Игра «Узнай себя» для дошкольников 5-6 лет

Игра-драматизация для детей средней – старшей группы «Узнай себя»

Цель. Игра учит детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений; поощряет стремление ребят избавиться от недостойных привычек, подражать положительным героям.

Дидактический материал — куклы или игрушки, необходимые для проведения театрализованной игры, фишки — красные, синие; сюжетные картинки, призы.

Подготовка к игре. Педагог заранее знакомит детей с песнями, стихами, сказками, персонажами, которые будут использованы в игре.

Ход игры

Педагог выступает в роли ведущего, крокодила Гены, Чебурашки, двух жадных медвежат, Мойдодыра и других персонажей. Педагог предлагает детям проверить, хорошо ли они знают себя и своих сверстников. Он просит, чтобы во время чтения стихов о хороших и плохих поступках каждый подумал, с кем такое было? Может быть, с ним самим? Кто узнал себя в стихотворении и не побоялся сознаться в неблаговидном по ступке, получает черную фишку. Кто узнал себя в хорошем примере — желтую.

Педагог говорит детям:

— Избавиться от плохих поступков можно, если карикатурно изобразить их и высмеять. Может быть, кто-то решится так расправиться со своими недостатками? Нерешительным помогут товарищи и сказочные персонажи. За самое смешное и удачное изображение все вместе будем присуждать призы.

Слушайте внимательно, дети, кто себя узнает, выполняйте все, о чем я прочту.

Девочка новая

В детском саду.

К девочке новой

Сейчас подойду.

 

— Зачем ты в сторонке?

Ведь скучно одной.

Вот наши игрушки,

Вот слон заводной.

 

Вот кубики наши,

Мы строим дома,

Ты тоже научишься

Строить сама!

 

Пойдем, я к ребятам

Тебя отведу,

Всем девочкам нравится

В детском саду.

Если дети не решились с первого раза действовать, педагог сам проигрывает сценки заботливого отношения к новенькой. В самом конце сценки он берет себе желтую фишку, которую заслужил.

Педагог спрашивает новенькую, может, кто-то заботился о ней? Неужели ребята постеснялись признаться в этом? Вот скромники! А может, таких нет? Значит, невнимательные. Но это было до сегодняшней игры. Не так ли? Теперь все пойдет по-другому. Может, кто-нибудь покажет, как можно еще заботиться о девочке?

Педагог объявляет конкурс на внимание и теплоту. Победившему в конкурсе под аплодисменты вручается приз.

Если в группе нет новичка, педагог вместе с детьми обыгрывает, например, такое стихотворение:

Б. Ивлева

Я утром в детский сад иду,

Аленку за руку веду...

«Вот это настоящий брат!» —

Сказал один прохожий.

Уж если люди говорят,

Так значит — мы похожи.

А девочка Аленка

Мне вовсе не сестренка.

Далее педагог предлагает детям послушать стихотворение М. Ивенсен «Кто поможет»:

Кто упал? Таня.

Кто не плачет? Таня.

Что за умница у нас

Маленькая Таня!

Кто упал? Витя.

Кто заплакал? Витя.

 

Кто поможет Вите встать?

Оленька и Митя.

Кто поможет Вите встать?

Оленька и Митя.

Что за умница у нас

Коля и Нина,

Маленькая Таня!

Толя и Зина.

Все помогут, да?

ДА!

Зная своих детей, педагог привлекает к импровизации тех из них, кому следует преодолевать плаксивость, и тех, кто за служил поощрение за выдержку и чуткость. Читая стихи, можно подставлять имена «своих» детей.

Педагог высказывает предположение, что в группе есть подружки, про которых написала стихотворение А. Кузнецова. Оно так и называется «Подружки». Интересно, кто из ребят первым заметит, что стихи о нем?

Подружки

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

 

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

Педагог говорит о том, что, возможно, эта ситуация типична для многих.

В ходе этой импровизации педагог вручает детям не только фишки, но и приз за лучшую импровизацию дружеских поступков.

Затем педагог рассказывает о том, что куклы — крокодил Гена и Чебурашка — символизируют дружбу. Для исполнения их ролей нужно выбрать наиболее дружную пару. Увлекая всех песенкой, эти сказочные персонажи-куклы в руках педагога изображают содержание игры-драматизации (для этого можно использовать ширму).

Педагог обыгрывает подобным образом и другие стихи о дружбе:

3. Александрова

Подарили нашей Вере

Шарик с красным петушком,

Ой, какой красивый шарик,

Все мечтают о таком!

Но поднялся ветер вдруг,

Шарик выхватил из рук.

 

Подошла к подружке Таня:

— Ну чего же мы стоим?

Шарик твой мы не достанем,

Так давай играть с моим.

Посмотри, цветок на нем,

Будем с ним играть вдвоем.

Педагог сообщает ребятам о том, что в отрывке из стихотворения Н. Найденова «Ольга Павловна», вероятно, кто-нибудь себя узнает, а если не решится сказать об этом, его могут узнать и изобразить сверстники.

Кто сейчас же разберется,

Почему Олег дерется.

Почему у Гали с Ниной

Он матрешку отнимал,

Почему слона из глины

Миша сразу поломал?

Педагог может попробовать осуществить и такой вариант игры: пригласить (как бы невзначай) для роли ребенка, отличающегося неуживчивым характером, задиру. Другой ребенок в соответствии с текстом стихотворения будет его обижать, а третий — утешать, например, подарит матрешку, поможет починить поломанную игрушку. Если задира сумеет им подыграть в роли обиженного, а потом утешаемого, то педагог решает вместе с детьми, кому присудить приз за чуткость и внимание.

