Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с ним, его родителями и с классом. В этом могут помочь следующие методики.
Изучение отношения учащихся к учебным предметам
Учащиеся заполняют таблицу. Напротив записанного учебного предмета, ученик указывает причину, почему изучение этого предмета для него необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.
Таблица для ответов:
I |
II |
||
Необходимые предметы |
Причина |
Интересные предметы |
Причина |
I. Варианты ответов на вопрос «Необходимые предметы»
1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
3. Этот предмет пригодится для поступления в техникум, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
6. Этот предмет считают значимым мои родители.
7. Этот предмет формирует интеллектуальные умения, расширяет кругозор.
8. Этот предмет участвует в республиканском тестировании.
II. Варианты ответов на вопрос «Интересные предметы»
1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
3. Интересно выяснять причины событий.
4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
Вопросы анкеты позволяют классному руководителю выяснить, что представляет собой познавательный интерес учащихся класса, какие предметы вызывают у учащихся трудности, с чем или с кем связаны учебные трудности детей.
Вопросы I блока - это вопросы, которые объединены событийностью, теоретическими основами, нравственной проблематикой.
Вопросы II блока - это вопросы, которые объединены способами познавательной деятельности, характером отношений между учащимися и учителем; характером отношений внутри классного коллектива и вне его.
Ранжирование учебных предметов
На доске написаны все учебные предметы, которые изучают учащиеся класса. Им предлагается записать их на листок бумаги по степени значимости для себя. Затем учитель определяет, какие предметы школьной программы учащиеся поставили на 1-е, 2-е и 3-е места по степени значимости.
Ассоциации
Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые вызывают у них школьные предметы. Классный руководитель называет предметы, а учащиеся на листочке пишут слова - ассоциации, связанные с этим предметом.
Если предмет вызывает интерес, ассоциации будут носить положительный характер. Если предмет неинтересен, ассоциации будут носить негативный характер.
Доминирующие мотивы
Учащиеся выполняют задания на листочках: ставят напротив перечня мотива балл, указанный в таблице.
№ |
Перечень мотивов |
Баллы |
|||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Понимаю, что ученик должен учиться хорошо |
|
|
|
|
|
|
2 |
Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя |
|
|
|
|
|
|
3 |
Понимаю свою ответственность за учение перед классом |
|
|
|
|
|
|
4 |
Хочу закончить школу и учиться дальше |
|
|
|
|
|
|
5 |
Понимаю, что знания мне нужны для будущего |
|
|
|
|
|
|
6 |
Хочу быть культурным и развитым человеком |
|
|
|
|
|
|
7 |
Хочу получать хорошие отметки |
|
|
|
|
|
|
8 |
Хочу получать одобрение родителей |
|
|
|
|
|
|
9 |
Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне |
|
|
|
|
|
|
10 |
Хочу быть лучшим учеником в классе |
|
|
|
|
|
|
11 |
Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех |
|
|
|
|
|
|
12 |
Хочу занять достойное место среди лучших в классе |
|
|
|
|
|
|
13 |
Хочу, чтобы ребята класса не судили меня за плохую учебу |
|
|
|
|
|
|
14 |
Хочу, чтобы не ругали родители и учителя |
|
|
|
|
|
|
15 |
Не могу получать плохие отметки |
|
|
|
|
|
|
16 |
Мне нравится учиться |
|
|
|
|
|
|
17 |
Люблю узнавать новое и неизведанное |
|
|
|
|
|
|
18 |
Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей |
|
|
|
|
|
|
19 |
Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
20 |
Люблю уроки, на которых можно рассуждать |
|
|
|
|
|
|
21 |
Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи |
|
|
|
|
|
|
Анализ результатов
Мотивы 1-3 - мотивы долга и ответственности.
Мотивы 4-6 - мотивы самоопределения и самосовершенствования.
Мотивы 7-9 - мотивы собственного благополучия.
Мотивы 10-12 - мотивы престижности.
Мотивы 13-15 — мотивы избежания неприятностей.
Мотивы 16-18 — мотивы содержания учебной деятельности.
Мотивы 19-21 - мотивы отношения к процессу учения.
В мотивах 1-15 - можно анализировать социальные мотивы.
Классному руководителю будет очень важно изучить наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения старшеклассников. Данная методика поможет организовать работу с семьей и учеником для преодоления проблем в учении.
Как сделать класс дружным, 7-8 класс
Как подготовить и провести дискуссию
Психологические особенности учащихся старших классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!