Интерактивные игры для школьников 10, 11 класса

На социокультурную ситуацию в городе оказывают влияние множество факторов. И развитие производств, и экология, и то, какое воздействие оказывает на человека информационное пространство, и тот предметный мир, который его окружает, - все это многообразие становится той единой силой, которая влияет на формирование нашей культуры. Что-то влияет положительно и помогает нам повышать свой образовательно-культурный уровень, другие же факторы создают нам проблемы, приводят к чувству дискомфорта, психическому напряжению и стрессам.

Социокультурная ситуация в городе усложняется. В культуре происходит множество изменений. Люди реагируют по-разному на всевозможные изменения. Каждый по-своему выстраивает для себя значимость культурных норм и ценностей. Некоторые просто отметают, как они выражаются, «старые ценности». Но все ли новое в нашей жизни и культуре так положительно? Человек, конечно, вынужден изменять свою жизнедеятельность в связи с изменением социокультурной ситуации. Но при этом, чтобы жить достойно, ему необходимо сохранять те добрые традиции и нравственные нормы, которые сделали человека человеком.

Конструирование модели решения проблемы. Например:

• деревня должна остаться доступной любому горожанину в качестве неотъемлемой части условий для его жизнедеятельности;

• при проектировании необходимо учитывать обеспеченность районов города объектами повседневного, хозяйственного и культурного обслуживания;

• соответствующим структурам необходимо следить за тем, чтобы не создавать ощущения перегруженности, для этого не увеличивать объем передаваемой информации через рекламу (плакаты, витрины, ТВ и т. д.);

• не манипулировать сознанием людей путем социальной дезинформации;

• обратить большее внимание на формирование системы ценностей у молодого поколения, поднимать уровень и престиж образования;

• создать условия для активного отдыха населения;

• предоставить возможность для улучшения качества использования свободного времени с целью отказа от «массовой культуры» и приобщения к подлинным духовным ценностям;

• создать условия для улучшения культурной жизни города;

• человеку необходимо дать те знания:

а) которые соответствовали бы новым условиям его жизнедеятельности;

б) которые помогли бы сформировать систему ценностей;

в) которые смогли бы оказать помощь в самоопределении.

На этом этапе работы ребята могут разбиться на группы. Работа может идти от 15 минут и более. Работают с листом большого формата и маркерами. Каждая группа представляет свою модель и обосновывает свои предложения. По желанию идет обсуждение моделей, которые вызвали у ребят наибольший интерес. Учитель может подвести итог и выделить наиболее реальные и значимые предложения.

Разработка предложений по определению конкретных шагов для решения обсуждаемой проблемы. Например:

• снизить цены на загородные участки;

• сделать скидки для молодежи;

• выносить проекты застроек на обсуждение жителей будущего микрорайона;

• убрать щиты с плакатами на улицах, обязать переоформить витрины;

• пересмотреть (и почистить) колонку объявлений в районной газете;

• снизить оплату занятий для детей и молодежи в спортивных клубах и секциях;

• более тщательно проверять репертуар предстоящих выступлений, концертов, выставок и т. д.;

• разработать серию культурно-познавательных программ для молодежных кафе и т. д.

Каждая группа представляет свои предложения, комментирует их. Затем проводится обсуждение, выделяются наиболее значимые и реально выполнимые.

В обсуждении могут участвовать представители власти, молодежных организаций, отдела архитектуры, отдела культуры и т. д. Они знакомят ребят с планами социокультурного развития города (района).

Рефлексия. Метод «Ключевое слово»

Учитель предлагает ребятам на небольших полосках бумаги написать то слово, которое ассоциируется с их состоянием по окончании работы над проблемой. Ребята должны проанализировать и оценить значимость обсуждаемой темы, взаимодействие в группах и свое состояние в процессе обсуждения проблемы. Например:

• значимость обсуждаемой темы - «пора!»;

• взаимодействие в группах - «здорово!»;

• состояние в процессе обсуждения проблемы - «пессимист» («оптимист») и т. д.

Ребята дают свой комментарий. Учитель и другие ученики могут задать уточняющие вопросы или высказать свое мнение.

Метод «Анкета-газета»

Оборудование: большой лист бумаги, фломастеры, маркеры.

