Тема: Берегите друзей
Задачи: раскрыть явление «дружбы» как формы межличностных отношений; обсудить роль дружбы в жизни человека; ознакомить с факторами, которые влияют на зарождение чувства дружбы; выработать правила, которые помогают сохранить дружбу; развивать творческие и дискуссионные навыки.
Подготовительная работа: подбор литературы, задания учащимся; творческие задания, консультации; подготовка теста, тренинга; предварительная работа с членами драмкружка, психологом; распечатка теста, заданий, «Правил дружбы».
Участники: классный руководитель; учащиеся; члены драмкружка; психолог.
Без друга в жизни туго.
Русская народная пословица
Звучит стихотворение Р. Рождественского «Друг».
Мы цапаемся жестко, мы яростно молчим.
Порою — из пижонства, порою — без причин.
На клятвы в дружбе крупные глядим, как на чуму.
Завидуем друг другу мы, не знаю почему...
Взираем незнакомо с придуманных высот,
Считая, что другому отчаянно везет.
Ошибок не прощаем, себя во всем виним.
Звонить не обещаем. И все ж таки звоним!
Бывает: в полдень хрупкий мне злость моя нужна.
Я поднимаю трубку: «Ты дома, старина?..»
Он отвечает: «Дома... Спасибо — рад бы... Но...»
И продолжает томно и вяло, и темно:
«Дела... прости... жму руку...» А я молчу, взбешен.
Потом швыряю трубку и говорю: «Пижон!»
... Но будоражит в полночь звонок из темноты...
А я обиду помню. Я спрашиваю: «Ты?»
И отвечаю вяло. Уныло, свысока.
И тут же оловянно бубню ему: «Пока...»
Так мы живем и можем, ругаемся зазря.
И лоб в раздумьях морщим, тоскуя и остря.
Пусть это все мальчишеством иные назовут...
Листы бумаги чистыми четвертый день живут, —
Боюсь я слов истертых, как в булочной ножи...
Я знаю: он прочтет их и не простит мне лжи!
Классный руководитель. Вот такая она, дружба, притягательная и непонятная, строгая и необходимая. Так что же это все-таки такое - дружба? Если говорить языком психологии, то это — вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся симпатиями и взаимной привязанностью. Впервые же ввел понятие «дружба» Аристотель. И говорил он о дружбе как о высококвалифицированном и свободном от эротического компонента отношении.
Я воспринимаю дружбу как феномен нашей жизни. Ведь друзья не являются нашими кровными родственниками. А жить без них бывает порой просто невозможно. Они сами становятся частицей нашей жизни. Значит, не зря говорят: «Живешь не с тем, с кем родишься, а с тем, с кем сдружишься». А какое определение дружбы дали бы вы?
Учащиеся. Дружба - это...
1) уникальное явление нашей жизни, в основе которого лежат все лучшие моральные принципы;
2) система межличностных отношений;
3) то, чем дорожат иногда больше, чем любовью;
4) очень сильное и важное для человека чувство;
5) эмоциональная привязанность;
6) нравственная ценность;
7) эмоциональное тепло и контакт с другим человеком.
— Человек не может жить в одиночестве. Это неоспоримый факт жизни. Для человеческого существа дружба - одно из необходимых условий комфортного существования. Всегда приятно думать, что есть кто-то, к кому можно обратиться в любой ситуации. Думаю, что дружба - это чувство защищенности в жизни.
— Моя мама говорит, что дружба, пронесенная через всю жизнь, — самое большое богатство.
— Дружба — это когда хорошо знаешь человека и даже думаешь так, как он. Может, у меня слишком большие требования и поэтому у меня еще нет настоящего друга.
Классный руководитель. А вот иногда наоборот можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так ли это на самом деле?
Учащиеся:
— Думаю, что люди, говорящие это, имеют в виду, скорее всего, широкий круг приятелей, просто приятных для времяпровождения и общения людей. Считаю, что друзей не может быть много. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить.
- Мои родные, особенно бабушка, мне часто говорят, что все члены нашей семьи - мои друзья. Да, я согласна с ними в том смысле, что все они желают мне только добра. Но ведь в жизни каждого из нас есть что-то такое, что не всегда можно доверить даже родственникам. Родственной дружбы для этого уже недостаточно. И потом эти частые (во благо!) напоминания (ровнее спинку, держись увереннее, займись серьезнее английским и т.д.). Считаю, что правильно все понять и поддержать меня может только моя подруга. И она у меня одна такая.
- Приятели и приятельницы хороши на вечеринке. Поговорили на интересные темы, пошутили, потанцевали, мило пообщались (обо всем и ни о чем) и разошлись. А то, что глубоко в моей душе, что требует совета и поддержки, я могу доверить только подруге.
