Цели и задачи: определить меру ответственности каждого члена коллектива, включая учителя; разработать этические правила поведения в коллективе.
Предварительное задание: составить рассказ «Моя жизнь в одиночестве или на необитаемом острове».
Рекомендации к проведению.
Попросите нескольких учеников прочесть вслух составленные ими рассказы (но желанию).
Вы можете всем классом подробно обсудить основные положения совместного сосуществования в коллективе, рассмотрев ситуации по рассказам.
Вопросы для обсуждения:
- Какие основные характеристики отличают или объединяют эти рассказы?
- Кто-нибудь определил основные правила проживания и выживания?
(Дискуссия о содержании составленных рассказов.)
Далее предлагается разобрать понятия: этические нормы, правила сосуществования.
Для начала попросите учащихся предложить свои определения понятий (цель, область применения и т. п.). Объясните, что положения кодекса должны касаться всех членов коллектива и что он должен вводиться демократическим путем.
Проведите 4-5 разделительных линий на доске и попросите желающих выйти и записать по 6 пунктов правил, которые, как они считают, необходимы для коллективного сосуществования.
Например:
1-й ученик
Свобода слова
Не красть
Не лгать
Нет дискриминации
2-й ученик
Право иметь собственное мнение
Право на личную жизнь
Презумпция невиновности
Свобода выбора религии
3-й ученик
Диспуты
Свобода
Не красть
Не сваливать вину на других
Для обсуждения преимуществ или важности того или иного утверждения можно разбить учащихся на группы по нескольку человек и попробовать разработать этические правила сосуществования в коллективе (классе, группе и т. д.).
Далее дискуссия по вопросам:
- Чьи правила учитывают исторический опыт людей?
- Какие проблемы отражают?
- Что не может быть принято? Почему?
После обсуждения звездочками отмечается определенное количество основных пунктов.
Завершение дискуссии.
Подвести итоги, собрав воедино все пункты, которые наиболее часто упоминались учащимися, и нарисовать плакат (можно изобразить на доске) с утвержденными правилами и нормами, причем дать возможность каждому желающему проиллюстрировать их после окончания занятия прямо тут же, рядом с записями (впоследствии это можно оставить вывешенным в классе).
Можно также обсудить, что предполагает каждая утвержденная норма. Например, если вас просят выслушать других или позволить им высказать свое мнение о том, что означает это правило. {Уважение.) Просмотрите все пункты и уточните их смысл.
Примеры утвержденных норм.
1. Работать сообща.
2. Слушать, когда говорят другие.
3. Помогать другим.
4. Уметь высказать свое мнение с достоинством.
5. Не оставлять человека в беде.
6. Морально поддерживать друг друга.
7. Не издеваться друг над другом.
Далее можно продолжить беседу на тему: «Человек среди людей».
«Тот, кто думает, что сможет обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие fie смогут обойтись без него, ошибается еще больше» (Ф. Ларошфуко).
Интересный вопрос: может ли человек быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми? Как вы думаете?
Идет обсуждение.
Многие эмигранты, вернувшиеся в Россию, главной причиной возвращения называли отсутствие нормального человеческого общения!
Далеко не каждый человек способен легко сжиться с чужой культурой и образом жизни. Для этого требуется постоянное общение. А для такого общения нужно знать язык этой страны как свой родной. Если не знаешь языка, общение полноценным быть не может.
Но и знание языка не решает всех проблем. Ведь человеку надо приспособиться к другим нравам, обычаям, нормам, принятым в том обществе.
Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он - существо общественное.
Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил. 28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть па горизонте парус корабля, который вернет его в общество, потому что человек вне общества утрачивает главное - радость общения с другими людьми.
Наверное, у каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. Ведь даже когда человек уходит в монастырь, он покидает этот суетный мир, чтобы общаться только с теми, кто во многом похож на него.