Условия для реализации метода. Учитель предлагает всем участникам взаимодействия дать оценку проведенной работе, своего отношения к теме, взаимодействия в группах и своего участия

в виде рисунков, четверостишии, дружеских шаржей, пожелании, замечаний, вопросов и т. д. Например:

• изобразить свою группу в виде запорожцев, которые пишут письмо султану;

• сделать наброски фантастического проекта сцены будущего и себя, поющего или пляшущего на этой сцене;

• написать следующие строки:

О культуре говорили,

Мусор, жаль, убрать забыли.

Культурный выстроен объект,

А дорожки к нему не-е-е-т!

Обсуждал бы, спору нет.

Но пахнет вкусно так обед!

Нынче дорог спорт, культура.

Займусь-ка лучше физкультурой.

Г. Создание условий для смыслотворчества

Метод «Минута говорения»

Назначение метода: развитие мышления, мыслительной деятельности, творческого воображения через организацию смыслотворчества.

Количество участников: до 30 человек.

Время для работы: от 10 минут.

Условия для реализации метода. Участники образуют большой круг (сидят).

Учитель разъясняет задание:

• опираясь на названное ключевое слово участник рассуждает на заданную тему в течение одной минуты, учитель следит за временем, по истечении минуты имеет право прервать высказывание;

• участники говорят по очереди, им предлагают все новые слова, но связанные с темой или ключевое слово, которое прозвучало в конце предыдущего высказывания; например:

«Гостиница»

Гостиница - это удобно. Правда, если это недорого и достаточно комфортно. Не приходится стеснять своими наездами родственников или знакомых. Не приходится думать о питании и стирке. Однако и в этом случае может возникнуть ряд обстоятельств, которые омрачат время пребывания там. Например, невежливый персонал или соседи по номеру, которых ты не можешь воспринять, понять и принять. В этом случае назревает конфликт, который может испортить как ваше рабочее время в командировке, так и время отдыха, что вдвойне обидно. Потому что, уезжая от повседневных конфликтов, человек надеется на передышку. А получается: от чего уехал, к тому и приехал.

«Конфликт»

Конфликты возникают чаще всего от неумения общаться. Или мы слишком явно выказываем свое недовольство чем-то, а еще хуже - кем-то, или ярко демонстрируем свою антипатию чем-то несимпатичным нам людям. Злые шутки, презрительный взгляд - чем не повод для конфликта? Еще бывают советы, которые тебе навязывают и в которых ты совсем не нуждаешься. Навязчивость собеседника, вытягивание информации из самых потаенных уголков души - кому это может понравиться?

Чтобы не возникало конфликтов, к примеру в той же гостинице, возьмите себе за правило говорить с соседом или другими людьми тогда, когда от вас этого ждут. Не демонстрируйте свою культуру только одеждой или ухоженным внешним видом. Постарайтесь показать свою культуру внутреннюю, в частности культуру поведения, культуру общения.

«Культура»

Индийское изречение гласит: «Нет добра в твоей душе - обрети хотя бы добрый вид». То есть приобрети хотя бы те манеры, которые помогают держать себя в надлежащих рамках. Ведь грубый и невоспитанный человек может оскорбить даже незнакомого прохожего, который потревожил его любимую мозоль, неумышленно наступив на нее. Сделав мозоли мерилом человеческих достоинств, не станешь не только культурным человеком, хотя бы внешне, но и достойным человеком вообще. Мы знаем, что хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований. Вот и стоит принести в жертву свои мелкие удобства для того, чтобы не испортить настроение ни свое, ни соседа. Вежливость, готовность к услугам должны стать неотъемлемой частью нашего поведения, особенно по отношению к тем, с кем мы еще не состоим в близких отношениях знакомства или дружбы. Если не соблюдать эти условия, то обострившийся конфликт может вызвать нервное расстройство или затянувшийся стресс.

Страницы: 1 2 3 4

Екатерина Чобанова # 9 июня 2013 в 00:45 +2
Интересная подборка игр. Одни можно смело использовать на классном часе, а что-то и на уроке применить. Подобные игры-тренинги хорошо объединяют коллектив, помогают узнать настроение класса. Таким же образом можно определить отношение детей к тому или иному вопросу. Мне кажется, что такие методы можно смело применить и в работе с родителями.
Киселёва Татьяна Валентиновна # 2 ноября 2014 в 04:05 0
Очень нравятся интерактивные игры! Обязательно использую на занятиях и мероприятиях. Спасибо большое!