Классный час «Мир взаимоотношений - глазами подростков», 10-11 класс

Конспект классного часа для старшеклассников

Тема. Мир взаимоотношений - глазами подростков

Задачи: укреплять духовную связь поколений; совершенствовать навыки самопознания; подготовить к семейной жизни; учить преодолевать конфликты; воспитывать чувство сострадания, умение прийти на помощь; развивать творческие навыки.

Подготовительная работа: подбор литературы по теме; подготовка тренингов, теста; распечатка раздаточного материала; творческие задания; оформление выставки.

Участники: классный руководитель; учащиеся; психолог.

Ход мероприятия

Терпение — вот лучшее умение.

Пословица

Классный руководитель. Если бы люди обладали таким моральным качеством, как терпимость, то зла в нашей жизни было бы гораздо меньше. Что же такое терпимость?

Учащиеся:

— Это уважительное и доброжелательное отношение к убеждениям и верованиям, традициям и привычкам, а также поведению других людей.

— Это достижение человеческого взаимопонимания без угроз, оскорблений и принуждения, без крайних мер любого вида давления.

— Терпимость — одно из необходимых качеств культуры личности.

Классный руководитель. Значение этого качества трудно переоценить и для общения людей в повседневной жизни. Общеизвестно, что отношения между родителями и детьми часто складываются непросто, а иногда и драматично. Этот вопрос не обходят даже произведения мировой литературы разных периодов («Отцы и дети», «Сага о Форсайтах», «Поющие в терновнике»). Почему же так часто разрушается главный престиж семьи — ее духовная связь, духовное родство между родителями и детьми? Почему возникает непонимание в школе?

Учащиеся:

— Если маленькие дети спокойно относятся к непохожести двух миров — детского и взрослого, принимают его как само собой разумеющееся, то подросткам это делать уже гораздо труднее из-за своего взросления и того, что они находятся где-то посередине этих миров.

- Взрослея, мы сравниваем эти два мира, претендуем на взрослость, стараемся приобщиться к миру взрослых ценностей, часто при этом осознавая свою несостоятельность, понимая, что уровень наших притязаний не всегда оправдан. Мы сами страдаем от противоречивости этих чувств, часто не можем с ними справиться, поэтому возникают противоречия и конфликты с миром взрослых. Хотя я и знаю, что для того чтобы погасить конфликт, надо сначала описать, что случилось, потом показать, что ты переживаешь сложившуюся ситуацию, и только потом сказать о том, чего ты хочешь и почему.

— Во взаимоотношениях со взрослыми наше самое большое желание — освободиться от контроля и опеки со стороны родителей, учителей, вообще взрослых, которые поучают, устанавливают правила и порядки.

Психолог проводит с ребятами тренинг «Выясняем отношения».

Беспроигрышный метод решения споров

1. Выясни, чья это проблема и в чем конкретно дело.

2. Ищи как можно больше решений.

3. Оцени различные решения.

4. Вместе с родителями подумай, какое решение самое удачное.

5. Обязательно следуй достигнутым договоренностям.

6. Договорись с родителями, что вы будете искать другое решение, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Классный руководитель. Вот вам, ребята, и одно из главных правил терпимости — вы не должны забывать о том, что родители и учителя являются представителями мира взрослых в целом. И в этом мире они наделены определенными полномочиями, которые вы должны осознать, принять и к которым должны отнестись с пониманием и чувством терпения.

Учащийся. Но иногда взрослым просто не до нас. Они предпочитают не доверительные отношения и взаимопонимание, а беспрекословное подчинение и покой (родители), давление авторитетом и абсолютную дисциплину (учителя). Я не говорю, что многие, но примеры есть.

Классный руководитель. Так чего же вы хотите от мира взрослых?

(Приводятся примеры ответов учащихся. Ребята заранее анонимно отвечали на этот вопрос, используя компьютер, поэтому проблема почерка не стоит, и классный руководитель может использовать данный материал при проведении родительского собрания.)

- Самому распределять время (уроки, спорт, встречи с друзьями).

- Чтобы мама не смотрела на меня подозрительно после каждой встречи с моим другом.

- Заниматься любимым делом, а не тем, чем продиктовали в детстве родители (только потому, что они сами не смогли осуществить мечту своего детства).

