Конкурсы

Интеллектуальная игра: Творчество Пушкина, 9 класс

Интеллектуальная игра для 9 класса, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина, «Счастливый случай»

Участники: учащиеся 9-го класса, классный руководитель.

Цели:

1) содействовать развитию познавательных интересов учащихся;

2) способствовать формированию у учащихся интереса к истории своего государства, классическому литературному наследию.

Подготовительная работа

1. Совет дела совместно с классным руководителем подбирает задания для игры.

2. Формируются команды игроков

3. Изготовляются жетоны для конкурса болельщиков.

4. Команды готовят по три вопроса для соперников.

5. Девятиклассники изготавливают призы для победителей игры.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) на классной доске помещены портреты А.С. Пушкина, выполненные О.А. Кипренским и В.А. Тропининым, даты жизни и смерти Пушкина, картина Н.Н. Ге «Приезд Пущина к Пушкину в Михайловское»;

б) подготовленные для двух команд столы со стульями по количеству участников;

в) один большой бочонок и 12 маленьких с номерами вопросов, «черный ящик» с портретом А. Керн.

Ход игры

I. Команды рассаживаются за столы. Ведущий приветствует всех собравшихся и приглашает игроков принять Участие в первом туре «Разминка». Каждая команда по очереди отвечает в течение двух минут на одни и те же вопросы. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Вот эти вопросы.

1. Город в Псковской области, часто посещаемый А.С. Пушкиным. (Новоржев )

2. Назовите хотя бы одно лицейское прозвище поэта. (Сверчок, Француз, Обезьяна.)

3. Как звали самого известного директора государственного музея-заповедника «Михайловское»? (Семен Степанович Гейченко.)

4. Какую фамилию носили предки А.С. Пушкина по линии матери? (Ганнибал.)

5. Фамилия няни А.С. Пушкина. (А.Р. Яковлева.)

6. Дерево у Лукоморья. (Дуб.)

7. Лицейский друг Пушкина, посетивший его в Михайловском. (И.И. Пущин.)

8. Стихотворение, написанное под впечатлением казни декабристов. («Пророк».)

9. Литературное общество, о котором поэт сказал:

Венец желаниям! Итак, я вижу вас,

О други смелых муз, о дивный... («Арзамас».)

10. Улица в Петербурге, названная поэтом в первой главе «Евгения Онегина». (Мильонная.)

II. Ведущий объявляет о начале второго тура «Заморочки из бочки». Члены команды по очереди вытаскивают бочонки с номерами вопросов и отвечают на них после 30-секундного обсуждения. Приведем эти вопросы.

1. Назовите фамилию скульптора — автора памятника А.С. Пушкину с няней Ариной Радионовной в г. Пскове. (Комов.)

2. Назовите город, в котором поэт пробыл около 3-х суток, направляясь на Урал для сбора материалов к «Истории Пугачева». (Казань.)

3. Перечислите повести, входящие в цикл «Повести Белкина». («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», к ним примыкает «История села Горюхина».)

4. Какую горку любил посещать А.С. Пушкин по дороге из Михайловского в Тригорское? (Савкину горку.)

5. Назовите художников — авторов двух самых известных прижизненных портретов А.С. Пушкина. (О.А. Кипренский, В. А. Тропинин.)

6. Назовите населенный пункт в Ленинградской области, где расположен первый в стране музей литературного героя А.С. Пушкина — «Домик станционного смотрителя». (Город Выра Ленинградской области.)

7. Как раньше назывался поселок Пушкинские Горы? (Тоболенец.)

8. Назовите нижегородское имение, связанное с творчеством поэта. (Болдино.)

9. О каком композиторе Пушкин говорил: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» (О Моцарте.)

10. Русский поэт, который сказал: «Пушкин знал, что рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна». (А. Блок.)

11. Когда, где и с кем проходила дуэль А.С. Пушкина? (27 января 1837 г., на окраине Петербурга у Черной речки, с Дантесом.)

III. Проводится конкурс «Черный ящик». Ведущий говорит о том, что в творчестве поэта было много стихов, посвященных женщинам. Стихотворение, посвященное этой женщине, стало одним из самых известных. Оно положено на музыку, именем этой женщины названа дорожка в одном из сел Псковской области. Чей портрет находится в «черном ящике»? (Портрет А. Керн.)

