Дидактическая игра для дошкольников «Поездка в зоопарк»
Автор: Переводова Ольга Васильевна, учитель-дефектолог Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 92» компенсирующего вида г. Дзержинска Нижегородской области
Описание работы:
Материал разработан в соответствии с программой Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», предназначен для работы с детьми 6-7 лет. Может быть полезен не только учителям-дефектологам, воспитателям, работающим с детьми с нарушениями интеллектуального развития, но и педагогам дошкольных учреждений общеразвивающего вида, а также родителям. Представленная игра интересна и увлекательна по содержанию, побуждает детей к выполнению различных заданий. Она направлена на сенсорное развитие, формирование элементарных количественных представлений дошкольников, развитие ручной моторики.
Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о цвете, форме, величине, количестве предметов; развитие ручной умелости.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять умение детей самостоятельно складывать одну геометрическую форму из нескольких других (квадрат - из двух треугольников, из двух прямоугольников; квадрат - из четырех квадратов, четырех треугольников, трех прямоугольников).
2. Закреплять умение соотносить цифры с числом предметов.
3. Закреплять умение детей производить сравнение предметов по цвету и форме, проверяя правильность выбора практическим примериванием.
4. Продолжать учить детей соотносить предметы по величине (четыре размера), пользуясь зрительным соотнесением или примериванием.
5. Закреплять умение детей обводить по трафарету несложный предмет.
6. Продолжать учить проводить вертикальные прямые линии сверху вниз, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за контур нарисованного предмета.
Коррекционно-развивающие:
1. Способствовать развитию зрительного восприятия и внимания.
2. Продолжать формировать мыслительную деятельность.
3. Развивать общую и мелкую моторику.
4. Активизировать речь детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к игре.
2. Воспитывать желание помочь персонажам.
3. Проявлять доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
1. Автобусы (плоскостные) без окон, набор геометрических фигур.
2. Аудиозапись песни Е.Железновой «Автобус».
3. Картинки: жираф, лебедь, обезьяна, медведь, слон.
4. Раздаточный материал: карточки с цифрами, набор разноцветных цветочков; полотенца с дырочками, набор различных форм для заплаток; корзинка с баранками разного размера (из соленого теста); тарелочки разного размера (из бумаги); трафареты с вырезанной туфелькой, карандаши.
Методы и приемы:
1. Игровые: создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
2. Наглядные: рассматривание картинок, пособий, показ, наблюдение за действиями педагога.
3. Словесные: вопросы, прием комментирующей речи собственных действий и действий детей, пояснение, поощрение.
4. Практические: действия по образцу, действия по словесной инструкции, ощупывание, обведение по контуру, прием наложения, оказание помощи.
Пропедевтическая работа:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением зоопарка, обитателей зоопарка.
2. Чтение произведения С.Маршака «Детки в клетке».
3. Дидактические игры и упражнения «Разноцветные колечки», «Подбери ниточки к шарикам», «Подбери по форме», «Спрячь мышку в норке» и др.
4. Разучивание физкультминутки.
Дифференцированный подход:
- по степени сложности усвоения учебного материала:
Ване, Даше, Денису предложить сложить квадрат (из четырех квадратов меньшего размера, четырех треугольников, трех прямоугольников);
Максиму, Вике, Саше – сложить квадрат (из двух треугольников, двух прямоугольников.
- по методам и приемам:
С Ваней, Дашей, Денисом используются задания по словесной инструкции;
С Максимом, Викой, Сашей – действия по образцу.
- по вопросам:
Ване, Даше, Денису задаются поисковые вопросы, требующие умозаключения; Максиму, Вике, Саше – репродуктивные вопросы.
Ход игры:
- Дети, хотите отправиться на прогулку в зоопарк? (да.)
- Мы поедем в зоопарк на автобусах. Посмотрите, в автобусах нет окошек, как же мы поедем – нам будет холодно, в окна будет дуть ветер?! (Ответы детей.)
- Какой формы окна в автобусе? (Квадратные.) Давайте закроем их стеклышками при помощи геометрических фигур меньшего размера: первое окно закроем при помощи квадратов, второе – треугольников, третье окошко при помощи прямоугольников.
Дети выполняют задание «Закрой окошки в автобусе».
