Многофункциональное дидактическое пособие «Куб»

Логопедические игры и упражнения для дошкольников

Автор: Афонина Наталья Юрьевна, учитель-дефектолог МБДОУ №22 – детского сада комбинированного вида г. Тулы («Мир детства»)

Идея настоящего пособия адресована учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений, а также рассчитана на тех родителей, дети которых имеют речевые и/или познавательные нарушения. Автор надеется, что представленный материал поможет эффективно организовать коррекционно-развивающую работу и будет полезен в повседневном нелегком труде этих людей.

Куб – это мягкий элемент соответствующей формы, чьи стороны отличаются цветом и прикрепленным изображением. Используется в работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР), в первую очередь, как мнемо-пособие для самостоятельной артикуляционной гимнастики, то есть гимнастики, которую ребенок может выполнить без напоминаний со стороны взрослого.

Дидактическое пособие Куб

Особенно актуален на тех этапах, когда длительность упражнений не превышает одной-двух минут, а собственная мотивация ребенка – «буду учиться говорить красиво» - еще слишком слаба.

Яркий, мягкий и приятный на ощупь куб легко становится частью игры.

Естественно, упражнения, подобранные взрослым, должны носить общеукрепляющий характер и не требовать усиленного контроля за четкостью. В данном случае ту же картинку «Лошадка» - любимую и с удовольствием озвучиваемую многими детьми – лучше не использовать: слишком велик риск того, что малыш забудет следить за положением челюсти, а значит, несмотря на все усилия и «цоканье», нивелируется непосредственно коррекционный эффект.

Итак, артикуляционную гимнастику выполняют несколько раз в день.

Варианты задействования куба различны, начиная от индивидуальной или подгрупповой и заканчивая групповыми формами работы.

В индивидуальной игре ребенок самостоятельно подбрасывает куб, а рифмовку, если необходимо, озвучивает взрослый: «Ой, бегемот! Широко откроем рот».

В подгруппе – куб перебрасывается между детьми или между детьми и педагогом: «Лови! Рыбка! Покажи рыбку».

В группе упражнение выполняется всеми участниками. Успех оценивает ведущий. «Бросаю… Кошка! Кошка пьет молочко: вот так. Все кошки хороши, но Анина – лучше. Анечка, води!».

Примерные упражнения и символы

«Бегемот».

Ребенок открывает рот как можно шире и удерживает положение. Укрепляются мышцы, иннервирующие нижнюю челюсть. Хорошая пропедевтика работы без роторасширителей.

Бегемот разинул рот,

Булку просит бегемот.

«Слон».

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну.

Ребенок вытягивает вперед крепко сжатые губы. В языке, где масса звуков лабиализованы – упражнение не лишнее.

Усложнение – «Рыба».

Вытянутые вперед губы необходимо сжимать и разжимать.

Расстояние между серединами верхней и нижней губ может варьироваться от двух-трех сантиметров: плывет большая рыба, до нескольких миллиметров: плывет маленькая рыбка.

А у рыб язык особый,

Молча говорить попробуй.

А теперь упражнения для мышц языка.

Расслабляющее – «Божья коровка».

Предложите малышу положить распластанный широкий язык на нижнюю губу: «Ах, какой славный листок! А на нем – божья коровка».

Пусть попробует удерживать положение, пока взрослый говорит «Божья коровка, улети на небо», постепенно дополняя присказку:

«Божья коровка, улети на небо!»,

«Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба!»,

«Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба: черного и белого, только не горелого».

Упражнение, укрепляющее мышцы кончика языка – «Пчела».

Кончик языка участвует в произнесении многих звуков, в том числе соноров: л, л҆, р, р҆. Однако именно это тонкое дифференцированное движение тяжело дается большинству логопатов.

Острое жало есть у пчелы.

Страшно коснуться этой иглы.

«Острое жало есть у пчелы»: ребенок тянет «острый» язычок как можно дальше – к поднятому указательному пальцу;

«Страшно коснуться этой иглы.

Боюсь, боюсь, боюсь», - прячет пальчик.

Эмоциональный окрас упражнения делает его едва ли не любимым среди детей.

И последнее – «Кошка».

Широким языком облизать верхнюю губу в направлении сверху вниз.

Отрабатывается подъем языка – кинетическая часть уклада шипящих и соноров.

Выпей, кошка, молочка.

Станут круглыми бочка.

«Станут круглыми бочка», - «надуть» щеки.

Таким образом, весело и доступно реализуется основной комплекс общеукрепляющих упражнений.

В дальнейшем, когда расширяется диапазон артикуляционных возможностей ребенка, использовать куб уже не столь целесообразно. Ему на смену приходят песочные часы и «гимнастика произвольности»: с опорой на мотивацию ребенка – «у меня получилось!» - и контроль за положением органов артикуляции.

