12 июля православная церковь чтит память апостолов Петра и Павла.
История праздника Петра и Павла. Традиции и обряды дня Петра и Павла. Об это мы вам и расскажем.
Апостолы Петр и Павел называются первоверховными за особо ревностное распространение веры Христовой. Апостол Петр был простым рыбаком, но стал одним из ближайших учеников Иисуса Христа. Он проповедовал Слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мертвых, исцелял больных. Петр написал два Соборных Послания. Он был первым епископом Римским. За веру Христову в Риме его распяли на кресте вниз головой в 67 году.
Апостол Павел до обращения в веру назывался Савлом и был гонителем христиан. Сам Господь чудесно призвал его к апостольству. Перу апостола Павла принадлежат 14 Посланий. За распространение веры Христовой в разных странах апостол Павел перенес много страданий и был в Риме обезглавлен в том же 67 году.
Петров день — последние проводы весны.
В Нижегородской губернии, по данным Т. А. Бернштам, в петровское заговенье «хоронили весну: делали куклу, клали ее на носилки, несли в поле и там трепали» [Бернштам, 1988; 176].
Лето уже не на пороге, а на дворе. Соответствуют этому и приметы, и поговорки:
Как придет Петро, так будет и тепло.
В Петровки сухо, и день велик.
Петр-Павел жару прибавил. Правда, худое порося и в Петровки зябнет.
Женское лето по Петров день.
Утешили бабу Петровские жары голодухой. «Голодухой» — потому что к Петрову дню еще ничего не созрело на полях, в лесу; да и на огороде, кроме зелени, нечего взять. Отсюда и поговорка: «Спасовка лакомка, а Петровка голодовка», сравнивающая два поста.
Обычаи и характеристики Петрова дня во многом перекликаются с купальскими, оно и понятно: меньше недели отделяет один праздник от другого, особых перемен в погоде и природе еще не наблюдается, люди заняты теми же делами, хотя, конечно, жизнь не стоит на месте и даже несколько дней что-то меняют, превращают начинания в завершения, являют новую фазу чего-то и т.д.
Начинают темнеть ночи: Петр и Павел день убавил.
К Петрову дню вода в реках умеженится, то есть войдет в свои берега, достигнет обычного уровня после весеннего разлива.
Не успело лето войти в свои права, а осень уже напоминает о себе первым пожелтевшим опавшим листиком:
Придет Петрок — сорвет листок.
Прошли Петровки, опало по листу; прошел Илья — опало и два.
Петров день, по наблюдению земледельцев многих губерний, заставляет замолкать кукушку и соловья (другие птицы, как мы помним, перестают петь на две недели раньше, где-то около Тихонова дня — 29 / 16 июня).
После Петрова дня кукушка перестает куковать.
Заколосились яровые — кукушка перестала куковать.
Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой).
Недалече кукушечке до Петрова дни.
Кукушка ячменным колосом давится — умолкает, когда заколосится житарь (ячмень).
В костромских деревнях по реке Ветлуге существовало поверье, будто после Петрова дня «кукушка обращается в ястреба» и садится на яйца — детей высиживать [Завойко, 1914; 129].
Соловей поет до Петрова дня.
Интересно, что упомянутый выше нижегородский обряд похорон куклы — олицетворения весны — мог называться «похороны соловушки». В других местах «на Петра девки крестят кукушку (кумятся за яичницею в лесу)» [Даль. Послов., 887].
Тема дождя продолжает волновать крестьянина.
На святого Петра дождь — урожай недурной, два дождя — хороший, три — богатый.
В среднерусских и северных районах к Петрову дню приурочена поговорка, которая в южных губерниях отнесена к Ивану Купале:
Если просо в Петров день в ложку, то будет его и на ложку.
Это касается нивы, роста и созревания зерна. А для сенокоса дождь — вовсе не подарок.
Если на Петра и Павла дождь, то жито уродится, но весь сенокос будет мокрым.
В Петров день дождь — лето будет гнилым и сено сгниет (вят.).
На Петров день вёдро — сенокос хороший.
В Петров день нет дождя — в Ильин день тоже сухо (вят.).
Переклички Петрова дня и Ильина (2 августа / 20 июля) отнюдь не случайны: время между этими праздниками называлось «Петровщина» и воспринималось как единый отрезок, единый праздничный цикл. Интересно, что даже про грозу в Петров день говорят: Петруша на телеге катается, явно имея в виду сравнение с настоящим громовержцем — Ильей пророком, который разъезжает на огненной колеснице.
Связь Петрова дня с грозой привела к тому, что в Вятском крае Петры-Павлы считались «сердитым праздником»: нельзя, говорили, в этот день сено метать. Здесь же отмечены запреты и на другие работы. Например, на шитье. Заготовка банных веников тоже кончалась после Петрова дня: Лист не ломают: Петр оплевал [Вят. ф-р НК, 114].
Петровки — самый разгар сенокоса.
Доставай косы и серпы к Петрову дню.
Одна пора в году сено косить.
В цвету трава — косить пора.
Прежде Петра не суй носу, а после Петра берись за косу (урал.).
Когда трава ковыль побелеет, то пора косить сено (воронеж.).
Всего четырьмя словами охарактеризовано это время, но как емко и образно! — Красное лето, зеленый покос.
Сенокосу и значению сена в крестьянском хозяйстве посвящено немало пословиц, поговорок, мудрых сентенций.
Худое лето, коль сена нету.
Не хвались травой, хвались сеном.
Не хвались, баба, что зелено, а гляди, каков день Петров.
С косой в руках погоды не ждут.
Коси, коса, пока роса; роса долой — и ты домой.
Роса косу точит.
На травах роса — легче ходит коса.
С плохими косцами плох и укос.
Большой лужок, а сена накосил мешок.
Перестоялась трава — ни сено, ни труха.
Игорь # 9 июля 2017 в 08:02 0 |
Очень понравились пословицы. Не знаю, почему, но особенно-роса траву точит. |