Такая форма внеклассной работы, как конференция, известна достаточно давно. Конференции используются в воспитательной работе с целью подведения итогов в изучении какой-то области знаний или социальных проблем. Они могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими или научно-исследовательскими. В ходе конференции учащиеся имеют возможность продемонстрировать результаты своих научных изысканий, учатся публично доказывать жизнеспособность своих научных теорий и гипотез.
Научно-исследовательские конференции помогают развивать у учащихся коммуникативные умения: логически выстраивать свое выступление, быть доказательным и уметь опровергать, учат владеть методикой ведения научного спора.
Читательские конференции учащихся в сегодняшней школе, на мой взгляд, незаслуженно забыты или используются крайне редко. А ведь педагоги-предметники, говоря о достижениях по учебным предметам, часто жалуются на то, что учащиеся не умеют и не хотят читать. К сожалению, этому способствует научно-технический прогресс. Слушание музыки, многочасовое сидение у компьютера, телевизора, компьютерные игры — все это приводит к тому, что чтение книг становится скучным и неинтересным.
Можно привести результаты статистики, приведенной психологами одной из школ Мурманска. Учащимся было предложено ответить на следующий вопрос:
Чему из нижеперечисленного вы отдаете предпочтение?
• чтению книг;
• общению с компьютером;
• просмотру телепередач;
• слушанию музыки;
• интеллектуальным играм в компьютерном клубе.
В опросе участвовали 400 старшеклассников. Результаты опроса вполне предсказуемы: чтению книг отдают предпочтение лишь 40 учащихся из четырехсот. Это тревожный симптом, который должен послужить серьезным поводом для того, чтобы вернуть ребятам интерес к книгам и к чтению.
Основная цель читательских конференций — развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.
Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора, познавательного интереса.
Читательские конференции уместно использовать в работе с учащимися 5-9 классов.
1. Побеседовать с учителями-предметниками, преподающими в классе литературу, родной язык и иностранный язык. Беседа с этими педагогами поможет классному руководителю определить литературные произведения и авторов, с творчеством которых можно связать тему будущей читательской конференции.
2. Провести анкетирование, которое позволит определить литературные пристрастия учащихся. Примерные вопросы анкеты:
— Любишь ли ты читать?
— Читаешь ли ты регулярно программную литературу?
— Какие жанры художественной литературы тебя привлекают?
— Какую книгу ты хотел бы предложить для чтения и совместного обсуждения в классе?
— Какую роль ты отводишь себе в подготовке такой конференции?
3. Изучить читательские интересы сегодняшней молодежи.
Для подготовки такой конференции необходимо проведение следующей работы.
1. Определение темы читательской конференции.
2. Согласование сроков проведения читательской конференции.
3. Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.
4. Определение проблем, связанных с содержанием художественного произведения или творчеством писателя.
5. Просмотр спектаклей и фильмов, посещение выставок и музеев, имеющих отношение к теме конференции.
6. Организация встреч с людьми, которые имеют отношение к конференции.
7. Поиск необходимых материалов в библиотеках, работа с документами и источниками, библиографией.
8. Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учетом интересов и желания учащихся.
9. Обсуждение с группами промежуточных результатов по подготовке к конференции.
10. Обсуждение результатов конференции и участия всех учащихся в ее проведении.
1. Смешное и грустное в произведениях Э.Н. Успенского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто.
2. Времена года в художественной литературе.
3. Какие они, сегодняшние молодые?
4. А.П. Чехов — великий психолог русской литературы.
5. Великие музы великих людей.
6. Любовь и война в произведении Б.Л. Васильева «В списках не значился».
7. Г.И. Горин и его творчество.
8. А.С. Пушкин, Г. Гейне, Дж. Байрон — творчество и судьба.
9. Детские сказки в моей взрослой жизни.
10. Мистика и реальность в произведениях М.А. Булгакова и Ф.М. Достоевского.
11. Поэтом нужно родиться или им можно стать? (С. Черный, В.С. Высоцкий, Ю.Ч. Ким, Ю.И. Визбор.)
12. Деньги в жизни человека и их влияние на его судьбу (по мотивам «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, «Грозы» А.Н. Островского и «Гобсека» О. Бальзака).
13. Книги детства моих родителей и моего.
14. Афоризмы из художественных произведений прошлого и современности.
15. «Мелочи жизни» в литературных произведениях.
Формы проведения читательских конференций:
• турнир литературных героев;
• театр миниатюр;
• литературный ринг;
• литературная гостиная писателя;
• праздник встречи с любимой книгой;
• литературная встреча.
Как сделать класс дружным, 7-8 класс
В помощь классному руководителю 5-6 класса
Функции классного руководителя в современной школе
Любовь Александровна Минич # 22 января 2024 в 11:05 0 | ||
|