Тема: Гражданственность
Задачи: формирование гражданской направленности личности, ее активной жизненной позиции; воспитание чувства ответственности за судьбу своей страны и малой родины; ознакомление с работой властных структур; подготовка учащихся для дальнейшего воплощения своих гражданских мыслей и чувств в конкретные дела.
Подготовительная работа: работа классного руководителя и учащихся с дополнительной литературой; творческие задания (стихи, рисунки, песня); приглашение гостей; оснащение наглядным и демонстрационным материалом; подготовка отчета о работе по теме «Мой край».
Участники: учащиеся; классный руководитель; представитель структур власти; директор школьного музея.
... Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Н.А. Некрасов
Классный руководитель. Самовоспитание — это прочный фундамент всего процесса воспитания личности. А настоящее самовоспитание начинается стой деятельности личности, в которой ярко выражена ее гражданская позиция. Человек, участвуя в жизни общества, способствует его развитию, создает материальные ценности для людей, а в ходе этого процесса создает и себя.
Сознание человека, его поведение и поступки, его деятельность, позиция по отношению к обществу — все это зависит от его идейных побуждений.
Если чувство долга и ответственности находится на самой высокой отметке духовной жизни человека, если он отдает себя служению идеалу, если его идейные побуждения и деятельность направлены не только для обеспечения своего блага, а идут на пользу всего общества, в таком случае мы можем говорить о гражданственности личности. Может, поэтому гражданственность называют иногда страстью человеческого сердца.
Ребята, вы вступаете в пору отрочества, возможно в пору самой прекрасной части вашей жизни - юность. Это время вашего морального, идейного и гражданского самоутверждения. Что вы понимаете под гражданственностью?
Учащиеся:
- Я думаю, что прежде всего - это знание и осознание не только своих прав, но и обязанностей по отношению к государству.
— Со знанием прав дело обстоит лучше, мы знаем их неплохо и активно ими пользуемся:
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
И песню жизни вдохновенно петь.
А если причинят мне вред, урон,
Поможет Конституция, закон.
Перед законом, совестью равны
Живут народы всей моей страны.
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом.
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, другим грубить не смею.
А подрасту — поможет мне держава
Работу выбрать — имею право.
Ну, а пока я — просто ученик:
Учу уроки, подаю дневник...
Досугу — только час,
А школе — все внимание.
Использую я право
На образование.
Имеем право мы иметь права,
Но ведь моралью люди связаны.
Поэтому, чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны.
А вот с обязанностями у многих граждан бывают сложности. Я считаю, что, получив столько прав, человек обязан стать гражданином, достойным общества, давшим ему столько прав.
Классный руководитель. Вот о том, что мы обязаны делать и какими должны быть, чтобы стать настоящими гражданами, мы сейчас и поговорим.
Великий русский поэт Н.А. Некрасов сказал так:
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Кто же они и какие, эти «достойные сыны Отечества»?
Учащиеся:
— Считаю, что в наши дни уместно говорить и о достойных дочерях Отечества: это героини войны, космоса, науки, культуры и спорта; да и просто рядовые труженицы, чьими усилиями непосредственно создаются все те блага, которыми владеет и пользуется человек в нашем государстве. Достойные граждане - это прежде всего хорошие труженики, не просто любящие свою Родину, а воплощающие свою любовь во блага для себя и других.
Мое видение гражданственности я хотела бы передать в своих стихах:
Моя Россия, Родина моя,
Здесь родилась я, помню тебя с детства.
Но сколько б не глядела на тебя,
Любуясь, не могу я наглядеться.
Красиво Волги полноводное теченье,
Под ветерком полей твоих волненье,
Урал, Кавказ, рассветная пора,
Неповторимые в России вечера...
Я слышу, в пенье мощь звучит и слава.
Живи, дерзай, цвети, моя держава,
Единством славься, мудростью своей,
Трудом достойных сыновей и дочерей.
По мере чтения стихов художники класса могут демонстрировать свои рисунки по теме «Уголок России».
- Сыновьями мы просто рождаемся, а вот достойными надо еще стать. И станет таким тот, кто сможет воспитать в себе гражданственность. И в этом процессе самовоспитание занимает достойное место. Потому что такое качество, как гражданственность, воспитывается всей нашей жизнью. А самовоспитанием человек занимается тоже всю свою жизнь.
Мы часто думаем, что, обучаясь в школе, мы не обладаем тем полем деятельности, где бы можно было проявить такое высокое чувство, как гражданственность. Но нельзя забывать о том, что все большое и высокое начинается с малого и повседневного.
Давайте вспомним о том, кто и какую помощь оказал в уборке школьной территории.
Кто и как участвовал в лыжном кроссе, подготовке к походу, акциях милосердия. Если одни это делали осознанно, поднимаясь таким образом на более высокую ступеньку гражданской зрелости, то другие - нехотя, под нажимом. А наши «знаменитые третьи» вообще заявили, что народу и так много, значит, можно обойтись и без них. О какой гражданственности можно говорить в этом случае? Вот и получается, что некоторые из нас являются гражданами только на бумаге (т.е. по документам, а не по образу жизни).