- Просто поговорить с мамой хоть один раз по душам.

Поговори со мною, мама,

Скажи, в кого я так упряма?

И почему я снова, снова

Твержу одно и то же слово?

Ты мне вопрос, я — «нет» в ответ,

Как будто слов других и нет.

Ты говори... Утро уже...

Но потеплело на душе.

- Не отвечать изо дня в день на дежурный вопрос родителей «Ну, как в школе?» Хоть бы формулировку поменяли, что ли. Или не произносили его второпях.

В доме зеленая тоска...

Вопрос все тот же: «Опять пробегал?»

А я вчера у друга был.

Отец его сам лодку сделал.

И обещал нас летом взять

В поход, на речку, за грибами.

И мне так хочется спросить:

«Скажи мне, пап,

Ты тоже с нами?»

- Хочу, чтобы со мной советовались и считались. Хочу иметь в семье право голоса.

- Не выслушивать постоянные окрики.

- Больше всего меня «достают» слова, унижающие мое достоинство (неужели я такой тупой, неужели во мне нет ничего хорошего?). Как говорится: «Мной хоть полы мой, да не называй мочалкой». Ведь я по характеру довольно молчаливый и терпеливый.

Учащиеся:

- Мне кажется, что взрослые, став родителями, просто забывают о том, как трудно было им самим в детстве. Они поступают со своими детьми так, как поступали с ними их родители.

— Думаю, что стиль общения на работе взрослые часто переносят в свои семьи.

— Часто взрослые вымещают на детях свое раздражение, возникшее у них из-за служебных, семейных и других неурядиц (родители - на детях, учителя - на учениках).

— Определенная часть взрослых убеждена, что окриком и силой можно решить все воспитательные моменты и конфликтные ситуации. Дети подвергаются моральному и физическому унижению. Известно, что каждый год до 50 тысяч детей убегают из дома. Большинство ребят жалуется на жестокое обращение. Они испытывают постоянное чувство страха, слышат угрозы, получают подзатыльники, их насилуют.

Психолог. Если что-то подобное случилось с вами, вашими близкими и даже незнакомыми вам людьми, то всегда можно обратиться (или посоветовать другим сделать это) к социальному педагогу школы, психологу, классному руководителю, участковому милиционеру, позвонить в милицию или по номеру «телефона доверия» (сообщает номер местного «телефона доверия»). А вам надо помочь пострадавшему преодолеть чувство страха, стыда и недоверия.

Психолог проводит с учащимися упражнение «Телефон доверия».

Психолог выступает в роли жертвы, а 2—3 ученика по очереди—в роли дежурных на «телефоне доверия» (абонент и консультант сидят спиной друг к другу), время консультации 3-4 минуты. По окончании каждой консультации ученик рассказывает о своих чувствах в «момент оказания помощи». Задача класса — по итогам упражнения выбрать наиболее эффективного консультанта и обосновать свое мнение.

Принципы работы «телефона доверия»:

— передать абоненту уверенность, что он обратился туда, где его поймут и помогут;

— определить степень серьезности ситуации, объем времени, в течение которого должно быть принято хотя бы частичное решение.

Принципы консультирования (по К. Роджерсу):

— безусловное принятие личности и ее переживаний;

— отсутствие оценок по отношению к ней;

— эмпатия: понимание внутреннего мира человека, глубокое сопереживание ему.

Абоненту предоставляется возможность говорить, в то время как консультант слушает, не перебивая, не вмешиваясь и собирая всю первичную информацию. Допустимы нейтральные реплики, «поддакивания».

Консультант помогает подростку выделить опорные смысловые моменты, уточняя источник наиболее негативных эмоций («Что именно тебя в этом огорчает?»). Затем необходимо установить все позитивные стороны личности подростка, повысить его самооценку, укрепить уверенность в себе, одновременно установив круг друзей и близких, которые могли бы помочь. Далее вырабатывается план действий, направленных на преодоление критической ситуации, с которыми подросток согласен. В заключение — поддержка и максимальное одобрение абонента.

Учащиеся (один из консультантов):

— Я пришел к выводу, что если бы ребята чаще обращались за помощью, то многих критических ситуаций можно было бы избежать.

— А мне хотелось бы отметить явное несоответствие поучений некоторых взрослых и их конкретных поступков. Например, подавая пример жестокости, мир взрослых получает ее в ответ.

