Классный час «Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека», 10-11 класс

Разработка классного часа для старшеклассников. Тема «Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека и детскую психику»

Форма проведения: информационные сообщения с элементами беседы.

Цель:

• довести до сведения учащихся и их родителей информацию о вредном влиянии современной техники (телевизора, компьютера, сотовых телефонов) на организм человека;

• рассказать о правилах безопасности пользования соответствующей техникой в целях сохранения здоровья детей.

Подготовка

• Подбор материала совместно с учителем информатики.

• Разработка проведения цикла бесед совместно со школьным психологом, врачом и учителем информатики.

Содержание классного часа

Учитель: Научно-технический прогресс — это, как говорят, техника на грани фантастики. Это действительно так: за несколько десятилетий компьютерная технология сделала потрясающий рывок в своем развитии! Уже никого не удивляют компьютерные классы, компьютеры дома, сотовые телефоны — уже не роскошь, а необходимость. Они стали постоянным атрибутом не только бизнесменов, но и большинства рядовых граждан, появились в том числе у многих учащихся. Раз уж мы живем в XXI в. и нам никуда не деться от НТП, то давайте немного поговорим о влиянии современной техники на здоровье человека, особенно на организм ребенка. Знания помогут не только правильно и эффективно использовать достижения науки, но и сохранить здоровье.

Беседа первая «Я и компьютер»

То, что пребывание ребенка длительное время за компьютером вредно для его здоровья, известно всем. Однако не все родители знают, как влияет компьютер на ребенка и сколько времени он может заниматься тем или иным делом.

Мало знают об этой угрозе и сами ребята, и если взрослым некогда обратить на это внимание, то детям интересно будет узнать, как избежать болезни, переутомления и стрессов.

Существуют четыре основных вредных фактора:

• Нагрузка на зрение.

Стесненная поза.

• Нагрузка на психику.

• Излучение.

Кроме того, попробуем разобрать следующие вопросы:

• Общие нормы при работе с компьютером.

• Как снизить вредность воздействия.

• Как проконтролировать ребенка.

Нагрузка на зрение

Это первый и самый главный фактор. Именно из- за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

Однако заметим сразу, не компьютер является основной причиной развитая близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

Качество монитора

Самым важным фактором в сохранении зрения ребенка играет качество монитора. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке и поэтому не нуждаются в защитном фильтре. Более того, защитный фильтр для них вреден. Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор.

Содержание изображения

Второй по значимости фактор утомляемости глаз — это содержание изображения. Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.

Для глаз ребенка достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста.

Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза.

Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда ребенок вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет — штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать.

Ну и, наконец, настоящие убийцы глаз — это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы — все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень не скоро.

Общий итог

Насколько же компьютер опасен для зрения? Сравнивая его с телевизором, следует помнить, что наличие дисплея и его качество во много раз выше качества телевизионной трубки. Однако дисплей, как правило, ближе. И все же можно считать, что нагрузка на глаз от монитора немного ниже, чем от телевизора.

Поэтому время, проведенное за компьютером, и время, проведенное перед телевизором, следует суммировать!

Стесненная поза

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения.

Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.

Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно- мышечной системы, а иногда искривление позвоночника.

Заболевания суставов кистей рук. Это профессиональное заболевание, ранее преследовавшее машинисток в редакциях, а ныне — операторов компьютеров. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.

Как помочь школьнику уменьшить вредное влияние?

Самое важное в уменьшении нагрузки — правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированные, причем подобраны именно для детей.

Стул. Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, а это также снимает утомление.

Стол должен быть со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Клавиатура должна быть расположена на 7—10 см ниже стандартной высоты стола. Выдвижная доска позволяет соблюсти эти требования, так как заставляет ребенка периодически изменять позу.

Проекционное оборудование на уроке — тоже не блажь. Если при работе на уроке давать задание через индивидуальное рабочее место, то нагрузка повышается. Использование демонстрационного проектора или телевизора нагрузку снижает.

Психическая нагрузка

Третий по важности фактор — психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить.

Во-первых, в работе следует делать перерывы. На уроке за этим следит учитель, дома на компьютере следует поставить таймер, например, из пакета Norton Utility. Каждые 30 минут — перерыв на 15 минут.

Во-вторых, следует внимательно следить за содержательной стороной игр, в которые играет ребенок, за тем, что он программирует и какие сайты он посещает.

