КОНКУРС ЭРУДИТОВ
Второй этап
Второй этап конкурса эрудитов посвящен предметам гуманитарного цикла. Сразу после окончания первого этапа конкурса учитель напоминает детям, что эрудированный человек постоянно общается с книгой. А значит, участникам конкурса эрудитов нужно почаще бывать в библиотеке, в читальном зале; нужно внимательно читать и школьные учебники по гуманитарным дисциплинам, искать интересные факты, которые можно использовать при подготовке вопросов соперникам. При недостатке времени учитель может провести все конкурсы сам, но будет лучше, если роли ведущих получат дети. Состав команд, названия, капитаны остаются теми же.
Цели: учить детей работе в команде, развивать познавательные способности учащихся, интерес к познанию окружающего мира; способствовать формированию положительной оценки таких качеств, как эрудиция, широта кругозора, любознательность; побуждать детей к накоплению знаний, к поиску информации, к работе с книгой.
Форма: интеллектуальная игра.
Подготовительная работа:
1. За 1-2 недели до классного часа предупредить детей о кок- курсе, тематике заданий (в основном это языки, литература, история); предложить поработать в библиотеке с соответствующими томами детских энциклопедий.
2. Каждая команда должна подготовить по 3 вопроса для соперников. Условие: все вопросы должны быть из учебников для 7 класса (русский язык, литература, история).
3. Распределить роли между учащимися: ведущие (2 ученика), судьи (3 ученика: двое следят за текущими соревнованиями, третий суммирует количество баллов и объявляет конечный результат).
Оборудование: сделать из плотной бумаги большую медаль «Эрудит 7 "А"».
План классного часа
I. Интерактивная беседа «Кто такие эрудиты?».
II. Игра «Конкурс эрудитов».
1. Конкурс «Стрельба пословицами».
2. Конкурс «Быстрые ответы».
3. Конкурс «Три слова».
4. Конкурс капитанов «Эстафета искусств».
5. Конкурс «Загадки с подсказками».
6. Конкурс «Факты из учебника».
7. Конкурс «Литературный детектив».
III. Подведение итогов.
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа «Кто такие эрудиты?»
Классный руководитель. Дорогие ребята, сегодня мы проводим второй этап конкурса эрудитов. Вы помните, кто такие
эрудиты? (Эрудиты - это люди, которые знают все и обо всем, это знатоки.)
- Как вы считаете: хорошо ли быть эрудитом? И что в этом хорошего?
Примерные ответы детей:
- Знающих людей все уважают.
- К ним постоянно обращаются за помощью и советом.
- Знающие люди могут стать учеными, заниматься наукой.
- С эрудированным человеком приятно общаться, с ним всегда интересно поговорить.
Классный руководитель. Есть ли в нашем классе эрудиты? Как они учатся? Как себя ведут?
(Дети отвечают, что настоящих эрудитов в классе пока нет, но есть любознательные ребята, у которых широкий кругозор. Дети называют имена одноклассников, которые хорошо учатся, много читают.)
Думаю, что эти ребята сегодня смогут проявить себя в конкурсе и подтвердить свою репутацию эрудированных, любознательных и всесторонне развитых людей. Я передаю слово ведущим (называет имена и фамилии 2 учеников). Судить наш конкурс будут три судьи (имена и фамилии детей). Итак, ни пуха ни пера! Желаю вам всем стать эрудитами!
II. Игра «Конкурс эрудитов»
(К доске выходят 2 ведущих.)
Ведущий 1. Сегодня в конкурсе эрудитов участвуют две команды. Команда мальчиков (название, капитан).
Ведущий 2. И команда девочек (название, капитан).
1. Конкурс «Стрельба пословицами»
Ведущий 1. Первый наш конкурс мы назвали «Стрельба пословицами». Две команды покажут, кто лучше знает пословицы.
Ведущий 2. В течение 5 минут обе команды должны обменяться пословицами.
Ведущий 1. За каждую пословицу команда получает 1 балл. Команда (название), вам начинать!
Коллекция пословиц
1. Ищи невесту не в хороводе, а в огороде.
2. Вешний день год кормит.
3. С родной земли - умри, не сходи.
