Литературная игра для 6 класса «Счастливый случай»
Автор: Мустакимова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №132 г. Казани Республики Татарстан
Данный материал полезен для учителей русского языка и литературы, а также классных руководителей, работающих в среднем звене. Мероприятие предназначено для проведения в 6 классе. Игра поможет вспомнить курс литературы 5-6 классов, узнать новые сведения
Оборудование: плакаты с названиями геймов, карточки для 4 и 6 геймов, лото, песочные часы, музыка, цветы.
Правила игры
1. Игра проводится между двумя командами. В каждой команде по 5-6 человек. В каждой команде выбирается капитан. Команды выбирают название, эмблему.
2. Игра проводится в 6 геймов плюс игра со зрителями. В конце каждого гейма ведущий объявляет количество набранных баллов той и другой командами. Каждый правильный ответ-это один балл. В 3 гейме в качестве ведущего выступает сама «темная лошадка», т.е. то лицо, которое надо угадать. О 4 и 5 геймах детям нужно сказать заранее, чтобы они подготовились. Капитаны должны хорошо знать все стихи, которые изучались в течение года. Участники должны подготовить свои три вопроса-ответа другой команде. Между 4 и 5 геймами проводится игра со зрителями. Самый активный и эрудированный зритель получает приз.
3. Игру можно проводить как в одном классе, так и между двумя классами.
Ход игры.
Гейм -1 « Дальше-Дальше»
Вопросы для первой команды
1. Мифологический герой древней Греции? (Геракл)
2. Библия-греческое слово. Что оно означает? (Книга)
3. Самая первая древняя русская книга? (Повесть временных лет)
4. Где учился А.С. Пушкин? (в лицее)
5. Стихотворение А.С. Пушкина о свободе, которое мы изучали? (« Узник»)
6. Главная героиня «Метели» (Марья Гавриловна)
7. Где прошло детство М.Ю. Лермонтова? (с. Тарханы)
8. Где был убит М.Ю. Лермонтов? (В Пятигорске, у подножия горы Машук)
9. Где произошла последняя встреча Пушкина с Пущиным? ( В Михайловском)
10. Назовите двусложные размеры стиха? (Ямб, хорей)
Вопросы для второй команды
1 Верховный бог древней славян? (Сварог)
2 Из каких частей состоит Библия? (Ветхий и Новый Заветы)
3 Кто сотворил первую книгу Древней руси? (Нестор)
4 Кто был первым другом Пушкина? (Пущин)
5 Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)
6 Главная героиня в «Станционном смотрителе» (Дуня)
7 Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова (Бабушка)
8 В каком году погиб М.Ю. Лермонтов (В 1841)
9 С кем стрелялся А.С. Пушкин? (С Дантесом)
10 Назовите трехсложные размеры стиха? (Анапест, дактиль, амфибрахий)
Гейм-2 «Заморочки из бочки»
1 Кто учредил Олимпийские игры (Геракл)
2 Кто был первым летописцем на Руси? (Монах Никон)
3 ᴗ - счастливый случай (3балла)
4 На Рождество принято наряжать елку. Откуда пошел этот обычай. И почему именно елка? ( Перед пещерой, в которой родился Младенец Иисус, росли три дерева: пальма, елка и маслина. Пальма и маслина принесли Христу свои дары – прекрасные листья и благовонное масло, но при этом были горды собой, самодовольны. А скромная елка ничего не могла подарить Иисусу, кроме своей любви. И за это ангел украсил ее звездами с неба, так что Младенец, увидев ее, протянул к ней руки и засмеялся. А обычай наряжать елку пришел из Германии.)
