Классный час «Воля и ее развитие», 9-10 класс

Конспект классного часа для учащихся старших классов на тему: «Воля и ее развитие»

Цель: повышение уровня психологических знаний.

Задачи: ознакомить с понятием «воля» и механизмом волевого действия; сформировать навыки социального поведения; определить уровень развития у учащихся способности к волевой деятельности; содействовать укреплению эмоциональной сферы; развить творческие способности.

Подготовительная работа: подбор литературы по теме; консультации учащихся; творческие задания учащимся; согласование вопросов с психологом; подготовка и распечатка анкет, заданий тренинга.

Участники: классный руководитель; учащиеся; психолог.

Эпиграф: «Воля и труд человека дивные дива творят». (Н. Некрасов)

Ход классного часа

Классный руководитель. Наряду с другими оценками человек в своей жизни оценивается еще и как личность. В этом случае главное внимание уделяется его поведению и деятельности. Каждый из нас, стремясь достичь определенного уровня жизни, ставит перед собой конкретные задачи. Мы начинаем осуществлять эти задачи, т. е. действовать. Другое дело, что люди - разные. Они и действуют по-разному. Поэтому об одном мы говорим, что он человек волевой, о другом - безвольный.

Психолог. Психологи трактуют волю как «психологический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной, активной психической деятельности, которая связана с преодолением внешних и внутренних препятствий и направлена на удовлетворение потребностей человека». Мы уже и раньше говорили с вами о том, что воля человека, его волевые решения помогают ему вести здоровый образ жизни. Как же это все происходит?

Ученик 1. Мне приходится уговаривать себя, чтобы сделать что-то хорошее, полезное. Особенно непросто дается режим дня. Но я все-таки нахожу такие доводы, которые меня убеждают.

Ученик 2. Убедить себя сделать что-то полезное, считаю, проще. А вот убедить не делать чего-то плохого - это уже будет потруднее. Делать плохое - значит не преодолевать себя, идти по линии наименьшего сопротивления.

Ученик 3. Думаю, что следует вырабатывать у себя полезные привычки, которые, как мы уже знаем, становятся постепенно навыками, помогающими нам что-то делать или чего-то не делать. В этом случае снимается волевое напряжение. И ты уже более сознательно начинаешь выполнять то, что полезно или необходимо. Или не делаешь того, например, что явно нанесет вред твоей репутации, здоровью и т. д.

Классный руководитель. Говоря о безвольных людях, мы, по сути, низко оцениваем их способ действовать для достижения своих целей. При этом мы, конечно, не забываем и ту систему ценностей, которую выбрал человек, те идеалы, к которым он стремится, представления о благе, которое он или другие получат в результате его поступков (ведь он может развить и высокий уровень деятельности для достижения целей, не совместимых с моральными понятиями - и преступник, к примеру, может быть волевым и собранным).

Помимо того что человек преодолевает трудности и препятствия под влиянием своих привычек и потребностей, он еще и сознательно управляет своей волей для достижения определенных целей. Какими психическими процессами нам приходится управлять?

Ученик 1. В первую очередь нам приходится управлять своими желаниями. Потому что желать можно многого. Но далеко не всегда мы имеем возможность в силу физических, моральных, финансовых и других причин исполнить наши желания (явные и тайные). Вот этот процесс и регулируется усилиями нашей воли.

Ученик 2. Потребности часто бывают завышенными. Даже жизненно необходимыми потребностями природы, например питанием, человеку приходится управлять. Тем более необходимо разумно подходить к управлению своими другими желаниями, которые могут противоречить нормам морали, здоровья.

Ученик 3. Я считаю, что человек чувствует себя в жизни комфортно только тогда, когда его желания совпадают с возможностями. Считаю наилучшим пожеланием людям: «Пусть ваши желания совпадают с вашими возможностями» (естественно, желания не должны навредить ни самому человеку, ни окружающим). Надо учиться с детства соизмерять свои желания и возможности.