IV. Ведущий предлагает принять участие в конкурсе «Вставь словечко». Каждая команда в течение 2—3 мин выполняет одинаковое задание, вставляя пропущенные слова:

Тогда близ нашего селенья,

Как милый цвет уединенья,

Жила ... Меж подруг

Она гремела красотою.  (Наина)

 

Но, страстью пылкой утомленный.

Не ест, не пьет ... влюбленный;

На друга милого глядит,

Вздыхает, сердится, горит.  (Руслан)

 

В гранит оделася ...;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись ... .   (Нева, острова)

 

И с девицей молодой

Царь ... домой,

Перед ним молва бежала,

Быль и ... разглашала  (отправился, небыль)

 

И в ... входит царь,

Стороны той государь.  (светлицу)

 

Жил-был славный царь ...,

Смолоду был грозен он.

И соседям то и дело

Наносил    (Дадон, обиды, смело)

V. Во время выполнения командами задания конкурса «Вставь словечко» проводится конкурс болельщиков. За каждый правильный ответ болельщик получает жетон. В конце игры болельщики имеют право подарить заработанные ими очки любой из команд.

1. Офицерский чин, полученный Дубровским после окончания кадетского корпуса. (Корнет.)

2. Девичья фамилия жены А.С. Пушкина. (Гончарова.)

3. Царь в «Сказке о золотом петушке». (Дадон.)

4. Ягода, которую просил принести умирающий АС. Пушкин. (Морошка.)

5. Королевич в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (Елисей.)

6. Дочь Василия — кузнеца в повести «Барышня-крестьянка». (Акулина)

7. Назовите имя и отчество родителей А.С. Пушкина. (Сергей Львович Пушкин, Надежда Осиповна Пушкино (Ганнибал).)

8. Город, откуда родом коварная царица из «Сказки 0 золотом петушке». (Шемаха.)

VI. Ведущий объявляет о начале конкурса «Ты — мне, я — тебе». Команды поочередно задают друг другу подготовленные заранее вопросы.

VII. Проводится очередной конкурс «Дальше...». Ведущий поочередно задает вопросы каждой команде, если игроки не знают ответа, то капитан говорит: «Дальше...» Ответить на этот вопрос может другая команда. Вот эти вопросы.

1. Назовите лицейских друзей А.С. Пушкина. (Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Илличевский, Комовский и т.д.)

2. Когда был открыт Лицей в Царском Селе, где учился А.С. Пушкин? (19 октября 1811 г.)

3. Лицейский товарищ Пушкина, его секундант на дуэли с Дантесом. (Данзас.)

4. Журнал, выходивший в Петербурге раз в три месяца, основанный А.С. Пушкиным. («Современник».)

5. Главный герой повести «Выстрел». (Сильвио.)

6. Героиня повести «Станционный смотритель». (Дуня.)

7. Остров из «Сказки о царе Салтане». (Остров Буян.)

8. Герой сказки А.С. Пушкина, трижды перехитривший чертей. (Балда.)

9. Гора, на которой стоит древний Святогорский монастырь. (Синичья гора.)

10. Когда впервые А.С. Пушкин приехал в Михайловское? (9 июня 1817 г.)

11. Какие населенные пунты входят в музей-заповедник «Пушкинские Горы»? (Михайловское, Петровское, Тригорское.)

12. Улица в Петербурге, на которой находится дом, где скончался А.С. Пушкин. (Мойка.)

13. Что было дано в приданное царице из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»? (Зеркальце.)

14. Что дала Чернавка царевне в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Яблоко.)

15 Каким по счету является тот дом Пушкиных, который на сегодняшний день стоит в Михайловском0 (Пятым, восстановлен по эскизам 1949 г.)

16 Кому было посвящено первое стихотворение, написанное в Михайловском? (Алексею Николаевичу Вульфу.)

17 Где находится имение Ганнибалов, в которое часто приезжал А.С. Пушкин (В Петровском.)

18. Герой романа в стихах А.С. Пушкина. (Евгений Онегин.)

19. Комендант крепости в повести «Капитанская дочка». (Миронов.)

20. Кто в сказке А.С. Пушкина поет песенку «Во саду ли, в огороде...»? (Белочка, в «Сказке о царе Салтане».)

21. Сколько лет рыбачил старик в «Сказке о рыбаке и рыбке», до того как поймал золотую рыбку? (33 года.)

