Цели и задачи: помочь учащимся разобраться в своих собственных жизненных взглядах и убеждениях; разобраться вместе с учащимися в ситуациях, когда взгляды и убеждения могут влиять на их жизнь и взаимоотношения с другими людьми.
Примечание. Учащимся предварительно предлагается домашнее задание: попытаться изложить свою жизненную философию, позицию, направленность в виде расположенных последовательно предположений.
Предварительная беседа. С чем бы вы сравнили жизнь человека? С ростом дерева после того, как из семечка проклюнулся росток; с каждым годом оно становится все больше, обретает силу, появляются побеги, затем цветы, плоды.
С чем бы вы сравнили свою собственную жизнь? Как бы вы чувствовали изменения в своей жизни, если бы были деревом? В ней тоже есть побеги - это события, которые с вами происходят: появляются новые побеги (но это - всегда продолжение старых веток), дерево сбрасывает листья осенью, но весной опять покроется листьями, очень похожими на прежние (учителю следует предварительно представить свое абстрактное «дерево жизни», в котором присутствуют цветы, плоды, корни, рассмотреть образец и самому подготовить все задания, прежде чем предлагать их классу).
1. Попросите учащихся посмотреть на свое дерево жизни (законченное домашнее задание) и объясните им, что с его помощью они могут исследовать свою жизненную философию и понять, как она влияет на наши отношения с людьми, повседневные поступки, решения.
2. Попросите учащихся взглянуть на цветы и плоды своего «дерева». Спросите их, не хотят ли они исключить из своей жизни нежелательные чувства и поступки. Объясните им, что если плод плох, то это означает, что-либо само дерево больно, либо плод разрушается условиями окружающей среды.
Применяя эту аналогию к людям, можно установить, что обычно наши нежелательные чувства и поступки являются результатом недостаточного развития:
- ветвей (наших этических ценностей);
- ствола (наших человеческих концепций);
- корней (понимание природы и цели нашего существования).
3. Предложите учащимся изучить свое дерево жизни и попытаться определить, какие недостатки в его развитии объясняются нежелательными чувствами или поступками. Отметьте, что состояние ветвей зависит от корней и ствола дерева.
4. На доске написано следующее утверждение:
«Я понимаю, что для улучшения моего внутреннего мира я должен следующим образом изменить свои взгляды и чувства по отношению к себе и другим...»
Дайте учащимся несколько минут па обдумывание данного утверждения.
Предложите каждому учащемуся изобразить дерево в тетради. Рядом с соответствующими частями дерева - корнями, стволом, ветвями - они должны записать те черты и свойства, которые им хотелось бы изменить. Вы можете нарисовать на доске пример и объяснить, насколько важно понять необходимость исправления причины (точки отсчета) нежелательного поведения, иначе наше дерево будет продолжать приносить плохие плоды.
Иными словами, мы должны сознавать, что наши внутренние убеждения влияют на наши поступки и отношение к другим людям. Без изменения наших деструктивных навыков мышления не сможет измениться и паше поведение.
Попросите учащихся отметить не менее трех качеств идеального человека, которые, возможно, они хотели бы иметь. Затем попросите их подумать, какими качествами должен обладать идеальный мир отношений (с людьми, с природой).
Попросите учащихся, работая в парах, объяснить друг другу смысл перечисленных ими качеств. Это поможет им осознать необходимость самосовершенствования.
Основные образные выводы, к которым можно подвести ребят:
1. Почва - это то, что мы называем культурным и социоэкономическим окружением.
Предложите каждому учащемуся самостоятельно на листочках закончить определения и затем обсудить.
Я думаю, что:
работа - это... мужчина - это ...
деньги - это... женщина - это ...
религия - это... семья-это...
моя национальность - это... учеба - это...
закон-это... успех-это...
друг - это...
2. Корни дерева жизни - это видение фундаментальных вопросов жизни.
(Рассмотрение и определение выводов — аналогично предыдущему пункту).
Истина для меня - это ...
Я живу для того, чтобы ...
Каждый день я двигаюсь в направлении ...
3. Ствол дерева - собственное осознание вопроса «Что такое человек?».
Найдите утверждение, с которым вы согласны, и дайте свои обоснования (приведите в каждом случае свои доводы).
1) Я в основном хороший, потому что...
Я в основном плохой, потому что...
2) Я свободен и отвечаю за свои поступки, потому что...
Я зависим и не отвечаю за свои поступки, потому что...
3) Я в основном эгоистичен, потому что...
Я в основном заботлив и добр с другими, потому что...
4) Мои убеждения воздействуют па мою личность, потому что...
Моя личность воздействует на мои убеждения, потому что...
4. Ветви дерева - этические ценности.
Перечислите то, что для вас является наиболее важным, и постарайтесь объяснить почему.
5. Цветы символизируют эмоции.
Перечислите основные желательные и нежелательные эмоции, которые вы испытывали по отношению к себе, другим и школе.
6. Плоды дерева - это ваши поступки.
