагали легенды и песни. Многие племена почитали бога Тлалок и богиню Синтеотль, которые будто бы создали это растение и научили его выращивать. Им приносили в жертву хлеб, выпеченный из семян этого растения.

Подсказка 1

От индейцев испанцы узнали, как обрабатывать поле для посева: вырыть ямки в земле, в каждую положить по рыбке, туда же несколько семян и засыпать. Зачем нужна рыба, индейцы не могли толком объяснить — отвечали, что так научил их великий бог Тлалок. Лишь со временем испанцы догадались: рыба служит удобрением.

Подсказка 2

В Европе наравне с пшеницей, рисом и картофелем это растение называют кормилицей человечества. Еще бы! Ведь все, что собрано с поля («вершки» и «корешки»), идет в дело, ничего не пропадает: стеблями и листьями кормят скот, а золотые зерна попадают на ваш стол. Если перечислить все блюда, которые можно приготовить из этой замечательной культуры, то получится толстая кулинарная книга.

95

С уважением и благодарностью вспоминаем мы Древнюю Грецию. Здесь более 2,5 тысяч лет назад были проведены первые Олимпийские игры — праздник мира, мужества и красоты. Одной из наград был венок из растения, у которого ценны и корешок, и вершок, и семена. Это пряный овощ имеет «каменное» имя, так как в переводе с греческого означает «камень». Им называли мальчиков в надежде, что они будут стойкими к невзгодам, крепкими как камень.

Подсказка 1

Пряность широко применяют в кулинарии в качестве приправы; ее добавляют в первые и вторые блюда, как правило, перед подачей на стол.

Подсказка 2

Этим именем назван персонаж русских народных кукольных представлений.

Ответы: 92. Картофель. 93. Чеснок. 94. Кукуруза. 95. Петрушка.

ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ

Выберите правильный ответ.

96

Какое озеро на Земле является самым глубоким?

A. Байкал

Б. Ладожское

B. Эри

Г. Танганьика

97

Как называется колючее пустынное растение?

A. Роза Б. Кактус

B. Терн

Г. Саксаул

98

Назовите самый большой остров Земли.

A. Мадагаскар Б. Шри-Ланка

B. Гренландия Г. Калимантан

99

Как называется обширная группа островов в океане?

A. Риф

Б. Архипелаг

B. Шельф Г. Атолл

100

Какая из названных рек является самой длинной?

A. Конго Б. Обь

B. Дунай Г. Ганг

Ответы: 96 — А. 97 —Б. 98 —В. 99 —Б. 100 —Б.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Классный час 10 класс на тему «Наша природа»

