Интеллектуальная игра экологического содержания. Тематика брейн-ринга - животные и птицы. Участие в игре требует определенной подготовки детей. Ответы на вопросы третьего, четвертого геймов дети смогут найти в соответствующем томе Детской энциклопедии, ответы на вопросы пятого гейма - в Красной книге России (из дополнительных материалов к сценарию).
Ведущими игры могут выступить пятиклассники.
Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к охране природы; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора; побуждать детей к защите природы, к пропаганде экологических идей.
Форма: брейн-ринг.
Подготовительная работа с детьми
Разбить детей на пять команд. Предложить каждой команде поработать с Детской энциклопедией, с материалами Красной книги России.
Оборудование
Изготовить 30 карточек с названиями животных и птиц. Название каждого животного должно быть на отдельной карточке (полоске бумаги). Каждая карточка будет наградой - добычей для охотника. Перед классным часом ведущий складывает на столе эти карточки стопками по номерам геймов.
Первый гейм |
Второй гейм |
Третий гейм |
Четвертый гейм |
Пятый гейм |
1. Ворона 2. Синица 3. Белка 4. Крыса 5. Осел |
1. Ящерица 2. Лебедь 3. Журавль 4. Волк 5. Обезьяна |
1.Бурундук 2. Крокодил 3. Скунс 4. Тушканчик 5. Белуха |
1. Клест 2. Ястребиная сова 3. Колибри 4. Ремез 5. Страус |
1.Мандариновка 2. Красный волк 3. Снежный барс 4. Амурский тигр 5. Желтоклювая цапля 6. Зубр 7. Восточносибирский леопард 8. Полярная сова 9. Журавль-кра- савка 10. Даурский еж |
Оформление класса
На перемене перед классным часом нарисовать на доске таблицу для подсчета результатов.
Название команды |
Добыча команды (количество карточек) |
Фамилия чемпиона |
Добыча чемпиона (количество карточек) |
«Азия» |
|
|
|
«Америка» |
|
|
|
«Антарктида» |
|
|
|
«Африка» |
|
|
|
«Европа» |
|
|
|
1. Вступительное слово.
2. Брейн-ринг «Большая охота»:
а) первый гейм. «У дедушки Крылова»;
б) второй гейм. «Животные в сказках»;
в) третий гейм. «Звери»;
г) четвертый гейм. «Пернатые друзья»;
д) пятый гейм. «Красная книга России»;
е) охотничий привал - награждение победителей.
3. Подведение итогов.
Классный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на охоту. Мы будем охотиться на зверей и птиц в разных уголках земного шара. Но от нашей охоты никто не пострадает, потому что оружием у нас будет острый ум и крепкие знания.
Вас ждет множество вопросов о животных и птицах. Стрелять вы будете своими ответами. И если выстрел попадет в цель, вы получите карточку с добычей. В конце охоты мы подсчитаем, у кого добыча будет самая богатая. Победителю мы вручим диплом «Лучший охотник 5-А».
Итак, на охоту сегодня выходят пять команд: «Европа», «Азия», «Америка», «Африка» и «Арктика». Команды мы назвали по именам пяти континентов, где будет проходить наша охота.
Теперь послушайте правила игры. Я задаю вопросы для всех. Отвечать будет тот, кто первым поднял руку. Он и получит добычу, если ответ будет верный.
Первый гейм. «У дедушки Крылова»
Классный руководитель. Сначала мы отправимся на охоту к дедушке Крылову. В его баснях водится много животных и птиц. О них и будут вопросы первого гейма.
Учитель задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного.
1. Внимание. Послушайте отрывок из басни. Что за красавица- птица здесь описывается?
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
(Ворона. Басня «Ворона и лисица».)
2. Какая птица в басне Крылова собиралась зажечь море? (Синица. Басня «Синица».)
3. А теперь угадайте, какой трудолюбивый зверек говорит о себе такие слова:
Я по делам гонцом у барина большого; Мне, некогда ни пить, ни есть, Ни даже духу перевесть. (Белка. Басня «Белка».)
4. Какой зверек из басни Крылова сказал знаменитую фразу: «Сильнее кошки зверя нет»? (Крыса. Басня «Мышь и крыса».)
5. Еще одна цитата. В ней описывается пение соловья. А кто был слушателем и ценителем этого пения?
Защелкал, засвистал,
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
(Осел. Басня «Осел и соловей».)
Второй гейм «Животные в сказках»
Классный руководитель. Богатая добыча ожидает нас не только в баснях, но и в сказках. Во многих сказках рядом с героями действуют животные и птицы. Внимание, начинаем второй гейм нашего брейн-ринга. Этот гейм мы назвали «Животные в сказках».
Учитель задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного.