Напишите, как вы обычно ведете себя, выполняя различные социальные роли и занимаясь различными видами деятельности.
|
Желательные поступки |
Нежелательные поступки |
Сын/дочь |
|
|
Брат/сестра |
|
|
Ученик |
|
|
Гражданин |
|
|
Свободное время |
|
|
Подобная игра помогает сориентироваться в ответах на довольно сложные жизненные вопросы: «Что я делаю существенного в своей жизни? Слепо подчиняюсь руководящим указаниям или сам контролирую направление?».
Задание: ведущий (учитель) предлагает учащимся изобразить контуры фамильного герба, который предстоит наполнить внутренним содержанием.
Для этого необходимо определить некоторые моменты вашей жизни:
1. Достижение или событие, которое вы оцениваете как самое знаменательное в личной жизни.
2. Событие, которое вы считаете наиболее значительным в вашей семейной жизни.
3. Вещь или предмет, при помощи которого вас может сделать счастливым другой человек.
4. Событие, которое запомнилось вам как самое приятное в жизни.
5. Вы узнаете, что вам осталось жить один год, но в этот год вам гарантирован успех во всех ваших начинаниях. Ваши действия?
6. Три вещи, которые вы предпочли в момент жизненно важного выбора.
Главное условие: заполняя фамильный герб, участники должны пользоваться рисунками, а не словами (исключение - шестая часть). Допускаются упрощения. Важно, чтобы они помогали выразить состояние автора, его жизненную позицию.
Участники по желанию могут работать самостоятельно или объединиться в небольшие группы, в которых они не только рисуют гербы, но и объясняют значки и символику.
Затем законченные гербы развешиваются на стене (на доске), и получается своеобразная галерея альтернативных жизненных позиций.
Обсуждение:
- Какой из представленных гербов кажется наиболее понятным?
- Какой приближен к вашему пониманию смысла жизни?
- Какой герб труден для полного понимания и почему?
- Какие рисунки вам хотелось бы изменить и чем вызвано такое желание?
Общим итогом обсуждения могут быть ответы на общие для всех вопросы:
• Что могут рассказать изображения на фамильном гербе о его владельце?
• Почему внутреннее содержание рисунков столь различно?
• Есть ли среди них самый лучший? Почему?
• Как нам реагировать, если кто-то смущен и не может (не хочет) объяснить смысл своих изображений или если кто-то не приемлет нашу собственную жизненную позицию?
Тест «Манипулятор»
Данный тест используется для определения степени «макиавеллизма» как одного из качеств человека.
Никколо Макиавелли, живший в XVI веке, - автор одного из самых «черных» лозунгов в истории человечества: «Цель оправдывает средства».
В зависимости от степени вашего согласия с каждым из десяти имеющихся в тесте утверждений выберите один из пяти вариантов ответа:
а) не согласен полностью;
б) не согласен частично;
в) отношусь нейтрально;
г) согласен частично;
д) согласен полностью.
Утверждения:
1. Большинство людей в основном добрые и хорошие.
2. Человеку необходимо предпринимать какие-то действия только в случае его полной уверенности в моральном праве на эти действия.
3. Не может быть никаких аргументов в оправдание того, чтобы говорить кому-то неправду.
4. Когда вы просите кого-нибудь сделать что-то для вас, не лучше ли сказать ему о реальных причинах вашей потребности, нежели выдумывать более весомые?
5. Самый лучший способ управлять людьми - это говорить им то, что они желают слышать.
6. Каждый человек, который доверяет кому-то, кроме себя, навлекает на себя опасность (проблемы, неприятности).
7. Продвигаться вперед трудно без «срезания углов».
8. Нужно считать, что все люди имеют склонность к пороку, который все равно когда-нибудь проявится.
9. Многие люди с большей легкостью забывают о смерти родителей, чем о потере своей собственности.
10. Вообще говоря, люди не будут упорно работать, если их не заставить.
Ключ к тесту
Вариант ответа |
Номер утверждения |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
«а» |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
«б» |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
«в» |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
«г» |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
«д» |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Бланк для ответов
Вариант ответа |
Номер утверждения |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
«а» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«б» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«в» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«г» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«д» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая сумма баллов: _______
Обработка результатов.
Сравните выбранные вами варианты ответов с ключом и суммируйте полученные баллы. Полученную сумму разделите на 50 и результат умножьте на 100 процентов.
Интерпретация результатов:
От 50 до 100%. Чем ближе полученный результат к 100 %, тем выше степень «макиавеллизма». Люди с такой степенью оценивают ситуацию и действуют хладнокровно, рационально, решительно, спокойно и уверенно манипулируя людьми.
Комментарий. У вас все получается, как вы задумаете. Иногда это напоминает работу хорошо отлаженной машины. Но при этом своей расчетливостью вы часто отталкиваете людей, забываете о них. Вспоминайте, что рядом с вами живые люди, а не схемы и средства для достижения цели. Дарите часть своей души, своего драгоценного времени своим близким и друзьям. Если сможете, то и просто знакомым.
От 25 до 50%. Нормальная степень «макиавеллизма». Такие люди умеют получать необходимый результат, используя свои деловые качества, и душевно общаться с окружающими.
