Аналитическая деятельность классного руководителя в школе

Аналитическая деятельность классного руководителя

Большое внимание классный руководитель должен уделять своей аналитической деятельности, которая осуществляется с помощью следующих документов:

• анализ деятельности за каждую четверть и весь учебный год;

• дневник классного руководителя;

• протоколы заседаний родительского комитета и родительских собраний;

• материалы внеклассных мероприятий и родительских собраний, сценариев их проведения;

• планы работы на каждую учебную четверть;

• психолого-педагогические карты изучения личности учащихся класса;

• сценарии внеклассных мероприятий.

Классный руководитель, приступая к работе с классом, должен помнить, что он отвечает за организацию и проведение следующих классных дел общешкольного масштаба:

• оформление, ремонт и уборку кабинета, закрепленного за классом;

• организацию и проведение генеральной уборки школьной и пришкольной территории, закрепленной за классом;

• дежурства по школе (организация, акции и инициативы в ходе дежурства по школе);

• дежурство в школьные каникулы (день класса, акции, форумы, инициативы);

• выпуск школьной газеты.

Примерные требования к плану воспитательной работы классного руководителя

Аналитическая часть плана воспитательной работы включает:

I. Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год.

II. Характеристику класса.

III. Постановку целей на новый учебный год.

IV. Направления деятельности классного руководителя в новом учебном году со следующими разделами:

• учебные дела класса;

• общественные дела класса;

• внеклассные мероприятия;

• работа с родителями;

• индивидуальная работа.

V. Планируемые итоги воспитательной работы.

Приложение

I. Анализ воспитательной работы

План анализа воспитательной работы за учебный год может включать следующие пункты:

1. Задачи, поставленные классным руководителем перед коллективом в прошлом учебном году.

2. Результаты, полученные по каждой из поставленных задач.

3. Что помогло достичь поставленных задач?

4. Какие задачи не были решены и почему?

5. Какие новые проблемы встали на пути развития коллектива и как они могут быть решены?

II. Постановка целей на новый учебный год

1. Цели и задачи воспитания учащихся школы на новый учебный год.

2. Пути решения поставленных задач воспитания учащихся.

III. Направления деятельности классного руководителя в новом учебном году

Направления работы классного руководителя могут быть следующими:

• работа с классом в целом и индивидуальная работа с учащимися;

• работа с учителями, работающими в классе;

• работа с родителями учащихся;

• работа по формированию традиций классного коллектива;

• работа по проведению внутриклассных мероприятий различной направленности;

• участие класса в делах школы;

• сотрудничество с общественными организациями.

Психолого-педагогическая характеристика класса может включать следующие пункты:

• Ф.И.О. учителя, работавшего с учащимися в начальной школе;

• дата образования классного коллектива;

• сменность классных руководителей;

• характеристика социума учащихся (районы проживания, контакты);

• характеристика актива класса, его влияние на коллектив в целом;

• характеристика уровня воспитанности учащихся;

• группы в коллективе, причины их появления, влияние на коллектив в целом;

• статусная характеристика учащихся класса (лидеры, предпочитаемые, изолированные). Формальные и неформальные лидеры класса;

• основные ценностные приоритеты класса;

• уровень воспитанности учащихся класса;

• коммуникативная культура учащихся (в классе, в параллели, в школе);

• способы решения конфликтов в коллективе;

• мнение педагогов о классе в целом и об отдельных учащихся.

Характеристика класса должна подкрепляться диагностическими сведениями о классе, исследованиями, которые проводили классный руководитель или школьная психологическая служба.

Чтобы классному руководителю было проще писать общий отчет по итогам года и характеристику класса, можно писать характеристики результатов деятельности класса по итогам каждой четверти. Это удобно и для завуча, который требует от классных руководителей краткого отчета по итогам четверти, и для классных руководителей (можно открыть свой дневник класса и посмотреть итоги работы за каждую четверть).

Краткий итог работы класса в четверти может выглядеть так.