Ученик 4. Ты же не хочешь сказать, что надо довольствоваться каким-то минимумом, малостью?

Ученик 5. Разумеется, нет. Надо всегда стремиться к достижению большего (я говорю о благородных целях). Но, прилагая волевые усилия, чтобы чего-то достичь, необходимо правильно рассчитывать свои силы и возможности. Иначе могут быть неприятные последствия: разочарования, нервные срывы, а значит, и болезни.

Ученик 6. А мне кажется, что самые большие волевые усилия сосредоточены в мире эмоций. Например, сосредоточив огромные волевые усилия, мы подходим к отрицательному результату. И что мы имеем в итоге? Стресс! Вот где нам понадобится воля, чтобы не сдаться, не заболеть.

Психолог проводит тренинг по формированию социальных навыков:

Задание 1

1. Что вызывает у вас наибольший всплеск отрицательных эмоций? (Оскорбление, обида, принуждение, нежелание выполнять какую-либо работу, нецензурная брань, горе, если что-то задуманное не получается, равнодушие людей и т. д.).

Ребята выбирают 2-3 наиболее значимые для них категории, высказывают свои чувства, приводят примеры ситуаций, делятся опытом, как справляться с отрицательными эмоциями.

2. Что вызывает у вас наибольший всплеск положительных эмоций? (Похвала, признание достоинств, осознание преимущества по сравнению с кем-либо; уважение меня, как личности; реальная оценка моих достоинств, успехов; ощущение приятных перемен в жизни; успех, к которому давно стремился; красота в любом ее проявлении и т. д.).

Задание 2

Нарисуйте (изобразите), то, что у вас ассоциируется со словом «воля».

Ребята рисуют, объясняют:

• жирная точка («Так надо - и точка!»);

• ? и ! («Что, надо? Придется!»);

• руки, сгибающие стальной прут («Воля - это сила!») и др.

Классный руководитель. Уже в древности понимали, что положительного результата, успеха в жизни достигают люди мудрые. В чем же заключалась их мудрость? В том, что они были сдержаны во всем: в мыслях, словах и поступках. А также, говорили они, «мудрые - сдержаны телом» («стезя добродетели», IV—III вв. до н. э.). Мудрость древних и заключалась в разумном сочетании своих желаний и возможностей, о чем вы сегодня и говорили.

Психолог. Эмоции - одна из важнейших частей нашей психики. И если мир эмоций слабо управляем нашей волей, если мы не воспитаны в плане житейской мудрости, о которой мы говорили (сдержанность, умеренность), то, разумеется, все отрицательное, что происходит в нашей жизни (а без этого не бывает), приводит нас к нервозному состоянию.

Очень важно знать уровень своей стрессоустойчивости. Чем искреннее вы будете в ответах, тем ближе к истинному положению вещей окажется результат. И тем вероятнее, что вы сможете изменить что-то в своем поведении, когда вам придется решать конкретные вопросы. А возможно, что вам будет по силам даже изменить что-то в положительном плане в своей жизни в целом.

Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности»

Обведите кружочком подходящий для вас вариант ответа на каждое из утверждений: 1 - редко, 2 - иногда, 3 - часто.

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе. 1 2 3

2. Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров. 1 2 3

3. Я постоянно переживаю за качество того, что делаю. 1 2 3

4. Я бываю настроен агрессивно. 1 2 3

5. Я не терплю критики в свой адрес. 1 2 3

6. Я бываю раздражителен. 1 2 3

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно. 1 2 3

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым. 1 2 3

9. Я страдаю бессонницей. 1 2 3

10. Своим недругам я могу дать отпор. 1 2 3

11. Я болезненно переживаю неприятности. 1 2 3

12. У меня не хватает времени на отдых. 1 2 3

13. У меня возникают конфликтные ситуации. 1 2 3

14. Мне недостает уверенности, чтобы реализовать себя. 1 2 3

15. У меня не хватает времени для любимых дел. 1 2 3

16. Я все делаю быстро. 1 2 3

17. Я испытываю страх за свое будущее. 1 2 3

18. Я часто переживаю из-за своих необдуманных поступков. 1 2 3

Обработка результатов.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости по следующей таблице:

