Логопедические игры и упражнения для дошкольников
Автор: Афонина Наталья Юрьевна, учитель-дефектолог МБДОУ №22 – детского сада комбинированного вида г. Тулы («Мир детства»)
Идея настоящего пособия адресована учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений, а также рассчитана на тех родителей, дети которых имеют речевые и/или познавательные нарушения. Автор надеется, что представленный материал поможет эффективно организовать коррекционно-развивающую работу и будет полезен в повседневном нелегком труде этих людей.
Куб – это мягкий элемент соответствующей формы, чьи стороны отличаются цветом и прикрепленным изображением. Используется в работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР), в первую очередь, как мнемо-пособие для самостоятельной артикуляционной гимнастики, то есть гимнастики, которую ребенок может выполнить без напоминаний со стороны взрослого.
Особенно актуален на тех этапах, когда длительность упражнений не превышает одной-двух минут, а собственная мотивация ребенка – «буду учиться говорить красиво» - еще слишком слаба.
Яркий, мягкий и приятный на ощупь куб легко становится частью игры.
Естественно, упражнения, подобранные взрослым, должны носить общеукрепляющий характер и не требовать усиленного контроля за четкостью. В данном случае ту же картинку «Лошадка» - любимую и с удовольствием озвучиваемую многими детьми – лучше не использовать: слишком велик риск того, что малыш забудет следить за положением челюсти, а значит, несмотря на все усилия и «цоканье», нивелируется непосредственно коррекционный эффект.
Итак, артикуляционную гимнастику выполняют несколько раз в день.
Варианты задействования куба различны, начиная от индивидуальной или подгрупповой и заканчивая групповыми формами работы.
В индивидуальной игре ребенок самостоятельно подбрасывает куб, а рифмовку, если необходимо, озвучивает взрослый: «Ой, бегемот! Широко откроем рот».
В подгруппе – куб перебрасывается между детьми или между детьми и педагогом: «Лови! Рыбка! Покажи рыбку».
В группе упражнение выполняется всеми участниками. Успех оценивает ведущий. «Бросаю… Кошка! Кошка пьет молочко: вот так. Все кошки хороши, но Анина – лучше. Анечка, води!».
Примерные упражнения и символы
«Бегемот».
Ребенок открывает рот как можно шире и удерживает положение. Укрепляются мышцы, иннервирующие нижнюю челюсть. Хорошая пропедевтика работы без роторасширителей.
Бегемот разинул рот,
Булку просит бегемот.
«Слон».
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну.
Ребенок вытягивает вперед крепко сжатые губы. В языке, где масса звуков лабиализованы – упражнение не лишнее.
Усложнение – «Рыба».
Вытянутые вперед губы необходимо сжимать и разжимать.
Расстояние между серединами верхней и нижней губ может варьироваться от двух-трех сантиметров: плывет большая рыба, до нескольких миллиметров: плывет маленькая рыбка.
А у рыб язык особый,
Молча говорить попробуй.
А теперь упражнения для мышц языка.
Расслабляющее – «Божья коровка».
Предложите малышу положить распластанный широкий язык на нижнюю губу: «Ах, какой славный листок! А на нем – божья коровка».
Пусть попробует удерживать положение, пока взрослый говорит «Божья коровка, улети на небо», постепенно дополняя присказку:
«Божья коровка, улети на небо!»,
«Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба!»,
«Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба: черного и белого, только не горелого».
Упражнение, укрепляющее мышцы кончика языка – «Пчела».
Кончик языка участвует в произнесении многих звуков, в том числе соноров: л, л҆, р, р҆. Однако именно это тонкое дифференцированное движение тяжело дается большинству логопатов.
Острое жало есть у пчелы.
Страшно коснуться этой иглы.
«Острое жало есть у пчелы»: ребенок тянет «острый» язычок как можно дальше – к поднятому указательному пальцу;
«Страшно коснуться этой иглы.
Боюсь, боюсь, боюсь», - прячет пальчик.
Эмоциональный окрас упражнения делает его едва ли не любимым среди детей.
И последнее – «Кошка».
Широким языком облизать верхнюю губу в направлении сверху вниз.
Отрабатывается подъем языка – кинетическая часть уклада шипящих и соноров.
Выпей, кошка, молочка.
