Классный час «Культура личности - духовная ценность», 10-11 класс

Разработка классного часа для старших классов

Тема: Культура личности - духовная ценность

Задачи: ознакомить учащихся с широким смыслом понятия «культура личности»; обсудить сущность форм и функций культуры личности; пропагандировать важность духовной культуры для развития личности; воспитывать чувство уверенности в своих силах и возможностях; развивать творческие способности.

Подготовительная работа: подбор литературы; задания по выступлениям (самообразование), консультации; творческие задания; подготовка тестов, тренингов; приглашение гостей; подготовка видеофильмов; оформление выставки.

Участники: классный руководитель; учащиеся; учитель МХК; корреспондент школьного радио.

Ход мероприятия

Понятие о культуре очень широко — от умывания лица до последних высот человеческой мысли.

М.И. Калинин

Классный руководитель. Первоначальное значение слова «культура» (от лат. cultura) — «возделывание земли», «культивирование», т.е. изменение в природе, которое происходит путем воздействия на нее человека. Уже в этом значении было заложено человеческое начало, состоящее из единства культуры, человека и его деятельности. Сейчас под «культурой» понимают все созданное человеком.

С древних времен вопросам культуры уделялось большое внимание. Под культурой (cultura animi) стали понимать «совершенствование души» (Цицерон). В культуре уже должны были сочетаться Истина, Добро и Красота. Позднее в культуре стал прослеживаться культ разума и науки. О ней стали говорить как о процессе и результате образования и воспитания.

В.И. Даль дает следующее определение культуры: «Культу- Ра - обработка и уход, возделывание, образование, умственное и нравственное». Н.К. Рерих толковал слово «культура» как почитание Света (культ — почитание, ур — свет), того Света, который «уничтожает тьму». Это и есть главное в культуре — принести свет во все сферы жизни и деятельности человека.

Без культуры нет цивилизованной страны. Она охватывает все сферы деятельности человека. О каких уровнях культуры мы можем говорить?

Учащиеся:

— об уровне культуры, образования и наших мыслей;

— нашего труда и быта;

— питания;

— отношения человека к природе;

— отношений между людьми;

— отношения к женщинам, старикам и детям;

— политической дискуссии.

Классный руководитель. Культура (как непрерывно развивающийся творческий процесс) - один из залогов существования человечества. Она также является отличительным фактором, который разделяет человека и животный мир. С чего же начинается культурный человек?

Учащиеся:

— Думаю, с разумной деятельности. Он обладает интеллектом, строит общественные и личные отношения согласно принципам морали.

— Культурному человеку присуще чувство гармонии и красоты. Он принимает, понимает и развивает мир вообще и искусство, как его составляющую, в частности.

— Культура человека проявляется в его богатой духовной жизни и самосовершенствовании. Ведь именно «дух делает человека человеком» (Л. Фейербах). Отсюда возрастание роли духовной культуры человека.

Классный руководитель. В культуре выделяют три составные части: науку, искусство и культурные формы общения (отношения между людьми на основе нравственности). Эти сферы деятельности человека дополняют друг друга. А какое развитие характерно для культурного человека?

Учащиеся:

— Интеллектуальное, нравственное и художественное.

— Но главным здесь является мораль, которая включает такие категории нравственности, как добро и справедливость, долг и ответственность, совесть, честь и достоинство, любовь и счастье. Без общечеловеческой морали не было бы и самой культуры, т.к. жизнь и отношения людей строились бы тогда на совершенно другой основе.

- И уж, конечно, не было бы ни «Программы культуры мира», ни усилий по решению все более волнующей человечество проблемы по сохранению и улучшению среды обитания. В связи с поднимаемыми вопросами и проблемами я бы хотел обратиться к человеку дня сегодняшнего.

Культурный человек не скажет:

«Проблема та не моего ума».

Он со спасеньем жизни все увяжет:

«Спасем природу — спасем себя».

 

За воздух будем мы бороться —

Чистым дышать и дольше жить!

А воду где нам брать, в колодцах,

Чтоб без вреда для жизни пить?

 

В почве сплошной химический состав...

Неужто, человек, ты так отстал

От понимания моральных норм натуры,

А проще скажем — от культуры?

Классный руководитель. Ты прав, культура человеческой мысли и его действия (в связи с обостряющейся экологической обстановкой) должны быть направлены на решение экологических проблем. Поэтому в настоящее время все больше возрастает значение экологического аспекта адаптационной функции культуры. Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — вид взаимодействия личности с социальной средой. Ведь в начале своего развития человечество больше заботилось о нормах и эталонах поведения. Культура потребления и преобразования (в природе) не должна выходить из-под контроля человеческого ума. У культуры есть еще одна функция: познание и преобразование мира. Как вы это понимаете?

Учащиеся. Общество развивается. Возрастают его потребности в целом и каждого человека в отдельности. Преобразовательная деятельность людей идет через развитие средств труда, научные исследования, создание произведений искусства т. д. Все то, чего достигло человечество, является продуктом его знаний и творческих усилий (космос, атом, электроника, Шедевры искусства и т.д.).

