Логопедические дидактические игры для детей 4 – 7 лет

Логопедические игры для дошкольников

Автор: Чалова Наталья Владимировна, учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад №14 «Сказка», г. Нурлат  Республика Татарстан

Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 – 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.

Описание игр:

1. «Снегурочка и Снеговик»

Игра. Снегурочка и Снеговик

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: Снегурочка и Снеговик – это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри,  что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук – [Ш], а для Снеговика – картинки со звуком - [С].

2.  «Угости Зою конфетами»

Игра. Угости Зою конфетами

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук [З] в слове – конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня.

3. «Дождик»

Игра Дождик

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.

Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) – зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим,  из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук  [З]. Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.

4. «Шарики для Лягушонка»

Игра. Шарики для Лягушонка

Цель:  автоматизация звука  [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок,  и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая  звук  [Ш].

5. «Звуковая полянка»

Игра. Звуковая полянка

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.

Ход игры:  Я буду называть тебе слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот  звук.

6. «Ежику снятся сны» 

Игра. Ёжику снятся сны

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки–сны с картинками, в словах которых мы слышим звук [Л].

Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

7. «День рождение Карлсона»

Игра. День рождения Карлсона

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У  Карлсона - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

8. «В каком домике живет звук?»

Игра. В каком домике живёт звук

Оборудование: картинки – три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.

Каждую из этих игр можно разнообразить, например,  перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой  можно поиграть в игры «Один - много»,  «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.

