Цели
1. Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, его многоликости.
2. Воспитание бережного отношения к своим чувствам и чувствам других людей.
Предварительная подготовка
1. Сочинение-размышление на тему «Не хлебом единым жив человек».
2. Поиск пословиц и поговорок о любви.
3. Чтение и обдумывание произведения «Сон про тихих старичков».
4. Подготовка мини-рассказов на тему «Маленькие истории о большой любви».
5. Опрос учащихся по проблеме внеклассного мероприятия.
Эпиграф
Однообразно и пустынно
Однообразием сильна,
Проходит жизнь...
И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна...
Зинаида Гиппиус
I. Вступительное слово учителя
(Звучит музыка из кинофильма «Ирония судьбы».)
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Спасибо Вам и сердцем и душой
За то, что Вы меня, не зная сами, так любите,
За мой ночной покой,
За солнце не у нас над головами.
За то, что Вы, увы, больны не мной,
За то, что я, увы, больна не Вами...
Тема нашего разговора - любовь. Великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь. Многие поэты и писатели говорили об этом в своих стихах пронзительно и тонко.
А что такое любовь? Вот как трактует это понятие философский словарь: «Любовь - интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею».
Вы читаете стихи, смотрите кинофильмы, гуляете по улицам города, живете в своих семьях, общаетесь с друзьями и... видите любовь...
А какая она - любовь?
Назовите прилагательные, с помощью которых можно дать определение любви.
Докажите, что прилагательные, которые вы выбрали для определения любви, истинны.
II. Обсуждение высказываний о любви
Учащимся предлагаются высказывания о любви. Они должны выбрать то, которое, по их мнению, наиболее точно выражает чувство любви.
Любовь есть склонность находить удовольствие в благе другого человека. (Г. Лейбниц)
Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе его нет, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразлично, кроме собственного покоя и удобства. (Д. Лихачев)
В душе померк бы день
И тьма настала б вновь,
Когда бы из нее изгнали мы любовь. (Мольер)
Любовь - это встреча навсегда. (В. Кротов)
Любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем. (М. Пришвин)
Способность любить - ощущать, переживать и проявлять любовь — различна у разных людей. Не всем она — любовь — под силу, по плечу. Ведь она включает в себя, кроме всего прочего, и умение заметить, понять, почувствовать состояние любимого, постоянную готовность и стремление разделить с ним радость, облегчить его печаль, горе, взять на себя тяжкую ношу. Способность любить - это способность к самопожертвованию. Разве неясно, что она разная у разных людей. (В. Зацепин)
Верная любовь, любовь на всю жизнь... Кто же о ней не мечтает? Но от чего же она зависит? От неисчерпаемости человека. Высшая радость духовного общения — в интеллектуальном и эстетическом взаимном обогащении, в постепенном узнавании все новой и новой красоты, в том, что влюбленные жадно впитывают друг от друга все лучшее и потом как бы отдают лучшее друг другу. Нет специальной «науки любви», есть наука человечности. (В. Сухомлинский)
Затем идет обсуждение следующих вопросов:
1. Может ли человек прожить, никого не любя?
2. Если человек любит, какие изменения с ним происходят?
3. Почему иногда любовь уходит? С чем это может быть связано?
4. Испытывали ли вы в своей жизни чувство любви?
5. Что вы при этом переживали?
6. Что дает человеку любовь?
7. Что дает любовь человечеству?
8. Вы правы: именно любовь лежит в основе всех великих и гениальных творений на Земле.
III. Поэты о любви
Моя любовь без дна, а доброта –
Как ширь морская.
Чем больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче.
В. Шекспир
Мы негодуем, иль играем,
Иль лжем - но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна - любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа - верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь одна как смерть одна.
3. Гиппиус
Эти строки написала поэтесса, представитель Серебряного века в русской поэзии Зинаида Гиппиус. Ее стихи о любви щемяще-нежные и очень глубокие. «Они как будто направлены вглубь души», - сказал о поэтессе Валерий Брюсов. Эта женщина была очень счастлива в своей любви. Выйдя замуж в 20-летнем возрасте, она прожила счастливо со своим мужем 52 года, не расставаясь при этом с ним ни на один день. Только смерть разлучила два любящих сердца.
А вот строки из стихотворения Д. Мережковского, мужа поэтессы.
Я чувствую, что так любить нельзя,
Как я люблю, что так любить безумно,
И страшно мне, как будто смерть, грозя,
Над нами веет близко и бесшумно...
Но как порой любовь ни проклинаю –
И жизнь, и смерть с тобой я разделю,
Не знаешь ты, как я тебя люблю,
Быть может, я и сам еще не знаю.
Вопросы учащимся:
1. Понравились ли вам эти стихи?
2. Можете ли вы привести примеры подобной любви?
Да, главным законом человечества, семьи и конкретного человека была и остается любовь. Человек, бережно хранящий, лелеющий и проносящий через всю свою жизнь и дела свои любовь к окружающему миру, людям и к себе, не совершит зла. Семья, основанная на любви, не впустит в свой дом ненависть. Человечество может сохранить себя только тогда, когда каждый человек поймет и внутренне почувствует, что он может жить только в любви. Послушайте еще два стихотворения о любви.
Взгляд любви
Все, что ни есть, до капельки вместить,
Располагая сердце на доверье.
