Экологическая игра для школьников «100 вопросов – 100 ответов»
Игра представляет собой целостную структуру, внутри которой происходит тематическое деление на следующие блоки:
• экологическая азбука «На земле, под водой, в небе»;
• Верите ли вы, что... ;
• Природные врачеватели;
• Кто в лесу живет, что в лесу растет;
• Природные приметы погоды;
• За минуту!;
• Овощной парад;
• Один из четырех.
Вопросы-карточки (см. игровые карточки) и ответы пронумерованы в едином порядке (от 1 до 100) и отгадываются игроками друг за другом.
Подготовительный этап включает в себя следующие моменты:
• блокнот — необходимый атрибут каждой команды (игрока). На титульном листе написаны название игры «100 вопросов — 100 ответов», фамилии участников команды (игрока). Листы блокнота расчерчены на две колонки — номер, ответ: в первой — цифры от 1 до 100, вторая — для ответа;
• плакат — игровые карточки, которые можно увеличить, дополнить фотографиями, открытками, обозначить яркими эмблемами «100 вопросов — 100 ответов»;
• диспетчерский пункт — место, обозначенное вывеской, где будут принимать по окончании игры блокноты, подводить итоги;
• справочное бюро — организуется в библиотеке, где имеется справочная литература. (Во время игры тут можно получить справки по разным вопросам.) Пребывание здесь отмечается в блокноте специальным знаком и учитывается при подведении итогов.
Игра рассчитана на несколько вариантов:
1. Игра-викторина с участием 30- 200 человек, разбитых на 4 команды. Игровые плакаты развешиваются в холлах и коридорах. После старта команды могут заполнять свои блокноты в любом порядке в обозначенное время. Итоги игры можно подвести и на следующий день.
2. Игра-викторина в несколько туров. Туры проводятся в устной форме или листы вывешиваются в классной комнате. Каждый тур проводится в течение 1-2 дней.
3. Единовременная игра-эстафета в коллективе. Игровые плакаты (без ответов) находятся у команды (игрока, пары, группы) определенное время (2-5 минут). По сигналу идет обмен листов между командами. Игра проходит в течение 1 1,5 часа.
Продумайте старт игры: линейка, общее собрание, торжественное начало, которое включает представление диспетчеров, вручение игровых блокнотов, прослушивание позывных начала и финиша игры.
Порядок ответов на вопросы свободный (1 вариант) или по правилам (2, 3 варианты). Главное: занести ответ именно на соответствующий номер вопроса. Начинать можно с любого, ведь в игровом блокноте есть все 100 цифр.
У каждого плаката дежурит диспетчер (1 вариант), который регулирует движение команд. Диспетчер имеет право наложить штрафные очки за некорректное поведение команды.
Подведение итогов. Финал можно организовать по-разному в зависимости от варианта игры (сразу, спустя время). Преимущество за количеством правильных самостоятельных ответов, они оцениваются в 2 балла, ответ с подсказкой — 1 балл, штрафные очки отнимают от общего количества набранных баллов.
НА ЗЕМЛЕ, ПОД ВОДОЙ, В НЕБЕ...
1
Континент, на котором нет рек.
А….
|
2
Животное, которое строит свой дом на реке.
Б ...
|
3
Что в хлебе родится, а есть не годится?
В….
|
4
Вестник весны
Г ....
|
5
Дубовый лес
Д…
|
6
Какие детеныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров?
Е…
|
7
Драчун и забияка, не знает страха, живет в воде, носит иглы на спине
Ё...
|
8
Два рога — а не бык, шесть ног без копыт, летит, так воет, сядет — землю роет.
Ж….
|
9
Какие звери рождаются
зрячими?
3….
|
10
Дерево, которое зацветает раньше других.
И….
|
11
Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые.
К…
|
12
Самое сладкое дерево наших лесов
Л…
|
13
Около криницы дом построен из иглицы.
М ......
|
14
Цветок, название которого говорит о том, что у него хорошая память. Н….
|
15
Мама ягненка
О….
|
16
Плод кукурузы.
П….
|
17
Лик пахучий, хвост колючий.
Р….
|
18
Разноцветные грибы.
С….
|
19
Самая большая и самая грозная из крупных кошек.
Т...
|
20
Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, может плавать и нырять, как родная его мать.