Участник конкурса для педагогов "Лучшая методическая разработка"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Оксана Владимировна Столь # 14 октября 2013 в 06:46 +1
Наталья Владимировна! мне понравились ваши игры!Сразу видно, что эти пособия сделаны с любовью.Прекрасно, красочно,эстетично!
Наталья Чалова # 14 октября 2013 в 19:21 0
Спасибо Оксана. Очень люблю свою работу, и стараюсь для своих малышей разнообразить  каждое занятие.
Наталья Сергеевна Михальченко # 5 марта 2017 в 14:44 0
Спасибо, Вам за игры и за то,что у Вас есть желание творить и делать что-то новое!!идеи очень интересные для автоматизации звуков, уверенна,что дети с радостью играют в игры!
Нина Лиханова # 15 ноября 2013 в 14:17 0
Наталья Владимировна! Очень хорошие у Вас игры. Ведь самое трудное, на мой взгляд, в нашей работе даже не "поставить звук", а его автоматизировать и именно в этот период необходимо как можно больше использовать игр, подобных тем, что Вы представили. И отдельное "браво" за эстетику!
Елена Анатольевна Пучеглазова # 16 ноября 2013 в 07:08 0
Наталья Владимировна! Мне понравились Ваши игры-разнообразные, яркие и красочные. Играя, развиваем фонематический слух,звуковой анализ и автоматизируем звуки в словах. Удачи в конкурсе!
Елена Яковлевна Тыняная # 24 ноября 2013 в 19:47 +1
Традиционные игры в вашем авторском исполнении стали значительно привлекательнее и интереснее)) Замечательно! Молодец!
Марина Владимировна Склюева # 10 января 2014 в 17:55 0
Наталья Владимировна, я как увидела ваши игры, так просто завизжала от восторга! Такие милые картинки, и идеи очень хорошие! Правильно говорят логопеды, что автоматизация - достаточно нудный процесс, поэтому творческие логопеды всегда ищут что-нибудь интересное, занимательное, чтобы не было тупого отраженного проговаривания или простого называния картинок. Вы просто умница! А ваш вкус в подборе картинок и оформлении игр выше всяких похвал!
Василя Раисовна Амирова # 31 января 2014 в 19:58 0
Ваш материал просто находка для меня! Я в последнее время стала задумываться, как же разнообразить процесс автоматизации звуков. Я Вам очень благодарна за наглядность и  приемы!ГОЛОСУЮ!!!
Наталья Чалова # 26 февраля 2014 в 12:32 0
Девочки, огромное спасибо за Ваши приятные отзывы! Спасибо, что оценили! Всем БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Елена Михайловна Антипина # 4 марта 2014 в 20:57 0
Материал замечательный! мне понравился красочный и практичный, а самое главное рабочий. Молодец!!!
Лариса Васильевна Никишина # 14 сентября 2014 в 21:24 +1
Отличный материал!
Наталья Алексеевна Захарова # 17 октября 2014 в 11:32 0
Очень нужные яркие и красочные игры. Сделаны красиво и аккуратно. Такие игры позволят сохранить внимание детей надолго на логопедических занятиях. Спасибо, возьму себе на заметку!
Светлана Ивановна Тихова # 16 ноября 2014 в 15:32 0
Наталья Владимировна, очень понравились представленные Вами игры! Грамотно, эстетично, интересно. Пособие можно использовать как демонстрационный, так и материал для индивидуальной работы. Возьму на вооружение Ваш опыт. Спасибо.
Юлия Владимировна Мамина # 7 февраля 2015 в 19:32 0
Наталья Владимировна, очень понравились ваши игры.Интересная задумка и выполнены очень эстетично. Единственное, что нужно тщательно продумывать подбор речевого материала к таким играм. В первой игре на дифференциацию звуков С-Ш я бы взяла не снеЖинки (со звуком Ж), а например сосульки или ледышки, а также персонаж СнегуроЧка, может заменить на другого персонажа со звуком Ш, например, лоШадка.
Ирина Маннафовна Гибадуллина # 27 марта 2015 в 13:58 0
Наталья Владимировна, У вас прекрасные игры, яркие и красочные. Ваши игры помогут надолго удержать внимание детей, сохранить интерес. И главное, вы опираетесь в своей работе на ведущую деятельность детей дошкольного возраста. Все правильно, дети должны играть,а не обучаться! Нельзя об этом забывать, только так мы сможем сохранить положительный настрой, стремление к познанию.
Надежда Вячеславовна Иванова # 1 июля 2015 в 13:30 0
Наталья Владимировна спасибо за ваши игры!одну из ваших игр использовала на зачете по развитию речи получила отлично.Еще раз спасибо!!!
Елена Викторовна Томашевская # 28 сентября 2015 в 14:20 0
Здравствуйте. Спасибо за игры. Очень понравились. Демонстрационный материал красочен и сделан аккуратно. Игры увлекательные. Очень понравились моим детям.
ольга леонидовна ронина # 11 февраля 2016 в 16:06 0
Уважаемая Наталья Владимировна! Как важно для дошкольников ИГРАТЬ на занятии!!!!!! Игра-ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста! Уверенна, к вам на занятия детки БЕГУТ!!!! Ведь их там ждут чудесные игры, сделанные руками логопеда! Все очень грамотно и правильно. Подобные игры использую в своей работе. Спасибо.
Татьяна # 21 февраля 2016 в 20:24 0
Интересные пособия ta-m@bk.ru можно ли их как то в свою копилку
Ольга Владимировна Андрющенко # 28 марта 2016 в 21:47 0
Интересные игры! Спасибо!
Анастасия Анатольевна Кабеткина # 28 ноября 2016 в 16:40 0
Очень занимательные игры! Несомненно, детям нравится посещать занятия, когда педагог творчески подходит к делу и старается привлечь внимание детей именно игрой в первую очередь.
Юлия Юрьевна Мущинкина # 4 января 2017 в 23:13 0
Очень много сейчас продаются различных пособий, но ни чего нет дороже и интересней, тех, которые сделаны своими руками. Вы умница!
Ирина # 30 января 2017 в 19:58 0
Уважаемая Наталья Владимировна! Мне очень понравились Ваши игры, эстетика на высшем уровне, большое спасибо за идею!
Елена # 2 февраля 2017 в 12:56 0
Здравствуйте Наталья Владимировна! Спасибо Вам огромное за такие чудесные игры! Прошу прощения, не могли бы вы подсказать где взять столь красочные картинки для того чтобы сделать самой такое пособие?
Мария Александровна Устинова # 24 января 2018 в 10:32 0
Спасибо большое за материал, я думаю ребятам будет очень интересно и результат будет обязательно положительный.
Оксана Реннадиевна Киселёва # 2 февраля 2018 в 15:15 0
Наталья Владимировна! Спасибо за подборку игр! Сразу видно, что вы творческий педагог, любящий детей и свою профессию.
Наталья # 4 июля 2018 в 20:29 0
Столько приятных слов в мой адрес!!!!! Как давно я не заходила на этот сайт. Всем огромное спасибо!!!
татьяна ивановна маршалова # 16 октября 2018 в 23:06 0
Игры красивые и красочные, но в игре "Снегурочка и снеговик" на подбор "с-ш" выбрала бы героев на соответствующие звуки. Например,Света и Шура. Свете подбирали бы картинки на "с", а Шуре на "ш".
Ирина Игоревна # 19 ноября 2019 в 19:19 0
Интересные игры на автоматизацию и дифференциацию звуков.Думаю моим детям очень понравятся новые не "затертые" игры.Несколько игр можно использовать по временам года.