В сибирской тайге долгие годы жила семья Лыковых. Они ушли от людей, не желая жить по существующим в обществе законам. Конечно, положение Лыковых отличалось от положения Робинзона. Тайга - не океан. К тому же у них было много полезных вещей, прежде всего орудия труда и охоты. Они пользовались церковными книгами. Со временем все Лыковы умерли, осталась одна из дочерей - Агафья, которая упорно не хочет возвращаться к людям. Когда Лыковы были обнаружены в тайге, выяснилось, что у них произошли серьезные психические изменения сознания.
Вопрос:
- Как вы считаете, почему сознание Лыковых серьезно отличалось от сознания других людей? Как вы думаете, были ли Лыковы счастливы? Почему некоторые люди уходят в монастырь?
Проходит обсуждение поставленных вопросов.
Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится и работает. Он ходит в магазин и ездит в транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино. Он ходит в гости к другим людям. Смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается.
Общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. Общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?
Первое, от чего зависят наши успехи в общении - это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним. Заинтересованный взгляд, обращение по имени с предпочтением той формы, которая наиболее устраивает тех, с кем общаемся, хорошая осведомленность в том, что представляет первоочередную важность для партнера по общению, готовность внимательно выслушать и выразить действенное участие в решении волнующих человека проблем обязательно вызовут ответную заинтересованность.
Российский психолог А. И. Кочетов выделяет следующие правила общения (желательно, чтобы они были записаны на доске или на плакате):
1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.
2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза осуждать других.
3. Умейте выслушивать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми, это визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживания рассерженного, побуждение к размышлению.
5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.
6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.
Вопрос:
- Со всем ли вы согласны?
Обсуждение.
Далее классным руководителем могут быть проведены на выбор следующие методики или тесты, позволяющие продолжить начатый разговор.
Цель: выявить степень удовлетворенности подростка различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения
Испытуемому предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Возможно выявление нескольких различных сфер взаимоотношений подростков в коллективе.
Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш коллектив очень дружный и сплоченный.
2. Наш коллектив дружный.
3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтной нашу группу назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш коллектив очень недружный. Трудно учиться в такой обстановке.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашей группе принято помогать без напоминания.
2. В нашей группе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашей группе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашей группе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашей группе не принято помогать друг другу.
6. В нашей группе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного подростка показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.
(методика Л. Г. Жедуновой)
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход проведения
Каждому педагогу, подростку предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:
9 8 7 6 5 4 3 2 1
Дружелюбие Враждебность
Согласие Несогласие
Удовлетворенность Неудовлетворенность
Увлеченность Равнодушие
Результативность Нерезультативность
Теплота взаимоотношений Холодность взаимоотношений
Сотрудничество Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка Недоброжелательность
Занимательность Скука
Успешность Неуспешность
Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.
Известно одно изречение: «Слушатели обычно не слушают; а если слушают, то не слышат; а если слышат, то не понимают; а если понимают, то не так...»
Итак, какой вы слушатель?
Задание: ответить «да» или «пет» на каждый тезис.
1. Я часто жду с нетерпением, когда собеседник кончит говорить, чтобы высказаться самому.
2. Иногда я предлагаю решение проблемы до того, как она представлена полностью.
3. Я предпочитаю слышать то, что доставляет мне удовольствие.
4. Бывает, что я отвлекаюсь, теряю нить рассуждений, когда говорят другие.
5. Иногда эмоции, переполняющие меня, затрудняют момент восприятия.
6. Случается, что когда я вспоминаю какой-либо разговор, мне приходят на память не основные, а несущественные детали.
7. Если в разговоре возникают трудные для понимания моменты, я отключаюсь.
8. Я обычно с предубеждением отношусь к тому, что слышу вокруг.
9. Когда я устаю от разговоров, то начинаю смотреть в угол или по сторонам.
10. Мне нетрудно сделать вид, что я слушаю собеседника.
