Классному руководителю необходимо изучать личностные особенности учащихся, их интересы, особенности характера, душевного состояния и т. д.
Одним из методов изучения характера старшеклассника является наблюдение. На основе результатов систематического и планомерного наблюдения учитель может сделать обоснованные выводы о психологических особенностях личности ребенка, которые в дальнейшем будут уточняться и корректироваться.
Важными характеристиками, существенно влияющими на обучение и воспитание ребенка, являются его темперамент и особенности характера.
Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Традиционные типы: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) и меланхолик (слабый).
Характер понимается как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, обусловливающих типичные способы поведения. Характер проявляется в отношении человека к разным сторонам жизни:
- к другим людям: эгоизм - альтруизм, честность, правдивость - лживость, рассудительность - легкомысленность, общительность - замкнутость, тактичность - грубость, стремление доминировать - подчиняться и др.;
- к сверстникам: конфликтность, подозрительность, открытость, завистливость, уступчивость;
- к взрослым;
- к делу: ответственность - безответственность, трудолюбие - леность, настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, добросовестность, старательность, стремление к достижению;
- к себе: скромность, самокритичность, самоуважение, гордость, закомплексованность, чувство неполноценности;
- к собственности: жадность, бережливость, расточительность, аккуратность, неряшливость.
Классный руководитель может получить дополнительную информацию о личности учащегося, используя диагностические методики.
Предложенные методики изучения личности дадут результат, если классный руководитель будет внимателен при их анализе, будет справедлив и непредвзят в оценке высказываний учащихся, будет использовать полученные результаты неформально. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогического коллектива школы в целом.
Памятные даты моей жизни
Учащимся предлагается написать самые памятные даты своей жизни, начиная с того времени, когда они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнять работу, заполняя следующую таблицу:
Год |
Событие |
|
|
Данная методика позволяет классному руководителю увидеть суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.
Мое состояние
Ребятам предлагается вглядеться в 16 символов. Эти символы объединены в четыре группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. Из каждой группы символов нужно выбрать по одному, который лучше всего передает состояние: движения, спокойствия, уверенности и неуверенности. Каждая группа символов изображается на доске и имеет буквенное обозначение. На своих листочках ребята записывают буквы выбранного символа.
Затем можно перейти к подсчету результатов:
Движение |
Спокойствие |
Уверенность |
Неуверенность |
а- 4 |
а- 10 |
а- 10 |
а- 10 |
6-8 |
6-8 |
6-8 |
6-8 |
в - 2 |
в - 2 |
в - 6 |
в - 2 |
г- 10 |
г-4 |
г - 2 |
г- 6 |
Интерпретация результатов
От 0 до 13 очков. Твое поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь духом, с трудом занимается тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние окружающая обстановка. Ты не всегда являешься хозяином своих решений, зависишь от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.
От 14 до 20 очков. Ты плывешь по течению, но пытаешься найти себя. Ты умеешь критически мыслить и окружающие не могут повлиять на тебя, не имея аргументов. Если принятое тобою решение тебе вредит, ты можешь от него отказаться.
От 21 до 27 очков. Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти золотую середину между собственными взглядами, убеждениями и жизненными ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает тебе выбирать верный путь и принимать верное решение.
От 28 до 34 очков. Тебе трудно отказываться от своих принципов и от своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаешь превосходство других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.
От 35 до 40 очков. Ты всегда строго следуешь поставленной цели. Ты можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя всегда на все свое мнение, тебя трудно переубедить.
Десять моих «Я»
Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Затем учащиеся должны проранжировать свои десять «Я» в зависимости от степени их значимости для себя.
Недописанный тезис
Учащимся предлагается закончить предложения. При желании каждый тезис можно развить, приводя в подтверждение различные доказательства.
1. Я считаю, что я...
2. Главное в моей жизни - это...
3. Мне хорошо, когда...
4. Мне плохо, когда...
5. Мне нравится, когда взрослые...
