Конкурс знатоков русского языка, 5-6 класс

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов

Автор: Гончарова Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ имени Карла Маркса» города Почепа Брянской области

Описание материала: предлагаю конспект внеклассного мероприятия по русскому языку «Конкурс знатоков русского языка». Надеюсь, материал будет полезен учителям-предметникам, работающим в 5-6 классах. В ходе мероприятия в игровой форме повторяются отдельные изученные темы, развивается словесно-логическое мышление учащихся, быстрота реакции, умения действовать в условиях соревнования.

Цель: развивать словесно-логическое мышление, творческие способности учащихся, умение работать в группе; воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Подготовка к конкурсу:

1)    наглядное оборудование (свиток, изображение дворца, эпиграф на ватмане, корона, таблички с номерами команд, жетоны, карточки с заданиями);

2)    подготовить ученика для роли короля Русского языка;

3)    за неделю до конкурса вывешивается объявление о его проведении со списком рекомендуемой литературы: Л. Успенский- «Слово о словах», Э. Вартаньян – «Из жизни слов», «Путешествие в слово», Н. М. Шанский – «В мире слов».

Ход конкурса

С русским языком можно творить чудеса.

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,

что нельзя было бы передать русским словом.

К.Г. Паустовский

Учащиеся 5-6 классов разделены на шесть команд (примерно). Каждая команда занимает отдельный стол.

Учитель объявляет начало конкурса, представляет жюри, объясняет систему оценивания (за правильный ответ команда получает жетон, за дополнения к ответам соперников – полжетона; победит та команда, у которой к концу игры окажется больше жетонов).

Входит король Русский Язык:

- Добрый день, дорогие друзья! Я рад приветствовать вас в своём королевстве. Вы, наверное, знаете, что русский язык относится к мировым языкам. Попробуйте ответить, за какие достоинства я удостоен такого титула? (Учащиеся отвечают.)

- Умницы! Как приятно, что вы так много знаете обо мне! Этот старинный свиток (показывает) мне достался от моих предков, на нём записаны достоинства великого русского языка. (Читает: «Красота. Богатство. Выразительность. Мудрость. Точность. Яркость».) Вот я какой! И я очень хочу, чтобы вы почувствовали, что «с русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

У меня есть слова – словно раны, и слова – словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести!

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить!

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, верности, свобода и честь!

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как заветы для вас, их в душе берегу!

(Вадим Шефнер)

Вот этот подарок я хочу вручить вам, чтобы вы берегли и преумножали все мои богатства. Самых лучших знатоков русского языка я приглашаю к себе во дворец. Кто же окажется самым лучшим, покажет конкурс.

Учитель предлагает королю принять участие в конкурсе, включает его в одну из команд и начинает соревнование.

ЗАДАНИЕ 1

Используя возможности русского языка и изображение дворца, составьте небольшой текст (4-5 предложений), который начинается словами «Великий король Русский Язык жил…»

(Жюри учитывает быстроту, оригинальность, красоту исполнения.)

(Выполнив задание, дети зачитываю свои тексты.)

ЗАДАНИЕ 2

Учитель:

- Ребята, давайте вспомним, что изучает этимология. (Ответы детей) Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как «гудильник» (будильник), «строганок» (рубанок), «копатка» (лопатка), «колоток» (молоток), «мазелин» (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для самого раннего детства.

Попробуйте догадаться, что означают следующие детские слова. Ваш «перевод» запишите рядом с «оригиналом».

Карточка с заданием:

Тушенники -

Журчей -

Рукти -

Рыжка -

Красняк –

Ответы:

…Раз они пожарные, они должны делать пожар, а тушить пожар должны тушенники!

… Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит.

… Почему ты говоришь «ногти»? Ногти у нас на ногах, а которые на руках – это рукти.

… Почему белку зовём белкой? Давай перезовём её рыжкой!

… Это не синяк, а красняк.

ЗАДАНИЕ 3

ИГРА «МАГАЗИН»

Учитель:

- А теперь подошло время подкрепиться! У каждой команды есть корзиночка для продуктов. Сейчас вы отправитесь в магазин и купите там продукты, названия которых – имена существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе (и те, и другие можно «покупать»). Как будете покупать? Записываете на отдельном листочке название продукта и кладёте в корзинку. У кого в корзинке окажется больше правильных ответов, тот и победит. Но имейте в виду:  ходить по магазину можно только две минуты! Начали!

(Через две минуты учитель забирает корзинки и отдаёт жюри. Пока жюри подводит итоги, ведущий просит отгадать слова по их лексическому значению.)