1. Наша охота начнется во Франции, в сказке Шарля Перро «Золушка». Помните, как фея собирала Золушку на бал?
«Фея превратила их в выездных лакеев, одетых в зеленые ливреи, украшенные золотым галуном. Все шестеро проворно вскочили на запятки кареты с таким важным видом, словно всю жизнь служили выездными лакеями и никогда небыли...» Каких животных фея превратила в лакеев? (Ящериц.)
2. А теперь прямо из Франции отправляемся к А.С. Пушкину» в «Сказку о царе Салтане». Вспомните, в каком трудном полосении оказался князь Гвидон. Но ему помогала прекрасная птица. Она выполняла все его мечты. Каждый раз она приветствовала князя Гвидона такими словами: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» Что же это за птица? (Лебедь.)
3. Наша охота продолжается в сказке С. Яагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». И нас ждет праздник на горе Кулаберг. «Один раз в году, ранней весной, сюда сходятся все четвероногие и пернатые на великие игрища зверей и птиц».
Все смотрят на необыкновенный танец.
«И вот на площадке появились большие серые птицы на длинных стройных ногах, с гибкой шеей, с красным хохолком на маленькой точеной головке. Широко расставив крылья, они то взлетали, то, едва коснувшись земли, быстро кружились на одной ноге». Что это за птицы, танец которых так красиво описан в сказке? (Журавли.)
4. А теперь охотимся на просторах матушки-России. В русской народной сказке Иван-царевич искал Жар-птицу. Ему помогал в этом один зверь. Вот что он говорил Ивану-царевичу: «Тебе на твоем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Коня твоего я съел, буду я служить тебе верой и правдой. Садись на меня да держись крепче». Что это за зверь? (Волк, сказка «Иван-царевич и серый волк».)
5. И заканчиваем первый гейм в джунглях. В сказке Р. Киплинга «Маугли» об этих зверях так говорит медведь Балу: «У них нет закона. У них нет своего языка, одни только краденые слова, которые они перенимают у других, когда подслушивают и подсматривают, и подстерегают, сидя на деревьях. Они живут без вожака. Они ни о чем не помнят. Никто в джунглях не водится с ними... Мы не пьем там, где пьют они, не ходим туда, куда ходят они, не охотимся там, где они охотятся, не умираем там, где умирают они...» Что это за презренные звери, о которых говорит мудрый медведь Балу? (Обезьяны.)
Третий гейм. «Звери»
Классный руководитель. Ну что ж, в баснях и сказках нам досталась богатая добыча. А в третьем гейме мы будем встречать зверей в разных частях планеты. По характерным признакам нам нужно определить, что это за зверь. Внимание! Начинаем охоту!
Учитель задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного.
1. В лесной чаще суетится маленький зверек с белыми полосками на спинке. Он делает запасы еды. Зимой этот зверек впадет в спячку, а весной, проснувшись, с аппетитом поедает все свои припасы. Что же это за зверек? (Бурундук.)
2. На берегу реки греется на солнышке страшное зубастое тропическое животное с длинным хвостом. Его самка кладет яйца на суше. Но детеныши, едва вылупившись, бегут к воде. Что это за животное? (Крокодил.)
3. В лесах Северной Америки можно встретить небольшого зверька с пышных хвостом. Но лучше его не трогать. Почуяв опасность, он выпускает струю отвратительно пахнущей и очень стойкой жидкости, бьющей на 6 метров. Ни звери, ни люди не способны вынести подобную «химическую атаку». Что это за зверек? (Скунс.)
4. Вот по пустыне летит маленький зверек. Он передвигается на задних ногах. На кончике хвоста у него белая кисточка, которая вьется как знамя. Передними лапками он держит пищу и роет норы. Прыжки его достигают 1,5 метра. Это в 10-12 раз больше его тела. Что же это за чемпион по прыжкам? (Тушканчик.)
5. Летом с моря доносится рев. Это проплывает мимо стадо арктических животных - дельфинов. Они и оглашают воздух ревом. Об этом реве даже поговорка такая есть. Только в ней название животного произносится часто как название рыбы. А ведь рыбы реветь не могут. Как зовут дельфина, который ревет? (Белуха, поговорка: ревет как белуха, а произносят белуга.)
Четвертый гейм. «Пернатые друзья»
Классный руководитель. Четвертый гейм мы назвали «Пернатые друзья». В этом гейме вас ждут вопросы о птицах. Напоминаю, что вам не понадобится оружие. Только ваши точные ответы принесут вам добычу. Итак, слушаем вопросы.
1.Эти птицы кормят своих птенцов не насекомыми, а измельченными семенами, поэтому и выводят птенцов зимой, когда в шишках много семян. А уж извлекать вкусные орешки из шишек эти птицы настоящие мастера. Их клюв специально устроен для этого. Как называются эти птицы? (Клесты.)