Станут круглыми бочка.
«Станут круглыми бочка», - «надуть» щеки.
Таким образом, весело и доступно реализуется основной комплекс общеукрепляющих упражнений.
В дальнейшем, когда расширяется диапазон артикуляционных возможностей ребенка, использовать куб уже не столь целесообразно. Ему на смену приходят песочные часы и «гимнастика произвольности»: с опорой на мотивацию ребенка – «у меня получилось!» - и контроль за положением органов артикуляции.
Однако, перестав быть объектом опосредования логопедической работы, куб применяется для совершенствования познавательной сферы малыша.
Когнитивные игры
1. «Домики».
Попросите ребенка назвать: в домике какого цвета живет тот или иной персонаж.
Вы будете искренне удивлены: куб, который ребенок рассматривал по несколько раз в день, остался… кубом, в лучшем случае – разноцветным. Дети с трудом вспоминают даже цвета сторон. Появляются и «черная» (как кошка), и розовая (как бегемот). Так и мы: едва ли назовем узор на знакомых обоях в гостиной.
Поэтому рассматриваем куб: на этот раз внимательно.
Предложите ребенку объяснить: почему каждой из картинок соответствует именно этот цвет.
Начинать игру лучше с наиболее простых и очевидных ассоциаций: божья коровка – зеленый, рыба – желтый, постепенно вводя нетипичные сочетания.
Игры подобного рода прекрасно развивают не только логическое, но и творческое мышление; стимулируют возникновение мнемо-приемов (т.е. приемов ассоциативного, опосредованного запоминания), которые потенциально доступны детям старшего дошкольного возраста.
А вот такие ответы чаще всего можно услышать от воспитанников коррекционных групп.
Рыба – желтый цвет.
«Желтый – это песок»,
«Желтый – рыбка золотая».
Пчела – белый цвет.
«Пчела села на белую ромашку»,
«Белый день и пчела летает».
Божья коровка – зеленый цвет.
«Божья коровка сидит на зеленом листке».
Слон – красный цвет.
«В джунглях случился пожар», «Красный – это небо вечером».
Кошка – голубой цвет.
«Кошка сидит у окошка», «Кошка любит пить молочко из голубой миски». И - с помощью взрослого - «Это кошка голубых кровей, т.е. породистая».
Бегемот – оранжевый цвет.
«Бегемот ест оранжевые апельсины», «В Африке все оранжевое: солнце, море, пальмы».
2. «Рисуем по памяти».
Положите перед ребенком лист с изображениями нескольких квадратов.
«Я буду говорить, кто живет в домике. А ты закрась домик-квадрат в нужный цвет. Запоминай: кошка. Раскрашивай. Запоминай: бегемот и пчела. Раскрашивай».
В зависимости от успехов ребенка, количество персонажей можно увеличивать. Или добавить действие-отсрочку: «Запоминай: бегемот, рыба, слон. Топни ногой. Хлопни в ладоши. Посмотри назад. Раскрашивай».
3. «Цветной рассказ».
Очередность возникновения цвета в вашем рассказе - а сначала это будет совместный рассказ взрослого и ребенка – определяется путем подбрасывания куба. Новый бросок – новый цвет – новое предложение. И единая сюжетная линия рассказа.
Непросто, но очень весело. И прекрасно развивает фантазию малыша.
Еще интереснее, если игра организуется с группой.
Например:
Бросок. Синий. – По синему морю…
Бросок. Белый. – Плывет белый корабль.
Бросок. Желтый. – А командует им капитан Желтый Зуб.
4. «В мире красок».
Дважды подбросьте куб. А теперь попробуйте придумать: в каком предмете могут сочетаться выпавшие цвета.
Лучше называть предметы по очереди: взрослый-ребенок или ребенок-ребенок, и тогда взрослый выступает судьей.
Естественно, выигрывает автор последней «догадки».
Синий-красный:
«У девочки в волосах синий и красный бант»,
«На синей чашке – красные цветы»,
«В синей воде плавают красные рыбки»,
«На синей крыше дома сидит красная бабочка».
Несмотря на кажущуюся простоту, пособие доставляет немало радостных, а главное, полезных для развития ребенка минут.
Попробуйте изготовить его, и потраченное время окупится сторицей.
Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы