Конкурсы

Классный час, 6-7 класс. Природа России

Разработка познавательного классного часа для школьников 6-7 класса

Тема: Природа глазами поэтов, художников, композиторов

Задачи:

- сформировать представления учащихся о природе России глазами поэтов, художников, композиторов;

- осуществлять эстетическое воспитание учащихся;

- развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

1. Репродукции картин русских художников.

2. Фонограммы «Во поле березка стояла», «Течет Волга», пьесы «Подснежник», «Лето» П. И. Чайковского из альбома «Времена года»; «Вальс цветов».

3. Рисунки учащихся о природе.

4. Плакаты с названием страниц журнала.

5. Жетоны, медали.

Ход классного часа

Звучит музыка.

1-й ведущий. «Среди долины ровныя», в белом безмолвии черной точкой - одинокий возок. Трусит лошадка. «Однозвучно гремит колокольчик». Монотонно поют полозья. Закутанный в тулуп, дремлет возница. Мысли его тягучи и вялы. «Ямщик, не гони лошадей».

При виде такой картины сладко защемит сердце. Его заполняет мистическое чувство.

Словно время, проносящееся над заснеженными полями, не властно над ним. Своим чередом идут революции. Создаются и разрушаются партии. «Сникерсы, «вольво», «панасоники» заменяют медовые пряники, гоголевскую птицу-тройку и глиняные свистульки. Восходит и заходит звезда Ивана Грозного и Маши Распутиной.

А белые снега все идут и идут над Россией, белым покрывалом застилают безбрежные равнинные пространства. И каким-то непостижимым, странным образом, на белых, холодных полях, словно на чистых листах бумаги, запечатляются судьбоносные страшные истории, неповторимые черты национального быта и сознания.

2-й ведущий. Сани увозят неистовую боярыню Морозову с ее торжествующим двуперстием. Из далекого Архангельска до Москвы пролег через судьбы след гениального помора Ломоносова. Смертельно раненый, упал на снег, первый поэт России- Пушкин. Из метельной круговерти привиделась Петру Гриневу разбойничья физиономия Емельки Пугачева. Не видно ни зги идущему на погибель Ивану Сусанину. Жутковатая, по библейски колоритная процессия движется из Горок через снежное поле. К заснеженной, осажденной врагом Москве спешат сибирские полки и усвятские шлемоносцы. Это все драматические страницы истории России.

1-й ведущий. Но много в сердце русского человека и светлого. Итак, сегодняшний наш разговор о русской природе в песнях, стихах, в картинах художников.

Страница первая - «Песня русская, родная»

У русских песен крылья лебединые,

До глубины открытая душа.

По вечерам над золотым рябинником

Они плывут куда-то не спеша.

Они плывут над реками, над плесами,

Как будто их сама земля поет.

И на полях с кудрявыми березами

Шальные ветры водят хоровод.

За то, что в будни с ними не до устали,

За то, что праздник с ними веселей,

За то, что в горе могут посочувствовать

Они родными стали для людей.

Они летят - веселце и грустные,

Не прерывая кружевную нить,

У русских песен бьется сердце русское

И от России их не отделить.

В. Синявский

Исполняется песня «Во поле березка стояла» и группа танцует.

Возле речки в тумане чуть звенят тополя...

Может, ими и манит человека Земля?

Иль березкой кудрявой, нескупой на слова?

Или явором? Явор - всем лесам голова!

Иль плясуньей-калиной, что сережкой трясет?

Или первой травинкой, пробивающей лед?

Что же, Земля привлекает иль этим, иль тем.

В суть вопроса вникая, я так думаю - всем!

И рябины кустами, и лужком заливным,

И грибными дождями, и дождем не грибным.

Первой звонкой капелью и росой на устах,

Соловьиною трелью в соловьиных кустах.

И родными местами, где ты жил, где ты был,

И цветами, цветами - чуть о них не забыл,

Манят волею реки и раздольем поля...

Не обманет вовеки человека Земля!

Исполняется песня «Течет Волга».

Выдь на Волгу. Чей стон раздается?

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется,

То бурлаки идут чередой...

Читается отрывок из сочинений В. Гиляровского - т. 1, с. 48. Продолжается песня о Волге.

Страница вторая - «В ней есть душа, в ней есть свобода!»

Звучит музыка П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».

1-й ведущий. Ребята, вам знакома эта музыка? Кто ее автор?

2-й ведущий. Петр Ильич Чайковский. В его музыке много от народа, много природных мелодий. Его музыка необычно красива и напевна. Она то теплая и задушевная, то печальная, то светлая и радостная. Звучит музыка Чайковского «Лето», на фоне ее читают:

Есть просто храм, есть храм науки

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

С. Смирнов

Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов».

И цветы, и шмели, и травы, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

 

Берегите Землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики...

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб они за слабого сражались.

Берегите будущего ради...

Звучит песня «Пчелочка златая».

Страница третья

Начинает 1-й ведущий.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш –

Обязательно картина

Называется...

(Дети отвечают: «Пейзаж».)