Сумма баллов                  Уровень стрессоустойчивости

51-54                                        1 - очень низкий

53-50                                        2 - низкий

49-46                                        3 - ниже среднего

45-42                                        4 - чуть ниже среднего

41-38                                        5 - средний

37-34                                        6 - чуть выше среднего

33-30                                        7 - выше среднего

29-26                                        8 - высокий

25-18                                        9 - очень высокий

Ребят с 1-м и 2-м уровнями стрессоустойчивости (очень низкий и низкий) психолог приглашает для консультаций в удобное для них время.

Классный руководитель. Процесс развития человека долгий и сложный. В его ходе формируются разные качества личности. Одно из этих качеств - воля. Оно сознательно направляется человеком на преодоление препятствий на пути достижения целей.

Ученик. Я читал, что некоторые моменты не зависят от воли. Они имеет биологическую природу, значит, являются врожденными, передаются по наследству, т. е. выходит, что если алкоголем злоупотребляет отец, то и сыну не избежать этой участи. Выходит, что и дети преступников уже с рождения предрасположены к преступлениям.

Психолог. В последнее время ученые все больше склоняются к мысли, что форма черепа, подбородка или другие признаки, которые ранее связывались с антисоциальным поведением, не являются причиной отклонений. Различные аномалии в нравственности человека - явление скорее социальное. А зависит оно от окружения человека, от вопроса равенства и неравенства, от материальных условий жизни, от чувства бесправия и др. Антисоциальное поведение может возникнуть и как знак протеста, и от чувства безысходности. Но в конечном счете все в большей степени зависит от уровня воспитанности человека и его умения преодолевать жизненные трудности и свои комплексы. Или, как часто говорят: «От здоровья тела и души».

Людей, полностью довольных собой, не так много. Мы часто испытываем недовольство по тому или иному вопросу, случаю, событию или своему действию. Но некоторые настолько зацикливаются на своих комплексах, что это приводит к ложной форме самоутверждения (алкоголь, наркотики, преступления). Такие люди стремятся снять чувство тревоги за свою «неполноценность» (я не такой, как все; у меня ничего не получается; жизнь отвернулась от меня и т. д.).

А вы когда-нибудь задумывались серьезно о том, чего вы стоите? У каждого из нас свои комплексы. А ваши? Если хотите уточнить, выберите в каждом пункте предлагаемого теста ответ, который, как вы считаете, наиболее соответствует вашему состоянию. Подсчитайте сумму баллов и обдумайте результат.

Тест «Ваши комплексы»

1. Люди меня не понимают:

а) часто - 0;

б) редко - 3;

в) такого не бывает - 5.

2. Чувствую себя «не в своей тарелке»:

а) редко-5;

б) все зависит от ситуации - 3;

в) очень часто - 0.

3. Я оптимист:

а) да-5;

б) только в исключительных случаях - 3;

в) нет - 0.

4. Радоваться чему попало - это:

а) глупость - 0;

б) помогает пережить трудные минуты - 3;

в) то, чему стоит научиться.

5. Хотел бы иметь такие же способности, как другие:

а) да - 0;

б) временами - 3;

в) это меня не трогает - 5.

6. У меня слишком много недостатков:

а) это правда - 0;

б) это не мое мнение - 3;

в) неправда - 5.

7. Жизнь прекрасна!

а) и это действительно так - 5;

б) слишком общее утверждение - 3;

в) вовсе нет - 0.

8. Я чувствую себя ненужным:

а) часто - 0;

б) временами - 3;

в) редко - 5.

9. Мои поступки окружающим непонятны:

а) часто - 0;

б) иногда - 3;

в) очень редко - 5.