Классный руководитель. Так кто же он такой, друг? Составьте свое определение (3—5 предложений) этого, по моему мнению, необыкновенного человека.
Учащиеся пишут: «Друг — это...»
- человек, в котором ты очень нуждаешься, потому что он сопереживает и содействует тебе;
- тот, кто тебе верен и в счастье, и в беде;
- человек, которого тревожит даже твоя грусть, не говоря уже о других твоих печалях;
- тот, кто без лишних слов и раздумий приходит к тебе на помощь;
- кто поймет тебя в любой ситуации, кому, не задумываясь, ты можешь открыть свои самые сокровенные мысли и желания;
- тот, кто скажет в глаза правду, осудит твой поступок, но и вместе с тобой будет искать выход из создавшегося положения;
- тот человек, с которым и помолчать бывает в удовольствие, само присутствие которого уже успокаивает (ведь недаром в горе мы чувствуем себя более защищенными, когда рядом с тобой сидит друг и просто держит тебя за руку);
- тот, кто не предаст, поэтому я все свои беды и проблемы предпочитаю делить с «Телефоном доверия».
— А я считаю, что открывать все свои сокровенные мысли нельзя даже самой близкой подруге. Рассказать все? Нет становится страшно, потому что это как часть себя потерять. И еще я уверена, что глубоко в душе у каждого человека есть небольшой тайный уголок, куда мы и сами заглядываем редко, да и то с опаской.
Классный руководитель. Хотя «Телефон доверия» - это тоже неплохо, я с сожалением думаю о том, что тебя мог кто-то подвести и у тебя до сих пор нет настоящего друга. Или ты просто еще не нашел его? Давайте послушаем, что по этому поводу сказал Расул Гамзатов:
О дружбе
Ты счастлив тем, что многие года
Живешь спокойно, с бурями не споря.
Друзей не знаешь, то есть никогда
Ни с кем не делишь радости и горя.
Но если даже прожил ты сто лет
И голова, как мудрость поседела,
Тебе при людях говорю я смело,
Что не родился ты еще на свет.
Я искренне желаю тебе найти хорошего друга. Когда такой человек будет с тобой рядом, ты это поймешь. Но я согласна еще и с той мыслью, что настоящая дружба и друзья проверяются временем и поступками. Как говорится: «Будь друг, да не вдруг». А какие качества в друзьях вы цените больше всего?
Ребята получают карточки с заданием расставить прилагательные в порядке убывания их значимости во фразе «Моим другом может быть человек, который...» (честный, справедливый, веселый, привлекательный, надежный, спортивный, умный, внимательный, способный, преданный, щедрый, открытый, прямой, имеет чувство юмора, понимающий, неконфликтный). (Кл. рук- может использовать данные теста в своей дальнейшей работе по вопросам коррекции характера и личностных ценностей.)
Классный руководитель (после завершения работы). Нам всем нужны друзья. Даже в больших городах, где с вами рядом множество людей, можно чувствовать себя совершенно одиноким, если у вас нет хорошего друга. Кто считает, что у него есть настоящий друг? (Ребята поднимают карточку.) А кто отдал первые места словам надежный, преданный, внимательный? (Поднимают карточку.) Я вижу, что таких достаточно много. Скажите, а вы когда-нибудь задумывались над тем, какие качества ценят в вас ваши друзья? Такие ли вы, какими вас хотят видеть?
Дружба, как и другие формы человеческих отношений, имеет свои правила. И хотя эти правила не прописаны в законах, их надо придерживаться, если вы хотите сохранить дружбу. Вы хотите узнать, можете ли вы быть настоящим другом? Этот тест поможет вам. В нем 25 утверждений. Если вы с чем-то полностью согласны, напишите «да» в бланке ответов рядом с соответствующей утверждению цифре. Если нет — «нет», если вы четко не определились — «не знаю».
Тест «Настоящий друг»
Я считаю, что настоящий друг:
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Вовремя возвращает долги.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым, не надоедает.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает-внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремится переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга (например, с днем рождения).
24. Помнит о друге, когда его нет рядом.
25. Ни в чем и никогда не завидует другу.
Бланк для ответов
Фамилия, имя (пожеланию)
Вопрос |
Ответ |
Балл |
Вопрос |
Ответ |
Балл |
1 |
|
|
14 |
|
|
2 |
|
|
15 |
|
|
3 |
|
|
16 |
|
|
4 |
|
|
17 |
|
|
5 |
|
|
18 |
|
|
6 |
|
|
19 |
|
|
7 |
|
|
20 |
|
|
8 |
|
|
21 |
|
|
9 |
|
|
22 |
|
|
10 |
|
|
23 |
|
|
11 |
|
|
24 |
|
|
12 |
|
|
25 |
|
|
13 |
|
|
|
|
|
Общая сумма баллов = _______
Обработка результатов
За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 очка; за ответ «не знаю» — по одному очку, а за ответ «нет» — 0 баллов. Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.