2. Ярко светит солнце, а по тайге летает сова. Она ведет дневной образ жизни. Что же это за сова? (Ястребиная сова.)
3. В тропическом лесу вьется над цветком большой шмель. Но, приглядевшись, мы видим, что это маленькая птичка. Она тоже питается нектаром. Что это за птичка? (Колибри.)
4. А эта птичка - самый умелый гнездостроитель среди всех наших птиц. Самец и самка строят из растительного пуха висячую рукавичку с входом в виде трубки. Что это за птица? (Ремез.)
5. Яйцо этой птицы весит 1,5-2 килограмма. Да и сама эта птица - самая большая на земле. У себя на родине, в Африке, этих птиц истребляют ради их великолепных перьев. Но у нас, в России, их разводят на фермах. Что это за птица? (Страус.)
Пятый гейм. «Красная книга России»
Классный руководитель. И наконец, последний - пятый гейм нашего брейн-ринга. Животные, на которых мы будем охотиться в этом гейме, находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу России. Итак, начинаем охоту. Пятый гейм - животные из Красной книги.
Учитель задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного.
1. Эта маленькая птичка живет в глухих лесных или горных районах, гнездится в дуплах, реже в гнилых пнях и в земле, имеет «цитрусовое» имя. Какое? (Мандариновка.)
2. Это животное живет в горах, его добыча - косули, пятнистые олени, горные козлы и бараны. В названии его есть прилагательное «красный». Что это за зверь? (Красный волк.)
3. Этот редкий зверь под названием «ирбис» обитает в горах Алтая. Какое второе имя есть у этого зверя? (Снежный барс.)
4. Большой, красивый, полосатый, амурский. Что это за зверь? (Амурский тигр.)
5. Ученые говорят, что в природе осталось 50-60 этих птиц. Они обитают на побережьях Приморья. Их отличительная примета - желтый клюв. Что это за птицы? (Желтоклювые цапли.)
6. Этот крупный зверь - исконный житель лиственных и смешанных лесов. Чем-то он похож на буйвола. На спине у него большой горб. Сейчас этого зверя можно встретить только в Кавказском заповеднике. Что это за зверь? (Зубр.)
7. Этого пятнистого красавца хищника, похожего на большую кошку, раньше часто можно было встретить в лесах Сибири. Но сейчас этих зверей осталось всего 15-35 особей. Что это за зверь? (Восточносибирский леопард.)
8. Какая сова попала в Красную книгу? (Полярная сова.)
9. В названии этой птицы есть слово «красавка». На юге Украины и в Крыму этих красавок осталось около 60 пар. А что за птица такая? (Журавль-красавка.)
10. Какой ежик попал в Красную книгу? (Даурский еж.)
Охотничий привал. Награждение победителей
Классный руководитель. Ну, а теперь, ребята, посмотрим, какие звери и птицы убежали от нас. Думаю, что мы запомним названия этих животных и птиц, и в следующий раз их непременно узнаем. Учитель читает названия животных и птиц на карточках, которые остались невыданными.
А наш охотничий день закончился. Можно устроить привал на сухой солнечной полянке и пересчитать добычу. Я предлагаю каждой команде подсчитать, сколько карточек с названиями животных оказалось у каждого из ваших участников, и выяснить, кто из членов команды был самым удачливым охотником. Результаты своих подсчетов вы запишете на листочках бумаги, которые лежат на ваших столах. Потом вам нужно выйти к доске и записать количество карточек, которые собрала ваша команда, фамилию самого удачливого охотника из вашей команды и размер его добычи.
Включается музыка. Дети подсчитывают карточки с добычей. Потом представители команд выходят к доске и заполняют табличку с результатами.
Подсчет окончен. Посмотрите на таблицу результатов. Самую богатую добычу собрала команда (название). А самым удачливым охотником оказался (имя, фамилия). Ему мы и вручаем диплом «Лучший охотник 5-А». И, конечно же, дарим аплодисменты.
Учитель вручает победителю диплом, дети аплодируют.
Классный руководитель. Ребята, как вы считаете, сегодняшняя наша охота - это всего лишь игра, развлечение или нужное и полезное дело?
Примерные ответы детей:
- Это полезное дело. В игре мы узнали о многих животных, проверили свои знания, померялись силами.
- Эта игра поможет защищать природу, ведь природа очень хрупкая, ранимая.
- Когда мы готовились к игре, мы прочитали разные книги о животных и птицах, узнали, как богата природа.
- Если мы будем знать о жизни и повадках животных, мы будем лучше их понимать.
Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников
Интеллектуальная игра для школьников «Аукцион знаний»
Интеллектуальная игра для 5-6-7 класса