Классный руководитель. У культуры есть еще и коммуникативная функция, при помощи которой из поколения в поколение передаются все накопленные человечеством духовные ценности и весь его социальный опыт. Культура занимается и эмоциональным урегулированием. Что же это такое?

Учащиеся:

— Мы знаем, что в процессе умственного и физического труда возникает как физическое, так и психическое напряжение (а иногда бытовые взаимоотношения людей выводят их из равновесия). Человеку необходима эмоциональная разгрузка. В этой роли выступает кино и театр, пение и танцы, чтение художественной литературы.

— В старших классах, особенно если мы серьезно задумываемся о выборе будущей профессии, приходится много заниматься. В этой ситуации нам на помощь приходит мир наших культурных увлечений. Для меня это - музыка (играет на музыкальном инструменте).

Классный руководитель. Следующая функция культуры — регулятивная. В обществе действуют определенные нормы и правила. Культура упорядочивает их в соответствии с реальным поведением людей. При помощи чего это делается?

Учащиеся. Это соответствие достигается соблюдением моральных норм и принципов, поддержанием духовных ценностей. В наше время особое внимание уделяется доброжелательности и терпимости, любви и милосердию, честности и совести. Главное правило нашей жизни — уметь думать не только о своей жизни и благополучии, но и о других людях, соблюдая при этом терпимость к представителям других конфессий, партий, организаций, национальностей и верований.

Учитель MXК (мировая художественная культура). У каждого народа своя национальная культура, а значит — традиции и обычаи, язык и вера. И ко всему этому надо относиться с пониманием. При этом хочу отметить, что культура помогает людям общаться и понимать друг друга. Примером этому могут служить всевозможные фестивали: молодежные, музыкальные, искусств и т.д. Они сближают людей, особенно искусство, о котором говорят, что оно является миром без границ (рассказывает о своем или чьем-то участии в таком фестивале).

Смотрят фрагменты кинофильма «Традиции и обряды народов мира», «Историю молодежных фестивалей». Учитель комментирует, отвечает на вопросы.

Классный руководитель. Что отличает культурного человека?

Учащиеся. Культурного человека отличает интеллигентность (интеллигентный - от лат. знающий, понимающий, разумный). Интеллигентность — сплав умственных и этических достоинств человека, проявляется в ширине и глубине эрудиции человека, богатстве его знаний и внутреннего мира. Поэтому интеллигентный человек высоко ценит достоинство другого человека. У него обостренное чувство социальной справедливости, он следует велениям совести, тактичен, терпим к инакомыслию, ориентирован на общечеловеческие ценности, ему свойственен интернационализм.

Классный руководитель. Какие из этих качеств, на ваш взгляд, присущи вам? (Раздает листы бумаги с отпечатанным текстом: эрудиция, чувство социальной справедливости, совесть, такт, терпимость во взаимоотношениях с близкими людьми, терпимость к инакомыслию, ориентация на общечеловеческие ценности, интернационализм. Ребята (можно анонимно) подчеркивают (используется классным руководителем в дальнейшей работе для коррекции вопросов воспитания, советов по самообразованию).)

Классный руководитель. Особой функцией культуры является индивидуализация. Каждая личность развивается и совершенствуется. Что ей для этого необходимо?

Учащиеся:

- Необходимый уровень знаний, т.е. образование.

- Кроме этого человек должен идти к своей цели сознательно  и целеустремленно.

- Необходимо развитие своих задатков, способностей и талантов. Но таланту, чтобы достичь желаемой цели, необходимо активное и настойчивое развитие своих способностей. Так и поступает наша одноклассница Маша Н. Ее умелые руки, старания, дополнительные занятия по прикладному искусству дали свои результаты. Ее творчеством восхищаются и у нас, и за рубежом (рассматривают экспонаты выставки).

Классный руководитель. Сплав ранее перечисленных Форм культуры дает нам самую важную из них — человекотворческую, так как культура делает человека гуманистом на основе нравственного очищения, возвышения его чувств и интеллекта, стремления к идеалу. Она является характеристикой развития человека как культурного индивида, воспитывает в человеке человеческое. Роль образования в процессе воспитания культуры личности непререкаема.

Учащийся. Но вы же не можете не согласиться с тем, что многие люди чаще заботятся о том, чтобы получить как можно больше богатства, т.е. об «образовании» материальных благ, и не очень беспокоятся об «образовании» своего ума, души и сердца.

Классный руководитель. Да, ребята, это так. Но, наверно, цивилизованный мир потому и существует, «что для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека» (А. Шопенгауэр). Вот к тому, что «есть в человеке» и относится все то, что мы получаем в процессе образования. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Образование — это...

Учащиеся:

— Получение знаний и навыков.

- Обучение и просвещение.

- Необходимое условие для подготовки к жизни и труду.

— Совокупность знаний, умений и навыков, а также взглядов и убеждений.