10. Мне говорят, что я не оправдываю надежд:

а) часто - 0;

б) иногда-3;

в) очень редко - 5.

11. У меня масса достоинств:

а) да - 5;

б) кое-какие есть - 3;

в) нет - 0.

12. Я пессимист:

а) да - 0;

б) в исключительных случаях - 3;

в) нет - 5.

13. Как всякий думающий человек анализирую свое поведение:

а) часто - 0;

б) иногда - 3;

в) редко - 5.

14. Жизнь - грустная штука:

а) вообще, да - 0;

б) утверждение слишком общее - 3;

в) это не так - 5.

15. Смех - это здоровье:

а) банальное утверждение - 0;

б) об этом стоит помнить в трудных ситуациях - 3;

в) вовсе нет - 5.

16. Люди меня недооценивают:

а) увы, это так - 0;

б) не придаю этому большого значения - 3;

в) вовсе нет - 5.

17. Сужу о других слишком строго:

а) часто - 0;

б) иногда - 3;

в) редко - 5.

18. После полосы неудач всегда приходит успех:

а) верю в это, хотя и знаю, что эта вера наивна - 5;

б) может, и так, но научного подтверждения этому нет - 3;

в) не верю в это, потому что эта вера наивна - 0.

19. Веду себя агрессивно:

а) часто - 0;

б) иногда - 3;

в) редко - 5.

20. Бывает одиноко:

а) очень редко - 5;

б) иногда — 3;

в) слишком часто - 0.

21. Люди недоброжелательны:

а) большинство - 0;

б) некоторые - 3;

в) вовсе нет - 5.

22. Не верю, что можно достичь того, чего очень хочется:

а) потому что не знаю того, кому это удалось - 0;

б) иногда это все-таки удается - 3;

в) это не так, я - верю! - 5.

23. Требования, которые ставит передо мной жизнь, превышают мои возможности:

а) часто - 0;

б) иногда-3;

в) редко - 5.

24. Наверное, каждый человек недоволен своей внешностью:

а) я думаю, да - 0;

б) наверное, некоторые - 3;

в) я так не думаю - 5.

25. Когда я что-то делаю или говорю, бывает меня не понимают:

а) часто - 0;

б) иногда - 3;

в) очень редко - 5.

26. Я люблю людей:

а) да - 5;

б) утверждение слишком общее - 3;

в) нет - 0.

27. Случается, я сомневаюсь в собственных способностях:

а) часто - 5;

б) иногда - 3;

в) скорее редко - 0.

28. Я доволен собой:

а) часто - 5;

б) иногда - 3;

в) редко - 0.

29. Считаю, что к себе следует быть более критичным, чем к другим людям:

а) да - 0;

б) не знаю - 3;

в) нет - 5.

30. Верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы:

а) да-5;

б) по-разному это бывает - 3;

в) нет - 0.

Подведение итогов.

0 - 40 баллов. К сожалению, вы человек закомплексованный. Чем меньше набрали баллов, тем больше у вас комплексов, и тем сильнее они затрудняют вам жизнь. Более того - в изрядной мере вы сами несете ответственность за такое положение. О себе думаете в негативных категориях. «Зациклились» на своих слабостях, недостатках, ошибках (а ведь они есть у каждого!). Постоянно боретесь с собой, а это только усугубляет ситуацию, осложняет отношения с людьми. Каждый порой бывает не в ладах с самим собой, но это вовсе не трагедия. Попробуйте подумать о себе иначе: сконцентрируйтесь на том, что есть в вас сильного, положительного и радостного. Увидите, что очень скоро изменится ваше отношение к себе и окружающему миру.