VIII. Ведущий подводит итоги игры, награждает победителей и благодарит всех за участие.

Литература

1. Бурсов Б.И. Судьба Пушкина. Л., 1986.

2. Вересаев В.В. Спутники Пушкина. М., 1993. Ч. 1.

3. Гордин A.M. Пушкин в Михайловском. Л., 1989.

4. Керн А.П. Воспоминания о Пушкине. М., 1987.

5. Керн А.П. Воспоминания, дневники, переписка. М.. 1974.

6. Кошевая Л.E. Петербургские встречи Пушкина. Л., 1987.

7. Леденцов Н.И. Былое А.С. Пушкина в Поволжье. Любовь Пушкина и Керн. Саратов, 1991.

8. Томашевский Б.В. Пушкин. М.; Л., 1961. Кн. 1—2,

9. Черейский Л.A. Современники Пушкина. Л., 1981

10. Чижов И.В. Души волшебное светило. Л., 1988.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра для 9 класса

Игра. Брейн-ринг «Символы российского государства» для 9 классов

Брейн-ринг. Сценарий для 7-9 классов

Интеллектуальная игра, 8-9 класс

Деловая игра для школьников 8-9 класса на тему: ЗОЖ

Марина Александровна Акопян # 4 января 2016 в 22:23 +2
Спасибо за сценарий! Интересно, содержательно. В наше время трудно заинтересовать детей чтением. Уверена, что Ваше мероприятие способствует развитию интереса к классикам нашей литературы.
Алмагуль Алтаевна Жалелова # 5 февраля 2016 в 06:27 +1
Спасибо за сценарий! Интересно, содержательно.
Ирина Александровна Моисеева # 7 марта 2016 в 13:58 +1
Особенно трудно учиться современному девятикласснику. Сложнее, на мой взгляд, чем даже одиннадцатикласснику. Поэтому такие такие разгрузочные материалы очень полезны для ребят.Опять же, повторение- мать учения.
Анна Владимировна Долгова # 2 апреля 2016 в 18:38 0
материал интересный, познавательный и содержательный,особенно для тех кто не знал или забыл
Наталья Сергеевна Алексеева # 13 июня 2016 в 16:37 0
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ. ОЧЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ. МЕНЯ, КАК УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ, ОСОБЕННО РАДУЕТ ЭТА ТЕМАТИКА. СПАСИБО
Татьяна Александровна Степанова # 6 июля 2016 в 22:14 0
Спасибо за сценарий, думаю, такое мероприятие сможет заинтересовать детей, им удастся лучше понять творчество А.С. Пушкина, познакомиться с историей. К тому же некоторым детям так изучать произведения намного легче
Марина Николаевна Прикуле # 27 августа 2016 в 16:58 0
Мне понравился сценарий, особенно вопросы. Если дети могут ответить на столь разнообразные вопросы, то учитель сумел привить любовь и к Пушкину, и к чтению в целом. Спасибо.
Анна Бякова # 7 января 2017 в 01:08 0
Казалось бы, о Пушкине написано уже так много,что и добавить нечего, однако замечательно, что творчество этого выдающегося поэта можно повторить (обобщить, закрепить) в такой увлекательной форме. Хочется, чтобы после проведения подобной интеллектуальной игры ребята захотели бы ещё раз перечитать Пушкина, глубже понять его произведения. Спасибо за сценарий.
Зухра Юриевна Ашракаева # 13 января 2017 в 21:10 0
У меня как раз 9 класс и мы на классном часу провели эту игру. Дети в восторге. Сколько эмоций было ,что не передать словами. очень хорошая игра. РЕКОМЕНДУЮ
Ольга Александровна Зеленкова # 20 января 2017 в 19:09 0
Спасибо за интересную разработку! Проведение таких уроков способствует развитию интереса к чтению, самостоятельному углубленному изучению фактов из жизни писателей. Разнообразно представлены вопросы и задания. Некоторые вопросы можно использовать и на уроке, ставя перед детьми "Проблемную ситуацию".
Людмила Анатолиевна Никитина # 4 января 2018 в 16:32 0
Игровые технологии привлекают учащихся любого возраста. Предлагаемая автором интеллектуальная игра (задания которой подготовлены, кстати, группой учеников совместно с классным руководителем), несомненно, позволит девятиклассникам в увлекательной форме повторить материал, связанный с биографией и творчеством А.С.Пушкина, и, возможно, станет отправной точкой повышения интереса к наследию великого писателя.