Диагностика ранней стадии наркозависимости. Выявление и профилактика

Материал для классного руководителя «Проблема диагностики ранней стадии наркозависимости. Выявление и профилактика»

Необходимо проявить высокую бдительность, если у подростка обнаружены какие-либо таблетки, ампулы (другие лечебные препараты); любые приспособления для инъекции - шприцы, иглы, жгуты; какие-либо химические вещества, реактивы, препараты, жидкости, особенно из класса органических растворителей, различные средства бытовой и технической химии, а также «приспособления» для их вдыхания (трубки, «маски» и т. д.); целые растения или их части (стебли, «соломка», листья, головки цветов), измельченная растительная масса - в пакетах, сумках, рюкзаках и т. д.; приборы или детали для обработки растений, перегонки или очистки химических препаратов, в том числе фильтры из марли, бинтов, пропитанные раствором коричневого цвета; реактивы, применяемые в процессе перегонки и очистки, в том числе кристаллический йод, «марганцовка», уксусная кислота и т. п.; следы на коже, кровеносных сосудах от инъекций, единичные и множественные, свежие и давние, в виде типичных «точек» на коже; изменения поверхностных и глубоких вен в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, бедер и в других местах («дорожки» вдоль вен; уплотненные, зарастающие вены; пигментация вдоль сосудов и т. п.); признаки действия химических средств на коже лица, слизистой оболочки носоглотки, губ, глаз, на коже рук, волосистой части головы и т. п.; наличие специфического «химического» запаха, исходящего от кожи, волос, одежды, а также ощущаемого в выдыхаемом воздухе; запах табачного дыма в воздухе жилых и других помещений, сочетающийся с запахом жжёной травы или синтетических материалов.

Кроме косвенных признаков есть и основные признаки наркотического опьянения. Общие признаки состояния опьянения, вызванного различными одурманивающими средствами, таковы: нарушение сознания различной глубины; изменения эмоциональной сферы, настроения; нарушения поведения и реагирования; нарушение мышления — его качества, темпа. В обобщённом виде существуют 2 типа состояния опьянения, которые необходимо уметь распознавать: это опьянение с преобладанием явлений торможения нервной системы и опьянения с преобладанием её возбуждения.

В первом случае в поведении подростка заметны: общая вялость, малоподвижность, сонливость, иногда переходящая в поверхностный, легко прерываемый извне сон; затруднения при попытках общения; бледность, вялость мимики. Речь подростка нечёткая, смазанная, порой совершенно неразборчива. Движения подростка замедленны, координация движения нарушена, нарушены походка, равновесие. Эмоциональность подростка также смазана, заторможена; часто можно наблюдать полное безразличие, апатию.

Во втором случае преобладает психическое и двигательное возбуждение: подросток расторможен, ведёт себя избыточно активно, суетлив, непоследователен в действиях и намерениях. Он концентрирует внимание с трудом, повышенно отвлекаем. Речь делается убыстрённой, он многословен и часто далеко уходит от темы разговора, отвечает невпопад и «мимо». Фон его настроения повышенный, слишком весёлый, он чрезмерно смешлив - часто его одолевают приступы беспричинного, подчас внезапного смеха.

Часто подростки в состоянии наркотического опьянения бывают благодушны, погружены в себя. Возбуждение, сопровождающее второй тип опьянения, может внезапно усилиться, сопровождаясь уже не чрезмерной весёлостью, а неадекватной гневливостью, которая вспыхивает по самому незначительному поводу и быстро приобретает злобно-агрессивный характер - с «выяснением отношений», драчливостью и тому подобным.

При наркотическом опьянении практически всегда меняются артериальное давление; частота сердцебиения - пульс или ускорен или замедлен; цвет и сосудистый рисунок кожных покровов резко бледен или излишне красен; характер потоотделения и слюноотделения - с избыточной влажностью или сухостью кожи, слизистых оболочек губ и носоглотки. Меняется ширина зрачков - от «точечных» до огромных, «во все глаза», изменяется их реакция на свет. Непременно страдает и почерк, вообще способность к тонким и точным движениям.