У….
|
21
Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? Ф ....
|
22
Какая однолетняя трава выше двора?
X….
|
23
Очень высокая океанская волна.
Ц….
|
24
Густой лес
Ч . . .
|
25
Бархатный весь и жальце есть.
Ш….
|
26
Хвостом виляет, зубаста, не лает.
Щ….
|
27
Чемпион по скорости роста среди деревьев.
Э...
|
28
Участник объединения по изучению природы.
Ю....
|
29
Живет в поле усан, ус длиннее, чем сам.
Я….
|
|
Ответы
1. Антарктида.
|
11. Крапива.
|
21.
|
Филин.
|
2. Бобер.
|
12. Липа.
|
22.
|
Хмель.
|
3. Василек.
|
13. Муравейник.
|
23.
|
Цунами.
|
4. Грач.
|
14. Незабудка.
|
24.
|
Чаща.
|
5. Дубрава.
|
15. Овца.
|
25.
|
Шмель.
|
6. Ежата.
|
16. Початок.
|
26.
|
Щука.
|
7. Ёрш.
|
17. Роза.
|
27.
|
Эвкалипт.
|
8. Жук.
|
18. Сыроежки.
|
28.
|
Юннат.
|
9. Зайчата.
|
19. Тигр.
|
29.
|
Ячмень.
|
10. Ива.
|
20. Утенок.
|
|
|
ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...
30
|
У бабочки самый чуткий нос?
|
31
|
На следах рыси нет когтей?
|
32
|
Волк бежит задними ногами вперед?
|
33
|
У мухи шесть ног?
|
34
|
Заяц спит с закрытыми глазами?
|
35
|
Из ромашки варят варенье?
|
36
|
Ящерицы могут пить ногой?
|
37
|
Белка ест свежие грибы?
|
38
|
Птицам страшнее голод, чем холод?
|
39
|
Стриж летает быстрее всех?
|
40
|
Муравьи плавают?
|
41
|
Черного леопарда называют пантерой?
|
42
|
Страус самая большая птица на земле?
|
43
|
Стрекоза обитает в лесу?
|
44
|
Дерево растет зимой?
|
45
|
У кузнечика уши на ногах?
|
Ответы. 30 — да; 31 — да; 32 — нет; 33 — нет; 34 — да; 35 — нет; 36 — да; 37 — нет; 38 — да; 39 — да; 40 — да; 41 — да; 42 — да; 43 — нет; 44 — нет; 45 — да.
ПРИРОДНЫЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ
От каких болезней помогают отвары следующих растений?
Растения
|
46
|
Лекарственная ромашка
|
50
|
Липа
|
47
|
Валериана
|
51
|
Сосна
|
48
|
Пион
|
52
|
Чистотел
|
49
|
Калина
|
53
|
Подорожник
|
Заболевания, недуги
|
46
|
Успокаивающее и снотворное действие
|
50
|
Отвар корня от кровотечения
|
47
|
От простуды
|
51
|
Семена при гастритах, корни — от боли в почках
|
48
|
От простуды, ангины
|
52
|
Кровоостанавливающее средство (порезы, мозоли)
|
49
|
Клей «Клеол» для хирургических целей
|
53
|
Сводят бородавки
|
Ответы:
46
|
— 47
|
49 -
|
-50
|
52-
|
-53
|
47
|
— 46
|
50-
|
-48
|
53-
|
-52
|
48
|
— 51
|
51 -
|
-49
|
|
|
КТО В ЛЕСУ ЖИВЕТ, ЧТО В ЛЕСУ РАСТЕТ?
Отметьте знаком «+», кто в лесу живет, кто в лесу растет, знаком «—» — других животных и растения.