4. На чужой стороне и весна не красна.
5. Без корня и полынь не растет.
6. Чужая сторона прибавит ума.
7. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.
8. Где кто родится, там и пригодится.
9. Семь бед - один ответ.
10. Не тот вор, кто крадет, а тот, кто лестницу подставляет.
11. Не пойман - не вор.
12. Ученье - свет, а неученье - тьма.
13. Азбука - к мудрости ступенька.
14. Сперва аз да буки, а там и науки.
15. Неразумного учить - в пустую кадку воду лить.
16. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
17. Грамоте учиться - вперед пригодится.
18. За ученого двух неученых дают.
19. Храбрость города берет.
20. Сам погибай, а товарища выручай.
21. Где умному горе, там дураку веселье.
22. Старый друг лучше новых двух.
23. Дружба - дружбой, а служба - службой.
24. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
25. Держи голову в холоде, живот - в голоде, а ноги - в тепле.
26. Нет худа без добра.
27. Что посеешь, то и пожнешь.
28. Лес рубят - щепки летят.
29. Не зная броду, не суйся в воду.
30. Цыплят по осени считают.
Ведущий 1. Разминка окончена. Послушаем, что скажут о ее результатах наши судьи.
Ведущий 2. Даем им слово.
Судья 1. По результатам первого конкурса счет (называет счет) в пользу команды [название).
2. Конкурс «Быстрые ответы»
Ведущий 1. Внимание, начинаем второй конкурс. Мы его назвали «Быстрые ответы».
Ведущий 2. Каждая команда должна быстро, без обсуждения ответить на вопросы одним словом.
Ведущий 1. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Ведущий 2. Внимание, вопросы для команды (название).
1. Что изображает художник-маринист? (Море.)
2. Самый высокий женский голос. (Сопрано.)
3. Как называются устаревшие слова? (Архаизмы.)
4. Как называется музыкальный ансамбль из 4 исполнителей? (Квартет.)
5. Музыкальное вступление к опере или балету. (Увертюра.)
Ведущий 1. А теперь вопросы для команды (название).
1. Что изображает художник-баталист? (Картины сражений.)
2. Самый низкий мужской голос. (Бас.)
3. Как называются новые слова? (Неологизмы.)
4. Как называется музыкальный ансамбль из б исполнителей? (Секстет.)
5. Одновременное звучание нескольких звуков. (Аккорд.)
Ведущий 2. Просим наших арбитров подвести итоги второго конкурса.
Судья 2. Счет во втором конкурсе (называет счет) в пользу команды (название).
3. Конкурс «Три слова»
Ведущий 1. Начинаем третий конкурс. Он называется «Три слова».
Ведущий 2. Каждой команде предстоит ответить на 5 вопросов. На каждый вопрос нужно дать по три ответа. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Ведущий 1. Таким образом, всего каждая команда может набрать по 15 баллов.
Ведущий 2. Команды могут обсуждать ответ в течение 1 минуты.
Ведущий 1. Команда (название), слушайте вопросы.
1. Назовите три инструмента симфонического оркестра. (Скрипка, виолончель, рояль и т. п.)
2. Назовите имена трех богов Древней Греции. (Зевс, Афродита, Посейдон и т. п.)
3. Назовите трех русских поэтов. (AC. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и т. п.)
4. Назовите три вида театральных произведений. (Комедия, драма, трагедия.)
5. Назовите имена трех русских царей. (Иван Грозный, Петр I, Екатерина II и т. п.)
Ведущий 2. А теперь вопросы для команды (название).
1. Назовите три народных музыкальных инструмента. (Баян, балалайка, бубен и т. п.)
2. Назовите героев поэмы Гомера «Одиссея». (Одиссей, Пенелопа, Циклоп.)
3. Назовите трех зарубежных писателей-сказочников. (Андерсен, Гримм, Перро и т. п.)
4. Назовите имена трех зарубежных художников. (Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и т. п.)
5. Назовите имена трех европейских монархов. (Людовик XIV, Фридрих Вильгельм I, Карл XII и т. п.)
Ведущий 1. Спасибо командам, слушаем мнение судей.
Судья 1. В этом конкурсе победила команда (название) со счетом (называет счет).
