Первоверховных ап. Петра и Павла. Касперовской иконы Божией Матери.
Апостолы Петр и Павел называются первоверховными за особо ревностное распространение веры Христовой. Апостол Петр был простым рыбаком, но стал одним из ближайших учеников Иисуса Христа. Он проповедовал Слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мертвых, исцелял больных. Петр написал два Соборных Послания. Он был первым епископом Римским. За веру Христову в Риме его распяли на кресте вниз головой в 67 году.
Апостол Павел до обращения в веру назывался Савлом и был гонителем христиан. Сам Господь чудесно призвал его к апостольству. Перу апостола Павла принадлежат 14 Посланий. За распространение веры Христовой в разных странах апостол Павел перенес много страданий и был в Риме обезглавлен в том же 67 году.
Петров день — последние проводы весны.
В Нижегородской губернии, по данным Т. А. Бернштам, в петровское заговенье «хоронили весну: делали куклу, клали ее на носилки, несли в поле и там трепали» [Бернштам, 1988; 176].
Лето уже не на пороге, а на дворе. Соответствуют этому и приметы, и поговорки:
Как придет Петро, так будет и тепло.
В Петровки сухо, и день велик.
Петр-Павел жару прибавил. Правда, худое порося и в Петровки зябнет.
Женское лето по Петров день.
Утешили бабу Петровские жары голодухой. «Голодухой» — потому что к Петрову дню еще ничего не созрело на полях, в лесу; да и на огороде, кроме зелени, нечего взять. Отсюда и поговорка: «Спасовка лакомка, а Петровка голодовка», сравнивающая два поста.
Обычаи и характеристики Петрова дня во многом перекликаются с купальскими, оно и понятно: меньше недели отделяет один праздник от другого, особых перемен в погоде и природе еще не наблюдается, люди заняты теми же делами, хотя, конечно, жизнь не стоит на месте и даже несколько дней что-то меняют, превращают начинания в завершения, являют новую фазу чего-то и т.д.
Начинают темнеть ночи: Петр и Павел день убавил.
К Петрову дню вода в реках умеженится, то есть войдет в свои берега, достигнет обычного уровня после весеннего разлива.
Не успело лето войти в свои права, а осень уже напоминает о себе первым пожелтевшим опавшим листиком:
Придет Петрок — сорвет листок.
Прошли Петровки, опало по листу; прошел Илья — опало и два.
Петров день, по наблюдению земледельцев многих губерний, заставляет замолкать кукушку и соловья (другие птицы, как мы помним, перестают петь на две недели раньше, где-то около Тихонова дня — 29 / 16 июня).
После Петрова дня кукушка перестает куковать.
Заколосились яровые — кукушка перестала куковать.
Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой).
Недалече кукушечке до Петрова дни.
Кукушка ячменным колосом давится — умолкает, когда заколосится житарь (ячмень).
В костромских деревнях по реке Ветлуге существовало поверье, будто после Петрова дня «кукушка обращается в ястреба» и садится на яйца — детей высиживать [Завойко, 1914; 129].
Соловей поет до Петрова дня.
Интересно, что упомянутый выше нижегородский обряд похорон куклы — олицетворения весны — мог называться «похороны соловушки». В других местах «на Петра девки крестят кукушку (кумятся за яичницею в лесу)» [Даль. Послов., 887].
Тема дождя продолжает волновать крестьянина.
На святого Петра дождь — урожай недурной, два дождя — хороший, три — богатый.
Читать далее о дне Петра и Павла
Нет комментариев. Ваш будет первым!