6. Мне не нравится, когда взрослые...
7. В свободное время я...
8. Самая большая радость моей жизни...
9. Самая моя большая ошибка...
10. Иногда мне хочется...
Блиц-опрос
В течение одной минуты учащимся предлагается ответить на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю.
1. Любимое имя.
2. Любимая пора года.
3. Любимый цвет.
4. Любимая книга.
5. Любимое дерево.
6. Любимый цветок.
7. Любимая музыкальная группа.
8. Любимая песня.
9. Любимая одежда.
10. Любимый праздник.
11. Любимый музыкальный инструмент.
12. Любимый певец.
13. Любимое животное.
14. Любимая еда.
15. Любимый месяц.
Самореклама
Учащимся предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе - искренность, объективность, самокритичность.
Готовность к саморазвитию
Учащемуся предлагается определить, относятся ли к нему приведенные ниже утверждения знаком (+) или знаком (-):
1. Иногда мне хочется побольше узнать о себе.
2. Я считаю, что мне не нужно что-либо в себе менять.
3. Я всегда уверен в своих силах.
4. Я убежден, что все, задуманное мной, осуществится.
5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.
6. Планируя что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.
7. Мне хочется учиться лучше и результативнее.
8. Когда мне что-то нужно, я могу себя заставить это делать.
9. Мои неудачи связаны с тем, что я многого не умею.
10. Мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.
11. Мне трудно себя воспитывать.
12. В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.
13. Мои качества и умения соответствуют требованиям к учению.
14. Обстоятельства всегда сильнее меня.
Посчитайте количество совпадений ответов с ключом.
Ключ: 1. (+), 2. (-), 3. (+), 4. (+), 5. (-), 6. (-), 7. (+), 8 (+), 9 (+), Ю (+), 11 (-), 12 (+), 13 (-), 14 (-).
Результат:
Хочу знать о себе - сумма баллов на вопросы 1,2, 5, 7, 9, 10, 13. Могу совершенствоваться — сумма баллов на вопросы 3, 4, 6, 8, 11, 12, 14.
Сочинение
Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе на следующие темы:
Родственные души или вариации на тему «Мои друзья в моем классе»;
Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе»;
Письмо самому себе;
Мои «хочу», «могу» и «надо».
Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.
Одна и та же тема сочинений может стать традиционной, и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года. Это может стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые станут началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений могут быть такими:
Мои осенние размышления;
Привет самому себе из сентября 202... года:
Год 202... Мои поиски истины;
Мои взлеты и падения.
Полемика с самим собой
Учащимся предлагается сформулировать свое отношение к двум альтернативным тезисам. Данные тезисы могут быть представлены для осмысления учащимися в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые имеются в классном коллективе. Например:
1. Дисциплина - это свобода.
Дисциплина - это неволя.
2. Учит жизни не книга, а опыт.
Учит жизни не опыт, а книга.
3. Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.
Надо жить, каждый день отдавая себе отчет, что и как сделано.
Анализ ответов поможет классному руководителю определить жизненные позиции учащихся, их ценности.
Незаконченное предложение
Учащимся класса предлагается закончить следующие предложения.
Жизнь - это...
Друг - это...
Быть человеком - значит...
Наивысшая радость - это...
Самая большая беда - это...
Добрая память о себе - это...
Плохая память о себе - это...
Главное в жизни - это...
Мелочи жизни - это...
Радости жизни - это...
Ассоциативный ряд
Учащимся предлагается построить ассоциативный ряд, связанный с одним словом, понятием, явлением. Ребята должны написать не менее 10—15 слов, которые связанны непосредственно с данным понятием.
Например: любовь - радость - родители - единение - тепло - удовольствие - праздник - подарок - чувство - глупость - мужество - взаимность - эйфория - безопасный секс - кольца - дети - свет - романтика - переживание - наслаждение.
Психологические особенности учащихся старших классов
Функции классного руководителя в современной школе
В помощь классному руководителю 5-6 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!