Гость встречи, член школьного драмкружка, читает рассказ «Жестокость» В.А. Сухомлинского.

Летним днем пятилетний Яша пошел с отцом на пруд купаться. Приятно было плескаться в теплой воде, пересыпать горячий песок.

Обрывистым берегом пруда бежал маленький щенок. Вдруг он поскользнулся и упал в воду. Возле отвесной стены пруд очень глубокий. Яше было больно слушать жалобные повизгивания маленького щенка. Он как будто звал на помощь. Но мальчик не умел плавать. Он умолял отца:

— Папа, спасите щенка... Он же утонет.

Отец ответил:

— Всех не спасешь...

— Щенок взвизгнул и утонул. Над прудом стало тихо. Яша заплакал.

Прошло много лет. Яша стал взрослым человеком — Яковом Ивановичем. Он построил себе дом. У него был пятилетний Ивась. Стояла лютая зима. От мороза трескалась земля. Однажды под вечер началась метель. Кто-то постучал в окно.

— Кто там? — спросил Яков Иванович.

— Пустите, люди добрые, погреться... мы путники... Замерзаем. Спасите...

— Всех не спасешь, - тихо сказал Яков Иванович, а вслух произнес:

— Идите себе дальше... У нас тесно...

— Папа, почему вы их не пустили? — спросил Ивась. — Они же погибнут от холода.

— Всех не спасешь, — еще раз сказал отец. Ивась заплакал.

Учащиеся. В отношениях взрослых и детей часто наблюдается не только холодность, но враждебность и жестокость по отношению даже к своим детям (не то чтобы к чужим, как в рассказе), которая дает ответную реакцию - агрессию.

Психолог. Когда дети считают, что родители или учителя предъявляют к ним необоснованные требования, то это вызывает протест, и он часто проявляется в виде агрессии. Есть ребята, у которых наблюдается чрезмерное выражение агрессивности в межличностных отношениях с окружающими и не только по отношению к взрослым, но и к ровесникам.

Существуют различные виды реакций:

1. Физическая агрессия - это использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия направлена окольным путем на другое лицо (иногда ни на кого конкретно не направленная).

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств. При малейшем возбуждении человек может вспылить, нагрубить.

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении. Проявляется как пассивное сопротивление, так и активная борьба против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - это зависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность выражается в недоверии и осторожности по отношению к людям. Иногда человек убежден, что другие люди планируют нанести ему вред.

7. Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств как через форму (крик и визг), так и через содержание ответной реакции (угрозы, проклятия).

8. Чувство вины — субъект убежден в том, что он плохой человек, поступает зло и он ощущает угрызения совести.

Я предлагаю вам проверить себя на предмет агрессивности.

Опросник Басса-Дарки

(методика предназначена для определения уровня агрессивности у подростков)

Инструкция: вам будет предложен ряд вопросов. После прочтения каждого из них подумайте и поставьте в бланке ответов напротив номера вопроса свой вариант ответа (только «да» или «нет»)». Постарайтесь быть искренними.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я дам им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют делать людей что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов

Индексы различных форм, и агрессивных, и враждебных реакций, определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия: ответы «да» в вопросах 1, 25, 41, 48,

55, 62, 68; ответы «нет» в вопросах 9 и 17.

2. Косвенная агрессия: ответы «да» в вопросах 2, 10, 18, 34,

56, 63; ответы «нет» в вопросах 26, 49.

3. Раздражение: ответы «да» в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; ответы «нет» в вопросах 11, 35, 69.

4. Негативизм: ответы «да» в вопросах 4, 12, 20, 28; ответы «нет» в вопросе 36.

5. Обида - «да» - 5, 13,21,29,37,44,51,58.

6. Подозрительность: «да» - 6, 14, 22, 38, 45, 52, 59; «нет» - 65, 70.

7. Вербальная агрессия: «да» — 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» - 39, 66, 74, 45.

8. Чувство вины: «да» - 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Интерпретация

От 30 до 65 % совпадений с ключом по любой из шкал свидетельствует о нормальной реакции человека на те или иные жизненные ситуации. Отклонения в ту или иную сторону указывают на неадекватность реакции обследуемого.