Комментарий. Начиная и заканчивая любое дело, говорите себе: «Я помню вас, люди». Пусть эти слова станут для вас своеобразным паролем, который разрешает доступ к практическим делам. И одновременно эти же слова станут для вас постоянно действующей прививкой, помогающей не «заболеть макиавеллизмом» в более тяжелой степени.
От 0 до 25%. Чем ближе полученный результат к нулю, тем ниже у вас степень «макиавеллизма» - это «хорошие, свои парни», которым доброта не дает манипулировать другими.
Комментарий. Вам нужно научиться выдерживать деловой стиль в отношениях с людьми особенно в тех случаях, когда от этого зависит ваше благополучие, благополучие вашей семьи, друзей. Будьте требовательны, не обращайте внимания на то, что в очередной раз взывает к вашей доброте и отзывчивости. Скажите себе: «Дело есть дело, а личные отношения оставим на потом». Конечно, этот стиль может вам не понравиться, но со временем вы научитесь в нужный момент включать этот деловой стиль, и отключать его, когда дела закончены.
По итогам тестирования можно организовать дискуссию, так как этот всем известный девиз вызывает горячие споры и многие школьники из чувства противоречия пытаются найти оправдание этому принципу. Можно дать своеобразное домашнее задание: собрать аргументы «за» и «против», провести аналитический разбор литературных или киногероев - все это может стать поводом для продолжения дискуссии и проведения еще одного классного часа, посвященного только этому вопросу. Это занятие можно провести в форме «теледебатов», разделив школьников на две группы и дав им роли «сторонников Никколо Макиавелли» и его «противников-оппонентов». В любом случае обсуждение этого принципиального положения заставляет задуматься о том, как мы живем, как относимся к своим близким, друзьям, одноклассникам, просто знакомым и незнакомым людям.
Возможное домашнее задание: «Каков я?»
Можно провести в классе, а может быть продолжением к разговору для другого классного часа.
а) Возьмите чистый тетрадный лист. Напишите на одной стороне заголовок: «То, что мне в себе не нравится» и запишите одну из отрицательных черт вашего характера. Дайте ей имя. Например, ваше стремление постоянно жаловаться и выискивать ошибки в других, не замечая при этом собственных недостатков, можно назвать «Мисс (мистер) Совершенство».
Опишите, как вы ведете себя и обращаетесь с другими, когда вы «Мисс (мистер) Совершенство». Представьте себя в первом лице, например: «Привет, я - мисс Совершенство, и я просто не понимаю, почему все вокруг так непривлекательны и не похожи на меня. Почему вы думаете, что у меня есть проблемы? Разве вы не знаете, что у совершенных людей вроде меня проблем не бывает? В принципе, если бы все были так же совершенны, как и я, то в мире вообще не было бы проблем».
Опишите, что вы чувствуете, когда ведете себя подобным образом. Подумайте, какие ситуации или люди вынуждают вас так себя вести.
Проделайте то же самое но отношению к другим вашим чертам.
б) На другой стороне листа напишите: «То, что мне в себе нравится». Повторите упражнение, присваивая каждой черте имя и позволяя ей говорить о том, как она относится к другим, что вы при этом испытываете и какие ситуации и люди связаны с этим. Научившись уважать себя, вы научитесь так же уважительно относиться и к другим.
Игра-задание
Класс делится на небольшие группы по 3-5 человек. Каждая группа получает карточки с категориями: «Люди», «Знаменитости», «Образование», «Домашнее оборудование», «Вещи из металла», «Вещи из пластика», «Мокрые вещи», «Горячие вещи» и пр.
Задача:
1. Придумать и записать как можно больше понятий, соответствующих данной категории.
2. Выбрать из списка три наиболее понравившиеся группе предмета.
3. Выбрать в группе спикера (секретарь автоматически освобождается от этой роли), который объявит решение группы всем: какую категорию наполняли содержанием; как проходил процесс обсуждения; какой список получился в итоге?
Обсуждение. Главное здесь не столько содержание, сколько форма. Ведущий (учитель), выслушивая спикера каждой группы, задает вопросы, ориентированные на взаимодействие: как выбирали спикера, секретаря (по желанию, по принуждению или как-нибудь еще)? Какой способ выбора наиболее оптимальный, какой - наименее? Что делать, если нет желающих? Как быть, если желающих слишком много? Как можно разделить ответственность, чтобы вся группа была задействована?
Комментарий. В процессе выполнения заданий и обсуждения разыгрываются различные пути достижения цели, поиск оптимального выбора, позволяющий каждому участнику ощутить себя в роли ответственного за действия группы лица.
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание
Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах
Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время
Елена Олеговна Монетова # 29 октября 2016 в 08:41 0 |
Зухра Юриевна Ашракаева # 13 января 2017 в 21:54 0 | ||
|
Валентина Витальевна Ерина # 5 ноября 2017 в 22:52 0 |
Антонина Николаевна Рубенко # 18 января 2018 в 15:47 0 |