У подростка в опьянении нарушается мышление. Слабеет способность к пониманию, осмыслению происходящего вокруг, к анализу, обобщению, формулировке мнений, оценок, суждений, к решению даже простых логических задач.

Одурманивающие средства вызывают развитие самых разнообразных зрительных и слуховых галлюцинаций - тогда со стороны видно, что человек пребывает в мире болезненных видений или слышит некие голоса, которым может далее отвечать вслух.

Когда подросток систематически принимает одурманивающие препараты, у него за относительно короткое время развиваются нарушения поведения. Прежде всего это нарастающее огрубение поведения, поступков, реакций. Заметно меняется, часто колеблется фон настроения - от немотивированной дурашливой веселости до тоскливой депрессии. В первую половину дня подросток обычно бывает вял, сонлив. К вечеру, к ночи он резко оживляется, длительное бодрствование его может переходить в круглосуточную бессонницу. Приступы повышенного аппетита сменяются у него периодами почти полного отказа от еды. Когда подросток переживает такой «приступ» повышенного аппетита, то он очень много ест сладких и жирных блюд, много пьет. В периоды пониженного аппетита он часто довольствуется несколькими глотками воды в день.

Возможны проявления признаков наркотического голодания. Эти явления порой ограничиваются «внезапным» ухудшением настроения, резким усилением тревожности, раздражительности, двигательным беспокойством в сочетании с физическим недомоганием (обычно это общая слабость, разбитость, озноб, «беспричинный» насморк, чихание, кашель без других признаков простуды, искусственная зевота, обильное слезо- и слюнотечение).

Следует замечать перемены в худшую сторону внешнего облика подростков: резкое похудание или прибавление в весе; резкое ухудшение состояния кожи - появление сальности, пигментации и угревых высыпаний, отеки, «круги» и «мешки» под глазами; необычный блеск глаз или же их тусклость; пожелтение зубов, их быстрое разрушение; появление желтушности склер или кожи.

Такой учащийся теряет интерес к учебе, прежние увлечения и пристрастия сменяются появлением «непонятно чем» занимающихся приятелей, новых компаний, нередко стремящихся к загородным поездкам, ночевкам на «дачах» без точного адреса у друзей.

У подростка обостряется потребность в деньгах, так как возникают долги. Он начинает заниматься продажей или перепродажей книг, вещей, личных ценностей и т. п. В его речи возникают и утверждаются жаргонные обороты с упоминанием в разговорах «травки», «химии», «ширева», «колес», «подогрева», «дряни», «дури» и т. д.

По поводу профилактики наркомании есть противоположные мнения:

1. Ужесточение законов в УК о наркотиках и наркомании. Пропаганда, по мнению некоторых исследователей, может привести к вредным последствиям. Бывает, что после лекций о наркомании школьники отправляются на поиски наркотиков. Работа по профилактике требует большой компетентности, осторожности, индивидуального подхода, и проводить её лучше в неблагополучных школах. В противном случае можно принести больше вреда, чем пользы.

2. Лекции в школах, училищах и т. д. о вреде наркотиков следует проводить приблизительно за три года до «опасного» возраста. К сожалению, положение очень трудное. Бюджетных денег мало, нет апробированных методик работы в школе, в Г1ТУ, в вузах, отсутствуют методики у педагогов, психологов, врачей. Нет литературы, санпросвет материалов. То, что есть - 7-10-летней давности.

Необходима долгосрочная целевая программа «Профилактика наркомании». Требуются новые законы или строгое выполнение имеющихся по защите подростков и молодежи от распространителей наркотиков и торговцев алкоголем. Недостаточна пропаганда здорового образа жизни, СМИ не уделяют должного внимания этим проблемам, так же как и здравоохранение, школа, родители. При разработке программ, организации профилактических мероприятии, ведении рубрик в СМИ необходимо привлекать самих подростков и молодежь.