41 - 80 баллов. У вас есть все возможности для того, чтобы самому прекрасно справляться со своими комплексами. В общем-то они не очень мешают вам жить. Чем больше вы набрали баллов, тем меньше вы страдаете. Тревожит, пожалуй, только то, что временами вы боитесь анализировать себя, свои поступки; вы лавируете, отступаете, любой ценой стремитесь уклониться от конфликта. Поэтому не всегда можете справиться с проблемами, когда они появляются. А появляться они будут, это неизбежно. Запомните: прятать голову в песок - дело совершенно бесперспективное, до добра оно не доведет и может только на время разрядить обстановку. У вас хватит сил справиться с любыми проблемами. Смелее!

81 - 130 баллов. Вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Чем больше баллов, тем лучше. Вы оцениваете свое поведение и поступки людей взвешенно и объективно. Ваше ровное душевное состояние помогает вам преодолевать превратности судьбы. Вы никогда не опускаете рук и считаете, что безвыходных ситуаций не бывает. Не полагаетесь на счастливый случай и везение. Может, именно поэтому судьба к вам и благосклонна. В компании чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют себя так же в вашем обществе. Если кто-то утверждает обратное - не верьте: наверняка этот кто-то сам имеет массу комплексов. Вам же можно посоветовать одно - так держать!

131 - 150 баллов. Вы полагаете, что у вас совсем нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Лучше все-таки знать свои сильные и слабые стороны и «брать быка за рога», когда этого требует ситуация, нежели просто повторять себе: у меня нет проблем, у меня все о’кей. Придуманный вами мир и собственный образ далеки от реальности. Это может стать причиной того, что ваша способность твердо стоять на земле в один прекрасный момент подведет вас. Прислушайтесь к тому, что о вас говорят другие, позволяйте им говорить искренне. Может быть услышите о себе что-то такое, что позволит вам оценивать себя более реально. Самообман вообще не безопасен, потому что в конце концов приведет к ощущению постоянного беспокойства и напряжения. Это может стать причиной расстройства вашего здоровья, например головных болей. Хотя врачи будут говорить, что с медицинской точки зрения у вас все в порядке. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Комплексы ведь для того и существуют, чтобы с ними справляться или чтобы их любить. Вас хватит и на то, и на другое!

Классный руководитель. «Воля и труд человека дивные дива творят», - утверждал Н. Некрасов. И нет оснований сомневаться в этом. Другое дело, умеем ли обернуть свои волевые решения все во благо. И не расходится ли наше понятие блага с понятием блага того общества, в котором мы живем. Как же зарождается процесс волевого действия?

Психолог. Механизм волевого действия не прост. Это ответная реакция на суммарную работу мозга. Действия могут быть вызваны непосредственными раздражителями, вызывающими у нас разные желания (увидел что-то, услышал о чем-то - и захотел). Но иногда мы поступаем так или иначе без явных внешних причин. И вот в этом случае некоторые психологи, которых называют идеалистами, заводят разговор о душе, духовном начале, которое не связано ни с мыслительными процессами, ни с внешними условиями.

Ученик  1. Ho ведь воля - это не только действие, а еще и способность удержаться от действия. Такого, например, которое может принести результат, не совместимый со здоровьем или моральными нормами.

Ученик 2. А формируют ли волю обычные человеческие инстинкты? Пищевой, например, или инстинкт самосохранения, когда мы обороняемся от кого-то или чего-то, половой инстинкт и другие?

Психолог. Да. Любой инстинкт или влечение оформляется в нашем сознании и переходит в желание. Желание в свою очередь порождает действия, направленные на преодоление препятствий на пути к его удовлетворению.

Психолог проводит тренинг социальных навыков.

Волевой процесс 1 (способность что-то сделать)

Этапы:

1. Возникновение побуждения, стремление к достижению определенной цели (открыли дневник, увидели низкий балл, необходимо выучить урок, чтобы получить более высокую оценку).

2. Возможности достижения этой цели (наличие хорошего конспекта урока, есть время для выполнения домашнего задания).

3. Мотивы (не будет пробела в знаниях, на меня другими глазами посмотрит учитель, останутся довольны родители, сам не буду испытывать больше напряжения по этому вопросу).