Однако, перестав быть объектом опосредования логопедической работы, куб применяется для совершенствования познавательной сферы малыша.

Когнитивные игры

1. «Домики».

Попросите ребенка назвать: в домике какого цвета живет тот или иной персонаж.

Вы будете искренне удивлены: куб, который ребенок рассматривал по несколько раз в день, остался… кубом, в лучшем случае – разноцветным. Дети с трудом вспоминают даже цвета сторон. Появляются и «черная» (как кошка), и розовая (как бегемот). Так и мы: едва ли назовем узор на знакомых обоях в гостиной.

Поэтому рассматриваем куб: на этот раз внимательно.

Предложите ребенку объяснить: почему каждой из картинок соответствует именно этот цвет.

Начинать игру лучше с наиболее простых и очевидных ассоциаций: божья коровка – зеленый, рыба – желтый, постепенно вводя нетипичные сочетания.

Игры подобного рода прекрасно развивают не только логическое, но и творческое мышление; стимулируют возникновение мнемо-приемов (т.е. приемов ассоциативного, опосредованного запоминания), которые потенциально доступны детям старшего дошкольного возраста.

А вот такие ответы чаще всего можно услышать от воспитанников коррекционных групп.

Рыба – желтый цвет.

«Желтый – это песок»,

«Желтый – рыбка золотая».

 

Пчела – белый цвет.

«Пчела села на белую ромашку»,

«Белый день и пчела летает».

 

Божья коровка – зеленый цвет.

«Божья коровка сидит на зеленом листке».

 

Слон – красный цвет.

«В джунглях случился пожар», «Красный – это небо вечером».

 

Кошка – голубой цвет.

«Кошка сидит у окошка», «Кошка любит пить молочко из голубой миски». И - с помощью взрослого - «Это кошка голубых кровей, т.е. породистая».

 

Бегемот – оранжевый цвет.

«Бегемот ест оранжевые апельсины», «В Африке все оранжевое: солнце, море, пальмы».

2. «Рисуем по памяти».

Положите перед ребенком лист с изображениями нескольких квадратов.

«Я буду говорить, кто живет в домике. А ты закрась домик-квадрат в нужный цвет. Запоминай: кошка. Раскрашивай. Запоминай: бегемот и пчела. Раскрашивай».

В зависимости от успехов ребенка, количество персонажей можно увеличивать. Или добавить действие-отсрочку: «Запоминай: бегемот, рыба, слон. Топни ногой. Хлопни в ладоши.  Посмотри назад. Раскрашивай».  

3. «Цветной рассказ».

Очередность возникновения цвета в вашем рассказе -  а сначала это будет совместный рассказ взрослого и ребенка – определяется путем подбрасывания куба. Новый бросок – новый цвет – новое предложение. И единая сюжетная линия рассказа.

Непросто, но очень весело. И прекрасно развивает фантазию малыша.

Еще интереснее, если игра организуется с группой.

Например:

Бросок. Синий. – По синему морю…

Бросок. Белый. – Плывет белый корабль.

Бросок. Желтый. – А командует им капитан Желтый Зуб.

4. «В мире красок».

Дважды подбросьте куб. А теперь попробуйте придумать: в каком предмете могут сочетаться выпавшие цвета.

Лучше называть предметы по очереди: взрослый-ребенок или ребенок-ребенок, и тогда взрослый выступает судьей.

Естественно, выигрывает автор последней «догадки».

Синий-красный:

«У девочки в волосах синий и красный бант»,

«На синей чашке – красные цветы»,

«В синей воде плавают красные рыбки»,

«На синей крыше дома сидит красная бабочка».

Несмотря на кажущуюся простоту, пособие доставляет немало радостных, а главное, полезных для развития ребенка минут.

Попробуйте  изготовить его, и потраченное время окупится сторицей.

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Марина Владимировна Склюева # 10 января 2014 в 17:48 0
Наталья Юрьевна, похожие кубы с артикуляционной гимнастикой я видела в интернете. Но вы очень творчески развили эту тему. Чувствуется по стилю подхода к игре, что вы дефектолог и видите в играх коррекционную составляющую прежде всего. И стишки к артикуляционным упражнениям очень забавные. Сами сочинили? Большое вам уважение за это!
ЛюДмИлА # 8 февраля 2014 в 21:55 0
молодец - так подробно описали несколько вариантов игры, всё просто и понятно.
Наталья # 28 сентября 2014 в 16:34 0
Коллеги, спасибо за проявленный интерес.
Екатерина Дмитриевна Макарова # 27 октября 2014 в 21:09 0
Спасибо за идею. Видела подобное. Попробую сделать для себя, только с музыкальной направленностью.