 

Или видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розы в хрустале,

Или бронзовую вазу,

или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это... (Натюрморт.)

1-й ведущий. Третья страница нашего журнала посвящена живописи и называется «Природа во всем ее разнообразии».

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Н. Заболоцкий

Показ картины «Взятие снежного городка» - видеофильм.

Страница четвертая «Давай подумаем!»

2-й ведущий. По старому стилю 1 марта - Евдокия. В народе примечали (нужно закончить фразу):

Какова Евдокия, таково и... (Лето.)

Коли курочка в Евдокию напьется, то и овечка на Евдокию (6 мая)... (Наестся.)

Пришла Евдокия - мужику затеи: соху точить, борону... (Чинить.)

17 марта - день Герасима-грачевника. Грачу посвящено множество пословиц и поговорок, примет и поверий. В старину говорили:

Если грачи сели на гнездо - через три недели можно... (Сеять.)

Грач на горе - весна на... (Дворе.)

Увидел грача - весну... (Встречай.)

Апрель - снегогон, растопил снега, и только в лесу, кое-где в тенистых местах сохранились небольшие куртинки снега, но и они недолго пролежат. Про апрель говорили:

Февраль богат снегом, а апрель - ... (Водой.)

Где в апреле река, там в июне... (Лужица.)

Апрель с водой - май с... (Травой.)

Игра «Собери народные приметы»

1. Ночные бабочки в дом влетают... (Сильный ветер предвещают.)

2. Бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном месте... (Быть грозе.)

3. Ночные бабочки в дождь летают... (Тепло предвещают.)

4. Аполлон летит, нектар собирает... (Быть солнечной погоде.)

Конкурс песен о природе, игра на музыкальных инструментах

Победители получают жетоны.

1-й ведущий. Вы умеете выразительно читать стихи русских поэтов. Но ведь писать стихи не просто. Хотите почувствовать себя на минуточку поэтом? Объявляю конкурс «Сочини стихотворение».

По опорным словам придумайте и напишите стихотворение:

...ручьи,

...грачи,

...принесла,

...знает,

...бывает.

А у меня вот как получилось:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой - улей - пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает. Когда это бывает?

...летят,

...шелестят,

...собираются,

...прощаются.

Листья на ветру летят

И тихонько шелестят.

Птицы в стаи собираются,

С нами до весны прощаются.

Получают жетоны, награждаются медалями.

2-й ведущий. Во многих русских деревнях собиралась молодежь на околице поиграть, песни попеть. Часто такие посиделки молодых начинались или заканчивались закличками:

Дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей.

Поливай ведром

На Егорьев дом.

Дождик, дождик, лей, лей,

Разгони моих гусей.

Мои гуси дома

Не боятся грома.

Солнышко, выгляни! Красное, высвети!

К нам на нивку иди ладить косы и серпы!

1-й ведущий.

Гармонист, бери гармошку,

Для игры, не понарошку!

Группа девочек исполняет частушки.

Мы с миленком больно хитры,

Друг на друга не глядим,

Ну а ночки все на пару

Под орешиной сидим.

 

Это чей кисет дырявый?

Это чей же ухажер?

Это чьи красивы ноги,

Как осиновый забор?

 

Говорят, я боевая,

Бойкого калибру,

Ой, никак я по себе

Залеточку не выберу.

 

Золотое-то колечко

У меня на ручках.

Отдала свое сердечко,

Кому мне хоте лося.

 

Вы судите, не судите,

Я осуды не боюсь.

Что хотите, говорите,

Ох, на сударушке женюсь!

 

Сегодня ноченька темна,

Не хочу идти одна.

Дайте провожатого,

С тальянкой. Неженатого!

Все постепенно уходят со сцены.

Н. В. Вязьмина

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Моя конвенция», 6 класс

Итоговое классное собрание в 6 классе

Классный час «Мать Тереза», 6 класс

Классные часы в 6 классе. Разработки

Классный час: Воины-десантники 6-й роты, 6 класс

Кристина Вячеславовна Данилова # 4 января 2017 в 17:32 +1
Это очень интересный ход использовать народные песни. Думаю, что данный урок обогатит эстетические чувства учащихся.
Сапаргуль Оразмухамедовна Тюрина # 22 января 2017 в 19:12 +1
Цель данной методической разработка весьма значима в наше время. Актуальность этого вопроса обусловлена тем, что уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Задача учителя, классного руководителя, как можно раньше пробудить в учениках любовь к родной земле,природе, формировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Замечательно, что в сценарий мероприятия включены элементы фольклора: народные приметы, песни , частушки. Они придают особый колорит,наполняющий любовь ребенка к родной природе яркой, эмоциональной окрашенностью.
Анатолий Дмитриевич Бабухин # 20 марта 2017 в 08:11 +1
Интересное занятие, которое заключает в себе возрождение интереса и любви к народным традициям, к классической музыке и литературным страницам. Занятие насыщено музыкальным материалом, стихотворными строками, что является хорошим "примером" для детей, воспитывает их эстетический вкус, обогащает их внутренний мир, словарный запас, знание композиторов, поэтов и пр.