Конкурсы

Турнир эрудитов для 9-х классов с ответами

Сценарий турнира эрудитов «Человек живет, пока он мыслит» для учащихся 9 класса

Цель: создание условий для формирования мотивации интеллектуальной деятельности.

Задачи

1. Способствовать формированию творческих способностей.

2. Развивать умение работать в команде.

Форма проведения: рыцарский турнир.

В турнире участвуют три команды по 10 человек в каждой. Для первого этапа каждая команда готовит представление команд, эмблему-щит и комментарий к нему.

Требования к эмблеме:

• делается на листе ватмана;

• выполняется в стилистике рыцарских щитов;

• сопровождается комментарием.

Время представления командой эмблемы — 2 мин.

Ход турнира

Звучит музыка. Ведущий объявляет о начале турнира и приглашает команды на сцену.

Каждая команда представляется и знакомит участников турнира со своей эмблемой.

Эмблемы прикрепляются к сцене.

Ведущий приглашает команды принять участие в турнире и объявляет первое задание.

Задание 1

Переведите латинские изречения на русский язык.

Repetitio est mater studiorum. (Повторение — мать учения.)

Consuetudo est altera natura. (Привычка — вторая натура.)

De gustibus non disputandum est. (О вкусах не спорят.)

Задание 2

Каждая команда получает конверт с 12 карточками, на которых изображены следующие предметы: ноты, пушка, перо, сердце, пистолет, треуголка, кисть, дым, бриллиант, вид Москвы, вид Италии, портрет Т. Шевченко и написаны изречения без указания автора:

«Нам чувство дико и смешно» (А.С. Пушкин).

«Ум и дела твои бессмертны» (А.С. Грибоедов).

«Он представил человека как можно прекраснее» (Н. В. Гоголь).

Участникам нужно выбрать изображения и изречения в качестве девиза, которые составили бы герб Наполеона, Грибоедова или Брюллова.

Правильный ответ — 3 балла.

Наполеон

Грибоедов

Брюллов

Пушка

Ноты

Италия

Сердце

Перо

Кисть

Москва

Пистолет

Портрет Шевченко

Треуголка

Бриллиант

Дым

Нам чувство дико и смешно (А.С. Пушкин)

Ум и дела твои бессмертны (А.С. Грибоедов)

Он представил человека как можно прекраснее (Н. В. Гоголь)

Задание 3

Расшифруйте фразы.

• Когда он ест, то про все на свете забывает. (Когда я ем, я глух и нем.)

• Ленью опустишь мясо на сушу. (Без труда не выловишь рыбку из пруда.)

• С книжкой встает, с книжкой ложится. (Век живи, век учись.)

Правильный ответ - 3 балла.

Задание 4

Узнайте автора изречения. За каждый наводящий вопрос-подсказку снимается 1 балл. Если автор изречения не узнан, право ответа предоставляется другим командам.

За правильный ответ — 10 баллов.

Изречение 1: «Учись прощать ошибки других, никогда не прощай собственных» (А.В. Суворов).

Ответы на уточняющие вопросы

• Автор изречения знал 8 языков.

• Вел спартанский образ жизни.

• У него одна из самых скромных могил при огромных заслугах перед Россией.

• Не проиграл ни одного сражения и удостоен высшего воинского звания.

• Его отец был денщиком у одного из российских императоров.

• Памятник этому человеку в Санкт-Петербурге на Марсовом поле не убрали в войну 1941 г., но его не задел ни один снаряд.

Изречение 2: «Мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впасть в их ошибки, их заблуждения и суеверия» (П.Я. Чаадаев).

Ответы на уточняющие вопросы

• Место проживания - Новобасманная улица, Москва.

• Ему писал в письме известный поэт: «Друг мой... Никогда тебя я не забуду. Твоя дружба мне заменила счастье, одного тебя может любить холодная душа моя». (А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву.)

• Его судьба повторила судьбу одного известного литературного героя, а другой литературный герой подражал ему. (Чацкий, Е. Онегин.)

• Он величайший мыслитель своего времени.

• По профессии — военный, участник великих сражений.

• Ему посвящены слова: «Товарищ, верь, взойдет она...»

Изречение 3: «Веселились от напитков, были все сильны и шумны. Однажды пребывание в состоянии шумности едва не закончилось трагическим исходом». (А.Д. Меншиков.)

Ответы на уточняющие вопросы

• Был удостоен высших наград Отечества.

• Адмирал флота.

• Президент Военной коллегии.

• Самый богатый человек своего времени.

• Закончил жизнь в Сибири.

• Ему посвящена картина одного из самых известных художников России. (В. Суриков. «Меншиков в Березове».)

Задание 5

Командам предлагается инсценировать пословицу. Назвать пословицу должны команды-соперницы.

Команда, сыгравшая пословицу, получает 10 баллов. Команда, угадавшая и назвавшая пословицу, получает 3 балла.

Пословицы

• Семь раз отмерь — один раз отрежь.

• У семи нянек дитя без глазу.

• Язык до Киева доведет.

Задание 6

Каждая команда отвечает на свой блок вопросов в течение 5 мин. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Если команда-соперница знает ответ, то тоже зарабатывает 1 балл.

Вопросы первой команде

1. Как называется уязвимое место человека? (Ахиллесова пята.)

2. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это один и тот же город.)

3. Назовите музу истории. (Клио.)

4. На что выменял Остап Бендер стул у людоедки Эллочки? (На ситечко.)

5. Что означает выражение «А ля гер ком а ля гер»? (На войне как на войне.)