Класс _________________

Классный руководитель _____________

Четверть _________________

1. Ф.И. учащихся класса, которые закончили учебную четверть с хорошими и отличными оценками ____________________

2. Ф.И. учащихся класса, которые закончили учебную четверть с результатами ниже уровня прошлой четверти ____________

3. Ф.И. дежурных, учащихся, добросовестно выполнявших свои поручения по школе и классу ______________

4. Ф.И. учащихся класса, которые заслуживают благодарности и поощрения по итогам учебной четверти _______________

5. Мероприятия класса в этой четверти _________

6. Инициативы класса в этой четверти __________

7. Победы класса и отдельных учащихся в этой четверти _________

8. Мероприятия класса на каникулах _______

9. Посещение театров, музеев, выставок на каникулах

10. Генеральная уборка класса и прилегающей территории на каникулах  

Дата _____

Подписи: _________

Классный руководитель ______ Совет класса ________

Папка классного руководителя

Папка классного руководителя должна содержать следующую информацию:

• список учащихся класса с адресами и фамилиями, телефонами для срочного оповещения;

• список родителей учащихся класса с контактными телефонами;

• характеристика семей учащихся по следующей схеме.

Ф.И.О. родителей

Морально-психологическая обстановка в семье

Материальное положение семьи

Особенности семьи, в которой воспитывается ребенок

 

 

 

 

• занятость учащихся во внеурочное время;

• участие класса в жизни школы;

• общественные поручения учащихся класса;

• сведения о питании учащихся класса;

• сведения об участии учащихся в дежурстве по школе и классу;

• организация работы с трудными учащимися;

• организация работы со слабоуспевающими учащимися;

• ведомости успеваемости учащихся по четвертям и за год;

• работа классного руководителя с дневниками учащихся;

• результаты наблюдений классного руководителя.

В папке классного руководителя уместно иметь следующую информацию:

• телефоны учителей-предметников, работающих в классе;

• телефоны школьной администрации, психолога, социального педагога, педагога-организатора;

• телефоны представителей общественных организаций, с которыми может контактировать классный руководитель;

• памятка по подготовке классного руководителя к собеседованию в конце учебного года;

• памятка по организации учебной деятельности учащихся класса;

• памятка по организации сотрудничества с учителями-предметниками, работающими в классе;

• памятка-рекомендация по посещению уроков в своем классе;

• памятка-рекомендация по организации и проведению внеклассного мероприятия.

Каждый учитель-предметник, классный руководитель анализирует результаты своей деятельности за год. Для удобства анализа своей работы классному руководителю пригодится памятка по подготовке к собеседованию в конце года.

Памятка по подготовке классного руководителя к собеседованию в конце учебного года

1. Подготовить и сдать в учебную часть школы итоговую ведомость успеваемости учащихся класса за год.

2. Проанализировать результаты успеваемости учащихся класса и определить задачи работы с классным коллективом на новый учебный год.

3. Использовать результаты учебных достижений учащихся — класса для написания годового отчета по итогам организации учебно-воспитательного процесса в данном классе в текущем учебном году.

4. Оформить журнал класса и сдать его в учебную часть школы.

5. Оформить личные дела учащихся класса, внести в них благодарности по итогам учебного года.

6. Известить родителей учащихся о достижениях детей.

7. Проверить, проставлены ли итоговые оценки в дневниках учащихся, подписать дневники учащихся, сделать в дневниках записи благодарственного характера.

8. Оформить благодарственные письма учащимся и родителям по итогам учебного года.

9. Подготовиться к своевременной сдаче учебников в школьную библиотеку.

10. Своевременно рассчитаться за питание класса в школьной столовой.

11. Подготовить информацию о том, где будут находиться учащиеся во время школьных каникул, по следующей схеме.

Класс ____________

Классный руководитель _____________

Ф.И. ученика

Где будет ученик находиться на каникулах (с указанием адреса)

Июнь

Июль

Август

Подпись родителей или лиц, их заменяющих

 

 

 

 

 

12. Подготовиться к собеседованию по итогам работы с классом в текущем учебном году.

