Турнир любознательных для школьников

Турнир любознательных «Время искать, познавать, удивляться». Сценарий

Цели и задачи: развитие любознательности, расширение кругозора, интеллекта учащихся; показать, что все открытия рождаются благодаря творчеству, вдохновению, которое нам дает умение видеть прекрасное; расширить знания учащихся в области литературы, математики.

Вступительное слово классного руководителя.

Выходят ведущие.

1-й ведущий. Начинаем турнир любознательных. (На экране высвечивается тема турнира: «Время искать, познавать, удивляться».)

2-й ведущий. Тема нашего турнира - «Время искать, познавать, удивляться».

1-й ведущий.

Мы рождаемся людьми

Или, может, принцами!

Как мне быть,

Как мне жить,

По какому принципу?

 

Жизнь веков иль жизнь минут

Та, что мне доверена?

Как мне быть,

Как мне жить,

По какому времени?

 

По карману, по плечу,

По душе, по совести?

Как мне быть,

Как мне жить,

По какой пословице?

 

Одним для счастья дан огонь.

Другим для счастья выдан дым.

Живи!

Гори!

И помни...

2-й ведущий. Помни слова Сен-Симона: «Счастливой будет та эпоха, когда честолюбие начнет видеть величие и славу только в приобретении новых знаний и покинет нечистые источники, которыми оно пыталось утолить свою жажду. То были источники бедствий и тщеславия, утоляющие жажду только невежд, героев, завоевателей и потребителей человеческого рода...

Довольно почестей Александрам!

Да здравствуют Архимеды!»

1-й ведущий. Помни слова Брюсова: «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей той жажды познания, которая сжигает меня».

2-й ведущий.

Стеллажи от корешков цветасты,

Синие, зеленые лучи.

Стеллажи меня встречают: «Здравствуй,

В наше царство визу получи!

Здесь у нас врачи и звезды,

Миллионы споров и идей,

Здесь у нас сложнейшие расчеты

Самых нерасчетливых людей.

Этот мир: суровый и волшебный.

Он тебе удачу принесет:

Не спасет от кораблекрушений,

От благополучия спасет!»

1-й ведущий.

Да здравствует огонь творчества и познаний,

Который дают нам гениальные творения!

2-й ведущий. К доске приглашаются представители лириков и математиков.

Звучит «Песня о дружбе».

Команды выходят и строятся.

1-й ведущий. Просим команду математиков назвать себя и свой девиз.

Выходит команда математиков.

Капита. Наша команда...

Все. Бюракан. Наш девиз _______________

2-й ведущий. Слово команде лириков.

Капитан. Наш девиз:

Все. Везде исследовать всечасно,

Что есть велико и прекрасно.

1-й ведущий. А теперь капитаны команд представят свои команды. Пожалуйста, капитан команды «Бюракан».

Капитан раскрывает смысл названия своей команды.

1-й ведущий. Итак, команды представлены, просим обменяться приветствиями.

Приветствие команды «Бюракан».

Бюракан.

Волшебный конь Пегас,

Вселяющий в поэтов вдохновенье,

Прими поклон от нас

За созданные чистые творенья.

Но заменит воздушный лайнер

Крылатого коня поэтам,

И Бюракан, науки центр,

Авторитетно говорит тебе об этом.

Иппокрена, источник волшебный

Прекрасное в души вливает,

Как родники Бюракана

Веру в науку вселяют.

Бюракан изучает звезды горящие,

А Пегас на земле зажигает их,

И телескопы, в небо глядящие,

В книгах союзников видят своих.

2-й ведущий. Команда «Пегас», пожалуйста, ваше приветствие.

Один из команды разворачивает «свиток». Приветствие написано древнерусскими буквами. Оглашает приветствие.

Привет тебе, о Браканий!

Источник творчества и знаний!

Поклон принес тебе Пегас,

Чтоб дух познаний не погас.

Гремела слава Бюракана

В строках романов Мурацана,

И долго в памяти народной

Звучит любовь к земле свободной.

Ты блещешь славой телескопов,

Вселенной звезды изучаешь,

И все, что видишь зорким оком,

В жизнь и науку воплощаешь.

Нам нелегкая выпала ноша,

Но союзник у нас хороший.

Оседлаем коня Пегаса

И поищем поддержки у массы.

1-й ведущий. Итак, официальная часть окончена, жюри сделает свои выводы, а команды должны выделить по одному человеку для следующего задания. К концу турнира надо будет написать сочинение в форме репортажа или заметки в газету о сегодняшнем турнире.

Команды выделяют по одному человеку, те садятся за отдельный стол, где им приготовлена бумага и ручки.

2-й ведущий. Командам будет предложен ряд вопросов.

Команде «Пегас» надо назвать имена писателей, которые занимались другими науками, об одном из них кратко рассказать.

1-й ведущий. Команде «Бюракан» назвать имена известных ученых, которые занимались литературой и музыкой. Об одном тоже кратко рассказать.

2-й ведущий. Команде «Пегас» дается карточка.

Определить размер стиха:

Буря мглою небо кроет...

Мой дядя, самых честных правил...

1-й ведущий. Команде «Бюракан» дается карточка.

В ΔАВС  АВ = ВС, AD = DC. Найдите не менее 5 терминов, характеризующих отрезок BD.

Третий вопрос.

2-й ведущий. Известно, что конь - это благородное и героическое животное, был участником многих исторических событий и спутником героев литературных произведений. Назовите известные вам клички коней. В каких случаях они играли роль героическую, в каких - трагическую?