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

День земли. Сценарий для школьников

Наталья Сергеевна Катаева # 11 ноября 2014 в 09:08 +1
Очень серьёзная, хорошо продуманная и кропотливая работа была проведена преподавателем. Понравилось, что ребятам дана возможность поработать с литературой прямо во время игры. Я тоже часто приношу книги и журналы, чтобы заинтересовались, что-то новое узнали.Мероприятие пригодится для проведения недели естественных наук. Спасибо!
Ирина Евгеньевна Котова # 27 ноября 2014 в 22:26 0
Довольно трудная тема для разработки сценария. Видно, автор разработки очень четко продумывала каждый материал. Действительно,очень познавательно,не только для детей, но и для взрослых даже.
Лариса Семёновна Новойдарская # 6 декабря 2014 в 23:25 0
Огромная работа предстоит ребятам. Но им это понравится. Продуман каждый этап, что немаловажно. Дети узнают много нового, радуются тому, что могут поделиться своими знаниями с детьми из параллельных классов. Именно такие мероприятия и интересны детям.
Татьяна Владимировна Нистратова # 17 января 2015 в 01:13 0
Ого! Действительно, вопросов 100! Богатейший клад. Жаль, что современные дети не могут ответить на большинство этих вопросов.
Татьяна Александровна Черножукова # 17 января 2015 в 22:20 0
Как хорошо,что на сайте можно найти материал на экологическую тему - нашла очень много полезного и интересного для себя! Спасибо)))
Светлана Юрьевна Хиценко # 21 января 2015 в 12:20 0
Работа проделана очень большая, грамотная. Очень хорошо, что можно охватить большое количество детей. Такие игры хорошо сплачивают коллектив. Спасибо.
Наталия Евгеньевна Кривенцева # 16 марта 2015 в 20:24 0
Работа проделана очень большая. Материал очень интересный. .Задания очень интересные. Можно применить и на классных часах и при работе в школьных лагерях.
Гульнур Анваровна Вильданова # 9 апреля 2015 в 18:36 0
Очень много интересного. Для пополнения своего опыта много чего можно взять.Материал буду испльзовать на своих мероприятиях.Спасибо.
Татьяна Николаевна Маркелова # 9 октября 2015 в 18:54 0
Очень актуальная, полезная тема!!!
Боже, 100 вопросов!!! hoho
А кто автор этой громоздкой работы??? Кому аплодисменты???
Благодарю Вас, неизвестный, за Ваш труд!!! dance
Валентина Валентиновна Родионова # 2 ноября 2015 в 16:17 0
Большое спасибо! Очень интересный и познавательный материал. Обязательно использую этот материал на кружке "Юный эколог".
Галина Алексеевна Бабкина # 11 ноября 2015 в 09:00 0
Автором проведена большая подготовительная работа, продуман и логически правильно построен каждый этап. Данный сценарий можно применить не только на во внеурочной деятельности, но и на учебных занятиях. Спасибо автору данного сценария за огромный труд, для детей будет очень интересно
Асель Курмангазыкызы Оразалина # 21 декабря 2015 в 13:24 0
Большое спасибо! Очень интересный и познавательный материал.Очень много интересного. Для пополнения своего опыта много чего можно взять
Мадина Муратовна # 30 декабря 2015 в 19:03 0
Очень интересная игра. Охвачены различные аспекты.Очень познавательно
Людмила # 12 января 2016 в 03:46 0
Потрясающая идея! Очень часто заимствую какие-нибудь интересные этапы конкурсов, трансформируя под "себя"! Но эту игру можно взять целиком от начала до конца! Спасибо!!!
Людмила Андреевна Братчик # 12 января 2016 в 06:51 0
Замечательный материал! Очень подробный,четкий, интересный! Обязательно использую на летней профильной смене, т.к. ребята просто обожают игры "по станциям". По такому принципу можно провести игру и ко Дню Защитника Отечества, и ко Дню Космонавтики, и т.д., только вопросы подобрать! Спасибо большое за идею! 100% +++++ И, кстати, надо признаться, что при ответах на некоторые вопросы, пришлось бы и самой пользоваться справочной литературой! Так что, спасибо еще и за расширение кругозора)))
Валентина Ивановна Трачкова # 22 февраля 2016 в 19:16 0
Очень интересный материал! Можно использовать на экологической недели в школе! Большой охват участников, очень интересные задания!
Елена Николаевна Ворошнина # 17 июня 2016 в 18:12 0
Следующий год объявлен годом экологии. Ваш материал очень кстати. Очень интересный материал.
Татьяна Юрьевна Маргасова # 23 октября 2016 в 12:47 0
Очень познавательный материал. Спасибо.
Мария Анатольевна Блинова # 27 октября 2016 в 16:59 0
Материал интересный,актуальный для нашего времени.Учит детей задумываться,решать,делать соответствующие выводы.
Спасибо.
Татьяна Александровна Маслова # 12 декабря 2016 в 10:15 0
Много занимательного материала по экологии. Подобраны интересные вопросы и задания к викторине. Предстоит большая работа с коллективами участников. Мероприятие способствует развитию умения работать в команде.
Ирина Викторовна Сторублева # 1 марта 2017 в 15:20 0
Интересный материал!С большим удовольствием сама отвечала на вопросы,проверить свою эрудицию никогда не поздно.Работаю с детьми 7 лет,для викторины использовала интересные вопросы (выборочно).Спасибо за конкретную помощь!
Надежда Александровна Завьялова # 10 мая 2017 в 13:16 0
Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Этому надо учить детей обязательно. Игровая форма данного мероприятия позволяет незаметно, в процессе игры получить обширные знания о природе.
Лариса Юрьевна Фирсова # 2 сентября 2017 в 12:03 0
Очень хорошая и качественная разработка мероприятия. Материал, конечно, громадный, но очень интересный. Как раз в честь Года экологии в России очень пригодится. В общем, автор просто молодец! Мало того, что проделали такую работу, так еще и поделились ей с коллегами. Огромное Вам спасибо! С удовольствием использую.
Марина Васильевна Воробьева # 19 октября 2017 в 14:03 0
Очень большая работа была проделана преподавателем интересно и познавательно. Молодцы.
Наталья Сергеевна Лузганова # 27 ноября 2017 в 09:55 0
Очень большая продуманная подборка вопросов и чётких ответов! Разные задания и затрагивают разные области. Супер!!! Беру в свою копилку и буду не 1 раз использовать.
Кристина Игоревна Зимина # 28 ноября 2017 в 18:46 0
не смотря на тяжелую и невероятно популярную тему для нашего времени, автор великолепно справился с данной темой! отличный и очень насыщенный сценарий для проведения классного часа идея проведения конкурсов между параллелями! уже приняла в расмотрение и в разработку дополнительных заданий! спасибо огромнейшее!
Валентина Владимировна Понявина # 6 августа 2019 в 18:16 0
Очень полезная информация. Спасибо Вам большое.