Интеллектуальная игра для учащихся 9 — 11 классов. Сценарий
Интеллектуальная игра для учащихся старших классов на тему «Азы славянской мифологии»
Оформление: на заднике сцены картина, на переднем плане которой — богатырь на коне, кот Баюн возле сказочного дерева, птица Гамаюн, на среднем — Соловей-разбойник, сидящий на дереве, на заднем — море, по которому плывут корабли и Чудо-юдо-рыба-кит.
Звучит музыка. На сцену выходит ведущий в старинном русском костюме, в руках — хлеб-соль.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья!
По древнему обычаю наших предков разрешите встретить вас хлебом-солью.
Ведущий кланяется.
Ведущий. Пусть в наших стенах вам будет уютно и тепло, пусть наши разговоры станут для вас приятными и полезными, пусть ваши знания станут глубже, а уважение к предкам — более осознанным.
Ведущий ставит хлеб-соль на столик, находящийся на авансцене.
Ведущий. Дорогие гости!
Сегодня мы расскажем вам о мифах древних славян. За тысячу лет многие из них забылись, но многие и сохранились, хотя мы сами порой даже не догадываемся о происхождении того или иного обычая или обряда.
Вспомним, кто такие славяне. Славяне... Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря до Прибалтики и от Эльбы до Волги — просторы, овеянные ветрами тысячелетий. Это люди, говорящие на русском (русские) и близком к нему языках (украинцы, белорусы, чехи, поляки). .
А что такое миф? Это легенда или сказка, то. чего не было на самом деле. О том какие были у славян мифы, во что они верили и каким богам мифическим существам поклонялись, мы и поговорим сегодня.
Активное участие в нашем разговоре примут ко манды образовательных учреждений города.
Звучит музыка.
Идет представление команд.
Ведущий. В качестве приятных собеседников хочу представить вам людей, которые будут оценивать ваши знания, вносить коррективы и поддерживать наш разговор.
Звучит музыка.
Ведущий представляет жюри.
Ведущий. Уважаемые игроки! Собранное веками множество преданий, легенд, поверий можно сравнить с ниточками волшебного клубка — того самого который укажет нам сегодня, словно сказочному герою, путь по неведомой тропе в мир славянской мифологии.
Звучит музыка. Ведущий демонстрирует участникам и зрителям клубок.
Ведущий. Сначала этот клубок приведет нас в мир славянских языческих богов. Итак, начинаем его разматывать.
Звучит музыкальная «отбивка». Ведущий начинает разматывать клубок.
Ведущий. Древние люди не могли объяснить явления окружающей их природы, поэтому они населяли свой мир множеством богов и духов. Одни божества управляли движением солнца, другие властвовали над водами, третьи дарили удачу на охоте, четвертые охраняли домашний .очаг. Среди богов были старшие и младшие, мужчины и женщины, добрые и злые.
Уважаемые участники! По следующим рисункам попробуйте угадать, какие боги были самыми главными и почитаемыми у славян. Свои ответы запишите на карточках под номерами. За каждый правильный ответ — 1 балл.
Звучит музыка. Помощник ведущего поочередно демонстрирует рисунки с изображением богов.
1. Бог света, добра, удачи, счастья.
2. Бог зверей и скота, Покровитель охотничьей добычи, Бог богатства.
3. Бог солнца, замыкает зиму и отмыкает лето.
4. Богиня любви и красоты.
5. Этого Бога считали властелином четырех стихий: небесного огня, воды, воздуха, земли. Он также считается покровителем князя и княжеской дружины.
6. Ужасное божество, олицетворение всех злоключений и бед.
Ведущий. Прошу представителя от каждой команды зачитать список богов и передать его жюри.
Участники зачитывают карточки, после чего ведущий дает правильные ответы.
Правильные ответы:
1. Белбог (Белобог).
2. Белее (Волос).
3. Дажьбог.
4. Лада.
5. Перун.
6. Чернобог.