Интерпретация результатов
От 0 до 14 очков. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.
От 15 до 37 очков. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 очков. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Классный руководитель. Как бы ни хороши были отношения в коллективе, нам все равно хочется иметь рядом человека, к которому мы испытываем более сильную, чем к другим, эмоциональную привязанность. Скажите, почему вам хочется иметь друга (подругу)?
Учащиеся:
— Во мне живет извечная человеческая потребность «излить душу» кому-то очень близкому, слушающему, понимающему-
- Я ищу общение, взаимопонимание и «родство душ».
- Моя мама говорит, что хорошие друзья выполняют роль психотерапевтов. Им можно выплеснуть все свои сомнения, тревоги, притязания и надежды. Главное, что тебя не будут укорять, а выслушают, поддержат, дадут совет. Я согласна с таким мнением.
Классный руководитель. В последнее время все чаще говорят о том, что на современные отношения молодых людей все больше влияет и современный ритм жизни, и все более расширяющийся круг общения, и все чаще встречающееся потребительское отношение к жизни. Общение становится больше приятельским и развлекательным, чем по-настоящему дружеским. Чаще все решают выгода и деньги. Что вы об этом думаете?
Учащиеся:
- Думаю, что жалобы на молодежь — тема не новая. Во все времена можно было услышать, что молодежь уже не та и чувства у нее не те. Хорошая, крепкая дружба — это проявление высоких нравственных чувств. Вы же не хотите сказать, что молодежи нашего времени не свойственно проявление нравственности (и она уже смогла это не раз доказать в науке, труде, повседневной жизни, спорте и даже военных действиях). Я согласен, что исключения из правил всегда были, есть и будут. Но подавляющей части молодежи свойственны все положительные человеческие чувства и отношения, в том числе и дружба.
- Я считаю, что если люди разные (я имею в виду эпохи, политическую и экономическую обстановку, которая так влияет на наши взгляды и поведение), то у них и дружеские отношения складываются по-разному. А юность, она во все времена юность. И ей свойственен и нигилизм, и максимализм. Но потребность в глубоких искренних человеческих чувствах — тоже.
Классный руководитель. Как же зарождается это чувство симпатии, расположения, эмоционального влечения одного человека к другому? Что помогает осуществить эту высокую духовную потребность?
Психолог. Психологи говорят, что зарождению глубоких симпатий способствует близкое знакомство, которое дает возможность часто видеться и узнать как можно больше друг о друге. Помогает этому умение общаться. Общение будет приятным и полезным, если вы будете соблюдать определенные правила.
Не осуждайте людей, беседуя с ними, лучше постарайтесь понять мотивы их поведения и поступков. Не Льстите, а признавайте их достоинства. Высказывайте искреннюю заинтересованность к их проблемам и чувствам. Улыбайтесь и умейте сказать приятное собеседнику. Внимательно выслушивайте человека, если вы хотите, чтобы он впоследствии стал вашим другом. Говорите с ним о том, что для него важно и интересно.
С некоторыми людьми мы общаемся из-за сложившихся жизненных обстоятельств (соседи, родственники, одноклассники, коллеги). Чаще всего у нас возникает предчувствие приятного общения. Мы надеемся, что с этими людьми можно будет найти общий язык, настраиваемся на положительный результат, стараемся найти в этих людях что-то хорошее, сами становимся милыми и приятными в общении. Так возникают симпатии, а впоследствии и дружеские отношения.
Если мы понимаем, что кому-то нравимся, то и сами невольно начинаем симпатизировать этим людям. Мы с ними более приветливы и общительны, чем с другими, более внимательны к ним. Все это тоже помогает зарождению дружеских отношений.
Чаще всего мы находим друзей среди тех, кто учится рядом с нами, работает, отдыхает. Нам помогает постоянное взаимодействие с ними. При этом большое значение имеют общие интересы и увлечения. Если вы далеки от мира под названием «Хобби», то темы разговоров могут иссякнуть. Именно мир увлечений делает нас интересными собеседниками. Ищите хобби — найдете друзей! Есть такая пословица: «Всякий избирает друга по своему нраву», что, я думаю, включает и род каких-то занятий. А какие пословицы о дружбе знаете вы?
Учащиеся (зачитывают, предлагают обсудить):
— Без друга на сердце вьюга. (Неуютно в жизни, мучает одиночество.)
— В недруге стрела — что во пне, а в друге — что во мне. (Боль друга — это и моя боль, потому что я воспринимаю его как близкого, родного человека.)
— Дерево живет корнями, а человек — друзьями. (Потому что «один в поле не воин».)