1-й ведущий. Вопрос «Бюракану». Рассказать о важнейших открытиях науки астрономии в последние 2 года. Какие вам известны открытия в области планет?

2-й ведущий. Слово жюри. Жюри объявляет результаты.

А теперь командам представляется право задать вопросы друг другу.

Вопросы «Бюракана» - «Пегасу».

Какие книги написаны о Дон Жуане? В чем его обвиняют? За что его оправдывают? Какой вывод сделал бы Дон Жуан, почувствовав себя хоть раз Квазимодо?

Кто из поэтов, воспевших нашу волгоградскую землю, побывав в Чили и встретившись с Пабло Нерудой, написал прекрасное стихотворение с глубоким философским смыслом? Как называется это стихотворение?

В каком произведении советской писательницы персонажем является опальный колокол? Какую идейную роль он играет? Какой образ еще дополняет его?

На карточке вопрос-задание. Фамилия русского писателя состоит из 6 букв. Известно, что числа, указывающие место этих букв, в алфавите находятся в следующих соотношениях:

первое равно третьему, второе равно четвертому, пятое на 9 больше первого, шестое на 2 меньше суммы второго и четвертого.

Если утроим первое число, оно станет на 4 меньше второго. Сумма всех чисел равна 83. Узнайте фамилию писателя.

Вопросы «Пегаса» - «Бюракану».

1.Что бы почувствовал Ноздрев, оказавшись в шинели Акакия Акакиевича, и что бы делал Акакий Акакиевич, оказавшись в роли Рудина?

2. Как в условиях невесомости перелить воду из одного сосуда в другой?

3. Если шар, гладкий куб и цилиндр будут одновременно пущены вниз по наклонной плоскости, что первым очутится внизу?

4. На карточке вопрос-задание. Числом 10 мы пользуемся чаще, чем другими, потому что у нас 10 пальцев. В древности они помогали считать. Если бы у человека было всего только четыре пальца, то нас учили бы считать так: 1, 2, 3, 10, 11, 12, 13, 20. Вместо 5 + 3 = 8, мы учили бы, что 3 + 11= 20.

Предположим, что у обитателей другой планеты нет ни рук, ни ног, но зато на выпуклом лбу есть щупальца. Тогда жителей этой планеты учат считать не по десятичной системе, а по такой, в основу которой положено число щупальцев на лбу.

Представим такой разговор.

Космонавт. Я вижу, что на вашей планете семьи очень многочисленны. Не скажете, сколько у вас детей?

Учитель планеты (почесывая щупальцами затылок). У меня 35 сыновей и 50 дочерей, а в общей сложности 113.

Сколько детей - по нашему земному счету - у жителя другой планеты и сколько щупальцев у него на лбу?

1-й ведущий. Пока команды работают на доске, проводим конкурс болельщиков.

1. Когда распространяются быстрее звуки: зимой или летом?

2. Когда больше весит килограммовая гиря: зимой или летом?

3. Как измерить диаметр проволоки?

2-й ведущий. Кто из литературных персонажей:

• «... то косынку у девки Анютки изрежет на куски, то сонной Васютке мух в рот напустит, то заберется на кухню и стянет пирог»?

• «был невежественен без границ, сутяжник, пустослов, и в довершение всего боялся черта»?

• «...твердо знал уже, что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка».

• «...имел в различных университетах своих стипендиатов, чтобы подготовить из них революционеров».

Проверка задания на доске.

1-й ведущий. Теперь, прежде чем приступить к проверке домашнего задания, слово жюри. Жюри объявляет итоги.

На экране появляются новые цифры.

2-й ведущий. Художник создал для команд фильмы. Слово художнику.

Художник. Для команды «Пегас» предлагаются кадры из фильма «Перо сатиры». Кадры озвучены. Ваша задача, просмотрев их, прокомментировать и определить, что за музыка звучала, где вы се слышали. Соответствует ли она фильму?

Через эпидиаскоп высвечиваются кадры фильма. Звучит музыка фокстрота Джона Грея.

Команда после обсуждения выделяет комментатора.

Художник. Команде «Бюракан» предлагаются кадры из фильма «Будущее математики». Кадры тоже озвучены. Ваша задача: просмотрев их, прокомментировать, ответить на вопрос, на каких знаниях математики он основан, определить характер музыки. Соответствует ли она фильму?

Через эпидиаскоп высвечиваются кадры. Звучит музыка из кинофильма « Человек-амфибия».

1-й ведущий. Мы приближаемся к финалу и предоставляем слово нашим журналистам.

2-й ведущий. Но прежде на доске выполняют обе команды одно и то же задание. (Даются 2 карточки.) Что здесь написано?

Если вы правильно определите название изображенных здесь ребусов, получится крылатая фраза. Напишите ее на доске. Какая?

Журналисты зачитывают свои сочинения.

Проверяются работы на доске.

1-й ведущий. Наш турнир подошел к концу. Слово жюри.

Объявляется и высвечивается общий итог турнира. Звучит «Песня о дружбе».

1-й ведущий.

Вы видите, как прекрасно

С наукой дружить всечасно.

2-й ведущий. Берите поэтов в союзники. Будьте поэзии узники!

Звучит «Песня о дружбе». Команды жмут друг другу руки и обмениваются вымпелами.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальные игры для школьников

Интеллектуальные игры для детей школьного возраста

Викторина «Своя игра», 9-11 класс

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Интеллектуальная игра для школьников «Аукцион знаний»

Нет комментариев. Ваш будет первым!