№ вопроса
|
Вариант 1
|
Вариант 2
|
54
|
Клюква
|
Черника
|
55
|
Земляника
|
Осина
|
56
|
Малина
|
Голубика
|
57
|
Смородина
|
Ясень
|
58
|
Дуб
|
Ежевика
|
59
|
Вишня
|
Астра
|
60
|
Корова
|
Колокольчик
|
61
|
Олень
|
Гладиолус
|
|
№ вопроса
|
Вариант 3
|
Вариант 4
|
54
|
Кролик
|
Сосна
|
55
|
Медведь
|
Клен
|
56
|
Тюльпан
|
Заяц
|
57
|
Береза
|
Овца
|
58
|
Сирень
|
Георгин
|
59
|
Волк
|
Ландыш
|
60
|
Подснежник
|
Незабудка
|
61
|
Флоксы
|
Белка
|
№ вопроса
|
Ответ
|
Вариант 1
|
Вариант 2
|
Вариант 3
|
Вариант 4
|
54
|
+
|
+
|
-
|
+
|
55
|
+
|
+
|
+
|
+
|
56
|
+
|
+
|
-
|
+
|
57
|
+
|
+
|
+
|
-
|
58
|
+
|
+
|
+
|
-
|
59
|
-
|
-
|
+
|
+
|
60
|
-
|
+
|
+
|
+
|
61
|
+
|
-
|
-
|
+
|
ПРИРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ ПОГОДЫ
62
|
Рыба играет у поверхности воды в реке, то и дело выпрыгивая из воды.
|
63
|
Усиление ветра после продолжительной тихой погоды.
|
64
|
Ночью появляется обильная роса или туман.
|
65
|
Чем меньше капли дождя, ...
|
66
|
Дым столбом в небо.
|
67
|
Утром трава пахнет сильнее обычного.
|
68
|
Если радуга после дождя скоро пропадает ...
|
69
|
Кучевые облака в небе.
|
70
|
Радуга утром.
|
71
|
Дым стелется по земле.
|
72
|
Воробьи веселы, подвижны, драчливы.
|
73
|
Вечером сильно стрекочут кузнечики.
|
74
|
Туман стелется по траве.
|
75
|
Цветы сильно пахнут ...
|
|
Ответы:
|
|
|
62.
|
К сырой погоде.
|
69.
|
Скоро будет дождь.
|
63.
|
К дождю.
|
70.
|
К дождю.
|
64.
|
К устойчивой хорошей погоде.
|
71.
|
К сырой погоде.
|
65.
|
Тем дольше дождь будет идти.
|
72.
|
К хорошей погоде.
|
66.
|
День будет погожий.
|
73.
|
К хорошей погоде.
|
67.
|
К дождю.
|
74.
|
Будет хорошая погода.
|
68.
|
К ясной погоде.
|
75.
|
Перед дождем
|
ЗА МИНУТУ!
76
|
Коллекция специально собранных и засушенных растений.
|
77
|
Название какого овоща произошло от латинского слова «капут»?
|
78
|
Самая большая ягода, плод лианы.
|
79
|
Овощ, младший брат редьки.
|
80
|
Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название.
|
81
|
Ценное лекарственное растение, название которого говорит о том, как много у него листьев.
|
82
|
Какой овощ напоминает космическую тарелку?
|
83
|
Название дикого лука.
|
84
|
Какой цветок называют «царицей всех цветов»?
|
85
|
Плод некоторых растений, покрытый твердой скорлупой.
|
86
|
По-итальянски «тартуфель», а по-русски ...
|
87
|
Что без боли и печали вызывает слезы?
|
88
|
Ценнейшее лекарственное растение, по легенде, впитавшее в себя всю горечь человеческих страданий.
|
89
|
Какой цветок называют «последней улыбкой осени»?
|
90
|
Цветок, название которого связано со звоном.
|
91
|
Родина помидора.
|
|
Ответы:
|
|
|
|
|
76.
|
Гербарий.
|
82.
|
Патиссон.
|
88.
|
Полынь.
|
77.
|
Капуста.
|
83.
|
Черемша.
|
89.
|
Астра.
|
78.
|
Арбуз.
|
84.
|
Роза.
|
90.
|
Колокольчик.
|
79.
|
Редис.
|
85.
|
Орех.
|
91.
|
Америка.
|
80.
|
Зверобой.
|
86.
|
Картофель.
|
|
|
81.
|
Тысячелистник.
|
87.
|
Лук.
|
|
|
ОВОЩНОЙ ПАРАД
Узнай растение по описанию (без подсказки или с подсказкой на выбор: от 3 до 1 балла).
92
Эта овощная культура — иностранка на наших полях, очень прижившаяся, но прибывшая к нам из-за океана. Ее родина — горные плато Перу. Привез ее в Европу на испанских кораблях в XV веке Христофор Колумб. Индейцы племени кечуа называли овощ «папа» и устраивали в его честь праздник урожая. Женщины наряжали овощи как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с плодами этого растения. В Европе же первое время эту культуру выращивали любители редких растений и не на грядках, а в цветочных горшках, поскольку в конце XVIII века это растение было еще новинкой. Французская королева украшала платье его цветами, а плоды подавали только на обед королю.