4. Борьба мотивов (сесть за уроки, значит снова пропустить дружескую «тусовку», а там сегодня будет Лена X., а может еще раз пронесет?; подумаешь, еще разок спишу, отсижусь, отмолчусь, доучу к следующему занятию).

5. Сопоставление мотивов, принятие решения (что же все-таки для меня более значимо и важно?; следует подумать и взвесить; а если не удастся проскочить?; да и хочется, чтобы учитель относился ко мне с уважением; не хочу еще раз огорчать родителей, ведь мама как в прошлый раз расстроилась; а чувство гордости, которое испытываешь, добиваясь поставленной цели; вот, правда, друзья, но, надеюсь, они поймут меня; постараюсь им все объяснить; да и Лену X. я скоро увижу на школьном празднике; решение принято: я сажусь за уроки).

6. Осуществление принятого решения (улыбаюсь, выполняю несколько физических упражнений, моя рука тянется к школьному рюкзаку, книги - на письменном столе, я погружаюсь в процесс осознанного чтения).

Волевой процесс 2 (способность воздержаться, не сделать того, чего не следует делать, что принесет отрицательный результат)

1. Возникновение побуждения, стремление к достижению определенной цели (в форточку потянуло сигаретным дымом, велико желание вновь закурить).

2. Возможность достижения цели (деньги есть, стоит только накинуть куртку и сбегать в киоск напротив).

3. Мотивы (желание закурить все нарастает; сделаю всего несколько затяжек и не буду мучиться).

4. Борьба мотивов (все равно у меня не получается бросить курить сразу, так зачем мучиться; а как же мое твердое решение?; ну, ладно, несколько затяжек, и это точно в последний раз; если я так рассуждаю сейчас и все-таки закурю, то эти же мысли могут прийти ко мне еще не один раз, и я снова могу дрогнуть; но ведь всего три затяжки, не больше; а как после этого смотреть в глаза маме, я ведь обещал, снова лгать?; неужели я и правда такой безвольный, как говорят обо мне в «тусовочной» болтовне наши девчонки?; ну, уж нет, я докажу им всем и, главное, себе, что я что-то из себя представляю, да и пора уже взяться за воспитание силы воли, а то ведь так и в жизни можно ничего не добиться, если постоянно идти на поводу у своих нездоровых желаний).

5. Сопоставление мотивов, принятие решения (чему же отдать предпочтение? Привычке, которая портит здоровье? Нет, предпочтение следует отдать здоровью. Я ведь хочу стать выдающимся спортсменом. Тренер говорит, что, если брошу курить, смогу добиться высоких результатов. Хочу ли я не только слыть волевым человеком, но и быть им? Да. Ведь успех в жизни во многом зависит от этого. Закурить - значит не сдержать слово, данное самому себе. Где же мое чувство самоуважения? Идти с такого возраста на поводу у безволия? Чего же я хочу? Хочу научиться не оступаться в жизни и преодолевать препятствия. И пусть это будет моим самым первым, значительным.)

6. Осуществление принятого решения (доволен принятым решением, улыбаюсь, закрываю форточку, включаю вытяжку, переключаю свое внимание на занятие любимым делом, думаю о результате сделанного, улыбаюсь, предвкушаю удовольствие).

Психолог. Люди имеют разный уровень волевой активности. Некоторые из них, например, не могут долго заниматься одним и тем же делом. И не из-за усталости, а потому что у них пропадает желание продолжать свою работу. Такие люди имеют пониженную волевую активность, что отрицательно сказывается на многих жизненно важных вопросах. Зачастую таким людям бывает необходимо даже специальное лечение.

Некоторые люди, даже осознавая необходимость принять какое- то решение с последующими действиями, сделать это не в состоянии. Такое ослабление воли может наблюдаться как у больных людей (абулия), так и у тех, чья черта характера - слабоволие, которая появилась в результате неправильного воспитания. Последним следует серьезно задуматься о целенаправленной тренировке воли.

