Дидактическая игра по краеведению в 3-4 классах

Дидактическая игра «111 вопросов для знатоков краеведения»

Автор: Бурдаева Марина Павловна, учитель начальных классов, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды».

Настольная игра «111 вопросов для знатоков краеведения ЯНАО»  предназначена для учащихся 3-4 классов, изучающих литературное краеведение, увлекающихся историей и культурой родного края.

Игра может проводиться как в рамках учебного процесса,  так и во внеклассной и внеурочной деятельности.

Материал  может быть использован учителями начальных классов, воспитателями ГПД, руководителями кружков по краеведению,  родителями  обучающихся и детьми.

Цель игры: расширить и обогатить знания школьников о родном крае, прививать любовь и уважение к истории и культуре коренных  народов Севера, воспитывать чувство гордости за свою малую родину – Ямал.

Задачи:

· Привлечение  внимания школьников к истории округа); вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по краеведению.

· Ознакомление с обычаями и традициями коренных жителей Ямала.

· Воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к малой  Родине, её народу.

· Выявление эрудированных и наиболее подготовленных учащихся в области краеведения.

Дорогой друг!

Ты держишь в руках настольную игру «111 вопросов для знатоков краеведения».  Мы предлагаем тебе отправиться в путешествие по Ямалу. Вспомнить обычаи и традиции  коренных жителей, разгадать северные загадки, приобщиться к мудрости скромного и работящего народа.

Во время игры вы побываете в стойбище оленеводов, погостите в чуме, обогатите знания  об основных занятиях коренных  жителей ЯНАО (оленеводстве, рыболовстве, охоте, рукоделие). Узнаете о самобытности и разнообразии ненецких колыбельных песен, игр. Убедитесь в бережном отношении  к природе жителей тундры, восхититесь  разнообразием  животного и растительного мира нашего округа.

Надеемся, что игра  поможет воспитать чувство   уважения к традициям и обычаям народов ЯНАО, повысит чувство    ответственности за состояние окружающей среды, разовьёт  интерес к изучению родного края.

Игра может проводиться по трем вариантам. Значком * отмечен дополнительный вопрос, вопрос повышенной трудности.

1 вариант. Каждый игрок  по очереди кидает кубик и  ходит на столько кружков, сколько очков выпало на кубике.  На  дорожке  есть номера вопросов, на которые надо дать ответ. Вопросы задаёт ведущий и следит за правильностью ответов.  При правильном ответе  игрок получает 2 балла и продвигается вперёд на 2 кружка. В случае неполного ответа игрок получает 1 балл и продвигается вперёд на 1  кружок. При неправильном ответе игрок остаётся на месте. Побеждает тот, кто первым доберётся до конца пути.

2 вариант. Перед броском кубика игроки (или команда игроков) сами выбирают категорию вопросов. За правильный ответ получают то количество баллов, которое  выпало на кубике. Баллы суммируются. Побеждает тот, кто  набрал больше баллов.

3 вариант. Вопросы игры могут быть использованы для проведения викторины «Мой северный  край». В викторине может одновременно участвовать  весь класс, предварительно поделившись на  команды.  Побеждает та команда, которая  даст  больше правильных ответов.

Тематический блок вопросов

1

Ямал – России младший брат

10

В гостях у охотников

2

В гости, в тундру!  (стойбище)

11

 В мире северных загадок

3

Жилище кочевника

12

Аптека под ногами

4

В краю оленьих троп  (об оленеводах)

13

Кто в северном краю живёт

5

Ямальские мастерицы (рукоделие)

14

Царство брусники и морошки (ягоды)

6

Колыбельная для тундровичка

15

По законам предков (обычаи и традиции)

7

Игры и игрушки ненецких детей

16

«Голубое»  золото Ямала

8

Собиратели фольклора

17

 

«Войди в природу другом!»

9

В краю голубых озёр

 

№ вопросов блока

 Вопросы

«Ямал – России младший брат»

1

1

Как называется наш округ?

2

2

В каком году был создан наш округ?

3

3

Как  переводится с ненецкого языка  слово Ямал?