Ведущий. Уважаемые команды! Постарайтесь за 1 минуту определить по представленным предметам, кому из вышеперечисленных богов были предназначены данные жертвоприношения.
По истечении времени ответ дает капитан команды. Звучит музыка. Помощник ведущего выносит предметы и размещает их перед участниками.
1. Рюмка вина. (Белбог)
2. Звериные маски и тулуп. (Велес)
3. Цветы, мед, ягоды, живые птицы. (Лада)
4. Палка, как орудие для драки. (Перун)
5. Игрушки — конь, человек. (Чернобог)
Задания проверяются.
Ведущий. Пришло время присоединиться к нашему разговору жюри, которое подведет итоги по двум прошедшим конкурсам.
Подводятся итоги конкурсов.
Ведущий (продолжая разматывать клубок). Особое место в мифологии древних славян занимали растения. Все они наделялись магической силой. Со многими растениями связаны разнообразные обычаи и обряды.
Внимание, команды! Перед вами плакате названиями растений. Определите, о КАКОМ растении идет речь, и главным элементом КАКОГО праздника оно является. Каждой команде будет адресован свой вопрос. За правильный ответ команде присуждается 1 балл.
Плакат:
1. Береза.
2. Яблоня.
3. Верба.
4. Папоротник.
5. Иван-да-марья.
6. Чеснок.
Вопросы для команд:
1. Наряду с некоторыми другими травами ЭТО растение использовали для изготовления венков — девичьих головных уборов летнего праздника. (Иван-да-марья. Этот цветок являлся символом купальских празднований. В основе названия растения лежит древнее поверье. Брат и сестра, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, поженились li лишь позже узнали, что они брат и сестра. От стыда и горя они превратились в траву, цветы которой — синего и желтого цвета. В купальскую же ночь снимались запреты на любовные отношения между всеми мужчинами и женщинами, и родственные любовные связи не возбранялись.)
2. После православного праздника освященные ветки ЭТОГО растения ставились и ставятся по сей день в красный угол вместе с иконами. Раньше их хранили до Егорьева дня или весь год. (Верба, как символ Вербного воскресенья. У русских она заняла место пальмовой ветви, которой приветствовали Спасителя — Иисуса Христа — после воскрешения Лазаря.)
3. До определенного церковного праздника было запрещено есть плоды ЭТОГО растения, считалось, что они еще незрелые. (Созревание плодов яблони приурочивалось именно к Яблочному Спасу. В запрете есть яблоки раньше положенного срока прослеживается соединение и взаимосвязь растительного и человеческого миров, а также календарного и жизненного циклов.)
4. Согласно народным поверьям, ЭТО растение распускает свои цветы один раз в году — ровно в полночь одной из летних ночей. (Считается, что папоротник цветет в ночь на Ивана Купала. Всяк, кто его достанет, становится вещим человеком, знает прошедшее, настоящее и будущее, угадывает чужие мысли и понимает разговоры растений, птиц, гадов и зверей.)
5. Плоды ЭТОГО растения отгоняют нечистую силу и все болезни. (В Рождество между гостями клали головки чеснока для очищения от всякого очарования и порчи. Верили, что обладавший таким растением мог творить чудеса, общаться с нечистой силою и всякими чародеями, мог даже, как на коне, ездить на ведьме.)
6. Образ ЭТОГО растения соотносился у славян с особенностями мирового дерева, соединяющего разные миры. Это растение считалось также излюбленным местоприбыванием русалок. (Украшением разноцветными лентами березовых ветвей на Троицу девушки задабривали водяниц.)
Ведущий (разматывая клубок). Кроме растений, у славянского народа широко были распространены мифологические представления о животных. Каждое животное занимало свое место в мировом пространстве.
Небесный мир связан с образом птиц; копытные животные, пчелы — с земным пространством: с подземным миром — гады, рыбы, мыши и некоторые другие животные.