4. Конкурс капитанов «Эстафета искусств»
Ведущий 1. Вот и пришел черед для конкурса капитанов. Этот конкурс мы назвали «Эстафета искусств». Он оценивается в три балла.
Ведущий 2. Капитаны будут по очереди передавать эстафету друг другу, называя по алфавиту фамилию писателя, художника или композитора. Тот, кто не сможет вспомнить ни одной фамилии в течение 3 секунд (считаю: раз-два-три), проигрывает.
Ведущий 1. Условия конкурса понятны? Начинаем! Капитан команды (название), ваша буква - А.
Ведущий 2. Капитан команды (название), ваша буква - Б и так далее.
(Капитаны по очереди называют по одной фамилии на каждую букву алфавита, например, такие: Андерсен, Бетховен, Верн, Гримм, Достоевский, Ершов, Жуковский, Золя, Исаковский, Крылов, Лермонтов, Моцарт, Некрасов, Островский, Пушкин, Рафаэль, Суриков, Толстой, Уланова, Фет, Хемингуэй, Цветаева, Чайковский, Шишкин, Щедрин, Эйзенштейн, Юткевич, Языков.)
Ведущий 1. Ну что ж, эстафета закончилась. Что скажут судьи?
Судья 1. Тут ответ очевиден: победил капитан команды (название).
(Если алфавит не пройден до конца, победила команда, капитан которой отвечал последним, если оба капитана прошли весь алфавит - ничья: обоим по 3 балла.)
5. Конкурс «Загадки с подсказками»
Ведущий 1. Четвертый конкурс - «Загадки с подсказками». Вы должны угадать то, что мы задумали, используя 5 подсказок.
Ведущий 2. Но если вы уверены в правильном ответе, можете и не использовать все подсказки.
Ведущий 1. Правильный ответ оценивается в 3 балла.
Ведущий 2. Итак, загадка первая. Речь идет о памятниках архитектуры. О каких именно?
Ведущий 1. Послушайте подсказки.
1. Этим сооружениям уже 5 тыс. лет.
2. Это монументальные сооружения.
3. По свидетельству историка Геродота, одно такое сооружение строилось двадцать лет.
4. Они причислены к семи чудесам света.
5. По своему назначению это гробницы. (Египетские пирамиды.)
Ведущий 2. Теперь загадка для соперников. Она тоже касается произведения архитектуры. Какого?
Ведущий 1. Послушайте подсказки.
1. Это монументальное сооружение в виде амфитеатра.
2. Здесь проходили бои гладиаторов, конные, спортивные состязания, музыкальные представления.
3. На протяжении многих веков его называли просто Ареной.
4. В 248 г. в амфитеатре торжественно отпраздновали тысячелетие Рима.
5. Сейчас это сооружение напоминает полуразрушенный трехъярусный стадион.
(Колизей.)
Ведущий 2. Ответы получены. Ждем оценки судей.
Судья 2. Результат этого конкурса (называет счет) в пользу (называет команду).
6. Конкурс «Факты из учебника»
Ведущий 1. Вот и подошло время для домашних заготовок.
Ведущий 2. А значит, для конкурса «Факты из учебника».
Ведущий 1. Напоминаю, что вы должны были подготовить по три вопроса для команды соперников.
Ведущий 2. По условиям этого конкурса для составления вопросов нужно было использовать факты из школьных учебников по истории, русскому языку, литературе.
Ведущий 1. Время на обсуждение ответов - 1 минута. Оценка за каждый правильный ответ - 1 балл.
Ведущий 2. Итак, слово команде (называет команду). (Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.)
Ведущий 1. Теперь свои вопросы задает команда (называет команду).
(Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.)
Ведущий 2. Судьи скажут нам, кто победил в этом конкурсе. (Судья 1 объявляет результат.)
7. Конкурс «Литературный детектив»
Ведущий 1. И наконец, самый трудный наш конкурс. Это конкурс «Литературный детектив». В нем проверяются не только знания, но и сообразительность, умение логически мыслить.
Ведущий 2. Детектив - это человек, который может по одной маленькой детали восстановить облик преступника, картину событий.
Ведущий 1.А литературный детектив может по одной строке определить автора, название произведения и его героя.