— Для друга — все не туго. (Помощь другу — это святой долг и радость, ради этого и себя можно в чем-то ущемить.)
— Для дружбы нет расстояний. (Если тебе человек дорог и близок, то ты его не забываешь, а редкие встречи становятся счастьем, подарком судьбы, настоящим друзьям расстояние — не помеха для помощи.)
— Друзья познаются в беде. (Приятели отсеиваются, а настоящие друзья остаются рядом.)
— Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Хоть один да сможет помочь, а уж если все вместе, то не страшны никакие беды.)
— Недруг поддакивает, а друг спорит. (Недругу чем хуже, тем лучше; а кто как не друг скажет о тебе все откровенно, именно благодаря друзьям мы можем исправлять свои промахи и недостатки.)
— Скажи кто твои друзья, и я скажу, кто ты. (Вольно или невольно мы становимся отражением своих друзей, их мыслей, привычек, даже поступков.)
Ребята предлагают пословицы, которые составили сами:
— Друзей не иметь — на мир хмуро глядеть.
— В жизни есть пророчество: без друга — одиночество.
— Судьба послала дружбу — служи ей верну службу.
— Другом надо быть — не слыть.
Классный руководитель. Случалось ли так, что друзья подводили (предавали) вас?
Учащиеся:
— Так случилось, что мы с другом разошлись. Считаю, что он меня предал. Мои сокровенные мысли стали достоянием людей, которых я не уважаю. Я раньше не часто спрашивал совета у отца. А в этот раз мы с ним откровенно обо всем поговорили (что принесло мне большое облегчение, и я понял, что отец теперь может стать для меня самым добрым другом). Мы вместе пришли к решению поступить «по Высоцкому»: «... ты его не брани, гони». Вот я и не стал выяснять отношения, а просто сказал бывшему другу, что он для меня больше не существует. Я уверен, что если тебя предали один раз, то это может повториться. А для меня доверие в дружбе - это главное.
— Все в нашем классе знают, что у меня с подругой были разногласия. Но, хорошо все обдумав, я решила разобраться в сложившейся ситуации до конца. Часто, обвиняя друзей, мы не хотим замечать свои промахи, не хотим думать о том, что заставило человека поступить тем или иным образом. Я все проанализировала и поняла, где допустила ошибку в наших отношениях. Вот так мы и помирились.
Я первой сделала шаг навстречу, хотя считала себя потерпевшей стороной. Советую и вам поступать так же. Ведь недаром говорят, что «старый друг — лучше новых двух». Классный руководитель. Мы, конечно, не можем знать всех обстоятельств и обсуждать правильность ваших решений. Но все же это решение. Да и трудно давать советы в таком вопросе. Но какие-то общие правила дружбы все-таки существуют. Их еще называют неписаными. Но, соблюдая их, вы можете сохранить свою дружбу (если, конечно, ею дорожите). Литературная команда нашего класса вызвалась сформулировать их и записать.
Учащиеся:
— О своем друге никогда не забывай
И правила все свято выполняй!
— Друга выслушай всегда,
Чтоб быть с ним «не разлей вода».
— Кто-то о друге сплетню рассказал?
Ты хорошо его, надеюсь, защищал?
— Друга ты не критикуй
При людях, публично.
Ведь такие разговоры —
Что-то очень личное.
— Не будь слишком назойливым,
Как жить не поучай,
Какой он есть по жизни,
Таким и принимай.
Плохое настроение
На друге не срывай.
— Тайну доверили — молчи и сохраняй,
В корыстных целях для себя не применяй.
— Прости ошибки другу,
Сменяет солнце даже вьюгу!
— Будь честным, искренним в общении —
Не омрачит дружбу затмение.
— Успех у друга — поздравляй!
В досаде губы не кусай.
— Несчастья в жизни друга, виражи?
Не жди, а сразу помощь предложи.
— И последний вам совет
Мы даем, друзья,
Друга берегите
Как собственное «Я»!
Классный руководитель. Почему же люди так бережно должны относиться к своим друзьям (я уверена, что многие из вас так и поступают)?
Учащиеся:
- В дружбе проявляются и закаляются самые лучшие человеческие чувства: отзывчивость, сострадание, бескорыстность, терпимость.
- Дружба — это счастье, которое посылает нам судьба.
- Дружба превращает растерянность в уверенность, отчаяние — в надежду, неудачу - в успех.
- Дружба делает жизнь интересной, полной смысла.
- Дружба — особенное явление нашей жизни. Оно делает счастье более ярким, а боль — не такой острой.
- Дружба - это врач, который лечит нас от невзгод и потрясений.
- Дружба — это мост, переброшенный между одиночеством и жизнью.
Автор: Кулинич Галина Григорьевна
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание
Светлана Геннадьевна Саватеева # 19 сентября 2016 в 13:23 0 | ||
|