- А я хочу сказать, что у гражданина должно присутствовать чувство ответственности не только за то, какой лично вклад он вносит в общее дело коллектива, но и за свой вклад в дело страны. А еще и за события, происходящие в стране. Потому что каждый из нас, если он является достойным гражданином страны, не должен быть «к отчизне холоден душой».
- Да, мало быть просто созерцателем, «болельщиком», бесстрастным наблюдателем событий, так называемым «безвредным». Важно не пассивное наблюдение или ворчливое недовольство, необходим такой шаг гражданственности, как непосредственное, деятельное участие в процессах, происходящих в стране. И притом - положительное. Не ждать, когда за тебя что-то сделают другие, а самому, в меру своих сил (а иногда и больше), браться за решение вопросов, принимать участие в конкретных делах.
И не иди во стан безвредных,
когда полезным можешь стать.
Н.А. Некрасов
А полезными мы можем стать уже здесь и сейчас, проявляя любовь к своей «малой родине» - нашему городу (заботиться о чистоте и культуре проживания в нем). Вот оно, конкретное проявление гражданской позиции. И я посвятил нашему городу стихи.
Он родом из седых времен былинных,
Мой город, мое детство, мой причал.
И как бы далеко я, город, не уехал,
Ты ждал меня приветливо,
Приветливо встречал.
Всегда буду гордиться твоим прошлым,
У памятника тихо постою.
За все, что ты мне дал для мирной жизни, город,
В стихах тебя и в песнях я,
И в песнях воспою.
Мне с детства эти улицы знакомы,
И школа, и аллея за окном,
И та березка, что растет, растет у дома,
Согрета моей памятью,
Души моей теплом.
Город мой, город мой,
Ты совсем не большой,
Но я предан тебе и влюблен
В эту зелень садов, в эту память веков
И в осенний раскидистый клен!
— Мне бы хотелось сказать о том, что наше учение имеет непосредственное отношение к проявлению гражданственности. Что значит мало знать или схватить что-то по верхам? Это значит в будущем стать плохим работником, а значит, и гражданином. К тому же ты не будешь в состоянии осмысливать, осознавать все те процессы, которые происходят в мире, в твоей стране и даже вокруг и внутри тебя. В таком случае кем и каким ты станешь? Какими будут твои поступки? Гражданственность включает в себя проявление многих замечательных человеческих достоинств. Через поступки отдельного человека они становятся достоянием всех людей и общества в целом.
Классный руководитель. Таким образом, ребята, личность начинает занимать активную жизненную позицию. Каким же образом она влияет на становление гражданственности9
Учащиеся. Активной личности всегда характерен поступок, действие, а также воздействие на себя (т.е. процесс самовоспитания), других людей и окружающую среду. При этом очень важны ценностные ориентации личности, выбор ее жизненных целей. Поступки и действия достойных граждан социально полезны, прогрессивны, моральны, не наносят ущерба другим людям и обществу. Летчики не бросают самолеты на мирно спящий город, спасая свою жизнь, а голодавший в блокадном Ленинграде Шостакович пишет великую и незабываемую Седьмую симфонию.
(Ученики читают стихи Р. Рождественского «Огромное небо», посвященное подвигу летчиков-друзей в мирное время, или слушают эту песню в исполнении Э. Пьехи. Можно спеть самим под аккомпанемент гитары.)
Огромное небо
Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя.
В одной эскадрилье служили друзья.
И было на службе и в сердце у них
Огромное небо - одно на двоих.
Летали, дружили в небесной дали.
Рукою до звезд дотянуться могли.
Беда подступила, как слезы к глазам, —
Однажды в полете мотор отказал.
И надо бы прыгать — не вышел полет.
Но рухнет на город пустой самолет!
Пройдет, не оставив живого следа,
И тысячи жизней прервутся тогда.
Мелькают кварталы и прыгать нельзя!
Дотянем до леса, — решили друзья, —
Подальше от города смерть унесем.
Пускай мы погибнем, но город спасем...
Стрела самолета рванулась с небес!
И вздрогнул от взрыва березовый лес!..
Не скоро поляны травой зарастут...
А город подумал: Ученья идут...
В могиле лежат посреди тишины
Отличные парни отличной страны.
Светло и торжественно смотрит на них
Огромное небо — одно на двоих.
Учащиеся. Согласитесь, что есть люди, которые очень много трудятся и добиваются высоких результатов, но только для себя лично. Мы не можем утверждать, что у этих людей отсутствует активная жизненная позиция как таковая. Благодаря своему труду они воздействуют и на себя, и на других, и на окружающих.
Классный руководитель. Да, такие люди могут стать учеными, поэтами, мудрецами. Но как сказал поэт:
Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль Родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Поэтому такие люди никогда не становятся великими. История помнит и признает только тех, кто помог стать лучше и счастливее другим людям. (Приводятся примеры.)
И еще хочу добавить, что активность личности может иметь и другую направленность: она может быть во вред людям и наносить им как моральный, так и материальный ущерб. Такое, конечно, случается и в молодежной среде.
