Разработка познавательного классного часа для школьников 6-7 класса
Тема: Природа глазами поэтов, художников, композиторов
Задачи:
- сформировать представления учащихся о природе России глазами поэтов, художников, композиторов;
- осуществлять эстетическое воспитание учащихся;
- развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
1. Репродукции картин русских художников.
2. Фонограммы «Во поле березка стояла», «Течет Волга», пьесы «Подснежник», «Лето» П. И. Чайковского из альбома «Времена года»; «Вальс цветов».
3. Рисунки учащихся о природе.
4. Плакаты с названием страниц журнала.
5. Жетоны, медали.
Ход классного часа
Звучит музыка.
1-й ведущий. «Среди долины ровныя», в белом безмолвии черной точкой - одинокий возок. Трусит лошадка. «Однозвучно гремит колокольчик». Монотонно поют полозья. Закутанный в тулуп, дремлет возница. Мысли его тягучи и вялы. «Ямщик, не гони лошадей».
При виде такой картины сладко защемит сердце. Его заполняет мистическое чувство.
Словно время, проносящееся над заснеженными полями, не властно над ним. Своим чередом идут революции. Создаются и разрушаются партии. «Сникерсы, «вольво», «панасоники» заменяют медовые пряники, гоголевскую птицу-тройку и глиняные свистульки. Восходит и заходит звезда Ивана Грозного и Маши Распутиной.
А белые снега все идут и идут над Россией, белым покрывалом застилают безбрежные равнинные пространства. И каким-то непостижимым, странным образом, на белых, холодных полях, словно на чистых листах бумаги, запечатляются судьбоносные страшные истории, неповторимые черты национального быта и сознания.
2-й ведущий. Сани увозят неистовую боярыню Морозову с ее торжествующим двуперстием. Из далекого Архангельска до Москвы пролег через судьбы след гениального помора Ломоносова. Смертельно раненый, упал на снег, первый поэт России- Пушкин. Из метельной круговерти привиделась Петру Гриневу разбойничья физиономия Емельки Пугачева. Не видно ни зги идущему на погибель Ивану Сусанину. Жутковатая, по библейски колоритная процессия движется из Горок через снежное поле. К заснеженной, осажденной врагом Москве спешат сибирские полки и усвятские шлемоносцы. Это все драматические страницы истории России.
1-й ведущий. Но много в сердце русского человека и светлого. Итак, сегодняшний наш разговор о русской природе в песнях, стихах, в картинах художников.
Страница первая - «Песня русская, родная»
У русских песен крылья лебединые,
До глубины открытая душа.
По вечерам над золотым рябинником
Они плывут куда-то не спеша.
Они плывут над реками, над плесами,
Как будто их сама земля поет.
И на полях с кудрявыми березами
Шальные ветры водят хоровод.
За то, что в будни с ними не до устали,
За то, что праздник с ними веселей,
За то, что в горе могут посочувствовать
Они родными стали для людей.
Они летят - веселце и грустные,
Не прерывая кружевную нить,
У русских песен бьется сердце русское
И от России их не отделить.
В. Синявский
Исполняется песня «Во поле березка стояла» и группа танцует.
Возле речки в тумане чуть звенят тополя...
Может, ими и манит человека Земля?
Иль березкой кудрявой, нескупой на слова?
Или явором? Явор - всем лесам голова!
Иль плясуньей-калиной, что сережкой трясет?
Или первой травинкой, пробивающей лед?
Что же, Земля привлекает иль этим, иль тем.
В суть вопроса вникая, я так думаю - всем!
И рябины кустами, и лужком заливным,
И грибными дождями, и дождем не грибным.
Первой звонкой капелью и росой на устах,
Соловьиною трелью в соловьиных кустах.
И родными местами, где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами - чуть о них не забыл,
Манят волею реки и раздольем поля...
Не обманет вовеки человека Земля!
Исполняется песня «Течет Волга».
Выдь на Волгу. Чей стон раздается?
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется,
То бурлаки идут чередой...
Читается отрывок из сочинений В. Гиляровского - т. 1, с. 48. Продолжается песня о Волге.
Страница вторая - «В ней есть душа, в ней есть свобода!»
Звучит музыка П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».
1-й ведущий. Ребята, вам знакома эта музыка? Кто ее автор?
2-й ведущий. Петр Ильич Чайковский. В его музыке много от народа, много природных мелодий. Его музыка необычно красива и напевна. Она то теплая и задушевная, то печальная, то светлая и радостная. Звучит музыка Чайковского «Лето», на фоне ее читают:
Есть просто храм, есть храм науки
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
С. Смирнов
Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов».