13. Иметь при себе:

• план воспитательной работы на текущий год;

• педагогическую характеристику классного коллектива;

• отчет по итогам работы с классом за год;

• разработки лучших сценариев внеклассных мероприятий по итогам года (не менее двух по выбору);

• разработки родительских собраний в классе (не менее двух);

• материалы психолого-педагогических наблюдений за детским коллективом и их результаты.

14. Письменно определить проблемы в развитии детского коллектива.

15. Подготовить справочную информацию по классу следующего содержания.

Параметр оценки

Ф.И. ученика

Учащиеся-отличники

 

Учащиеся, у которых преобладает оценка 5

 

Учащиеся, у которых преобладает оценка 4

 

Учащиеся, у которых преобладает оценка 3

 

Неуспевающие учащиеся

 

Учащиеся, активно участвующие в жизни класса

 

Учащиеся-лидеры

 

Учащиеся — нарушители дисциплины в классе

 

Учащиеся с высоким уровнем воспитанности

 

Учащиеся со средним уровнем воспитанности

 

Учащиеся с низким уровнем воспитанности

 

Трудные ученики

 

Трудные семьи класса

 

Учащиеся, пользующиеся уважением коллектива класса

 

Учащиеся, которые чувствуют себя в классе неуютно

 

Существенная часть работы классного руководителя связана с организацией учебной деятельности. Ее смысл кратко выражен в следующей памятке.

Памятка по организации учебной деятельности учащихся класса

• Помощь учителям-предметникам для максимальной настройки класса на результативную учебную деятельность и достижение в классе высокого КПД уроков.

• Использование внеклассной работы для формирования мотивационно-потребностной сферы учащихся.

• Формирование положительных традиций урока: соблюдения валеологии урока, стимулирования умения учащихся работать с учебником, обязательное наличие необходимых материалов и пособий для организации и проведения урока, качественная подготовка учащихся к каждому уроку и т. д.

• Средствами внеклассной работы стимулирование потребности учащихся в знаниях, поддержание одаренных и талантливых, стремящихся к знаниям учащихся.

• Своевременное информирование педагогов-предметников о непредвиденных ситуациях.

• Привлечение родителей к организации учебной деятельности учащихся класса.

Методы и приемы организации учебной деятельности

1. Рассадка учащихся класса согласно рекомендациям психолога и школьного врача или медсестры.

2. Контроль за исполнением учащимися требований к рассадке в классе на уроках учителей-предметников.

3. Посещение уроков учителей-предметников в своем классе и изучение отношения к ним учащихся и морально-психологического климата на уроке (не менее двух уроков в неделю).

4. Организация классных и информационных часов по стимулированию познавательного интереса учащихся, привлечение психолога учебного заведения для проведения тренинговых классных часов по развитию памяти, внимания, мышления учащихся.

5. Проведение классных часов по самоанализу результативности учебной деятельности.

6. Организация и проведение внеклассных мероприятий, способствующих стимулированию познавательной деятельности учащихся: интеллектуальных марафонов, олимпиад, турниров, балов науки и т. д.

7. Привлечение родителей класса к организации предметных кружков, консультаций для учащихся по учебным предметам, учебных экскурсий.

8. Организация родителями клуба «Вхождение в профессию».

9. Организация встреч с представителями различных профессий, студентами вузов, победителями олимпиад различного уровня.

10. Поощрение учащихся с высоким уровнем учебных достижений.

11. Оформление интеллектуального портфолио учащихся класса.

Памятка по организации сотрудничества классного руководителя с учителями-предметниками

1. Координация деятельности учителей-предметников по соблюдению единства требований к современному уроку, ликвидации учебной перегрузки учащихся класса.

2. Организация внеклассной познавательной деятельности в помощь учителям-предметникам, работающим в классе.

3. Организация помощи слабоуспевающим и часто болеющим учащимся.

4. Организация совместных собраний учителей-предметников и родителей учащихся.

5. Организация малых педсоветов по проблемам учебной деятельности учащихся класса.

6. Организация психолого-педагогических консилиумов по проблемам успеваемости и дисциплины на уроках отдельных учащихся.