4

4

Как называется столица, главный город нашего края?

5

5

Найди на рисунке флаг нашего округа

6

6

Что изображено на гербе нашего округа?

 

*

Как назывался Салехард до 1933 года

«В гости, в тундру!»

7

1

Назовите коренных жителей ЯНАО

8

2

Перечислите основные занятия коренных жителей

9

3

Как называется временное поселение ненцев-пастухов?

10

4

Как называется жилище ненцев?

11

5

На сколько человек  рассчитан чум кочевника?

12

6

Сколько километров в год проезжают оленеводы, следуя за стадом?  А) 200 км;  Б) 500 км;   В) около 1000 км;  

 

*

Знаете  ли вы, что обозначают названия национальностей коренных жителей?

«Жилище кочевников»

13

1

Из чего строят чум?

14

2

Чем отличается зимний чум от летнего?

15

3

Кто занимается сборкой чума?

16

4

Сколько требуется времени, чтобы установить чум?

17

5

Сколько нужно шестов для установки чума?

18

6

Сколько нужно оленьих шкур для покрытия  чума?

 

*

Что такое в чуме  место СИ ?

«В краю оленьих троп»

19

1

Что служит основным кормом северному оленю?

20

2

Почему оленеводы ведут кочевой образ жизни?

21

3

Как долго стадо может находиться на одном пастбище?

22

4

Какую пользу приносит оленеводство  человеку?

23

5

Как оленеводы заботятся о стаде?

24

6

Кто такой авка?

 

*

Назовите любимое лакомство  северного оленя?

«Ямальские мастерицы»

25

1

Исключи неправильный ответ. О мастерстве хозяйки судят:

А) по умению петь и рассказывать сказки;

Б) по обшивке чума;

В) по  одежде детей и мужа

26

2

Какие орудия труда нужны мастерице  для изготовления  традиционной одежды?

27

3

С помощью чего украшается одежда ненцев?

 

28

4

Для чего, по мнению жителей тундры,  нужен орнамент на одежде?

 

29

5

Как называется мужская национальная одежда ненцев?

30

6

Как называется женская национальная одежда ненцев?

 

«Колыбельная для тундровичка»

31

1

Что характерно для ненецкой колыбельной?

А) одна песня пишется для всех детей семьи;

Б) колыбельная сочиняется каждому ребёнку;

В) колыбельная песня передаётся по наследству.

32

2

Меняются  ли со временем слова и музыка колыбельной песни?

33

3

Каких песен нет в ненецком фольклоре?

34

4

Из чего изготавливается люлька для тундровичка?

35

5

Для чего центр тяжести ненецкой люльки находится в низу? (По принципу Ванька-встаньки)

36

6

Исключите неправильный ответ. К шапке  малыша пришивается колокольчик чтобы:

А) чтобы малыш с детства привыкал к музыке;

Б)  чтобы звон колокольчика отгонял злых духов;

В) чтобы его легко было найти, если он отошёл далеко от чума;

«Игры и игрушки ненецких детей»

37

1

В какие подвижные игры любят играть ненецкие мальчики?

38

2

Из чего изготавливается ненецкая кукла?

39

3

Какими игрушками играют в чуме?

40

4

Назови одну из любимых детских игр, в которую играют вместе девочки и мальчики.

41

5

Какие праздники коренных жителей вы знаете?

42

6

Как часто ненцы празднуют День рождения?

«Собиратели фольклора»

43

1

В какой сказке мать превратилась в птицу, не дождавшись  помощи от детей?

44

2

Кто такой Менкв  или Менкв-ики?

А) добрый волшебник;

Б) ямальский Дед Мороз;

В) великан – людоед.

45

3

Продолжи примету.

Звёзды искрятся – становятся яркими к  …

46

4

Какая из пословиц принадлежит народам Ямала:

А)  Волка бояться – и от белки бежать.

Б)   Робкого и тень страшит.

В)  Волков бояться, в лес не ходить.

47

5

Продолжи примету.

Солнце в туманном круге к …

48

6

Какая из пословиц не  принадлежит народам Ямала:

А) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Б)  Без труда, не  выловить  рыбку из пруда.