В общественном сознании укоренилась мысль о том, что самое вредное в компьютере — это излучение, на самом деле психическое воздействие может оказаться намного серьезнее.

Излучение

Радиация от компьютерного монитора — это вечное пугало для всех родителей. У современных мониторов предусмотрены меры по безопасности. В частности, излучения, которые собственно называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нем нет устройств со столь высокой энергией. Так же практически ничего не излучает системный блок.

Вредными для человека являются следующие факторы.

Электростатические поля. На электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал около 20 000 В (в 100 раз выше напряжения в сети). Сам по себе потенциал не страшен, но этот потенциал создается между экраном дисплея и лицом оператора и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед экраном.

Имеются следующие способы борьбы с этим явлением:

Снижение количества пыли в помещении. В частности, в компьютерных классах крайне нежелательно применение мела, поскольку мел постепенно переходит с доски на лица детей, разгоняемый статическими полями. Обратите внимание — хороший компьютерный класс оборудован маркерной доской, кондиционером и пылеуловителем, а иногда и люстрой Чижевского. Эти устройства снижают количество пыли в помещении, а люстра Чижевского еще и подавляет статические поля.

Ну, а самый простой способ борьбы — после занятий на компьютере умыться холодной водой.

Высокочастотные электромагнитные поля. Их воздействие сравнимо с радиацией, но, к счастью, они очень быстро уменьшаются с расстоянием, элементарно экранируются и управляются. Основной их источник — отклоняющая электромагнитная система кинескопа. В современных мониторах все излучение отводится вверх и частично назад, вперед не излучается ничего. Поэтому в школах компьютеры расставляют вдоль стен таким образом, чтобы люди не могли находиться возле их задних стенок. А вот наклоняться над монитором, чтобы поглядеть на него сверху, не рекомендуется.

Низкочастотные электромагнитные поля до сих пор не считались вредными, поскольку от компьютера они ниже, чем, скажем, от электрического утюга.

Следует отметить, что дисплеи на жидких кристаллах лишены большинства этих недостатков — напряжение на них значительно ниже, а электромагнитного излучения почти нет.

Советы родителям

Как проконтролировать ребенка?

В последнее время на Западе достаточно часто встает вопрос, какую именно информацию получил ребенок из Интернета и что делал. Есть несколько простейших систем контроля.

Первое. Когда ребенок работает, изредка смотрите на содержимое экрана. Как ни прост этот совет, многие родители, оставляя ребенка наедине с компьютером, напрочь забывают о нем.

Второе. Если ребенок завел себе отдельного пользователя, зайдите под его логином и паролем. И посмотрите, какие игрушки находятся на рабочем столе. Если логина и пароля не знаете, проверьте папки c:/Program Files и c:/games, а также корневой каталог. Там тоже видны установленные игры.

Беседа вторая «Реклама давит на психику детей»

Реклама есть и будет, она необходима. Но иногда она таит в себе настоящую опасность, особенно если речь идет о детях. Например, известны случаи, когда дети, повторяя действия рекламных героев, прыгают за банками любимого напитка из окон. Один из малышей постоянно глотал «вкусную» (ароматизированную) фторированую зубную пасту, чем испортил себе зубы. Девочка, пытаясь сварить к маминому приходу концентратный суп, следуя рекламе, стояла у плиты на табурете и, оступившись, обварилась.

Ничего удивительного в этом нет. Ведь реклама — самое прямое руководство к действию. Хорошо, что наши дети от рекламы еще не гибли и так страшно не калечились. По крайней мере по официальной статистике.

Поэтому Консьюмерский интернационал весь прошлый год проводил в Европе, Америке и Австралии акцию по обследованию рекламы, рассчитанной на детей.

«Ложка сахара» — так называлась эта акция — должна была выявить методы, которыми фирмы-производители пытаются давить на психику детей. Окончательные результаты еще не обнародованы, но уже сейчас можно сказать, что самый распространенный прием, когда ребенок на телеэкране «облизывается» и кричит: «Мама, купи!» Довольно опасна и реклама, где подростку «по секрету» сообщают, что для него уже наступило время, когда «не обязательно все рассказывать родителям». Большой вред наносит и внешне безобидная реклама, призывающая утолять голод шоколадными батончиками.