Ведущий 2. Итак, конкурс. Каждая команда должна провести расследование по 5 загадочным фразам и установить автора текста, название произведения и ответить на наш вопрос.
На каждый вопрос даем 10 секунд.
Ведущий 1. Каждый полный и правильный ответ оценивается в 1 балл.
Ведущий 2. Внимание, начинает команда (называет команду).
(Ведущие по очереди задают вопросы командам (нечетные вопросы - первой команде, четные - второй).)
1. Внимание, разыскивается невеста. Послушайте ее приметы:
«Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». (Мата Миронова. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)
2. Еще один жених разыскивает невесту по таким признакам (фотомоделей просим не беспокоиться):
«В ней было две девушки... Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая - живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов...» (Ассоль. А. Грин. «Алые паруса».)
3. А теперь нужно узнать имя жениха. В деревне он сразу обратил на себя внимание:
«Легко было вообразить, какое впечатление он должен был произвести в кругу наших барышень. Он первым перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности, сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы <...> Барышни сходили по нем с ума». (Алексей. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка».)
4. Помогите определить обвиняемую по голосу. Подозревается в жестоком обращении с женихами. Нам удалось записать ее монолог:
«Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть!» (Оксана. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».)
5. Красота - это страшная сила. Из-за этой красавицы один человек убит, другой - казнен. Такова цена ее доброго имени. Кто она?
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно, будто лебедушка;
Смотрит сладко, как голубушка;
Молвит слово - соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.
(Алена Дмитревна. М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».)
6. Внимание! Разыскиваются дети: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Последний раз их видели ночью у костра. Одежда крестьянская, могут вести разговор о домовом, русалке, лешем. Кто знает, где их искать? Помогите! (Ищите в повести И.С. Тургенева «Бежин луг».)
7. А теперь нам нужно найти место, где укрывались многие вольные люди, в том числе и школьники, бежавшие от строгой дисциплины.
«Эта странная республика была именно потребностию того века. Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатых парчей, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь работу. Одни только обожатели женщин не могли найти здесь ничего, потому что даже в предместье <...> не смела показываться ни одна женщина». (Запорожская Сечь. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».)
8. Нужно срочно установить местонахождение героя. Он внезапно пропал из своего тихого села, никому ничего не объяснив. Может быть, вы знаете, кто он и где он оказался?
«Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая готовою труб и крыш». (Кузнец Вакула в Петербурге. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».)
9. К нам поступило заявление о пропаже вещей. В доме помещика Муромского у гражданки Англии пропала косметика: банка английских белил и черная краска для бровей. Кто ограбил англичанку? (Лиза, дочь хозяина. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка».)
10. Мы разыскиваем человека, который не выполняет условия договора. Послушайте показания свидетеля.
«Его выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. По контракту обязан он был учить меня по-немецки, по-французски и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, и потом каждый из нас занимался уже своим делом». (Француз Бопре. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)
Ведущий 1. С нетерпением ждем судейской оценки конкурса детективов, а также результатов всего состязания.
Судья 2. В последнем конкурсе победила команда (называет команду).
Судья 3. А медаль «Эрудит 7 "А"» завоевала команда (называет команду), она победила с общим счетом (называет счет). Просим классного руководителя вручить медаль победителям.
(Дети аплодируют. Классный руководитель вручает капитану медаль.)
III. Подведение итогов
Классный руководитель. Наш конкурс эрудитов закончен, но на этом не заканчивается процесс познания. Человек всю жизнь должен учиться, узнавать что-то новое. Согласны ли вы со мной? Из каких источников можно добывать знания?
Примерные ответы детей:
- Согласен, что человек должен учиться всю жизнь. Даже моя бабушка читает газеты, смотрит новости, чтобы что-то узнать.
- Знания можно добывать еще из Интернета.
- И по телевизору много познавательных передач.
- Можно найти информацию в журналах, газетах.
- Все равно главный источник знаний - это книга.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная игра для 6-7 класса
Интеллектуальная игра для 6 класса
Интеллектуальная игра-соревнование в 5-6-7 классах
Брейн-ринг. Сценарий для 7-9 классов