В)  Не рыба, не сети, а руки кормят.

«В краю голубых  озёр»

49

1

Как называется самая большая река нашего округа?

50

2

В какое море впадает Обь?

51

3

Как называется лодка ненца-рыбака?

52

4

Из какого растения вязали сети?

53

5

Какие виды рыб водятся в водах нашего округа?

54

6

Назови основную заповедь ненцев- рыбаков.

 

*

О чём идёт речь?  Идёт, идёт, а следов не видать

«В гостях у охотников»

55

1

Назовите животных, на которых разрешена промысловая охота в нашем округе?

56

2

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу ЯНАО?

57

3

Почему в народе говорят: «Куда мышь бежит, туда и охотнику поспешить нужно».

58

4

Какие заповедники (заказники) расположены на территории ЯНАО?

59

5

Защищая хозяина, охотничья собака вступает в смертельную схватку с медведем. Назовите породу  этой собаки.

60

6

Назовите основную заповедь ненцев- охотников.

 

*

Не буквы, а записаны в строчку.

Без языка, а охотнику всё расскажут.

«В мире северных загадок»

61

1

В небе порхает, в воде умирает

62

2

Без рук, без ног, а дерево гнёт

63

3

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя

64

4

Олень от них всегда убегает, а они никогда не отстают.

65

5

Ног нет, а идёт. Глаз нет, а плачет.

66

6

Идёт, идёт, а следа не видно

 

*

Лежит на земле белый камушек, а внутри сердечко стучит

 

«Аптека под ногами»

68

1

Назовите лекарственные растения тундры.

69

2

Как используют жители тундры  целебные свойства багульника?

70

3

Из каких растений оленеводы-кочевники  готовят витаминный чай?

71

4

Почему нельзя растаптывать мухоморы, ведь они ядовитые?

72

5

О каком лекарственном растении говориться в загадке: Платье потерялось, а пуговки остались.

73

6

Какую из ягод  тундры вводят в рацион питания космонавтам?

 

«Кто в северном краю живёт?»

74

1

Летом серая, а зимой белая

75

2

Ушки на макушке, хвостик как пушок

Рыжий, симпатичный  маленький зверёк.

76

3

На тонких ножках под ветром дрожит.

Как только обсохнет, за мамой бежит.

77

4

В ночь беззвёздную до чума            

Кто добраться вам поможет?           

Кто разыщет       путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?

78

5

Она от солнца прячется, а мышки от неё.

79

6

Почему волка называют «санитаром»  тундры?

 

*

На конце белого холма чернеет уголёк

 

«Царство брусники и морошки»

80

1

На кустарнике растёт ягодка лесная,

Ярко-синенький бочок солнцу подставляя.

81

2

Какую ягоду называют северным лимоном?

82

3

Какая ягода, произрастающая в нашем крае, улучшает зрение?

83

4

В тундре – кусточки, на кусточках листочки,

Под листочками ягодки красные блестят

84

5

Летом - горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка?

85

6

Назовите ягоду,  варенье из которой называют ямальским мёдом.

«По законам предков»

86

1

Какую религию исповедуют ненцы?

87

2

Кто такие Нум и Нга?

88

3

Кто такие шаманы?

89

4

Назовите священное дерево ненцев.

90

5

Продолжите  ненецкие запреты:

А) Не дразни старого человека –

Б) Не учись сквернословить -

В) Не мучай животного -

91

6

Что должен сделать воспитанный человек, выходя из-за стола в чуме?

А) поблагодарить хозяев;

Б) пригласить к себе  в гости;

В) предупредить хозяйку, что собирается уходить.

 

*

Что такое камлание?

А) вид охоты;   Б) обряд шамана;    

В) праздничное мероприятие.

 «Голубое»  золото Ямала»

92

1

Природный газ

 

2

Природный газ – лучший вид топлива. Он обогревает жилища, помогает готовить обед. Множество машин  работает и передвигается  с помощью газа. Из природного газа производят: пластмассу, красители, моющие средства и даже лекарства.