Сейчас подводятся итоги первого этапа «Ложки сахара». Первого потому, что решено превратить акцию в долговременный мониторинг. Общества потребителей всех стран мира запишут на видеопленку 40 часов телерекламы. Возможно, будут предъявлены и судебные иски компаниям, нарушающим не только законы о рекламе, но и этический кодекс рекламистов.

Беседа третья «Мобильный телефон и безопасность здоровья»

За последний год телефон из игрушки и мерила богатства превратился в обычный рабочий инструмент, каким он и должен быть. Сотовыми пользуются многие взрослые и дети, и звонок сотового телефона можно услышать сегодня где угодно. Так, очень часто телефоны звонят на спектаклях, а еще чаще в кинотеатрах, что, конечно же, является недостатком воспитания их владельцев. За 5 минут в центре города можно насчитать больше десятка сотовых у проходящих мимо людей. В первую очередь такая доступность связана с постоянным снижением стоимости самих трубок и, конечно же, значительным снижением стоимости минуты разговора у операторов сотовой связи. Армия пользователей мобильных телефонов пополняется новобранцами, а те, кто имеет телефон достаточно давно, сегодня могут позволить себе говорить в несколько раз дольше, но за те же деньги, нежели всего два года назад. Отсюда и вытекает главный вопрос: а так ли безопасен сотовый телефон, как мы думаем?

Результаты исследований. Так, 28 июня 2000 г. Всемирная организация здравоохранения опубликовала свои рекомендации по вопросу безопасности сотовых телефонов в связи с предстоящей конференцией Европейского парламента. В рекомендациях отмечается, что на сегодняшний день нет убедительных доказательств о связи использования мобильных телефонов с развитием раковых или других серьезных заболеваний. Окончательные выводы предполагается сделать по результатам многолетнего исследования в 10 странах мира, которое будет завершено в 2003 г. Негативные эффекты вроде замедления времени реакции или расстройств сна также признаны не подтвержденными научно. Таким образом, в рекомендациях указано, что никакие особые меры безопасности по отношению к сотовым телефонам применяться не должны.

Данному исследованию соответствуют данные, полученные группой ученых из Канады, исследовавших влияние облучения радиоволнами (от антенн сотовой связи, установленных на крышах зданий и от сотовых телефонов) на человека. В отчете было указано, «что облучение радиочастотными полями того типа и интенсивности, которое создается устройствами радиосвязи, не способствует появлению или развитию опухолей у животных или людей».

В 2002 г. результаты канадских ученых подтвердила Британская комиссия по радиологической защите (National Radiological Protection Board, NRPB). Было проведено исследование уровня излучения от антенн сотовой связи, расположенных на крышах зданий. Исследование проводили на 148 объектах в 17 населенных пунктах. В основном объектами исследования были школьные здания, причем в тех местах, где население проявляло максимальную озабоченность по этому вопросу. В результате комиссия установила, что на всех объектах уровень излучений внутри зданий был гораздо ниже предельно допустимых значений как по британским, так и по международным нормам. По существу школьники внутри помещений получают меньшую дозу облучения, чем снаружи, на расстоянии 300 м от антенны. Тем не менее, руководитель исследования считает, что нужны дальнейшие исследования на большем числе объектов, поскольку в Великобритании установлено около 20 000 антенн только сотовой связи.

Однако уже есть свидетельства косвенного вреда антенн сотовой связи, установленных в населенных пунктах. Согласно данным немецких ученых, протестировавших три стандарта сотовой связи: NMT-450, GSM 900 и GSM 1800 (тестировали непосредственно телефоны) и 231 кардиостимулятор от различных фирм-производителей, более 30% кардиостимуляторов испытывают помехи от телефонов, работающих в стандартах NMT-450 и GSM 900. Влияние телефонов стандарта GSM 1800 на работу кардиостимуляторов обнаружено не было. В исследовании не было проведено измерение излучения вблизи антенн сотовой связи, но можно с уверенностью сказать, что мощность излучения базовой станции составляет от 6 до 10 Вт в отличие от трубки, излучающей от 0,05 до 0,6 Вт.

Сегодня уровень безопасности сотового телефона принято оценивать в SAR (Specific Absorption Rates) — уровню излучения (эмиссии) в ваттах излучаемой энергии на 1 кг мозга (Вт/кг).

О недостатках законодательной базы, которая не успевает вслед за прогрессом мобильных устройств связи, говорит тот факт, что до сих пор в Великобритании безопасным уровнем SAR считается уровень, равный 10. Такая же примерно картина наблюдается и в других странах.