Любить, любить, на всех путях любить –
Протягивать упавшим милосердье.
Вернуть зверей на расстоянье глаз,
Вернуть себе обличье человека.
Любить, да так, чтоб полюбили нас
Все твари предстоящего ковчега.
Э. Балашов
Странник
Если мне в моих скитаньях кто-нибудь любовь подарит,
Я ее подальше в сердце, я ее подальше в сердце,
Как в тайник глубокий, спрячу, чтоб она не затерялась.
Ну, а если от страданий разобьется мое сердце,
Все равно любви не выпасть - с сердцем так она срослась.
Не знаком с людьми я с теми, кто дарил свое участье,
Их дыханье ощущаю. Сотни слабых и несчастных
Мне протягивали руку и в беде опорой были.
И глотком воды последним бедняки со мной делились,
Нищие же отдавали золотое свое сердце.
В тайнике моем хранится каждая людская ласка,
Что моей щеки касалась и моих волос касалась.
И приветные улыбки, и участье, и тревоги
Были мне в скитаньях тяжких по житейской по пустыне,
Как глоток воды студеной, за мою любовь и ласку
Мне сторицей воздавали. Даже те не обходили,
Что меня чужим считали. Те, кому помочь не мог я,
Потому что сам бессильный. Ждал, когда осилит злобу
Щедрая любовь людская.
И всего не перечислишь, что хранится в моем сердце,
Только ноша мне не в тягость:
С полным сердцем жить светлее.
И чем больше я скитаюсь, тем любви встречаю больше,
бескорыстной и нежданной.
Все, что накопил, скитаясь, не возьму с собою, люди!
Вам оставлю вместе с сердцем в час, когда оно умолкнет.
Вы тогда его откройте, извлеките все богатства,
Что срослись с ним воедино. И любовь, и сердце - ваши,
Вам они принадлежат!
Какое впечатление оставляет данное стихотворение?
IV. Обсуждение рассказа-притчи «Сон про тихих старичков (монолог хозяйского кота)»
Рыжим котом сидел я на стуле в маленькой кухне и следил за своими тихими старичками. Каждый кот в сердце своем романтик, не забывший свою тигриную суть. И я слегка презирал своих домоседов за тихость и домоседство. Подумаешь рыцарство - заварить свежего чаю! Подумаешь самоотверженность - нажарить оладий!..
Мой старичок писал картины, и сейчас сидел, колдуя над красками, разводя их и перемешивая. А старушка - смешно! - сочиняла стихи! И сейчас она склонилась над перечерканным листом бумаги и черкала там еще сильнее. Известно уже: навыдумывают чего-то, а потом начнут восхищаться друг дружкой. Ах, какая картина! Ах, какие стихи!
В дверь застучали. Старичок заторопился к двери, глянул в глазок и досадливо крякнул. В дверь ударили сильнее. Не люблю я таких стуков, но хозяин открыл.
Мне оставалось лишь фыркнуть: на пороге стоял сосед, пинающий меня башмаком под брюхо. «Одолжи денег!» - завел он свое вечное заклинание, и, увидев отрицательный жест, угрожающе шагнул в квартиру.
Старушка побледнела, она знала, что сосед-хулиган, способен на все. Я вздыбил шерсть, наверное, это было красиво и грозно, но на соседа почему-то не подействовало.
А хозяин схватил свою кисть и, подбежав к стене, несколькими мазками обрисовал там фигуру. И соседище, взмахнувший кулаком, вдруг влип в эту фигуру, заполнил ее и превратился в маленькое нелепое чудище с темными кругами злобы в глазах. Чудище заплясало, негодуя на свое превращение, и вдруг, выставив из стены две когтистых лапы, ухватило и потащило к себе моих старичков.
Нет, уже не старичков! Юные и прекрасные, они с кошачьей гибкостью увернулись от чудища в уходящем вглубь пространстве живописной стены и, спина к спине, одновременно сверкнули оружием. Кисть превратилась в шпагу с золотым эфесом, а карандаш моей хозяйки-сочинительницы стал красивой шпагой с узорчатой изящной рукояткой.
Я в восторге мяукнул, когда одновременные удары шпаг поразили чудище, и оно рассыпалось и превратилось в песок. Но вдруг песок ожил и из него появились новые чудища. Они стремились ударить моих хозяев в спину, в лицо снова и снова.
Ах, как сражались мои хозяева! Как они защищались и защищали: он - ее, она - его! Я прыгнул к ним и почувствовал, как расту в собственных глазах. Я смотрел на них и видел перед собой молодых и счастливых людей, у которых в глазах жила ЛЮБОВЬ!
Учащимся предлагается обсудить рассказ-притчу и ответить на следующие вопросы:
1. В чем главный смысл данной притчи?
2. Чем она вам понравилась?
3. Заставляет ли она задуматься?
4. Пришлось ли вам наблюдать в своей жизни примеры такой любви?
5. Хотелось бы вам встретить такую любовь?
6. Каким должен быть человек, которого вы полюбите?
7. Считаете ли вы, что любить - это значит чем-то жертвовать?
V. Чтение учащимися своих рассказов-наблюдений
Учащиеся читают свои рассказы. Происходит обсуждение.
VI. Подведение итогов встречи со старшеклассниками
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время
Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора
Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание
Нет комментариев. Ваш будет первым!