5 Назовите псевдоним А.П. Чехова и как долго он подписывал им свои произведения? (Антоша Чехонте, в течение 6 лет)
6 Что означает раскурить « трубку мира»? (Заключить мир)
7 Чем занимался Зощенко до начала писательской деятельности? (Работал контролером поездов на железнодорожной линии «Кисловодск-Минеральные Воды», в 1914году в окопах – командир взвода; при Временном правительстве –начальник почт и телеграфа; в Красной Армии – командир пулеметной команды; далее агент уголовного розыска в Петрограде; инструктор по кролиководству и куроводству; милиционер; сапожник; помощник бухгалтера)
8 Сколько книг выпустил А. Платонов при жизни? (23 книги)
9 Рано ли стал М.М. Пришвин писать рассказы, повести, если нет, то кем он был? (Писать стал в 1905 году, а до этого закончил университет в Лейпциге, где получил диплом агронома. Работал на опытной сельскохозяйственной станции)
10 Как представляли себе устройство мира предки нынешних шведов, нормандцев, датчан, немцев? (В центре мира стоит вечное дерево-ясень. В его вершине расположено жилище богов (асов) – Асгард. У корней-средний мир: здесь живут люди, великаны, светлые и темные духи. Еще ниже живут подземные духи – гномы. А у корней дерева помещается царство мертвых)
Гейм-3 «Темная лошадка»
(В зале темно, несколько свечей, тихая музыка. Издалека доносится тихий, спокойный, приглушенный голос)
- Я родился в Москве. У меня была старшая сестра Ольга и младший брат Левушка. Маму мою звали Надежда Осиповна Ганнибал, она прходилась внучкой арапу Петра1 – Абраму Петровичу Ганнибал. Отец мой, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Но больше всего я любил свою няню – Арину Родионовну. Жизнь моя была короткой, но полной событий. Мою жизнь можно разделить на несколько периодов. Вам хорошо известны два периода моей жизни: Михайловское – ссылка; Болдинская осень. Всю свою жизнь я писал, писал не только стихи, но и повести, пьесы.
- Угадайте,кто же я? (А.С.Пушкин)
(Выходит мальчик - Пушкин, одетый в стиле 19века. Свет. Пушкин задает вопросы)
1 В каком году я родился? (В 1799)
2 В каком году я поступил в лицей? (В 1811)
3 Назовите моих лицейских друзей. (Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин)
4 Какое стихотворение я посвятил своим друзьям и лицею? («19 октября» 1825 г)
5 Перед каким поэтом в 1815 году я держал экзамен? (перед М.Державиным)
6 Назовите все мои произведения, которые вошли в цикл под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Гробовщик».)
7 Определите по эпиграфу, о каком моём произведении идет речь?
Кони мчатся по буграм, Вдруг метелица кругом,
Топчут снег глубокий… Снег валит клоками.
Вот в сторонке божий храм Черный вран, свистя крылом
Виден одинокий. Вьется над санями
(«Метель»)
8 Какое историческое событие упоминается в этой повести? (Отечественная воина 1812г)
(Называет победителя и уходит)
Гейм – 4 «Конкурс капитанов»
Капитаны обеих команд подходят к ведущему, берут на выбор у него карточку. На карточке написано название стихотворения и автор. Капитаны должны наизусть прочитать 1-2 строфы из стихотворения. Оценивается выразительность. Пока капитаны готовятся, проводится игра со зрителями.
Игра со зрителями.
1 Кому отдал Парис золотое яблоко, которое стало источником раздора и битв? (Афродите)
2 Когда началось летописание на Руси? (В 11 веке)
3 Что означает выражение «Авгиевы конюшни»? (Грязное помещение, беспорядок)
4 По индийской мифологии из чего была создана Вселенная? (Из золотого яйца)
5 Где и когда происходят события, описанные в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (На Украине, в селе Диканька, ночью, перед Рождеством, зимой)
Гейм-5 «Ты - мне, я – тебе»
Команды заранее подготовили свои вопросы. Одна команда задает вопрос другой команде, та должна дать ответ и, в свою очередь, задать свой вопрос. (по три вопроса)
Гейм – 6 «Угадай-ка»
1 «…У одного человека было два сына. Однажды младший сын сказал отцу: «Отец, дай мне часть моего наследства.» Отец разделил имение…» («Притча о блудном сыне»)
2 «…Село, зима, мороз, ветер, Рождество, гуляют порубки и девчата. Одна из них сама красивая..» («Ночь перед Рождеством»)
3 «…Лежала Мать Сыра – земля во мраке и стуже. Мертва была – ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр…» (Народный миф о Солнце»)
4 «…Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик…»(«Станционный смотритель»)
Подведение итогов, награждение победителей.
Участник конкурса для педагогов "Лучшая методическая разработка"
Рекомендуем посмотреть:
Викторина по сказкам Братьев Гримм с ответами, 6 класс
Игра «Звёздный час» в 6 классе по теме «Мифы Древней Греции»
Литературная игра для 5-7 классов по произведениям Чуковского
Литературная игра для школьников 6 - 8 класса по книге Олеши «Три толстяка»
Литературная семейная игра для 4-5 класса