При рассмотрении общего индекса агрессивности (шкалы 1, 2, 7) или враждебности (шкалы 5 и 6) можно предположить ожидаемый вид агрессивности или враждебности обследуемого на раздражающий фактор.

Классный руководитель. Итак, некоторые из вас заметили наличие агрессивности в своем поведении. Значит, вы мало включаете в процесс своего общения элементы терпимости. Дети обычно ссылаются на свой характер. Но ведь терпимость - это не просто покладистый характер, это еще и работа вашей души и ума, вашего понимания жизни, взрослости, наконец, к которой вы так стремитесь. Давайте вместе подумаем, что мешает взаимопониманию (с вашей стороны, о взрослых мы уже говорили!) родителей и детей.

Учащиеся:

— Я бы сказал, что послушание и приветливость — далеко не главные черты нашего отношения к родителям. Мы бываем приветливы с друзьями, другими представителями нашего окружения. Но часто забываем об этом, переступив порог собственного дома. А ведь родители - это самое родное и близкое, что у нас есть в этом мире. Ведь народ не зря говорит: «Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив».

- Мы считаем, что родители обязаны проявлять интерес к нашим делам. А часто ли мы интересуемся их делами и проблемами?

- И надо не просто интересоваться, а стараться проявлять участие, поддерживать добрым словом и делом.

- Признаю, что мы, подростки, бываем слишком категоричны в своих суждениях и требованиях.

- Надо быть добрее. Доброта растопит лед любых отношений.

- Несмотря на все негативные моменты, которые отмечаются во взаимоотношениях взрослых и детей, мы не можем не признать, что большинство родителей проявляет постоянную заботу о своих детях, а это стоит им немалой усталости и здоровья. Вместо понимания и терпимости мы предъявляем к родителям слишком завышенные и часто необоснованные требования. И это проявляется как в моральном, так и в материальном плане (чего только стоит наше постоянное «купи, ну, купи»), А если что-то получаем, то принимаем все как само собой разумеющееся, забыв выразить им свою благодарность и признательность.

- Иногда дети чаще думают о том, насколько престижны их родители, их семья (некоторые даже стесняются своих родителей!), чем о духовном родстве, о той человечности, которой обладают их родители (честность, трудолюбие, любовь к детям, бескорыстие).

- Говоря о том, что бабушка «жадная», мы, к сожалению, не всегда понимаем, что это идет от привычки экономить, беречь то, что нажито тяжким трудом.

- А часто ли дети обременяют себя такой обязанностью(!), как поставить родителей в известность, где они и с кем проводят свободное время?

- Родители по отношению к нам принимают определенные решения. И мы должны с этим мириться, потому что именно они на данном этапе отвечают за нас и наше будущее.

— А у меня есть в жизни мама!

Она настойчива, упряма,

Идет по жизни прямо, смело.

(Вот так бы я всегда умела!)

 

У нас по-разному бывает:

Поссоримся — она прощает.

Я не права — берусь за дело,

Чтоб кухня к вечеру блестела!

 

И снова в доме мир, покой...

Тебе совет хочу дать свой:

Лишь только тот согласие познает,

Кто понимает все и уступает.

— Вот и получились своеобразные правила наших взаимоотношений с родителями. Хотим мы этого или не хотим, но вся жизнь идет по правилам. К тому же эти правила мы сами и продиктовали. Теперь осталось только выполнять.

Классный руководитель. Вы становитесь взрослыми. Недалек тот день, когда ваши дети предъявят вам те же требования, о которых вы говорили сегодня. И правила вашего поведения прозвучали сегодня достаточно серьезно. Взаимных претензий может быть множество, но есть одно золотое правило, которое обеспечит вам успех как родителей в будущей взрослой жизни: «Относись к своим родителям точно так же, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе».

(Ребята осматривают и комментируют экспонаты выставки «Наша дружная семья»: родословная, мир увлечений, заслуги, награды, умения, отдых, семейные праздники, традиции в фотографиях, рисунках, сувенирах, альбомах.)

Автор: Кулинич Галина Григорьевна

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Светлана Геннадьевна Саватеева # 19 сентября 2016 в 20:05 0
Здравствуйте! Вами затронута очень важная тема во взаимоотношениях между взрослыми и подростками. И предложены пути разрешения и предотвращения конфликтов.интересный материал.