И цветы, и шмели, и травы, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики...
Берегите Доброту и Жалость,
Чтоб они за слабого сражались.
Берегите будущего ради...
Звучит песня «Пчелочка златая».
Страница третья
Начинает 1-й ведущий.
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется...
(Дети отвечают: «Пейзаж».)
Или видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розы в хрустале,
Или бронзовую вазу,
или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это... (Натюрморт.)
1-й ведущий. Третья страница нашего журнала посвящена живописи и называется «Природа во всем ее разнообразии».
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Н. Заболоцкий
Показ картины «Взятие снежного городка» - видеофильм.
Страница четвертая «Давай подумаем!»
2-й ведущий. По старому стилю 1 марта - Евдокия. В народе примечали (нужно закончить фразу):
Какова Евдокия, таково и... (Лето.)
Коли курочка в Евдокию напьется, то и овечка на Евдокию (6 мая)... (Наестся.)
Пришла Евдокия - мужику затеи: соху точить, борону... (Чинить.)
17 марта - день Герасима-грачевника. Грачу посвящено множество пословиц и поговорок, примет и поверий. В старину говорили:
Если грачи сели на гнездо - через три недели можно... (Сеять.)
Грач на горе - весна на... (Дворе.)
Увидел грача - весну... (Встречай.)
Апрель - снегогон, растопил снега, и только в лесу, кое-где в тенистых местах сохранились небольшие куртинки снега, но и они недолго пролежат. Про апрель говорили:
Февраль богат снегом, а апрель - ... (Водой.)
Где в апреле река, там в июне... (Лужица.)
Апрель с водой - май с... (Травой.)
Игра «Собери народные приметы»
1. Ночные бабочки в дом влетают... (Сильный ветер предвещают.)
2. Бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном месте... (Быть грозе.)
3. Ночные бабочки в дождь летают... (Тепло предвещают.)
4. Аполлон летит, нектар собирает... (Быть солнечной погоде.)
Конкурс песен о природе, игра на музыкальных инструментах
Победители получают жетоны.
1-й ведущий. Вы умеете выразительно читать стихи русских поэтов. Но ведь писать стихи не просто. Хотите почувствовать себя на минуточку поэтом? Объявляю конкурс «Сочини стихотворение».
По опорным словам придумайте и напишите стихотворение:
...ручьи,
...грачи,
...принесла,
...знает,
...бывает.
А у меня вот как получилось:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой - улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает. Когда это бывает?
...летят,
...шелестят,
...собираются,
...прощаются.
Листья на ветру летят
И тихонько шелестят.
Птицы в стаи собираются,
С нами до весны прощаются.
Получают жетоны, награждаются медалями.
2-й ведущий. Во многих русских деревнях собиралась молодежь на околице поиграть, песни попеть. Часто такие посиделки молодых начинались или заканчивались закличками:
Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей.
Поливай ведром
На Егорьев дом.
Дождик, дождик, лей, лей,
Разгони моих гусей.
Мои гуси дома
Не боятся грома.
Солнышко, выгляни! Красное, высвети!
К нам на нивку иди ладить косы и серпы!
1-й ведущий.
Гармонист, бери гармошку,
Для игры, не понарошку!
Группа девочек исполняет частушки.
Мы с миленком больно хитры,
Друг на друга не глядим,
Ну а ночки все на пару
Под орешиной сидим.
Это чей кисет дырявый?
Это чей же ухажер?
Это чьи красивы ноги,
Как осиновый забор?
Говорят, я боевая,
Бойкого калибру,
Ой, никак я по себе
Залеточку не выберу.
Золотое-то колечко
У меня на ручках.
Отдала свое сердечко,
Кому мне хоте лося.
Вы судите, не судите,
Я осуды не боюсь.
Что хотите, говорите,
Ох, на сударушке женюсь!
Сегодня ноченька темна,
Не хочу идти одна.
Дайте провожатого,
С тальянкой. Неженатого!
Все постепенно уходят со сцены.
Н. В. Вязьмина
Рекомендуем посмотреть:
Итоговое классное собрание в 6 классе
Классный час «Мать Тереза», 6 класс
Классный час «Моя конвенция», 6 класс
Классные часы в 6 классе. Разработки
Классный час: Воины-десантники 6-й роты, 6 класс