«ЗАШИФРОВАННЫЕ СЛОВА»

1)    Какой-то прибор, машина, которые работают без участия человека. (Автомат)

2)    Выражение, взятое кем-либо как руководящее правило поведения, деятельности. (Девиз)

3)    Справочная таблица с последовательным перечислением всех дней года. (Календарь)

4)    Разновидности капусты, у которой съедобными являются утолщения на стебле. (Кольраби)

5)    Учёный, занимающийся изучением языка и литературы. (Филолог)

(Жюри сообщает результаты третьего конкурса, и соревнование продолжается.

ЗАДАНИЕ 4

Учитель:  

- В зашифрованных словах нам встретилось несклоняемое существительное. Узнали его? Дайте определение несклоняемых существительных. (Ответы) Сейчас каждая команда получит карточку, на которой записаны несклоняемые имена существительные. Вам нужно составить такие словосочетания с этими существительными, чтобы стал понятен их род.

Карточка с заданием:

Тюль

Кофе

Пенальти

Кашне

Кольраби

Авеню

Како

Кино

Тире

Жюри

(Как только задание выполнено, учащиеся отдают карточку жюри.)

ЗАДАНИЕ 5

Учитель:

- Неисчерпаемы возможности русского языка. Видите, в трудных случаях одна часть речи помогает другой, и нам всё становится ясно и понятно. А ещё русский язык очень любит различные фокусы. Вы, наверное, видели, как в цирке фокусник кладёт в свой цилиндр один предмет, а достаёт другой. Вот и русский язык предоставляет сообразительным ученикам возможность почувствовать себя в роли фокусника: одно слово превратить в другое, переставляя в нём буквы. Например (записывает на доске), возьмём слово «стирка». Немного поколдуем, и вот уже из «стирки» получился «старик». Правда, здорово? Сейчас каждая команда получит слова, которые нужно будет превратить в другие.

Карточка с заданием:

Колос

Сила

Пила

Весна

Тело

Пальто

Лакей

Подвода

Мошкара

(Ответы – сокол, лиса, липа, навес, лето, лейка, водопад, ромашка)

(Жюри учитывает скорость и правильность выполнения.)

ЗАДАНИЕ 6

Занимательный рассказ

Учащиеся получают текст с пропусками. Нужно подобрать такое слово, которое подходит на место первого пропуска, причём это слово должно включать в себя все другие слова-пропуски.

Карточка с заданием:

Охотники … сигнал. У горы, где был пово…,  … лес дровосеки. Они … каждому охотнику по палке, и охотники ушли в лес. Передние непрерывно … , сзывая отстававших, и … ветви, которые мешали идти. По пути охотники … двух гадюк. Их долго … палками.

- А гадюки ядовитые … нет? – спросил молодой охотник.

- Ты … это спрашиваешь? – укоризненно покачал головой старый охотник. – Пора бы … самому знать.

 (Ответ – «протрубили»)

Учитель:

- Как богат наш язык! Из одного мы получили целых десять! Из слов, как вы знаете, мы можем составить словосочетания и предложения. А что мы получим, если свяжем предложения по смыслу и грамматически? Правильно, текст. Так что такое текст? Мне вот в руки попался какой-то непонятный текст – в нём нет ни одного знака препинания. Может быть, вы мне поможете и вычлените предложения из этого текста? (Приглашаются представители от команд.)

ЗАДАНИЕ 7

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят

(Жюри оценивает работу)

Учитель:

- Умницы! Быстро справились с заданием. Ответьте, пожалуйста, с помощью каких средств связи соединены предложения в этом тексте?.

ЗАДАНИЕ 8

Учитель:

- Я думаю, наш гость король Русский Язык доволен вашими знаниями и рад, что попал к таким думающим ученикам. Ему будет приятно услышать из ваших уст, за что же вы его любите и почему считаете нужным прекрасно владеть русским языком.

Итак, уважаемое жюри, наш последний конкурс – домашнее задание. Каждая команда готовила признание в любви к родному языку. Сейчас представитель от команды сделает это признание. Самое трогательное получит лишний балл. Возможно, он окажется решающим.

(Жюри выслушивает выступления учащихся и оценивает их.)

Король Русский Язык:

- я тронут вашими признаниями. Мне хочется всех вас наградить, но я обещал, что во дворец войдут самые лучшие из вас. Сосчитайте, пожалуйста, количество заработанных жетонов.

(Каждая команда называет количество жетонов. Король обращается к победителям.)

