Классный час «Мораль и закон», 11 класс. Конспект

Конспект тематического классного часа «Мораль и закон», 10-11 класс

Цель

Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников.

Задачи

1. Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.

2. Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.

Предварительная подготовка

Изучение статей административного и уголовного кодекса.

Сочинение-размышление «Мое отношение к десяти заповедям».

Подготовка к инсценировке игры.

Создание «Азбуки нравственности» для младших школьников.

Эпиграф

Истинный показатель цивилизации –

не уровень богатства и образования,

не величина городов, не обилие урожаев,

а облик человека, воспитанного страной.

Р. Эмерсон

Ход классного часа

I. Обсуждение притчи

(Ведущий рассказывает притчу.)

Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким.

Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу.

Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»

Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

Вопросы для обсуждения:

1. Прав ли был мудрец?

2. Нужны ли людям законы?

3. Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?

4. Почему человек преступает закон?

5. Что значит слово «заповедь»?

6. Какие заповеди вы знаете?

7. Чем заповеди отличаются от законов?

II. Обсуждение сочинений-размышлений

Ведущий. Какие жизненные заповеди считаются незыблемыми в вашей семье? Подтвердите своими размышлениями, которые вы написали, готовясь к классному часу.

III. Работа в группах

Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Они должны их объяснить максимально доходчиво, проиллюстрировать примерами. Это необходимо сделать в виде яркой «азбуки нравственности» для младших школьников.

Слова для работы в группах:

Группа 1: вежливость, гордость, любовь, нравственная культура.

Группа 2: скромность, милосердие, выдержанность, грубость.

Группа 3: доверие, совесть, сострадание, честь.

Группа 4: трудолюбие, тактичность, патриотизм, правдивость.

Группа 5: искренность, заносчивость, верность, способность к прощению.

Возможные определения каждого понятия:

Вежливость - качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.

Выдержанность - умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

Верность - качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

Гордость - это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость - качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.

Доверие - это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.

Заносчивость - негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личностных качеств.

Искренность - качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.

Любовь - чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.

Нравственная культура - показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.

Милосердие - принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

Патриотизм - нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

Правдивость - это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

Способность к прощению - это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

Скромность - это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

Совесть - способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

Сострадание - это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

Трудолюбие - это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

Тактичность - это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.

Честь - качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

IV. Самооценка нравственных качеств

Учащимся раздаются листочки с записанными на них качествами личности (которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.

Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.

V. Инсценировка и обсуждение ситуаций

Ситуация 1. Саша возвращался из школы в метро с одноклассниками. Вдруг один из друзей заметил, что у девушки, которая идет впереди, из заднего кармана торчит кошелек, и предложил Саше вытащить его. Остальные только одобрили эту идею.

Ситуация 2. Гена решил отметить день рождения на дискотеке. Празднование проходило очень весело. Все отдыхали. Через час к ним подошел парень из 10-го класса и предложил для лучшего проведения времени купить у него таблетки.

Ситуация 3. Ребята веселились на дне рождения, а потом пошли провожать девочек домой. По дороге они увидели машину без хозяина, дверь которой была приоткрыта. Мальчишки предложили прокатиться, а потом поставить ее на место.

Ребята инсценируют ситуации, а затем анализируют их по следующим критериям:

1. Бывают ли такие ситуации в реальной жизни?

2. Чем могут закончиться подобные ситуации?

3. Как можно избежать неприятностей в подобной ситуации?

4. Предложите модели поведения учащихся в данных ситуациях.

IV. Рефлексия классного часа

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Нет комментариев. Ваш будет первым!