93

3

А)   1972г.  Б) 1962г.    В) 1982г.

94

4

Медвежье

95

5

Медвежье, Юбилейное, Ямсовейское, Харасавэйское,  Бованенковское.

96

6

Нефть, природный газ, железная руда, марганец, медь, хромит, фосфориты.

«Войди в природу другом!»

97

1

А) 2-3 года;  Б) 12-13 лет;   В) 20-30 лет;

98

2

Стерх (белый журавль), выращенный в неволе.

99

3

А)  20-30 лет     Б)  12-13 лет;     В) 2-3 года

100

4

Высаживают многолетние травы, производят отвод воды, чтобы место не  заболачивалось, убирают территорию.

101

5

Найди старое кострище.

102

6

В) 18 лет

               

Блок ответов

№ вопросов блока

 Ответы

«Ямал – России младший брат»

1

1

Ямало-Ненецкий автономный округ

2

2

А) декабрь 1930 г. Б)ноябрь 1940 г. В) январь 1950 г.

3

3

Край Земли

4

4

Салехард

5

5

Флаг сине-голубого цвета, в нижней части находится бело-сине-красный национальный орнамент

6

6

Герб состоит из щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя, на поле щита изображён идущий белый олень.

 

*

Обдорск

«В гости, в тундру!»

7

1

Ненцы, ханты,  селькупы

8

2

Оленеводство, рыболовство (рыбодобыча), охота, рукоделие.

9

3

Стойбище

10

4

Чум

11

5

В среднем на 20 человек.

12

6

В) около1000 км;  

 

*

Ненец – человек. Ханты – медведь, войско.  Селькупы – таёжные люди.

«Жилище кочевников»

13

1

Из жердей, выделанных оленьих шкур (нюков), летом вываренной и сшитой между собой корой.

14

2

Зимний чум покрывается оленьими шкурами, а летний – вываренной и сшитой между собой корой.

15

3

А) мужчины  Б) женщины  В) пожилые люди

16

4

А) 1час,   Б) 3 часа  В) 40-50 минут

17

5

А) 30-50  Б) 10-30   В) до 10

18

6

А) 50-60  Б)  60-70  В) 30-40

 

*

Место в чуме, где  хранятся семейные святыни.

«В краю оленьих троп»

19

1

Ягель  (олений мох)

20

2

Нельзя долго находиться на одном месте, ведь поедание и вытаптывание ягеля может разрушить природную среду

21

3

Одна неделя

22

4

Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строится жильё. Мясо оленя  – полезный пищевой продукт. Олень – надёжный транспорт в тундре.

23

5

Следят, чтобы на пастбище хватало корма, защищают от волков, выявляют и лечат больных животных, следят, чтобы олени  не отстали и не заблудились.

24

6

Прирученный олень

 

*

Грибы

«Ямальские мастерицы»

25

1

А) – неправильный ответ

26

2

Скребок, колотушка, нож, иглы, напёрсток, ножницы.

27

3

Орнамент. Аппликация из меха или цветного сукна. Плетение из бисера.

28

4

А) для красоты;  Б) для сохранения тепла;

В) чтобы через ворот, рукава, края одежды не проникли злые духи.

29

5

Малица, совик

30

6

Ягушка, паны

«Колыбельная для тундровичка»

31

1

Б) колыбельная сочиняется каждому ребёнку;

32

2

Да. Меняется характер малыша, меняется и мотив песни.

33

3

А) трудовые;  Б) дорожные;  В) новогодние;  Г) колыбельные.

34

4

Из вымоченной коры берёзы, а днище из древесины ели.

35

5

Чтобы при опрокидывании с нарт  в снег, ребёнок находился в вертикальном положении.

36

6

А) чтобы малыш с детства привыкал к музыке;

«Игры и игрушки ненецких детей»

37

1

Стрельба из лука.  Поймай оленя!  Прыжки через нарты.

38

2

Клюв гуся, утки, лебедя, кусочки разноцветного сукна, остатки меха

39

3

Вывко (пуговица на нити), нэсо (кости).