Классный руководитель. Мы уже знаем, что волевые решения и деятельность - дело не простое. Выработка волевых качеств - процесс длительный. И далеко не каждый умеет сосредоточиться на определенных (не столь любимых и интересных, но полезных) действиях. Развитие воли начинается еще в детстве. Именно тогда закладывается основа тех сложных навыков, которые вам будут необходимы по мере взросления. А начинается все обычно с простого. Как это происходило (а может, еще и происходит) у вас?

Ученица 1. Меня с детства приучали к опрятности. Это касалось и моих личных вещей, и внешнего вида, и книжек, и тетрадей. Для меня хорошим примером в этом вопросе были поведение старшей сестры и спокойные замечания мамы. Когда я повзрослела, то поняла, что этот навык помог мне и в решении других вопросов. Помню, как в детстве мы вместе с мамой проговаривали:

Кто такой опрятный,

Очень аккуратный?

Улыбается кто мило?

Наша доченька - Людмила!

Ученик 2. А я развивала силу воли, выполняя все по пунктам в режиме дня. Мне помогали в этом мои родители. Они очень организованные люди. Большая занятость, загруженность их рабочего дня всегда меня поражали. Но, тем не менее, у них хватает времени на все: и на работу, и на отдых.

Ученик 3. Хорошо помню, что в детстве мне далеко не все нравилось в моем режиме. Но родители были спокойны и настойчивы. И я теперь им очень благодарна, потому что у меня редко бывают авралы. Я умею организовать свое время, принять разумное решение и осуществить задуманное. Нет у меня и проблем со свободным временем. Я посвящаю его любимому занятию, занимаюсь в клубе авторской песни (пишу стихи, музыку, исполняю свои песни). Предлагает послушать:

Детство школьное и звонкое,

Подожди, не уходи.

Я хочу побыть девчонкою,

Все волненья - впереди.

Я хочу по теплым лужицам

Пробежать после дождя.

И однажды, вдруг получится,

Повстречать хочу тебя.

Припев:

Детство мое школьное,

Майский день, гроза.

Как же это значимо,

Все, что ты сказал.

Все уроки скоро кончатся,

Отзвенят твои звонки.

Школа, уходить не хочется,

Мы - твои ученики.

Только в жизни все кончается,

Как хорошая игра.

Что же это получается?

Покидать тебя пора.

Припев:

Детство мое школьное,

Солнце и дожди.

Ты ответь, пожалуйста,

Что там впереди?

Будут будни, будут праздники,

Вот такая она, жизнь.

Разлетятся одноклассники,

Ну, до встречи, и держись.

До свиданья, одноклассники,

Обнимаю крепко вас.

Во дворе смешные «классики»

Знаю, будут помнить нас.

Припев:

Детство мое школьное

С карточки глядит.

Детство мое школьное,

Слышишь, подожди!

Ученик 4. А я уже с детства знал свои обязанности по дому. И выполнял их. В нашей семье существуют так называемые неписаные правила. Каждый знает, что ему следует делать. И больших проблем не возникает. Теперь к выполнению домашней работы, каких-то хозяйственных дел я отношусь сознательно и спокойно. И для меня, если надо помочь родителям (дача, машина, ремонт и т. д.), не существует отговорок или других ухищрений, чтобы избежать работы. Замечательно еще то, что мои родители понимают меня и идут навстречу, если причина моего неучастия в общем деле очень важна для меня.

В доме все и по порядку, Начиная с физзарядки. Каждый знает свое дело. Потому скажу я смело: Папа, мама, брат и я - Очень дружная семья. А случится вдруг проблема, Точно знаю, есть замена.

Ученик 5. Стать более волевым, решительным, исполнительным мне помог спорт. Спорт - это уже режим. Режим питания, занятий, неприятие вредных привычек и т. д. (Рассказывает о своих успехах.)