Учащиеся. Жить правильно - это не так просто. Я думаю, что этого хотелось бы многим, но где взять столько мужества? Гражданственность - это мужественность действия, поступка. И не просто поступка, а поступка правильного, соответствующего нормам морали, полезного для людей и общества. У одних людей малодушие преобладает над мужеством. Другие не могут, а иногда просто не хотят понять того, сколь велики размеры материального и морального ущерба, который они наносят людям и обществу.
Классный руководитель. Да, ребята, все это относится и к молодежным организациям и группировкам деструктивного характера. Смысл жизни у молодых людей искажен, а ее активность предполагает поступки жестокие, расположенные далеко за чертой общепринятой человеческой морали. Они, зги поступки, выливаются в нарушение общественного порядка, закона (распространение порнографии, сутенерство, подделка денег, проделки хакеров, распространение экстремистской литературы и т.д.), а также хулиганские действия по отношению к гражданам других стран, национальностей, религий. Все это зачастую заканчивается печально. (Приводятся примеры.)
Учащиеся. То, что самое дорогое у человека — это жизнь,— истина общеизвестная. Те, кто на нее посягает, должны нести и несут заслуженное наказание. Но я думаю, что если человек с детства приучен к делу, труду, он не будет уходить в мир безразличия к жизни или в мир насилия. Другое дело, что далеко не каждый и притом вовремя находит понимание в окружающей его среде или полезное для себя и будущей жизни дело, занятие. Мы знаем, что это еще далеко не разрешенные вопросы нашего общества, системы образования, психологической службы и, конечно, семьи. Но это ни в коей мере не оправдывает противоправное удовлетворение искаженных и аморальных интересов, потребностей и склонностей определенной группы подростков и молодежи. За таких «граждан» и стыдно, и больно.
Классный руководитель. Сейчас все больше говорится, что активная социализация подрастающего поколения есть необходимый и существенный фактор его гражданского становления. Давайте разберемся в том, что мы понимаем под социализацией личности.
Учащиеся. Социализация личности — это процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположенностями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе.
Классный руководитель. В процессе социализации личности большое значение имеет язык. Все, что накоплено поколениями, весь социальный опыт наций и народов содержится в нем. Уже с детских лет вы включаетесь в процесс социализации, т.к. вас окружают люди, носители национальной культуры. Этот процесс начинается в семье, а продолжается в системе образования, затем идет в процессе вашей трудовой деятельности. А сам процесс может быть и целенаправленным (формирование подлинной гражданственности), и стихийным. Стихийное воздействие на личность различных негативных обстоятельств и факторов приводит, как мы уже отмечали, к обратным и даже печальным результатам. Социально адаптированная личность должна быть реально ознакомлена с функционированием властных структур различных уровней.
Классный руководитель предоставляет слово гостю — представителю местной структуры власти, который знакомит ребят с ее работой и своим личным участием в этой работе. При этом могут быть показаны слайды, продемонстрированы определенные документы.
Гость привлекает внимание молодых людей к актуальным проблемам города (района, микрорайона), говорит о необходимости формирования у молодежи чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своем городе (районе и т.д.); убеждает в необходимости участия молодых людей в решении актуальных социальных проблем; обещает помощь и поддержку органов власти; говорит о жизненной необходимости такого взаимодействия.
Учащиеся:
— знакомят гостя с результатами работы по изучению родного края;
— демонстрируют школьную стенгазету по этой теме;
— показывают местные газеты, в которых напечатаны статьи и заметки о краеведческой работе учащихся;
— знакомят с библиотечкой литературы по вопросам местной истории;
— слушают отрывки записей воспоминаний ветеранов микрорайона;
— демонстрируют «Книгу памяти» и «Летопись школы»;
— знакомят с документами, вещественными материалами, предметами духовной культуры, изготовленной наглядностью — экспонатами, которые были собраны и изготовлены ими для школьного музея;
— рассказывают об участии в работе группы гидов школьного музея;
— демонстрируют видео- и фотоматериалы своих поездок, походов и экскурсий;
— оглашают конкретные результаты работы группы «Поиск»;
— сообщают о выявленных экологических проблемах региона.
Все собранные материалы переданы школьному музею. Директор школьного музея и заместитель директора школы по воспитательной работе проводят награждение ребят по результатам работы.
Гость высоко оценивает проделанную ребятами работу; говорит о том, что достойные граждане не мыслят свою жизнь без подлинного интереса и знания прошлого и настоящего своего края, своей малой родины, не забывая при этом мировую историю и то, как события родной страны вплетаются в ход событий мировых. Гость предлагает провести встречу на следующем классном часе в расширенном составе: учащиеся и классный руководитель, представители администрации, властных структур, лесничества, учителя биологии, экологи и т.д., так как ребята подняли очень важный для региона вопрос: «Нравственный подход к природе».
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание
Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах
Классный час в 10 классе на тему: Личность и наркотики
Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Нет комментариев. Ваш будет первым!