Богом времени в греческой мифологии считался самый младший сын Урана (небо) и Геи (земля) Хронос, отнявший у отца власть (у римлян — Сатурн). Позже, когда он стал верховным правителем Вселенной, он больше всего боялся, что его самого постигнет участь отца, а потому проглатывал всех своих детей тотчас же после рождения. Так проглотил он Деметру (богиню плодородия и земледелия), Аида (бога подземного царства), Геру (блюстительницу браков и покровительницу женщин), Гестию (богиню домашнего очага) и Посейдона (бога морей и покровителя водной стихии). Самого же младшего сына бога "времени его жена Рея спасла, прибегнув к обману. Им был Зевс — верховный бог, величайший из всех богов, глава греческого Пантеона, владыка мира, бог грозного неба, грома и молний. Зевс вырос и возмужал. Остановимся на моменте борьбы Зевса с отцом Хроносом. Представляются две команды — сторонники могучего Зевса и властного Хроноса.
1-я команда — поглотители времени. (Их победа может изменить весь ход истории).
2-я команда — хранители времени. (Их победа направит ход истории в традиционное русло).
По ходу противостояния поглотителей и хранителей времени метка с «моментом истории» будет передвигаться вправо—влево, пока не дойдет до флажка той или иной команды. Победители имеют право зачитать свое продолжение легенды.
Итак, начинаем.
Во времени существовали боги и люди. Из предложенного здесь списка имен, известных вам из истории древнего мира, выберите тех, кто известен вам из мифов-сказаний о богах, и вымышленных героев. (Время — 2 минуты.)
Ганнибал
Хеопс
Аполлон (+)
Сет (+)
Солон
Посейдон (+)
Геракл (+)
Спартак
Одиссей (+)
Тутмос
Дионис(+)
Геродот
Демокрит
Перикл
Хаммурапи
Прометей (+)
Гомер
Ахиллес (+)
Кир
Аларих
Фидий
Эсхил
Гефест (+)
Ксеркс
Гесиод
Траян
Ведущий предлагает игрокам имена древних мудрецов, поэтов, государственных деятелей и их известные изречения и афоризмы (на отдельных карточках).
Задача участников: сопоставить изречения и имена.
Платон: Есть два начала всего — бог и вещество.
Конфуций: Красивые речи вредят морали.
Гомер: Злыми словами язви, но рукою меча не касайся.
Гораций: Красна и сладка смерть за отечество.
Аристотель: Человек есть самое разумное из всех живых существ.
Сократ: Я ем, чтобы жить, а другие живут, чтобы есть.
Сократ: Он знает только то, что ничего не знает.
Аристотель: Об учении: корни его горьки, но плоды сладки.
На стенде написаны имена, богов, божеств и смертных, наказанных богами за нарушение порядков, установленных на Олимпе.
1) Хаос.
2) Сизиф.
3) Селена.
4) Вакх.
5) Аид.
6) Данаиды.
7) Лето (сокрытая).
8) Олимп.
9) Атлант.
10) Адонис.
11) Фобос.
12) Амфитрина.
13) Ирида.
14) Афина.
15) Ариадна.
16) Пандора («ящик Пандоры*).
17) Акрополь.
18) Тантал (муки Тантала).
19) Сирена.
Ведущий зачитывает информацию о них. Задача участников — угадать имя.