Педагог говорит:

— Жадным тоже стоит призадуматься. Может, кто и узнает себя в рассказе Н. Калининой «Первый день в детском саду».

Педагог не сообщает ребятам сразу название рассказа, делая это в конце импровизации.

Педагог. Привела мама Сашу и Алешу в детский сад. А игрушек на ковре сколько! Саша на все посмотрел и все сразу взять захотел. Подбежал он к кукольному уголку и — мишку под мышку, зайчика в кармашек, и кроватку берет, и плитку к себе тянет. Все в одну кучу складывает и говорит...

Саша. Не трогайте, не берите! Я в игрушки играю!

Педагог. Стоят все ребята и удивляются.

Все. Вот так мальчик! Разве так играют?

Педагог говорит о том, что этот вопрос могут адресовать жадному ребенку и два жадных медвежонка из венгерской сказки. «Мы-то знаем, к чему приводит жадность. А почему так получилось?» — размышляют они и спрашивают у детей. И вдруг один из медвежат догадался: «Да ведь рассказ называется „Первый день в детском саду“. Ведь Саша-то не знал, что надо делиться, а наши дети знают, но до сих пор не все делятся игрушками».

Педагог рассказывает ребятам: «Наверное, таких замарашек, которых изобразил К. Чуковский в „Мойдодыре“, у вас в группе нет. Но хорошо умываются далеко не все. Может быть, кто-то захочет изобразить Мойдодыра и замарашку? (Если же никто не захочет исполнять роль замарашки, педагог разыгрывает эту сценку, используя куклы.)

Мойдодыр (строго качая головой).

Ах ты гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя

(Подносит замарашке зеркальце):

У тебя на шее вакса,

(Показывает)

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

(Просит замарашку показать руки)

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя!

Я — Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

 

Замарашка (испуганно).

Он ударил в медный таз

И вскричал: «Кара-барас!»

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

После этих слов педагог делает паузу. Он берет мочалку и пытается «намылить» замарашку, который, конечно, изо всех сил старается убежать (дети любят такие сценки, пусть они посмеются над грязнулей). Но замарашке все же удается убежать от мочалки. Игра продолжается.

Замарашка.

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил,

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит на меня,

Как ногами застучит

На меня...

Все.

«Уходи-ка ты домой, —

Говорит, —

Да лицо свое умой, —

Говорит, —

А не то как налечу, —

Говорит, —

Растопчу и проглочу!» —

Говорит.

Педагог показывает детям, как бежал домой испуганный за марашка, вызывая веселье, смех. Учитель помогает замарашке умыться как следует, а затем показывает ребятам, какой он стал чистый. Вместе с детьми педагог наряжает замарашку, угощает его пирожком.

Все.

Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!

Педагог. А нет ли случайно и среди вас, ребята, таких же замарашек, как этот мальчик? Давайте все вместе им скажем...

Все.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам —

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Педагог предлагает детям устроить конкурс на лучшую импровизацию опрятности и аккуратности. Победителям вручаются призы.

Педагог. Я знаю одного мальчика. Зовут его Федя. Но почему-то все дразнят его Федя-наоборот. Послушайте о нем стихи.

В. Орлов

Пусть никто не удивляется:

Это Федя одевается.

Он, запутавшись в штанах,

На полу сидит в слезах.

Все надел навыворот,

Все надел нашиворот.

Выворот-нашиворот,

Шиворот-навыворот,

Задом наперед.

Педагог спрашивает у детей, что можно сказать о Фе де. Есть ли в группе ребята, похожие на Федю? (Ответы детей.)

Педагог. Ну а труженики, о которых написали свои стихотворения Л. Воронкова и Е. Благинина, конечно, найдутся в вашей группе (наверняка у детей появится желание разыграть сценки во время чтения стихов):

Л. Воронкова

В огороде много гряд!

Мы сажаем здесь рассаду,

И морковку, и салат.

Каждый вечер прибегаем,

Наши грядки поливаем.

Овощей теперь, ребята,

Урожай соберем богатый.

 

Е. Благинина

Не мешайте мне трудиться.

Я водицы притащу!

И колодезной водицей

Вас, конечно, угощу.

Пейте, пейте, не жалейте,

А хотите, в лейку лейте —-

Поливайте огород:

Он ведь тоже воду пьет!

Педагог предлагает детям послушать еще кое-что о себе, он читает детям стихотворение:

Потемнело?

Ну и пусть —

Темноты

Я не боюсь,

И воды я

Не боюсь

(Плаваю

На лодке),

Но боюсь,

Боюсь,

 

Боюсь.

Ой, боюсь щекотки!

Хохотать

Я не хочу,

А щекотят —

Хохочу,

Хохочу

И плачу...

И так хочу

Дать сдачу!

Педагог рассказывает детям о том, как люди реагируют на щекотку и почему они ее боятся. Дети вспоминают, кто из них боится щекотки, а кто не боится.

Педагог сообщает детям о том, что настала пора подводить общий итог игре: кто набрал больше фишек и призов. Объявляются победители в импровизации. Педагог особо отмечает тех детей, кто нашел в себе мужество сознаться в плохом поступке. Он выражает надежду, что они окажутся победителями плохих поступков не только в игре, но и в жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Игра «Капуста» для детей старшей группы

Нет комментариев. Ваш будет первым!