14 апреля по старому стилю 1 апреля
14 апреля именины: Евфимий; Мария.
Некогда в Иорданском монастыре существовал обычай: после литургии в первое воскресенье Великого поста старцы причащались и, сотворив молитву, открывали монастырские ворота и уходили в пустыню. Один из этих старцев, Зосима, шествуя однажды по пустыне, увидел вдруг идущего по песку обнаженного человека с черным от зноя телом и выгоревшими волосами. Старец обрадовался и направился к нему, но тот бросился бежать. «Что ты бежишь от меня, грешного старца? — крикнул ему Зосима. — Подожди меня, немощного и недостойного, и подай мне твою святую молитву и благословение». «Прости, авва (отче) Зосима, — ответил неизвестный, — не могу, обратившись, явиться лицу твоему: я ведь женщина, и нет на мне, как видишь, никакой одежды для прикрытия телесной наготы... Брось мне прикрыться твой плащ, тогда я смогу подойти к тебе под благословение». «Не знала бы она меня по имени, если бы святостью не стяжала дара прозорливости от Господа», — подумал старец и исполнил сказанное ему. Прикрывшись плащом, подвижница обратилась к Зосиме: «Что вздумалось тебе говорить со мной, женщиной грешной и немудрой? Чему желаешь ты от меня научиться и, не жалея сил, потратил столько трудов?» «Помолись, ради Бога, за весь мир и за меня, грешного». Когда женщина стала молиться, старец увидал, как она поднялась в воздухе на локоть от земли. И он подумал: не привидение ли это вводит его в соблазн? «Не привидение я,— сказала подвижница. — Я — женщина грешная и недостойная, хотя и ограждена святым Крещением». На мольбу старца поведать свою жизнь она рассказала:
«Родилась я в Египте и еще при жизни родителей покинула и ушла в Александрию. Там лишилась я своего целомудрия и предалась безудержному и ненасытному любодеянию. Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей. Думала я, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти». Однажды, увидав, что множество народа устремилось в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста, она тоже захотела быть там, чтобы было больше с кем предаваться разврату. Она села на корабль и приплыла в Иерусалим, где все дни до праздника, как и на корабле, занималась скверными делами. Когда же во время праздника она захотела войти в церковь, то почувствовала, как некая сила, не давая войти, отбросила ее от дверей. Сколько ни пыталась она, но войти не смогла. Тогда она обратилась со слезами к иконе Пресвятой Богородицы: «Помоги мне, Пречистая, да будет мне позволено войти в церковь». И она направилась в церковь, и ничто более не помешало ей войти. Покинув храм, она вновь воззвала к иконе с молитвой и просьбой наставить на путь покаяния. И услыхала голос: «Если ты перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой».
Зосима спросил у нее: «Сколько же лет, мать моя, прошло с того времени, как ты поселилась в этой пустыне?» «Думаю, — отвечала она, — 47 лет прошло, как я вышла из Святого Града». Люто страдала она от жажды, голода, блудных помыслов. При появлении их она повергалась на землю и словно видела, что перед нею стоит сама Пречистая Дева. Питалась она кореньями и тем, что могла обрести в пустыне. Платье ее разодралось и истлело, летом палила жара, зимой донимал мороз. Много раз она падала на землю, как мертвая. Но сила Божия поддержала ее. Прощаясь, женщина взяла с Зосимы слово прийти к реке Иордану в святой Великий четверг Тайной Вечери Господней для встречи с нею. В условленном месте он вышел на берег и увидал женщину, стоящую на другом берегу; вдруг она, крестным знамением перекрестив Иордан, быстро пошла по воде. Причастившись у старца Святых Страшных Христовых Тайн, она простерла руки к небу и со слезами и трепетом произнесла молитву: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое». «На следующий год, — сказала женщина Зосиме, — приходи туда, где мы первый раз говорили с тобой». Через год, придя на то место, старец увидел святую подвижницу мертвой, со сложенными, как подобает, на груди руками, лицом обращенной к Востоку. У головы ее начертано было: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Так стало известно ее имя. Совершив погребение, Зосима поведал в монастыре инокам и игумену о житии преподобной Марии Египетской, скончавшейся в 522 году.
Марья — зажги снега, заиграй овражки.
Мария половодье начинает.
Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много.
Если лед сходит вокруг (быстро) — год будет легкий, хороший.
Марья — пустые щи: выходит запас капусты; иное объяснение: Мария считается покровительницей раскаявшихся блудниц и блудников и судьей (на Страшном Суде) тех, кто не раскаялся, поэтому почиталось за грех в этот день есть что-либо, кроме пустых щей.
По старому стилю день Марии Египетской приходился на 1 апреля: полагали, что в этот день просыпается домовой, и поэтому нужно обманывать друг друга.
Нет комментариев. Ваш будет первым!