11. Как правило, пытаюсь поставить себя на место говорящего.
12. Иногда во время разговора я вдруг понимаю, что мы говорим о похожих, но не об одинаковых вещах.
13. Чтобы помочь собеседнику высказаться, я стараюсь не прерывать его - «держу паузу».
14. Для лучшего понимания предмета обсуждения я стараюсь задавать вопросы по интересующей теме.
15. Хотя и бывают моменты, когда очень хочется прервать собеседника и показать ему, как в действительности нужно высказываться, делать выводы и пр., я стараюсь держать себя в руках.
Говорят, что есть люди, ответившие на первые десять вопросов «НЕТ» и на последующие «ДА», то есть показавшие себя идеальными слушателями. Но большинству трудно определить границы своего ответа в рамках «да» или «нет», потому что в жизни все случается.
В любом случае этот тест поможет вам взглянуть на себя со стороны, причем со стороны вашего собеседника.
Игра идет вкруговую. Нужны бумага и ручка для каждого.
Задание: каждый подписывает свой лист в нижнем правом углу (имя, фамилию) и передает соседу справа.
На руках оказывается лист, подписанный чьим-то именем. Адресуйте этому человеку несколько слов: все, что вам хочется сказать этому человеку (добрые слова, признание, сомнение); это может быть рисунок. Ваше обращение должно уложиться в одну-две фразы.
Для того чтобы слова не были прочитаны никем, кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. После этого листок передается дальше. А вам таким же образом приходит новый лист, на котором вы можете написать послание следующему человеку.
Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашим собственным именем. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел вам сказать.
Обычно советуют сохранить этот лист и в трудные моменты жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким «веселым», «надежным», «замечательным» и т. д. видят вас окружающие.
Подобные игры направлены на развитие умений разбираться в людях, выражать свое мнение в правильной форме, на развитие ассоциативного мышления, тренировку образного мышления. Игра помогает учителю лучше понять структуру взаимоотношений в классе, а ребятам узнать, что думают о них одноклассники.
Ход игры
1. Выбирается водящий, он выходит за дверь. В это время оставшиеся загадывают того, о ком пойдет речь. Водящий входит. Он должен отгадать, кого из присутствующих загадали участники. Для этого он задает участникам игры вопросы, например: «Если бы этот человек был растением, то каким?». Ученики должны отвечать по своему усмотрению, с каким растением для них ассоциируется загаданный человек. Вопросы водящего могут быть самыми разными: с каким зверем, временем года, цветом, видом спорта и тому подобным ассоциируется этот человек.
2. После того как водящий отгадает, кого из присутствующих загадали, спросите его, по каким признакам он догадался об этом. Теперь водящим становится «отгаданный».
3. После того как пройдет несколько туров игры, ее можно остановить и обсудить, чем помогла игра каждому. Какие выводы можно сделать в плане представлений о себе, об одноклассниках. Педагог может деликатно предложить загадать кого-то из наименее заметных учеников класса. Для этого человека будет важно услышать, как воспринимают его ребята, ведь обычно такие ученики лишены подробной информации.
Большое значение в общении играет умение слушать. В чем всегда нуждаются люди? Прежде всего, в поддержке и признании. Поэтому важно уметь слушать внимательно, не перебивая. Разговор следует вести в круге интересов собеседника, предоставляя ему возможность высказаться, побуждая его к этому вопросами. При обсуждении тех или иных проблем всегда следует избегать категоричности, резкости.
Подумайте, согласны ли вы с мнением Д. Карнеги:
«Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая-то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, когда он закончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивая его пустую болтовню. Сразу же вмешайтесь и прервите его на середине фразы.
Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А «человек, который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер, - безнадежно некультурен».
Итак, если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе».
Идет обсуждение мнений, формулирование выводов.
Автор: Я. В. Гoлубeвa
Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание
Антонина Николаевна Рубенко # 18 января 2018 в 15:49 0 | ||
|