1) Латинское имя одного из популярнейших богов в Греции. Его мать Семела, дочь царя Кадма, понравилась самому громовержцу. Ревнивая, властная и злая жена Зевса Гера решила уничтожить соперницу. Зная, что Зевс дал Семеле клятву выполнять любое ее желание, Гера внушила ей опасную, но заманчивую мысль: упросить Зевса, чтобы он явился к Семеле в полном божественном облачении. Поддавшись вероломному внушению Геры, Семела настояла на том, чтобы громовержец предстал перед ней во всем своем величии. От грозных молний занялся страшным пламенем царский дворец. Умирающая в огне Семела родила слабенького, недоношенного мальчика. От всепожирающего пламени он спасся чудом: вокруг места, где он лежал, мгновенно вырос густой зеленый плющ. Таков один из вариантов мифа о рождении этого бога, в честь которого проводились священнодействия, оргии, завершавшиеся растерзанием живой жертвы. У римлян, они известны были под названием вакханалий. (Вакх)
2) По Гесиоду, он — источник жизни, предшествующий всему существующему. От него произошла Земля — Гея, а из ее недр впоследствии появилось Небо — Уран, Моря и Горы, а позже Титаны, олимпийские боги и люди. Были в Греции и другие представления о происхождении Вселенной. (Хаос)
3) Основатель и первый царь города Коринфа, прославившийся не только необычной мудростью и дальновидностью, но и хитростью и плутовством. За то, что разгласил тайны богов людям, он был жестоко наказан самим Зевсом. В подземном царстве, откуда, кстати сказать, сначала сумел сбежать, он обречен был вкатывать на гору огромную каменную глыбу и каждый раз, почти достигнув цели, видеть, как она скатывается с вершины горы обратно. От его имени и пошло известное выражение о тяжелом, но безрезультативном труде, ставшее крылатым. (Сизиф)
4) Сын и постоянный член свиты кровавого бога войны, несущего гибель и разрушение. Вместе со своим братом Деймосом (ужас) он — олицетворение страха, всегда сопровождает своего отца — Ареса, «ненасытного и неистового мужегуба», которого не любил сам Зевс. (Фобос)
5) Одна из многочисленных нимф. Первоначально — прекрасные девы, а позже — обращенные разгневанной богиней Деметрой в полуженщин, по- луптиц за то, что они не пришли на помощь ее дочери Персефоне в момент похищения царем подземного царства Аидом. В мифах они изображались обитательницами островов, окруженных острыми подводными камнями. Они очаровывали проплывающих мимо мореходов чудесным пением, а если мужчины выходили на берег, убивали их. Вот почему вокруг их обиталища валялись в большом количестве человеческие черепа и кости. Но эта страшная власть над людьми была дана им богами не навечно, а лишь до того времени, пока не найдутся такие, кого не смутят их обольстительные песни. После того как Одиссей и его спутники проплыли невредимо мимо островов, они, видя, что их власти приходит конец, бросились в море, пре- вратясь в подводные скалы. (Сирена)
6) Знаменитая богиня-воительница, покровительница народных героев, дочь Зевса и богини разума Метис, посредница между земными властями и богами олимпийцами. Культ ее почитался по всей Греции, но особенно в Аттике, где ее именем был назван главный город. (Афина)
7) Жена Посейдона, дочь Океана, владычица морей, заботящаяся о всем живом, населяющем морские глубины и дно. Изображали ее чаще всего сидящей в раковине на спине своего сына Тритона — вечного спутника и глашатая Посейдона. Гневается бог моря — грозно трубит витая раковина Тритона, доволен морской владыка — нежно и мелодично, а если нужно, то и торжественно вещает об этом миру сын и гонец, увлекающий на своей спине в глубокие волны мать — владычицу морей. (Амфитрина)
8) Миф о нем рассказывает о неутешном горе богини Афродиты, потерявшей возлюбленного из-за гнева бога войны Ареса. Был смертный юноша удивительной красоты, которого страстно полюбила Афродита и проводила с ним время в развлечениях и на охоте. Арес, гневный, несущий разрушения бог войны, ревновал богиню к юноше и стал причиной его гибели. Опечалилась богиня, узнав о смерти своего любимца. Из его крови она вырастила цветок — воплощение нежной прелести. (Адонис)