Ученик 6. Мои родители и старший брат уже с детства дали мне понять, что можно, а что нельзя. И самое главное, мне повезло в том, что это не были окрики-объяснения. Все объяснялось спокойно и доходчиво. Потому и капризов не было. Уверен, что воспитание дисциплиной и добрым словом каждому поможет уйти от вредных привычек, воспитать себя так, что и повседневные дела станут нам не в тягость.

Классный руководитель. Люди с хорошо развитой силой воли, а тем более с уже выработанными привычками легче справляются со всеми жизненными проблемами. Но ведь многих книга с захватывающим сюжетом или телепередача увлекают гораздо больше. Здесь-то и приходится мобилизовывать свои волевые усилия. Только в этом случае итог дела может быть успешным.

Психолог. А каковы ваши способности к волевой деятельности? Хотите проверить? Отвечайте «да», «не знаю» («бывает», «случается») или «нет». Чем искреннее вы будете в своих ответах, тем ближе к реальности окажется результат.

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, если время и обстоятельства позволяют отвлечься и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеете ли вы без особых усилий внутренне сопротивление, когда надо сделать что-то неприятное (например, позаниматься в выходной день)?

3. Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво, с максимальной объективностью?

4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли вы на месте преступления, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам много хлопот (иными словами, являетесь ли вы человеком слова)?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город?

12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня?

13. Относитесь ли вы как читатель неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение самой срочной и важной работы?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противной стороны?

За ответы «да» - 2 балла;

За ответы «не знаю», «бывает», «случается» - 1 балл;

За ответы «нет» - 0 баллов.

Итоги

0-12 баллов. С силой воли дело обстоит у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей. Ваша позиция выражается известным изречением: «Что, мне больше всех надо?» Дело тут не только в слабой воле, но и в некоторой душевной лени. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом такой оценки. Может быть, это поможет вам изменить отношение к себе и окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся — от этого вы только выиграете.

13-21 балл. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствиями, то начнете действовать, чтобы преодолеть их. Но, если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное слово держите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам, не с лучшей стороны характеризует вас в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться, вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это очень хорошо. Но необходимо обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

Приходят к выводам:

• развивать волю лучше с детства;

• так как это длительный процесс, лучше начинать его раньше (тем быстрее он принесет пользу), но начинать его никогда не поздно и, более того, необходимо;

• без овладения волевыми качествами успех в жизни остается под вопросом;

• результаты волевых решений и их воплощение должны быть положительно значимыми для личности и для общества (казалось бы, что может дать наша личная аккуратность и организованность для общества? А это в будущем дает организованного и исполнительного работника; к тому же такие люди чаще всего грамотны, инициативны, с большим запасом внешней и внутренней культуры);

• волевому человеку не характерны излишества и пороки, что помогает ему стать здоровым и успешным;

• воля помогает выжить, вернуться к нормальной жизни (больным и тем, кто справился с пороками и вредными привычками). (Приводят примеры из литературы, сообщений СМИ, жизни.)

Заканчивают стихами:

Я - сильный, умный, волевой,

И все в порядке с головой,

И с моим телом, и душой.

Фонтан эмоций не приемлю,

Страшный порок во мне не дремлет.

Сдержан в поступках и словах,

А также в мыслях и делах.

Вы спросите, не скучно ли

Со мною всем водиться?

Отвечу - нет, а мой совет,

Уверен, пригодится

Всем тем, кто в жизни этой

От крайностей страдает,

И тем, кто не задумавшись,

Пороки примеряет.

Умом и волею пиши судьбу свою,

Как можно дольше ты останешься в строю.

Из года в год, из века в век –

Такую цель вот ставит человек.

Рекомендуем посмотреть:

Конспекты классных часов для 9 класса

Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Классный час «Как завоевать друзей», 9 класс

Классный час «Мой край», 9 класс

Классный час на тему «Алкоголь и его последствия», 9-10 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!