40

4

Девочки изготавливают кукольную семью «Нухуко», а мальчики мастерят «Аргиш» для далёкого кочевья.

41

5

День оленевода, день рыбака, дни большой радости  (свадьба,  встреча с родственниками  и друзьями).

42

6

Один раз  за всю жизнь.

«Собиратели фольклора»

43

1

Ненецкая сказка «Кукушка»

44

2

В) великан – людоед

45

3

К сильным морозам

46

4

А)  Волка бояться – и от белки бежать.

 

47

5

к  метели

48

6

Б)  Без труда, не  выловить  рыбку из пруда.

«В краю голубых и озёр»

49

1

Обь

50

2

Карское море

51

3

Калданка

52

4

Кустарник тальник.

53

5

Ряпушка, сырок, щёкур, муксун, нельма, чебак, щука.

54

6

Не вылавливай всю рыбу из озера – оставь потомкам!

 

*

Лодка

«В гостях у охотников»

55

1

Белки, песцы, соболи, лоси.

56

2

Стерх (белый журавль), орлан-белохвост, беркут, сокол-сапсан,  дикий северный олень, белый медведь.

57

3

Песцы питаются мышами.  Где мышь, там и песец.

58

4

Всего на Ямале  18 заповедников и заказников, ближайший  - Надымский  государственный природный охотничий заказник.

59

5

Лайка

60

6

Не добывай на охоте дичи больше, чем нужно для питания  твоей семьи.

 

*

Следы

«В мире северных загадок»

61

1

Снег

62

2

Ветер

63

3

Северное сияние

64

4

Нарты

65

5

Туча

66

6

Лодка

 

*

Яйцо

«Аптека под ногами»

68

1

Багульник, шиповник,  рябина, чага – древесный гриб, берёза (почки), брусника, черника, родиола розовая.

69

2

Настоем из багульника обрабатывают раны и лечат кашель.

70

3

Цветы и листья княженики, иван-чай, листья и плоды брусники, черники, плоды шиповника.

71

4

Их употребляют животные для лечения.

72

5

Рябина

73

6

Морошка

«Кто в северном краю живёт?»

74

1

Куропатка

75

2

Белка

76

3

Оленёнок

77

4

Олень

78

5

Полярная  сова

79

6

Охотится на больных, ослабших животных.

 

*

Песец

«Царство брусники и морошки»

80

1

Голубика

81

2

Клюква

82

3

Черника

83

4

Брусника

84

5

Рябина

85

6

Морошка

«По законам предков»

86

1

Весь мир заселён духами. Поклонение духам (воды, земли, огня, охоты и т.д.)

87

2

Это боги. Нум – создатель всего живого. Нга – владыка подземного мира, охотник за душами людей.

88

3

Посредники в общении между людьми и духами.

89

4

Лиственница

90

5

А) вырастешь глупым.

Б) плохие слова на языке оставляют запах зловонья.

В) тебя могут постигнуть страшные мучения

91

6

В) предупредить хозяйку, (чтобы она успела «задержать стол» и гость не унёс бы с собой  благополучие этой семьи).

 

*

Б) обряд шамана.   

 «Голубое»  золото Ямала»

92

1

Природный газ

 

2

Природный газ – лучший вид топлива. Он обогревает жилища, помогает готовить обед. Множество машин  работает и передвигается  с помощью газа. Из природного газа производят: пластмассу, красители, моющие средства и даже лекарства.

93

3

А)   1972г.  Б) 1962г.    В) 1982г.

94

4

Медвежье

95

5

Медвежье, Юбилейное, Ямсовейское, Харасавэйское,  Бованенковское.

96

6

Нефть, природный газ, железная руда, марганец, медь, хромит, фосфориты.

«Войди в природу другом!»

97

1

А) 2-3 года;  Б) 12-13 лет;   В) 20-30 лет;

98

2

Стерх (белый журавль), выращенный в неволе.

99

3

А)  20-30 лет     Б)  12-13 лет;     В) 2-3 года

100

4

Высаживают многолетние травы, производят отвод воды, чтобы место не  заболачивалось, убирают территорию.

101

5

Найди старое кострище.