- Денис, какие геометрические фигуры ты взял, чтобы закрыть первое окно? (Квадраты.) Сколько квадратов ты взял? (Четыре.)
- Ваня, сколько ты взял треугольников для второго окна? (Два.) А можно ли сделать окно из четырех треугольников?
- Никита, какие геометрические фигуры ты взял, чтобы закрыть третье окно? (Прямоугольники.) Сколько прямоугольников тебе пригодилось? (Два.)
Детям, затрудняющимся выполнить задания по словесной инструкции, предлагаю образец.
- Теперь наши автобусы в порядке, можно ехать.
Звучит песня Е.Железновой «Автобус»
- Наши автобусы приехали в зоопарк.
- В первом вольере нас встречает жираф.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (С.Маршак «Детки в клетке»)
- Ребята, давайте поможем жирафу собрать цветочки. Нужно собрать столько цветов, сколько показано на карточке. Собирать цветы можно разного цвета.
Дети выполняют задание «Собери букет для жирафа».
- Никита, какая цифра находится на карточке? Значит, сколько цветочков нужно взять?
- Молодцы, ребята, сколько цветов собрали для жирафа!
- Идём дальше. Кто это плавает в пруду? (Лебеденок.)
Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце! (С.Маршак «Детки в клетке»)
- Дети, а у меня есть полотенца, только они немного порвались. Вот заплаточки разных цветов и формы. Давайте починим полотенца для лебеденка, подберем заплатки такой же формы и цвета, как и дырочки.
Дети выполняют задание «Починим полотенца для лебеденка».
- Даша, какого цвета у тебя полотенце? А какой формы дырочка на нем? Значит, какую заплатку нужно взять? Попробуй, примерь, подойдет ли такая заплатка.
- Молодцы, ребята, починили полотенца для лебеденка!
- Продолжаем нашу прогулку по зоопарку. Кто нас поджидает в следующем вольере? (Обезьяна.)
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:
«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей». (С.Маршак «Детки в клетке»)
- Ребята, обезьяне скучно, давайте поиграем и развеселим ее.
Физкультминутка (по стихотворению В.Степанова)
Озорная обезьянка,
Хвост колечком, как баранка,
|
Движения в разные стороны согнутыми в локтях руками с растопыренными пальцами
|
Вниз повисла головой…
|
Руки на пояс, немного наклониться
|
Вот так номер цирковой.
|
Выпрямиться, руки в стороны
|
Висит и улыбается
|
Ходьба на месте
|
Хвостатая красавица.
|
Прыжки на месте
|
- Подходим к следующему вольеру.
Вот медведь, медведь, медведь!
Кто желает посмотреть?
Приходите к Мише в гости,
Сладкий пряник Мише бросьте.
Миша просит, Миша ждет,
Широко разинув рот… (С.Маршак «Детки в клетке»)
- Дети, а у меня в корзинке есть баранки, они разного размера, есть и большие, и маленькие, давайте угостим ими медведя, думаю, он будет очень рад. Только сначала разложим их по тарелочкам: на большую тарелочку положим большую баранку, на тарелочку поменьше – баранку поменьше, на маленькую тарелочку – маленькую баранку, на самую маленькую тарелочку – самую маленькую бараночку.
Дети выполняют задание «Разложи баранки по тарелочкам».
- Саша, найди в корзинке самую большую баранку, теперь поменьше, маленькую и самую маленькую. Какую баранку ты взял? Сравни ее с другими.
- Молодцы, ребята, правильно разложили баранки, теперь ими можно угостить медведя!
- Идем дальше. Посмотрите, кто живет в этом вольере? (Слон.)
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре! (С.Маршак «Детки в клетке»)
- Дети, давайте нарисуем для слона туфельки, используя трафарет. А потом сделаем туфельки полосатыми, проведя на них линии сверху вниз (показываю). Дети выполняют задание «Туфельки для слона».
- Молодцы, ребята, сколько туфелек нарисовали! Мы подарим их слону.
- Вот и закончилась наша прогулка по зоопарку. Кого мы увидели в зоопарке?
Что мы делали для зверей? Что вам больше всего понравилось в зоопарке?
Давайте попрощаемся с животными.
До свидания! Заходите в автобусы – нам пора в детский сад.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны
Дидактические игры для младших дошкольников
Дидактическая игра для дошкольников своими руками
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»