Цель профилактики: вызвать нетерпимость общественного мнения к распространителям наркотиков, невыполнению законов и постановлений; повысить гигиенические знания населения. Необходимо влиять на мнение властей о важности работы с подростками и молодежью; добиться специальных, постоянных рубрик на радио, телевидении и в газетах; решить вопросы путем финансирования бюджетом, спонсорами, различными организациями и движениями.

В некоторых западных государствах, например, в Швейцарии, появляется опасная тенденция - переход к свободной выдаче наркотиков наркоманам. Это очень тревожно, поскольку такая политика - отнюдь не внутреннее дело одного государства. Вслед за этим начинает идти снятие психологических запретов в соседних странах.

Еще одна неприятная вещь - в США изменяется отношение к некоторым амфетаминам. Их стали раздавать в школах как средства, повышающие работоспособность. Расширение масштабов употребления амфетаминов ведет к легализации наркомании. Эти опасные тенденции дошли и до России. В СМИ часто можно услышать мнение, что пора легализовать наркотики, как это сделано в Голландии. Утверждается, в частности, что курение марихуаны менее вредно, чем курение табака.

Всё это может изменить психологию россиян, прежде всего молодых.

Основными базовыми направлениями эффективной психопрофилактической и педагогической работы с подростками должны стать следующие:

1. Стрессопрофилактика - это не столько нейтрализация стресс- факторов, воздействующих со всех сторон на подростка (часто нейтрализация или исключение этих факторов бывает просто невозможны - например, таких, как отношения в семье, жилищные, материальные условия жизни подростка, социальное окружение и пр.), а обучение, воспитание и развитие в нем способности к самостоятельному, цивилизованному, психологически эффективному способу их (стрессфакторов) преодоления, а также сознательной психологической саморегуляции.

2. Снижение внушаемости в процессе психоактивных тренингов, психокоррекционных упражнений.

3. Психологическая коррекция свойственного подросткам любопытства и интереса к нездоровым переживаниям особых состояний сознания способами, раскрывающими положительный личностный потенциал на основе сенсомоторной активности (аутотренинги, медитативные тренинги, трансконтрольные психотехники и т. д.).

В качестве диагностики можно предложить план беседы: выясняя поочередно наличие или отсутствие каждого отдельного психологического фактора, предрасположенности и затем суммируя полученные результаты, можно получить количественную характеристику исследуемого явления и таким образом определить группу риска изучаемого подростка. После чего гораздо легче наметить основные направления профилактической работы:

1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет ли низкую самооценку.

3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице.

4. Тревожен ли, напряжен ли в общении, в школе или училище.

5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем.

6. Зависит ли избыточно от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, некритичен, готов ли подражать образу жизни приятелей.

7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванными травмами мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией.

8. Свойственна ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзионный мир благополучия.

9. Отягощена ли наследственность - заболевания отца (матери) наркоманией или алкоголизмом.

За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4 - пять баллов. За ответ «да» на любой из вопросов 6, 8 - по десять баллов, а на вопросы 5, 7, 9 - по пятнадцать баллов. За отрицательные ответы ноль баллов.

Сумма менее 15 баллов означает, что несовершеннолетний в «группу риска» не входит.

От 15 до 30 баллов - средняя вероятность вхождения в «группу риска», требующая повышенного внимания к поведению подростка.

При результате свыше 30 баллов следует незамедлительно посоветоваться с психологом, врачом, работником подразделения милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитательная программа ОЭР в школе

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

О вреде наркомании для подростков

Функции классного часа

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Маргарита Германовна Котовщикова # 16 августа 2016 в 10:10 +1
Проблема наркомании среди подростков предстала перед обществом в своём жестоком и ужасающем обличии, став и нашему государству врагом № 1. Ещё несколько десятков лет назад мы считали, что такая зараза, как наркотики нас не коснется, а сейчас эта угроза приняла глобальные масштабы во всём мире и дошла до нашего государства.В современной школе этой проблеме посвящено очень много времени- это и тематические классные часы, конкурсы рисунков, общешкольные мероприятия.
Оксана Леонидовна Чепелева # 15 августа 2018 в 07:40 0
Проблема наркомании очень актуальна в наше время. Данный материал очень полезен для классного часа. Спасибо!