102

6

В) 18 лет

                   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Лапцуй Л.В. Эдейка. - Свердловск: 1978.

2.   Нетребо Л.В. Пангоды. - Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, 1999.

3.   Няруй В., Няруй С, Колыбельная для тундровичка. - Санкт-Петербург: Просвещение, 2001.

4.   Окотетто Е.Н. Ненецкие подвижные игры. - Салехард: 1993.

5.   Приходько М.С., Приходько О.Б. Хомани. - Санкт-Петербург: издательский дом «Светлячок», 2002.

6.   Сусой Е.Г. Из глубины веков. - Тюмень: 1994.

7.   Северные родники/Автор-составитель Л.В. Федорова Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН,   2001.

8.     Фёдорова Л.В. Литературное краеведение. Программа учебного курса для начальной школы. – Салехард: 2006.

9.  Ямальский калейдоскоп/Учебное пособие по литературному краеведению/Автор-составитель Л.В.Фёдорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003. 152 с.

Рекомендуем посмотреть:

Викторина для 1-2 класса по сказкам Сутеева

Викторина о растениях для начальной школы с ответами

Викторина с ответами для начальной школы. Волшебные сказки

Викторина для начальной школы по произведению Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Викторина о цветах для начальной школы

Ирина Петровичева # 19 ноября 2013 в 07:53 +1
Очень интересная игра, множество разнообразных заданий, отличная иллюстрация. Голосую за Вашу работу! И беру разработку в свою копилку!!!
Нурия # 21 ноября 2013 в 17:13 0
Спасибо!Этот материал я использую для своих уроков.Очень насыщенный материал.
Elina # 21 ноября 2013 в 22:57 0
Спасибо! Этот материал поможет не только во внеурочной деятельности, но и для проведения уроков.
Владимир # 22 ноября 2013 в 10:29 0
Очень полезная работа. Обязательно использую материал.
Нина # 22 ноября 2013 в 15:18 +1
Работаю на Ямале четвертый год. Испытываю трудности при подготовке к урокам краеведения. Ваша работа - настоящая находка. Содержит нужный, полезный, интересный материал. Спасибо. Пополню свою методическую копилку.
Ольга # 26 ноября 2013 в 22:38 +1
Спасибо! С таким богатейшим материалом можно провести не только викторину, но и урок, и классный час! Голосую за Вашу работу! Обязательно использую!
Ирина Анатольевна Николаева # 27 ноября 2013 в 18:59 0
Очень ценный и интересный материал. Обязательно использую его на своих внеклассных мероприятиях. Большое спасибо.
Валентина Охрименко # 28 ноября 2013 в 17:53 0
Большое спасибо за интересный материал. Очень понравилась игра детям.
Валентина Павловна # 28 ноября 2013 в 19:47 +1
Я, молодой педагог пополнила свои знания по краеведению нашего округа, прочитав вашу работу. Спасибо! Таких работ сейчас мало. Беру игру в свою копилку.
Имамбаева Галина Васильевна # 30 декабря 2013 в 18:19 +1
Этот материал расширяет и обогащает знания школьников о родном крае. Интересный материал. В работе пригодится. Спасибо.
Людмила Николаевна Федорова # 5 января 2014 в 16:58 +1
Мне нравится форма игры - проведу у себя в школе, тем более, что вопросы по нашему краю уже подготовлены! Спасибо за идею!
Виолета Амаяковна Аракелян # 7 января 2014 в 18:59 +4
Такой богатый материал по краеведению вами представлен! Как здорово, что свои знания, любовь к малой родине мы можем передать нашим воспитанникам. Материал по-своему уникален. Сама занимаюсь краеведением (живу во Владимирской области) и знаю какой это труд подобрать материал по краеведению. Понравилась форма организации. А победитель вашей игры по праву получит титул "Знатока"
Светлана Владимировна Власова # 10 января 2014 в 21:21 +1