6. Как называется родовое имение Л.Н. Толстого? (Ясная Поляна.)

7. Какая часть лица человека предназначена для зарубок? (Нос.)

8. Кому принадлежат слова: «И жить торопится, и чувствовать спешит»? (П. Вяземскому.)

9. Кто написал «Путешествие из Петербурга в Москву»? (А. Радищев.)

10. Назовите римское соответствие греческой богини Венеры. (Афродита.)

11. Как по-французски называется собор Парижской Богоматери? (Нотр-Дам де Пари.)

12. В каком стиле построено здание МГУ? (Классицизм.)

13. Назовите символ Франции. (Галльский петух.)

14. Когда свинья стала воином? (В Ледовом побоище.)

15. Назовите имена всех писателей, которые носили фамилию Толстой. (Лев Николаевич, Алексей Константинович, Алексеи Николаевич, Татьяна Никитична.)

16. Для чего в России служило Лобное место? (Для чтения царских указов.)

17. Второе название картины «Джоконда». (Мона Лиза.)

18. Какая башня выше - Бит Бен или Эйфелева? (Эйфелева башня — 319м.)

19. Назовите самых знаменитых Александров Сергеевичей. (Грибоедов, Пушкин.)

20. Какую русскую реку воспел поэт Н.А. Некрасов? (Волгу.)

Вопросы второй команде

1. Какая лошадь выиграла войну? (Троянский конь.)

2. Как проехать из Дерпта в Юрьев через Тарту? (Это три названия одного и того же города.)

3. Назовите создателя государства, которое существовало только на бумаге. (Томас Мор, остров Утопия.)

4. Что означает выражение «табула раса»? (Чистая доска.)

5. На чьем портрете сделана надпись: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (Жуковского.)

6. Что такое баклуша? (Заготовка для деревянной ложки.)

7. Какой литературный герой был с Пушкиным на дружеской ноге? (Хлестаков.)

8. Какую дорогу воспел Н.А. Некрасов в своих стихах? (Железную.)

9. Из-за какой женщины начали войну ахейцы? (Из-за Елены.)

10. Что такое лукоморье? (Излучина, изгиб морского берега.)

11. Кому принадлежит изречение «А все-таки она вертится»? (Галилео Галилею.)

12. Кто спас Рим? (Гуси.)

13. В Санкт-Петербурге — Эрмитаж, в Москве — Третьяковская галерея, в Париже... (Лувр).

14. Кто такой Козьма Прутков? (Персонаж, созданный А.Н. Толстым и братьями Жемчужниковыми.)

15. Что такое арабески? (Арабский орнамент, фигура в балете.)

16. Русский вариант имени Клер. (Светлана.)

17. Персонажи-однофамильцы у Тургенева и Чернышевского. (Кирсановы.)

18. Символ Французской Республики? (Марианна во фригийском колпаке.)

19. Продолжите поговорку: «С волками жить...» (по-волчьи выть).

20. Как называется родовое имение М.Ю. Лермонтова? (Тарханы.)

Вопросы третьей команде

1. Когда в Древней Греции никто не воевал? (Во время Олимпийских игр.)

2. Кто основал Рим? (Ромул и Рем.)

3. Как называется война, которую вели цветы? (Война Алой и Белой розы.)

4. Назовите полное имя Остапа Бендера. (Остап-Сулейман- Берта-Мария Бендер-бей.)

5. Что означает выражение «шерше ля фам»? (Ищите женщину.)

6. С каким ученым в родстве был А. Блок? (С Д.И. Менделеевым.)

7. Что такое лясы? (Деревянные заготовки для перил.)

8. Какой литературный герой воскликнул: «А судьи кто»? (Чацкий.)

9. Сюжет каких произведений подарил Гоголю Пушкин? («Ревизора», «Мертвых душ».)

10. Где была изобретена бумага? (В Китае.)

11. Как назывался театр Шекспира? («Глобус».)

12. Откуда можно увидеть весь Париж? (С Эйфелевой башни.)

13. Назовите год смерти Пушкина. (1837.)

14. Кто изобрел кинематограф? (Братья Люмьер.)

15. Каким героям поставлен памятник от благодарной России? (Минину и Пожарскому.)

16. Какой персонаж Нового года женского рода воспет в сказке? Кто ее автор? (Снегурочка, А. Островский.)

17. Назовите место, где кричали во всю Ивановскую? (Ивановская площадь в Кремле.)

18. Кто был основателем и директором первого Музея изящных искусств? (И. Цветаев.)

19. Продолжите ряд: Москва — Бутырка, Санкт-Петербург — Петропавловская крепость, Париж — Бастилия, Лондон... (Тауэр).

20. Количество снов Веры Павловны в произведении Н.Г. Чернышевского? (Четыре.)

Задание 7

Каждая команда получает по два эпиграфа к литературным произведениям, по которым она должна узнать, какому произведению они соответствуют.

1. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». (И.В. Гоголь, «Ревизор».)

2. «Береги платье снову, а честь смолоду». (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка».)

Тематический классный час   .

3. «Стрелялись мы». (А.С. Пушкин, «Выстрел».)

4. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». (А. С. Пушкин, «Барышня-крест ьянка».)

5 «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может, мнимого». (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин».)

5. «...так кто ж ты, наконец?

- Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». (А/. Булгаков. «Мастер и Маргарита».)

Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Интеллектуальные игры для школьников

Интеллектуальная игра для школьников «Аукцион знаний»

Интеллектуальные игры для детей школьного возраста

Викторина «Своя игра», 9-11 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!