Уважаемые игроки! Перед вами табло с зашифрованными названиями представителей трех миров
с подсказками. Попробуйте их угадать. Время на подготовку — 2 минуты.
Звучит музыка. Команды выполняют задание.
Зашифрованные слова:
1.
(Вещая птица)
2.
(Жертвенное животное)
3.
(Земноводное — символ многоплодности и мудрости)
Проводится проверка задания.
Правильные ответы:
1. Кукушка.
2. Бык.
3. Лягушка.
Ведущий. Прошу жюри подвести итоги последних двух конкурсов.
Подводятся итоги.
Ведущий (разматывая клубок). Общеизвестно, что мифология сыграла значительную роль в формировании различных фольклорных жанров. Особенно четко связь с древними мифами прослеживается в сказке. По русским народным сказкам мы знаем Бабу Ягу. Кощея Бессмертного, Царь-девицу, Лешего и многих других. Все они наделены мифологической природой.
Предлагаю командам через различные музыкальные жанры познакомить гостей с изученными сказочными персонажами. Время выступления — 2—3 минуты.
Очередность выступления помогут определить эти волшебные клубки.
Звучит музыка. Представители команд выбирают клубки, к которым прикреплена карточка с номером.
Ведущий. Пока команды готовятся к выступлению, я продолжаю разговор о сказочных персонажах.
Уважаемые зрители! Предлагаю вам принять участие в блиц-турнире.
Блиц-турнир:
1. Любимая птица Водяного. (Гусь)
2. Как звали мужа Бабы Яги? (Могущественный бог всех зверей — Велес.)
3. На каком острове сокрыта Кощеева смерть3 (На острове Буяне.)
4. Назовите мужа Кикиморы. (Домовой)
6. Кто верой и правдой служил Бабе Яге? (Лягушки, вороны и змеи, черные коты, кот Баюн.)
7. Назовите резиденцию Бабы Яги. (Избушка )
8. Назовите отчество Змея. (Горыныч)
9. Как называется телепередача, рассказывающая о мифологических созданиях? («Необъяснимо, но факт»)
10. Летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в небо. (Ступа)
11. В каком художественном фильме-сказке актер Г. Вицын провалился сквозь землю? («Финист — ясный сокол».)
Ведущий. Спасибо за ответы. Наши команды готовы. Я предоставляю слово команде ....
Через различные музыкальные жанры команды поочередно в течение 2—3 минут демонстрируют домашнее задание «Сказочные персонажи»:
1. Баба Яга (в стиле реп);
2. Кикимора (романс);
3. Леший (частушка);
4. Черт (детская песенка);
5. Соловей-разбойник (ария из оперетты);
6. Водяной (строевая песня).
Ведущий. Прошу жюри подвести итоги конкурса «Сказочные персонажи» и всей игры в целом.
Звучит музыка. Подводятся итоги. Награждаются победители.
Ведущий. Дорогие друзья! Спасибо вам за сегодняшнюю игру. Пусть ослабела в нашем славянском роде память о мифических богах, но и по сию пору шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют водяные, соблазняют русалки — и в то же время умоляют не забывать тех, в кого истово верили наши предки.
Кто знает, может быть, эти духи и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своем заоблачном мире, если мы их не позабудем?..
До свидания! До новых встреч!
Звучит музыка. Команды прощаются со зрителями.
Реквизит:
1. Хлеб-соль.
2. Большой клубок.
3. Рисунки с изображением богов.
4. Карточки с номерами для команд.
5. Бумага, карандаши.
6. Рюмка вина, звериные маски, тулуп, цветы, мед, ягоды, живые птицы, палка, игрушки: конь, человек.
7. Плакат с названиями растений.
8. Табло с зашифрованными словами.
9. Маленькие клубочки с номерами.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальные игры для детей школьного возраста
Интеллектуальная игра для старшеклассников к 23 февраля
Интеллектуальная игра для 5-6-7 класса
Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников
Интеллектуальная игра для школьников «Аукцион знаний»