9) Сестра бога солнца Гелиоса и Эос, богини утренней зари, богиня ночного неба, олицетворение луны. Каждый раз, когда золотая колесница брата опускается в волны Океана на далеком западе, она спокойно и величественно восходит на небо. Колесницу ее медленно везут круторогие быки. Красотой своей она затмевает все звезды, в руке ее факел, а точеный лоб богини венчает слегка приподнятый серп. По преданию, она, совершив свой путь по небу, опускается в грот одной из далеких пещер, чтобы навестить своего возлюбленного юношу-пастуха. Разгневался на него Зевс и погрузил его в вечной сон. (Селена)
10) О нем, неумолимом боге подземелья, существует несколько мифов. Одно упоминание о его царстве, полном ужасов, о пути туда душ умерших приводило людей в трепет. В честь его по всей Греции было сооружено множество храмов, наиболее известных в Афинах и Олимпии. Изображался он чаще всего восседающим на троне с затемненным лицом, с головой, увенчанной злаками и плодами (он хозяин всех земных сокровищ), в руке у него жезл — символ владычества или ключ от загробного мира, выход из которого для всех и навсегда закрыт, у ног его верный страж — пес Цербер. Иногда его изображают в знаменитом шлеме-невидимке, полученном в подарок от Зевса за помощь в борьбе с титанами. Шлем этот — символ незримо подкрадывающейся ко всему живому смерти. (Аид)
11) Пятьдесят прекрасных дочерей царя Даная, у брата которого было пятьдесят сыновей. Быть бы счастливым свадьбам, но красавицы высокомерны, заносчивы и не отвечают взаимностью женихам. Между братьями-отцами из-за этого идет долгая кровопролитная война, закончившаяся все же в конце концов пятьюдесятью свадьбами. Но в первую же ночь, лишь только смолкли звуки музыки и мрак объял все кругом, дочери Даная, подстрекаемые озлобленным отцом, убили своих мужей. В наказание за это они были низвергнуты в мрачный Тартар, где должны вечно лить воду в бездонную бочку, которая никогда не наполнялась. Отсюда и пошло известное выражение, ставшее синонимом бесплодного, нескончаемого, невыполнимого труда. (Данаиды)
12) Внучка Океана и Геи, легкокрылая богиня — вестница и посланница Зевса и Геры. Для людей, к которым посылают ее боги, она лучшая советчица, люди ей всегда рады. Но очень редко с хорошими вестями посылают ее на землю боги, так как чаще всего они гневаются на людей за что-либо. Она олицетворяет собой редкое явление природы — радугу, как бы соединяющую на короткое время небо с землей. Возвратится крыла
тая вестница на Олимп — исчезнет радуга. (Ирида)
13) Один из исполинов, поддерживающий на своих плечах небесный свод. Этому наказанию он подвергся якобы за то, что вместе с другими титанами покушался на самого Зевса, стремясь захватить небо. (Атлант)
14) Сын Зевса и Плуто (богини богатства). Некогда любимец богов, он участвовал в пиршествах на Олимпе. Но заносчивость и жестокость привели его в Тартар. Задумав проверить всевидение богов, он пригласил их всех на пир и приготовил вкусное кушанье из тела зарезанного им сына. Никто из богов не прикоснулся к страшному кушанью, только удрученная потерей дочери, похищенной Аидом, богиня земного плодородия и земледелия Деметра ничего не заметила и съела кусочек. Разгневанные боги сложили из различных частей тело мальчика и оживили его, а отца-преступника обрекли в подземном царстве Аида на вечный голод и жажду среди окружающего его изобилия пищи и воды. С этим преданием греков связано появление еще одного крылатого выражения. (Тантал)
15) «Сокрытая», супруга Зевса, мать богини Артемиды и бога Аполлона. Молодая и прекрасная, она понравилась Зевсу. Заметив это, Гера, как было не однажды, когда громовержец увлекался кем- либо, решила извести ее. Она наслала на свою молодую соперницу безобразного дракона Пифона. Чудовище гнало ее безжалостно отовсюду, не давая возможности ни на минуту остановиться, пока на пути ее не оказался остров Делос. Бывший до этого бесформенным нагромождением огромных каменных глыб, он перестал беспрестанно двигаться, а океан преградил дорогу чудовищу-преследователю. Здесь и родились божественные дети, принесшие острову тепло, свет и процветание. (Лето/Латона)
16) Горная группа в Греции, считавшаяся в древности самой высокой. Склоны ее были покрыты лесом, а вершина почти всегда сокрыта от человеческого взора облаками. Все это дало возможность древним грекам считать ее недосягаемой и поместить на вершине жилища своих верховных богов, где, по словам Гомера, «для богов в несказанных утехах все дни протекают». (Олимп)