Классный руководитель. Благодаря образованию человек усваивает определенную сумму знаний, навыков, которые переходят в умения. Тем более если человека учат не просто тому, что думать, а еще и тому, как думать. Одним из условий успеха образования является самообразование. А при успешном сочетании того и другого происходит эффективное формирование и развитие личности (подготовка к труду, нравственное становление, а это значит, и подготовка к жизни согласно моральным нормам общества).

Учащийся. Я уверен, что многим хотелось бы научиться «как думать». Но ведь это, как и успехи в образовании, зависит не только от желания человека, а еще и от его способностей и уровня интеллекта.

Классный руководитель. Способности и интеллект у каждого, конечно, разные. Но разве вы никогда не замечали, что некоторые люди, настойчиво добиваясь своей цели, вскоре обгоняют всех? (Учитель приводит в пример ученика масса, школы; его победы на олимпиадах, поступление в институт и т.д.)

Может быть, вы просто еще не открыли в себе такие возможности? Конечно, для превращения возможностей в действительность нужны определенные условия. Например, насколько ваше окружение (школа, семья) заинтересовано в этом. Но в первую очередь, должны быть заинтересованы вы сами. Заставьте трудиться свой мозг и душу. Читайте, изучайте, сравнивайте и анализируйте, усваивайте человеческие истины и нормы морали, переводите их в действия и поступки, тогда вы научитесь тому, как думать и как поступать, т.е. как правильно жить. Без усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев — говорил Д.И. Менделеев. А я бы еще добавила, что без этого нет и человека. Притом замечу, что окружающий нас мир требует уже не просто человека, а личность, культурную, способную созидать духовный процесс; личность чистую, сознательную, умную, умелую и надежную.

А сейчас давайте поговорим о том, что же включает культура личности. Итак, она включает...

Учащиеся:

— Культурную деятельность, направленную на благо человека.

- Культуру сознания, способную к идеальному отражению сознания.

— Культуру тела человека, проявляющуюся в его гармоническом внешнем облике (чистота, здоровье, аккуратность, подтянутость и т.д.).

— Психологическую культуру (она необходима каждому человеку, состоит в умении понимать людей и правильно с ними общаться).

— Духовную культуру (культура чувств, отношений, эстетика, нравственность, интеллект).

— Социальную культуру (уровень приобщения личности к общечеловеческим ценностям культуры, к условиям общественной жизни, усвоению основных социальных ролей, норм, черт социального характера).

— Визуальную культуру (внешний облик, культура речи и общения, деятельности, поступков, умственного труда).

Классный руководитель. В визуальной культуре большую роль играют положительные эмоции. Они оздоровляют и омолаживают организм человека. А обязанность улыбаться становится все больше профессиональной обязанностью культурного человека. Я считаю, что человеческая улыбка, настоящая, согревающая душу и сердце другого человека, является едва ли не самым главным показателем нашей культуры. А что вы думаете об этом?

Учащиеся:

— Я вспомнила слова песни: «Человек идет и улыбается — значит, человеку хорошо!» Думаю, с таким человеком стоит общаться. Такие люди обычно сами успешные и приносят удачу другим.

— Улыбается? Значит, здоров и энергичен. Не нуждается в заботе, наоборот, сам может помочь.

— Обычно улыбаются люди с хорошим характером. Они не нагоняют на других тоску, не портят настроение, с ними приятно общаться.

— Хотите быть бодрым? Общайтесь с теми, кто вам искренне улыбается.

— Быть уверенным, подтянутым, искренним и веселым - это престижно в наше время. Такие люди больше нравятся, поэтому у них больше шансов достичь успеха в своих делах и жизни.

— Искренне улыбаются люди добрые и отзывчивые. Пусть таких будет больше!

Классный руководитель. Вот на этой оптимистичной фразе мы и закончим наш разговор.

Все хором поют на мелодию песни «Улыбка»:

Если кто-то улыбнулся вам,

Значит, он здоров и в жизни состоялся.

Не вгонял в тоску он никого,

Помогал, бодрил, при этом улыбался.

Постарайся быть таким,

Ты понравишься другим:

Людям, кошке, даже маленькой улитке!

Наша жизнь — поток, река...

Выплыть чтоб наверняка,

Начинайте день с зарядки и улыбки!

(Все знакомятся с экспонатами выставки «Культура народов мира».)

Присутствующий на классном часе корреспондент школьного радио задает ребятам вопросы, ответы записываются на магнитофон, все прозвучит в радиопрограмме «Классные вести».

Вопросы:

— Почему вы решили обсудить эту тему?

— Какую составную часть культуры личности вы считаете самой важной для себя?

— А какой самый большой дефицит культуры личности (ваших знакомых, друзей, людей вообще)?

— Как вы понимали культуру личности до этого разговора?

— Что нового и полезного вынесли вы из разговора?

— Вы считаете себя культурной личностью?

Автор: Кулинич Галина Григорьевна

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Нет комментариев. Ваш будет первым!