До рассвета звучали песни. Сугубо петровских песен известно очень мало. Вообще же пели про любовь, про березку, измену и тоску, про погубление мужа; пели песни, где встречается образ кукушки.
Петровская ночка,
Ночка невеличка.
А рельё, ладо,
Невеличка!
А я молодая
Не выспалася,
А рельё, ладо,
Не выспалася!
Не выспалася,
Не нагулялася.
А рельё, ладо,
Не нагулялася!
Я с милым дружком
Не настоялася
А рельё, ладо,
Не настоялася!
Не настоялась,
Не наговорилась,
А рельё, ладо,
Не наговорилась!
Я пришла до дому,
С печали свалилась.
А рельё, ладо,
С печали свалилась!
А пока, молода,
У сени войду.
А рельё, ладо,
У сени войду!
В сени войду,
Постель постелю.
А рельё, ладо,
Постель постелю!
А ложуся спать,
Слезой обольюсь.
А рельё, ладо,
Слезой обольюсь!
В припеве песни отражен еще один обычай Петрова дня, даже всего Петровского поста — устраивать в лесу, на поляне возле леса качели (старинное название качелей — «рели»).
Обычно качаться на качелях начинали с весны, последним же «качельным» сроком было Петровское заговенье — восьмое воскресенье по Пасхе. На Воло- годчине, к примеру, в этот день девушки качались на круговых качелях (типа «гигантских шагов»), платя качающим их парням крашеными яйцами. Качались, как правило, после обеда и до самой ночи, а иногда и до утра.
Как ни сторонись, девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься!
Петровы качели — девичье веселье.
На Петров день качались, к Покрову свадьбу справили.
И. П. Калинский в своей книге приводит слова секретаря голштинского посольства — Адама Олеария, посетившего Московию в 1630-е годы: «У всех русских и москвитян около Петрова дня отправляется старинное зрелище. Хотя они строги и безвыходно держат жен в своих домах, так что редко пускают их в церковь или гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга; там оне качаются на круглых качелях, поют особенные песни, сводятся одна с другою за руки, водят круги или пляшут с рукоплесканиями и притаптывают ногами» [Калинский, 153].
В районах развитого скотоводства, где особое внимание уделялось нанимаемому на весь период выпаса пастуху, в Петров день последнему приносили хлеб и масло, а также выплачивали часть денег. Это вторая плата (первая при договоре, третья — по окончании пастьбы), в Архангельской губернии она называется «петровщиной».
Помня о том, что апостол Петр до встречи с Иисусом Христом был простым рыбаком, население тех мест, где рыболовство играло значительную роль в хозяйстве, считало Петры-Павлы своим «профессиональным» праздником. Вообще же апостол Петр повсюду почитался покровителем рыбаков и рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей установился обычай собирать «Петру-рыболову на мирскую свечу», которая и ставилась в храме перед его образом [Максимов, 393]. Рыбаки на Северной Двине, готовя ловушки для рыбы, говорили: «Первоверховные апостолы Петры и Павлы, молите Бога за нас!» На Ангаре в день Петра и Павла принято было варить уху (щербы) из свежей рыбы, преимущественно красной, как наиболее вкусной. Праздничный обед «сопровождался почтительным „пригласьем", читаемым громко одним из старших членов семьи: „Петры-Павлы! Садитесь хлеба-соли кушать: вам каша, нам чаша; вам рыбка, нам щерба"» [Макаренко, 66].
В Петров день может произойти встреча с водяным. Любопытный рассказ, который воспринимался и слушателями, и рассказчиками как подлинный случай, записан был в деревне Будогоща Петербургской губернии в начале XX века: «Рассказывают, будто однажды омутник из Кривого омута на реке Пчевже явился просить помощи у будогожских мужиков. Дело было так. В Петров день были будогожские мужики в часовне. Выходя оттуда, видят они старичка, который говорит им: „Помогите мне, добрые люди!"
— Кто ты такой? — спрашивают мужики. — И чего тебе нужно?
— Я здешний омутник,— отвечает старичок.— Забрался в мой омут чужой омутник, житья мне от него нет. Помогите, выгоните его из моего омута.
Забоялись они, спрашивают:
— Как же мы его выгоним?
А он им:
— Возьмите стажьё и идите к омуту. Подымется, пойдет на берег вал, за ним другой, так вы по первому и бейте стяжьём, а второго не троньте — это я буду.
Собрались, пошли, стали на берегу. Набежал первый вал — ударили по нем мужики, а один-то промахнулся да во второй и угодил. Глядь — стоит в воде тот свой омутник, и палка у него в глазу торчит. Обругался омутник: „Куда,— говорит, — бросаешь!" — и палку назад мужику выкинул. Так и прогнали чужого омутника, а свой вышел из воды на берег, много им из кисы на берег серебра насыпал и говорит:
— Берите, ребятушки, сколько кому нужно!
Мужики отказались, не взяли. „Мы, — говорят,— не за деньги брались выгонять, а так, своему хотели помочь". И хорошо сделали, что не взяли ничего... все равно деньги в черепье дома обернулись бы. А омутник за такое бескорыстие их обещал, что не будет народ тонуть у них на перевозе» [Перетц, 9].
На протяжении многих столетий сохранялся культ «синего камня» на берегу озера Плещеево в землях Ростова Великого. Ежегодно в день всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла происходило поклонение этому камню, вероятно представлявшее собой отголоски языческого культа с жертвоприношениями умершим.
В Петров день и накануне активно проявляет себя и другая нечистая сила. По верованиям курских крестьян, русалки выходят из воды, расчесывают волосы и следят за теми, кто работает в неурочное время — защекочут. Великолуцкие жители придерживались правила не купаться до Петрова дня, а если и купаться, то «с опаской» — русалки могут защекотать. Чтобы такого не случилось, брали полынь-траву, подвязывали ее под мышки и тогда входили в воду.
Новгородцы говорили, что перед Петровым днем домовой бесится, колдуны колодцы замыкают, пережины делают, урожай и скотину портят, а утром в праздничный день могут выходить в поля ведьмы-закликухи, отнимающие молоко у коров. Закликух они представляли в виде нагих женщин с крынками-горшками за спиной. Для защиты от колдунов и закликух под порог хлева клали «узелки с холстины», а дверь подпирали осиновым колом [Власова, 147, 177, 247].
С XVI века известны Петровские торги — местные ярмарки.
Игорь # 9 июля 2017 в 08:02 0 |
Очень понравились пословицы. Не знаю, почему, но особенно-роса траву точит. |