- Я поздравляю вас с победой и вручаю вам этот драгоценный свиток. Берегите мои достоинства и используйте их на благо русского народа, который говорит на самом замечательном в мире языке. Ещё я хочу вам подарить вот эти волшебные ручки. Они приносят удачу (вручает подарок).

Всего вам самого доброго и успехов в изучении русского языка!

Использованная литература:

Л. Успенский. «Слово о словах»

Э. Вартаньян. «Из жизни слов»

Э. Вартаньян. «Путешествие в слово»

Н.М.Шанский. «В мире слов».

С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. «Толковый словарь русского языка».

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

КВН по русскому языку для 5-6-7 классов

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Викторина по русскому языку в начальной школе

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Татьяна # 27 октября 2013 в 20:33 +1
Очень хороший материал, познавательный для детей. Использованы различные формы работы. Материал представлен в игровой форме.
Татьяна Соловьёва # 27 октября 2013 в 20:56 +1
Конкурс включает много интересных заданий, соответствующих возрасту шестиклассников. Задания подобраны таким образом, что можно повторить материал, не перегрузив при этом детей. Занимательность заданий должна создать атмосферу творчества, практически каждый ребёнок почувствует себя в ситуации успеха.
Татьяна Соловьёва # 27 октября 2013 в 20:57 +1
Спасибо автору за работу. Дальнейших творческих успехов.
Наталья Кожухарь # 28 октября 2013 в 16:05 +1
Все этапы мероприятия четко спланированы и выдержаны. Учитель верно поставил цель, на которую методически грамотно вывел учащихся. Системообразующим в работе является четко отобранное содержание материала, соответствующее возрастным особенностям учащихся.Спасибо автору разработки!Обязательно воспользуюсь предложенным материалом!!!
Олеся Щербакова # 28 октября 2013 в 20:48 +1
Спасибо за замечательное мероприятие.Интересные,доступные и разнообразные конкурсы учат детей понимать и ценить красоту родного языка.Грамотно подобранный материал развивает сообразительность,находчивость,умение работать в команде.Обязательно использую в своей практике.Дальнейших творческих успехов!
Алла Атрощенко # 29 октября 2013 в 15:42 +1
Очень увлекательное и познавательное мероприятие.Спасибо автору за продуманную подборку интересных заданий!Обязательно воспользуюсь в своей работе,а автору разработки желаю дальнейших творческих успехов!
Алла Нагорная # 29 октября 2013 в 21:09 +1
Спасибо за идею! Замечательный сценарий, познавательный. Попробую реализовать. Автору желаю творческих успехов!
Ирина Гайдарова # 30 октября 2013 в 22:16 +1
Огромное спасибо автору за замечательный сценарий!Очень интересные задания. Обязательно воспользуюсь. Автору желаю творческих успехов для создания таких шедевров!
Наталья Короткая # 5 ноября 2013 в 17:04 +1
Увлекательно-познавательно-соревновательное мероприятие!Спасибо большое автору за прекрасный сценарий!Дальнейших творческий успехов!
Елена Лашина # 5 ноября 2013 в 20:29 +1
Большое количество сценариев внеклассных мероприятий можно встретить на многих сайтах в интернете. Но вот достойного, продуманного до мелочей, интересного, с заданиями познавательного и развивающего содержания, найти трудно. Это внеклассное мероприятие именно то, которое я захотела сразу провести со своими учащимися. Огромное спасибо Учителю, учебно-методическому кабинету, который размещает на своих страницах такие прекрасные мероприятия. Творческих Вам успехов, Оксана Петровна! Жду Ваших дальнейших материалов. Спасибо большое за Ваш труд!!!
Гончарова Оксана # 5 ноября 2013 в 20:32 0
Спасибо огромное за добрые слова! С уважением ко всем - Оксана Петровна
Сомина Татьяна Николаевна # 8 ноября 2013 в 18:47 +1
Большое спасибо Оксана Петровна! Очень интересное внеклассное мероприятие, которое учит детей любить родной язык. Данное мероприятие помогает развивать логическое мышление, зрительную память, быстроту мышления. Учит работать детей в группе. Успехов в Вашем благородном труде!
Елена Алексеевна Малышева # 29 июня 2014 в 03:04 0
В каждой интеллектуальной игре всегда находится что-то своё особенное и неповторимое. Вы очень давно выложили работу, я её недавно прочитала. Я радуюсь находке о сказке о короле и благодарю Вас. А еще предлагаю бывать в гостях у меня на блоге - я тоже русак - в свою очередь буду наведываться к Вам!