Несмотря на столь большие допуски в вопросах безопасности сотовых устройств связи, Великобритания первая начала рассматривать вопрос о влиянии мобильных телефонов на здоровье детей. 11 мая 2000 г. был опубликован отчет группы ведущих британских ученых по изучению воздействия мобильных телефонов на здоровье детей. В отчете говорится, что детям не следует пользоваться мобильными телефонами вследствие большей восприимчивости детского организма к действию электромагнитных излучений.

О большей подверженности влиянию излучения молодых людей говорит и исследование, проведенное среди 11 тыс. пользователей сотовой связи по заказу Norwegian Radiation Protection Board, Национальным Институтом «Рабочей жизни» (Швеция), а также SINTEF Unimed (Норвегия). Исследование показало, что даже люди, которые использовали телефон менее 2 минут в день, жаловались на дискомфорт. У тех, кто пользуется телефоном около 30 минут ежедневно, повышается вероятность потери памяти почти в 2 раза по сравнению с теми, кто ограничивается 2 минутами в день. Половина опрошенных абонентов сообщили, что при использовании сотовых телефонов испытывают неприятный разогрев в области головы.

Интересная информация о заболеваниях, связанных с использованном телефонов, была опубликована на сайте Medscape, где приводились данные исследования шведскими учеными 233 пациентов. Ученые рассмотрели распределение вероятности появления опухоли именно в тех областях, которые обычно наиболее подвержены влиянию электромагнитного излучения от радиотелефона. Как показал статистический анализ, эта вероятность была заметно выше, чем в других областях, однако один лишь этот факт не может служить основанием для вынесения какого-либо заключения. 12 из 13 больных со злокачественной или доброкачественной опухолью мозга пользовались старыми аналоговыми телефонами с повышенным излучением. Разумеется, такой факт свидетельствует о возможности существования опасности, но статистической выборки явно недостаточно, чтобы дело приняло более серьезный оборот.

И снова отличились британские исследователи, доказавшие вредность миниатюрных наушников (hand's free) для сотовых телефонов. Многие используют такие наушники, предполагая, что снижают вредное воздействие антенны сотового телефона, но все получается как раз наоборот. Как показали исследования британской ассоциации потребителей, эти устройства действуют как своеобразные антенны, и уровень электромагнитного излучения, поступающего в мозг абонента, в три раза превышает уровень обычного телефона в трубке. Хотя до сих пор точно не установлена взаимосвязь облучения и заболеваемости абонентов, ассоциация советует потребителям ограничивать использование подобных устройств.

И напоследок наиболее любопытное исследование. Ученые Бристольского университета и Бристольского королевского госпиталя провели испытания под руководством доктора Алана Приса, в которых приняли участие добровольцы с целью определить кратковременные эффекты от излучения при работе мобильных телефонов. Участникам эксперимента предлагалось выполнить определенный набор заданий на сообразительность, пребывая в разных условиях: под воздействием микроволнового излучения от цифровых телефонных аппаратов, аналоговых телефонных аппаратов и без какого бы то ни было воздействия. Никаких значительных изменений в кратковременной памяти или неустойчивости внимания после 30-минутного воздействия излучения отмечено не было.

Между тем исследования позволили установить, что время реакции мозга при визуальных тестах сокращаются, для этого 36 испытуемых были подвержены излучению, характерному для работающих мобильных телефонов. Этот эффект, по-видимому, связан с увеличением кровотока в мозге под воздействием излучений. Увеличение кровотока, по мнению ученых, может быть вызвано незначительным нагреванием. Рост температуры можно объяснить двумя причинами: либо само по себе микроволновое излучение вызывает нагревание, либо это следствие выработки в крови определенных веществ, которая происходит в том случае, когда срабатывает защитный механизм организма в ответ на угрозу болезни или травмы.

Заключение

Учитель: Современный человек не может обходиться без новейших достижений науки и техники. Они помогают в работе, учебе, в быстром получении и обработке информации. Они скрашивают и разнообразят отдых, помогают в быту, но все хорошо в меру!

Давайте прислушаемся к советам ученых и врачей, у них пока еще нет достоверных статистических данных о супервредном влиянии этих излучений, однако береженого Бог бережет. Поберегите и вы свой мозг! Он вам еще пригодится.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Нет комментариев. Ваш будет первым!