7. Организация индивидуальных консультаций для родителей учащихся и учителей-предметников.

8. Проведение дней открытых дверей в классе, парада уроков для учителей-предметников других классов, родителей учащихся.

9. Творческие отчеты учащихся по результатам учебной деятельности, защита творческого портфолио ученика класса.

10. Организация диспутов и дискуссий по проблемам учебной деятельности.

Памятка по подготовке классного руководителя к посещению уроков учителей-предметников в своем классе

При посещении уроков в своем классе классный руководитель должен соблюдать определённые правила

1. Предупредить коллегу - учителя-предметника о посещении урока, сообщить цель прихода.

2. Вести себя корректно.

3. Уходя с урока, поблагодарить коллегу за разрешение присутствовать и отметить положительные моменты урока.

4. Критические замечания высказывать в корректной форме, не задевая человеческое достоинство.

5. Отрицательные моменты в организации урока не обсуждать с коллегами и родителями.

6. Нельзя идти на урок неподготовленным к его посещению.

Цели посещения

• Изучение КПД урока. Анализ степени участия учащихся.

• Индивидуальный подход учителя к учащимся с разным уровнем учебных умений, навыков и способностей.

• Система работы учителя по преодолению перегрузки учащихся.

• Соблюдение единых требований к учащимся в организации современного урока.

• Изучение умения педагога контролировать дисциплину в классе, развивать коммуникативную культуру.

Для того чтобы проанализировать посещенный урок и оценить степень его результативности, можно использовать различные схемы, которые помогут классному руководителю быть объективным и непредвзятым в оценке урока.

Схема 1

Классный руководитель определяет количество учащихся, с которыми педагог вступал в диалог в ходе урока, отмечает участие детей в уроке и взаимодействие с учителем. Количество крестиков на том месте, которое занимает ученик согласно рассадке, свидетельствует о количестве его вызовов.

Первый ряд

Второй ряд

Третий ряд

+ +

 

++++

+++++

++

++

 

+++

+

++

+

+++

+

+

+++

+

 

 

++++

++

 

 

+

+

 

 

+

+

 

 

Такую схему классный руководитель может использовать на серии уроков в своем классе. При всей простоте схема дает хорошие результаты и позволяет убедиться в том, что учителя- предметники не всегда заранее прогнозируют вызов учащихся на уроке; редко вызывают учащихся, которые располагаются на «галерке»; чаще всего спрашивают одного-двух учеников с ярко выраженным интересом к предмету.

Схема 2

Представленная ниже таблица позволяет сделать выводы о деятельности учителя-предметника. В ходе наблюдения выставляются баллы от 1 до 5.

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность учащихся

Баллы

Замечания

1

2

3

4

5

Мотивированность

 

Готовность к уроку (наличие учебников, тетрадей, дневников, вспомогательных материалов на рабочем месте)

 

 

Доступность объяснения

 

Активность на уроке, желание в нем участвовать

 

 

Коммуникативная культура

 

Работоспособность на уроке, степень владения учебным материалом урока

 

 

Планирование опроса

 

Реакция учащихся на требования учителя (реплики, конфликтные ситуации, отказ от выполнения задания)

 

 

Культура урока (организованность, дисциплина, микроклимат)

 

Отношение к требованиям учителя (выполнение домашнего задания, дополнительных и творческих заданий)

 

 

Индивидуальный подход к учащимся

 

Культура учащихся в общении с учителем

 

 

Валеология урока (физкультминутки, зарядка для глаз, паузы для отдыха, эмоциональная разрядка)

 

 

 

 

Дозировка домашних заданий

 

 

 

 

Оценивание учащихся (справедливость, объективность, комментарий оценки)

 

 

 

 

Выставление отметок в дневник

 

 

 

 

Рекомендуем посмотреть:

Как сделать класс дружным, 7-8 класс

Психологические особенности учащихся старших классов

В помощь классному руководителю 5-6 класса

Функции классного руководителя в современной школе

Как подготовить и провести дискуссию

Нет комментариев. Ваш будет первым!