Классный час на тему: Насилие, 10-11 класс

Разработка классного часа для учащихся старших классов

Тема: Насилие

Цели: показать учащимся, как стереотипы и предрассудки приводят к насилию; выработать негативную установку по отношению к насилию.

Материалы: карточки с ситуациями, музыкальные записи, вырезки из газет, видеозаписи, элементы костюмов.

Ход классного часа

I. Толерантность позволяет остановить насилие!

Учитель. В спорте, как и в повседневной жизни, мы зачастую боимся оказаться ни на что не способными! В этом случае, для того чтобы защититься, мы иногда начинаем играть не по правилам, проявлять жестокость и эгоизм. Для того, чтобы казаться лучшим игроком или лучшей командой, выиграть, мы даже пытаемся обмануть, подавить или унизить других.

Вместе с тем всем известно, что насилие порождает насилие. Что победа, одержанная с помощью жестокости, ничего не стоит.

Агрессивность можно превратить в позитивную энергию и стать более совершенным.

Проявлять толерантность - это значит уметь относиться к своим противникам так, как хотелось бы, чтобы они относились к нам.

Проявлять толерантность - это быть готовым зачастую хуже, чем другие, но не терять при этом уверенности в себе. Проявлять дух коллективизма и чувство локтя - это значит уметь разделять горечь поражения и радость победы.

Проявляя толерантность, вы ничего не теряете, напротив, внутренне вы становитесь сильнее.

Проверь себя: проявляешь ли ты ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

Твоя команда проигрывает...

□ Ты опускаешь руки.

о Ты играешь до конца

Твоя команда проиграла...

о Ты поздравляешь противников.

□ Ты не хочешь пожать им руку

Твоя команда выиграла...

□ Это произошло благодаря тебе.

 о Ты говоришь: «Мы хорошо сыграли»

Тебе не нравится кто-нибудь в твоей команде...

□ Ты делаешь вид, что его не существует

о Ты даешь ему пас в тот момент, когда это нужно

Ты не забил легкий мяч...

□ Ты коришь себя последними словами...

о Ты говоришь: «Ничего, я забью гол в следующий раз!»

Дебютант плохо сыграл...

о Ты вспоминаешь о том, что ты тоже когда-то был дебютантом.

□ Ты просишь, чтобы его заменили

Судья засвистел...

о Ты принимаешь правила игры.

□ Ты всячески оспариваешь его решение...

Ты испытываешь чувство озлобления...

□ Ты ударяешь тех, кто тебя нервирует.

о Ты бьёшь по мячу

Учитель. Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько кружочков получилось.

- Если у тебя только одни кружочки: прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность! Ты сильная личность, ты хороший игрок и ты знаешь, как подавить чувство жестокости в себе и в других! Объясни твоим товарищам, как тебе это удается.

- Если у тебя от 3 до 7 кружочков: да! Ты не очень-то толерантен! Ты легко раздражаешься, но проявляешь силу воли и легко можешь стать лучше. Стремись к этому!

- Если у тебя менее 3 кружочков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если бы ты больше уважал сам себя и других, то мог бы стать более счастливым! Приложи ещё немного усилий!

II. Разбор ситуаций.

Учащимся раздаются карточки с ситуациями, они их прочитывают. Участники делятся на группы соответственно количеству ситуаций, определяют, сколько действующих лиц вовлечено в каждую ситуацию, включая тех, кто остается «за кадром», например, родственников потерпевших. Участники также подготавливают рассказы о случившемся от лица разных участников. Распределяются задания. Проводится презентация рассказов.

Примечание. Важно создать особенную атмосферу на этом классном часе. Если есть возможность, можно использовать подходящие фотографии или записи, а также информацию о подобных ситуациях, которые случились в вашем городе, селе, деревне и т. п. Вместо обсуждения участники могут написать письмо одной из жертв из предложенных ситуаций и прочесть его партнеру (в парах).

Ситуация 1.

Трагическое событие случилось в одной из школ. Один из учеников 5 класса совершил попытку самоубийства. К счастью, мальчик был спасен. На вопрос о причинах своего поступка, он ответил, что соученики постоянно издевались над ним, били его, вымогали деньги, унижали. Соученики объяснили свое поведение тем, что мальчик еврей и не заслуживает другого отношения.

Ситуация 2.

Группа подростков жестоко избила 13-летнего Армена Хочиянца. Мальчик возвращался домой после занятий в музыкальной школе. Подростки были задержаны милицией. На вопрос о причинах нападения один из них сказал: «А армяне вчера моего брата побили». Армен находится в больнице в тяжелом состоянии.

Ситуация 3.

В центре города произошли беспорядки. По главной улице шли две мусульманские девушки в традиционной одежде. Компания молодых людей, проходивших мимо, стала смеяться над ними. Скоро от шуток хулиганы перешли к делу и сорвали с одной из девушек чадру, затем скрылись. Семья оскорбленной девушки обещает мстить.

Ситуация 4.

Иностранные студенты собираются покинуть город. Группа скинхедов постоянно дежурит возле их общежития. Подстерегая студентов из Нигерии и Вьетнама, они избивают их и отбирают ценности. Районная милиция знает о ситуации, но не предпринимает никаких действий.

Обсуждение:

Участникам предлагается вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни:

• Как они вели себя в таких случаях?

• Что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным?

• Что (или кто) может помочь нам вести себя так, как мы считаем правильным?

• Что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?

Возможное домашнее задание: найдите в печатных изданиях информацию о насилии вокруг нас. В каких случаях причиной происшедшего были предрассудки, стереотипы или дискриминация?

III. Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

Урок толерантности в 6 классе

Классный час «Толерантная личность», 11 класс

Классный час, 10-11. Странный человек

Классный час на тему: Дискриминация, 10-11 класс

Толерантные и интолерантные люди

Нет комментариев. Ваш будет первым!