17) По словам Павсания, ссылающегося на Гесиода, «была первой женщиной, прежде чем она появилась, не было вообще рода женщин». Олимпийские боги сотворили ее и послали на землю к людям в наказание за грех Прометея, похитившего небесный огонь. По повелению громовержца бог- кузнец Гефест вылепил ее из земли, Афродита наделила ее обаятельной внешностью, Афина научила всевозможным рукоделиям, Гермес — лукавым речам, одним словом, она стала «всеодаренной». Но, посылая ее на землю, боги дали ей ящик, наполненный всякими бедами, неприятностями и болезнями, запретив ей интересоваться его содержимым. Не в силах совладать с любопытством, она нарушила запрет и приоткрыла заветный ящик, выпустив на волю все, что было в нем скрыто. С этой поры все беды на свете приписываются любопытству женщины и ставятся ей в вину. Так был наказан богами род человеческий на все времена, а на свете появилось еще одно крылатое выражение. (Пандора)
18) По греческому преданию, дочь критского царя Миноса, которому афиняне должны были раз в десять лет отсылать четырнадцать прекрасных девушек и столько же юношей. Судьба их была трагична: царь Крита отдавал их на съедение быкоголовому чудовищу Минотавру, жившему в страшном лабиринте, из которого никто не находил выхода. Герой Тезей решил освободить Афины от этой позорной дани. Воспользовавшись чудесной нитью, клубком, который ему дала дочь Миноса, полюбившая его, он вышел из лабиринта невредимым. (Ариадна)
19) В Древней Греции так называли укрепленную часть города, кремль, особенно известен был афинский, расположенный на крутом высоком (до 100 м) холме, о котором Павсаний писал: «На... есть один только вход, второго нет, так как весь... — отвесная скала, и обнесен он крепкой стеной». (Акрополь)
Участники называют по очереди имена богов. Кто назвал имя последним, выиграл в этом конкурсе.
Ведущий называет римское имя того или иного бога, игроки должны вспомнить его греческое имя.
1) Властелин богов Юпитер. (Зевс)
2) Богиня брака Юнона. (Гера)
3) Бог разума и искусства Феб. (Аполлон)
4) Богиня красоты и любви, Венера. (Афродита)
5) Богиня охоты Диана. (Артемида)
6) Богиня мудрости и мирного труда, ремесел Минерва. (Афина)
7) Вестник богов и бог торговли Меркурий. (Гермес)
8) Бог моря Нептун. (Посейдон)
9) Бог огня и кузнечного ремесла Вулкан. (Гефест)
Это название восходит к Гомеру, который называл слова крылатыми потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.
Ведущий предлагает игрокам отгадать, о каких крылатых выражениях идет речь.
1) Это обширные помещения царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом. (Авгиевы конюшни)
2) Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тезее. (Нить Ариадны)
3) Это выражение употребляется в значении: слабое, уязвимое место у кого-либо. (Ахиллесова пята)
4) Имя коня Александра Македонского, которого он один только сумел укротить. Шуточно так называют старую, плохую лошадь. (Буцефал)
5) В древней Греции это означало и свадебную песню, и божество брака, освященного религией и законом. (Гименей. Узы Гименея)
6) Выражение употребляется в значении: неудержимый, громкий хохот. Возникло из описания смеха богов в поэме Гомера «Илиада». (Гомерический хохот)
7) Это выражение обозначает всякое запутанное сплетение обстоятельств. Чтобы его разрешить, достаточно «рассечь ... мечом», как это сделал Александр Македонский. (Гордиев узел)
8) Выражение это употребляется в значении: последнее проявление таланта. Основано на поверье, будто лебеди поют перед смертью. (Лебединая песня)
9) Выражение, обозначающее высшую степень радости, счастья, блаженства, восходит к греческому философу Аристотелю, который в сочинении «О небе» объясняет устройство небесного свода. (На седьмом небе)
10) У древних римлян это боги — покровители домашнего очага. Переносно, в образной и поэтической речи — родной дом. (Пенаты)
Интеллектуальная игра по изобразительному искусству для старшеклассников
Лингвистическая игра по русскому языку, 8 класс
Турнир эрудитов для 9-х классов с ответами
Сценарий интеллектуальной игры для учащихся старших классов с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!