Подсказка 1
В России новинку приняли не сразу, кое-где даже начались бунты. Русские мужики поверили слухам, будто овощ сажать — грех, землю испортишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян в полезности овоща, а он сам. В долгие студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, именно плоды этой овощной культуры спасали целые семьи от голода.
Подсказка 2
Благодаря большому количеству крахмала плоды этого овоща помогают вылечить желудочные заболевания.
93
Древние греки считали это растение пищей бедняков, поэтому людям, его употреблявшим, был воспрещен вход в храм Афродиты Ливийской. Тем не менее Пифагор назвал его царем среди приправ. Воины Древнего Рима жевали его перед боем В Англии его давали клевать петухам перед петушиными боями, чтобы они задорнее дрались.
Подсказка 1
В Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до чумы и безумия. Во время строительства египетских пирамид многочисленные рабы, содержавшиеся в ужасных условиях, избежали эпидемий потому, что в их рацион ежедневно входил этот овощ.
Подсказка 2
Это растение содержит летучие вещества — фитонциды, которые за 1-2 минуты уничтожают возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т. п.
94
Как и картофель, это растение в Европу привезли моряки из эскадры Христофора Колумба. Для американских индейцев оно было основной пищей. Семена растений варили и жарили, готовили напитки. Отваром из листьев лечили больных. Стебли служили дровами; из них также сооружали хижины-вигвамы. О нем слагали легенды и песни. Многие племена почитали бога Тлалок и богиню Синтеотль, которые будто бы создали это растение и научили его выращивать. Им приносили в жертву хлеб, выпеченный из семян этого растения.
Подсказка 1
От индейцев испанцы узнали, как обрабатывать поле для посева: вырыть ямки в земле, в каждую положить по рыбке, туда же несколько семян и засыпать. Зачем нужна рыба, индейцы не могли толком объяснить — отвечали, что так научил их великий бог Тлалок. Лишь со временем испанцы догадались: рыба служит удобрением.
Подсказка 2
В Европе наравне с пшеницей, рисом и картофелем это растение называют кормилицей человечества. Еще бы! Ведь все, что собрано с поля («вершки» и «корешки»), идет в дело, ничего не пропадает: стеблями и листьями кормят скот, а золотые зерна попадают на ваш стол. Если перечислить все блюда, которые можно приготовить из этой замечательной культуры, то получится толстая кулинарная книга.
95
С уважением и благодарностью вспоминаем мы Древнюю Грецию. Здесь более 2,5 тысяч лет назад были проведены первые Олимпийские игры — праздник мира, мужества и красоты. Одной из наград был венок из растения, у которого ценны и корешок, и вершок, и семена. Это пряный овощ имеет «каменное» имя, так как в переводе с греческого означает «камень». Им называли мальчиков в надежде, что они будут стойкими к невзгодам, крепкими как камень.
Подсказка 1
Пряность широко применяют в кулинарии в качестве приправы; ее добавляют в первые и вторые блюда, как правило, перед подачей на стол.
Подсказка 2
Этим именем назван персонаж русских народных кукольных представлений.
Ответы: 92. Картофель. 93. Чеснок. 94. Кукуруза. 95. Петрушка.
ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ
Выберите правильный ответ.
96
|
Какое озеро на Земле является самым глубоким?
|
A. Байкал
Б. Ладожское
B. Эри
Г. Танганьика
|
97
|
Как называется колючее пустынное растение?
|
A. Роза Б. Кактус
B. Терн
Г. Саксаул
|
98
|
Назовите самый большой остров Земли.
|
A. Мадагаскар Б. Шри-Ланка
B. Гренландия Г. Калимантан
|
99
|
Как называется обширная группа островов в океане?
|
A. Риф
Б. Архипелаг
B. Шельф Г. Атолл
|
100
|
Какая из названных рек является самой длинной?
|
A. Конго Б. Обь
B. Дунай Г. Ганг
|
Ответы: 96 — А. 97 —Б. 98 —В. 99 —Б. 100 —Б.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час 10 класс на тему «Наша природа»
День земли. Сценарий для школьников
Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий