Цель
Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников.
Задачи
1. Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
2. Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.
Предварительная подготовка
Изучение статей административного и уголовного кодекса.
Сочинение-размышление «Мое отношение к десяти заповедям».
Подготовка к инсценировке игры.
Создание «Азбуки нравственности» для младших школьников.
Эпиграф
Истинный показатель цивилизации –
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной.
Р. Эмерсон
I. Обсуждение притчи
(Ведущий рассказывает притчу.)
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким.
Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу.
Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».
Вопросы для обсуждения:
1. Прав ли был мудрец?
2. Нужны ли людям законы?
3. Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?
4. Почему человек преступает закон?
5. Что значит слово «заповедь»?
6. Какие заповеди вы знаете?
7. Чем заповеди отличаются от законов?
II. Обсуждение сочинений-размышлений
Ведущий. Какие жизненные заповеди считаются незыблемыми в вашей семье? Подтвердите своими размышлениями, которые вы написали, готовясь к классному часу.
III. Работа в группах
Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Они должны их объяснить максимально доходчиво, проиллюстрировать примерами. Это необходимо сделать в виде яркой «азбуки нравственности» для младших школьников.
Слова для работы в группах:
Группа 1: вежливость, гордость, любовь, нравственная культура.
Группа 2: скромность, милосердие, выдержанность, грубость.
Группа 3: доверие, совесть, сострадание, честь.
Группа 4: трудолюбие, тактичность, патриотизм, правдивость.
Группа 5: искренность, заносчивость, верность, способность к прощению.
Возможные определения каждого понятия:
Вежливость - качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
Выдержанность - умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.
Верность - качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.
Гордость - это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
Грубость - качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
Доверие - это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
Заносчивость - негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личностных качеств.
Искренность - качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.
Любовь - чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.
Нравственная культура - показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.
Милосердие - принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
Патриотизм - нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
Правдивость - это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
Способность к прощению - это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
Скромность - это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
Совесть - способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
Сострадание - это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
Трудолюбие - это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
Тактичность - это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
Честь - качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.
IV. Самооценка нравственных качеств
Учащимся раздаются листочки с записанными на них качествами личности (которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.
Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.
V. Инсценировка и обсуждение ситуаций
Ситуация 1. Саша возвращался из школы в метро с одноклассниками. Вдруг один из друзей заметил, что у девушки, которая идет впереди, из заднего кармана торчит кошелек, и предложил Саше вытащить его. Остальные только одобрили эту идею.
Ситуация 2. Гена решил отметить день рождения на дискотеке. Празднование проходило очень весело. Все отдыхали. Через час к ним подошел парень из 10-го класса и предложил для лучшего проведения времени купить у него таблетки.
Ситуация 3. Ребята веселились на дне рождения, а потом пошли провожать девочек домой. По дороге они увидели машину без хозяина, дверь которой была приоткрыта. Мальчишки предложили прокатиться, а потом поставить ее на место.
Ребята инсценируют ситуации, а затем анализируют их по следующим критериям:
1. Бывают ли такие ситуации в реальной жизни?
2. Чем могут закончиться подобные ситуации?
3. Как можно избежать неприятностей в подобной ситуации?
4. Предложите модели поведения учащихся в данных ситуациях.
IV. Рефлексия классного часа
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время
Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Нет комментариев. Ваш будет первым!