Очень интересный и насыщенный материал. Расширяет  и обогащает знания школьников о родном крае. Прививает любовь и уважение к истории и культуре коренных  народов Севера. Спасибо!
ольга семеновна дорофеева # 14 января 2014 в 12:27 0
Интересно и познавательно! Спасибо за идею!
Тамара Владимировна Насунова # 1 февраля 2014 в 00:38 0
Отличный материал для ознакомления учащихся с окружающей этнокультурной действительностью. Содержание дидактической игры соединяет в себе и игровую, и обучающую задачу, развивает интерес у учащихся к познанию культуры своего народа.Форму и организацию игры возьму на заметку. Спасибо за ваше творчество!
Наталья Алексеевна Акиншина # 16 февраля 2014 в 18:18 0
Очень интересная игра. Хорошая основа для создания игры о своём крае.Спасибо за идею!
Наталья Станиславовна Шилова # 15 мая 2014 в 19:07 0
Данная игра способствует углублению знаний учащихся о природе родного края, воспитывает экологическую культуру школьников, доброе бережное отношение к природе, ко всему живому.
Людмила Петровна Горбунова # 23 мая 2014 в 21:48 0
Хорошая и интересная игра. На её основе хочу разработать игру о своей малой родине.
Татьяна Владимировна Ермошина # 1 июля 2014 в 13:48 0
Здравствуйте! Всегда с интересом отношусь к истории и культуре разных народов мира, в том числе народов населяющих нашу страну. С огромным уважением отношусь к народам севера, считаю, что эти люди достойны не только огромного уважения, но и особого внимания к их образу жизни, культуре, традициям, обычаям, которые нужно изучать, охранять. Ваша работа поможет основательно работать с этим материалом и в Вашем регионе, и, уверена, поможет коллегам рассказать ребятам из разных уголков России о прекрасных жителях севера. Спасибо!
Виктория Олеговна Огнева # 7 сентября 2014 в 17:48 0
Очень интересная и познавательная игра! Спасибо за идею! Успехов!
Кравчук Александра Александровна # 12 октября 2014 в 13:46 0
Вот, прям возьму на заметку себе! У нас в школе грядёт общешкольное мероприятие "Фестиваль народов России". Ох, чувствую, что мне и моим воспитанникам достанутся народы севера... А это заставляет задуматься и над выступлением, и над танцем, и над песней, и над костюмом, и традиционной пищей... Да уж!.. Спасибо!
Светлана Владимировна # 18 октября 2014 в 04:55 0
Спасибо большое, Марина Павловна! Мне как и Вам хорошо известно, как мало материала для нас по ЯМАЛУ, тем более, что я теперь веду кружок краеведения. У вас как всегда всё на высшем уровне, жаль, что Вы ушли из нашей школы!!!
Голосую, однозначно, за Вас! С уважением Калиниченко С.В., школа №2 п.Пангоды
Гульнара Мадиховна Гималетдинова # 15 ноября 2014 в 18:25 0
Добрый вечер Марина Павловна! Познакомилась с вашим сценарием. И многое узнала о Ямале
Елена Алексеевна Сорокина # 23 декабря 2014 в 11:53 0
Здорово! У нас в гимназии проходит курс по краеведению. Большое Вам спасибо!
Нурзифа Абдулловна Болдецкая # 2 февраля 2015 в 06:08 0
у нас в школе есть краеведческий музей очень пригодиться в работе. спасибо
Людмила Александровна Черкашина # 8 февраля 2015 в 14:15 0
Трудно переоценить работу! Спасибо за огромный труд! Всё на высшем уровне! По Вашему материалу можно писать книгу.
Гульнур Анваровна Вильданова # 9 апреля 2015 в 09:39 0
Спасибо.Удачи вам.
Гульнара Амержановна Шайхисламова # 16 февраля 2016 в 20:45 0
Богатейший материал, видно что была проведена большая работа, было интересно узнать об Ямале, захотелось побольше узнать о своём родном крае, чем и думаю заняться в ближайшее время. Вы просто молодец! Спасибо!
Елена Владимировна Задорожная # 7 июня 2016 в 14:20 0
Подскажите, коллеги, где взять Авторскую программу Л. В. Федоровой «Литературное краеведение»/ – Салехард. Спасибо за помощь!