Урок мужества, посвященный воинам-десантникам 6-й роты, «Ушедшим в бессмертие»
Участники: поэтесса В.М. Сергеева, учащиеся 6-го класса, классный руководитель.
Цели:
1) сформировать гражданское мировоззрение учащихся, способствовать обогащению их духовного мира;
2) воспитывать у учеников чувство гордости за лучших сынов Отчизны и желание быть похожими на них;
3) содействовать формированию у детей чувство ответственности за все происходящее.
Подготовительная работа
1. Формируются творческие группы на основе предпочтений и интересов учащихся.
2. Классным руководителем совместно с советом дела составляется сценарий проведения урока мужества.
3. Проводится посещение храма Александра Невского.
4. Проводится экскурсия в музей 6-й роты 104-ш парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.
5. Проводится посещение памятника погибшим воинам 6-й роты.
6. Ведется сбор и оформление материалов о погибших воинах творческими группами:
— «журналисты» собирают материал о гибели десантников и пишут репортаж;
— «литераторы» подбирают стихи о погибших воинах, готовят материалы о них;
— ответственные за музыкальное оформление подбирают музыкальные произведения;
— «туристическое бюро» проводит поиск адресов родителей погибших псковских воинов, для того чтобы принести им цветы 23 февраля;
— «художники» находят портреты погибших воинов, оформляют стенд своих работ, посвященных героям!
— видеоцентр готовит показ слайдов.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) стенд с портретами воинов-десантников;
б) распечатанные для каждого ученика стихи поэтов С. Макашина, А. Маргелова, В. Сергеевой;
в) магнитофон и аудиозаписи песен «Шестая рота» О. Кульдяева, «Солдат» и «Комбат» группы «Любэ»;
г) проектор и слайды с изображением памятников героям 6-й роты;
д) свечи.
Ход урока
В классной комнате учащиеся сидят за шестью столами. На каждом столе стоят свечи.
Звучит песня Олега Кульдяева «Шестая рота».
Репортаж группы «журналистов»
1-й журналист. О гибели 84 десантников 104-го полка Псковской ВДВ теперь знает весь мир. По павшим в церквях отслужили панихиды, посмертно их наградили и с почестями похоронили. Шестеро из 90 десантников после страшной сечи на высоте 776.0 выжили. Четверо вышли из боя с ранениями, двоих не тронули ни пули, ни осколки снарядов.
Все десантники геройски сражались. И победили. Потому что огромнейшая свора бандитов — около 2500 «штыков» — была остановлена, разгромлена и рассеяна в округе.
2-й журналист. Хаттабовская банда так и не смогла прорваться к Ведено. Десантники на высоте 776.0 разрушили их планы. Не отступили ни на шаг, не смалодушничали. Их товарищи из 104-го полка сделали все, что смогли, ради помощи своим боевым товарищам. Никто не смог бы сделать больше. Никто!
На высоте 776.0 были разные люди: христиане, мусульмане, русские, татары, украинцы, евреи. Там был представлен весь бывший Советский Союз в миниатюре. Сейчас говорят, что российский патриотизм у нас размытое Понятие... Но это не так!
3-й журналист. В душах у подчиненных подполковника Марка Николаевича Евтюхина, гвардии майора Сергея Мол олова жила такой силы любовь к Родине, к дорогим сердцу людям, которых надо было защитить от бандитов, что без колебаний отдали за это свою жизнь. И благодаря таким, как они, мы живем, мы счастливы.
Но страшно, если сердца пусты, если память мертва, если в церковь при первой возможности не сходим и свечку за упокой не поставим, если убитых горем матерей, жен и детей павших забудем, если дело начатое не закончим. Тогда накажи нас, Господи, ибо достойны наказания! И тогда не будет нам прощения! Но этого мы не допустим
Представитель группы «журналистов» читает стихотворение В. Сергеевой «Горит свеча»:
Горит в подсвечнике свеча,
Слезой горячей истекая,
Горит в подсвечнике свеча,
Горит, как наша жизнь людская.
Горит свеча в благой тиши,
Струится дымкой голубою,
И кто-то в призрачной глуши
Живет, храним своей судьбою.
Горит в подсвечнике свеча,
Ветров порыв подобен бездне,
В которой слабый свет луча,
Затрепетав, навек исчезнет.
Горит в подсвечнике свеча...
Нас не карай, Господь, жестоко
И вихрем злым из-за плеча
Не задувай свечу до срока.
Рассказ группы литераторов
Учащиеся рассказывают о погибших героях-десантниках — псковичах, показывая их портреты и слайды на стенде мультимедийной презентации.
1-й ученик. Гвардии рядовой Травин Михаил Витальевич, гранатометчик в/ч 32 515. Родился 11 февраля 1980 г. в Пскове. В июне 1999 г. был призван Псковским городским военкоматом на действительную военную службу. Находился в Чечне с февраля 2000 г. Первого марта 2000 г. в бою с незаконными вооруженными бандформированиями в районе Аргунского ущелья геройски погиб, прикрывая отход своих товарищей. Похоронен на Орлецовском кладбище в Пскове.
2-й ученик. Гвардии младший сержант Афанасьев Роман Сергеевич, командир отделения войсковой части 32 515. Родился 11 октября 1980 г. в Пскове. Призван 8 декабря 1998 г. в ряды Российской армии. Первого марта 2000 г. в бою с чеченскими бандитами пал смертью храбрых, но не оставил боевых позиций.
3-й ученик. Гвардии младший сержант Швецов Владимир Александрович, механик в/ч 06 776. Родился 13 августа 1978 г. в Пскове. Срочную службу проходил с 20 ноября 1996 г. по ноябрь 1998 г., потом заключил контракт. Геройски погиб 1 марта 2000 г. Прикрывал отход своего взвода на более выгодные позиции огнем из пулемета. Похоронен на Орлецовском кладбище в Пскове.
Звучит «Адажио» Томазо Альбинони.
Каждая группа учащихся на основе своего выбора читает стихи, посвященные героям 6-й роты.
Псков прощается с героями
В хмурь марта приспустили флаги,
Чернели ленты на ветру,
Как похоронный лист бумаги
Был снег, упавший поутру.
Гудели в серой мгле набатно
На Троицу колокола,
Героям дань отдать приватно
Река народная текла.
И пелены из слез качали
Гробов багрово-синий креп,
И бились в купола печали
На крыльях прерванных судеб.
А души к небесам рвались их —
Убитых мальчиков, мужей...
Туда, в неведомые выси
Далеких звездных миражей.
Чтобы из вечной стылой сини
Над высотою «705»,
Над всей великою Россией
Созвездьем мужества сиять!
В. Сергеева
Ушедшим в бессмертие
А заря горит-разгорается,
А душа болит — разрывается,
Не взлететь родимушкам — соколам
К солнцу, в поднебесье высокое.
Крылья молодые, да резвые
Саблею превострой порезаны,
Пулею навылет изранены,
Ясны оченьки затуманены.
Ой, не под родными дубравами,
Да за дело ратное — правое
Полегли соколики милые.
На чужбинах дальних могилы их.
А заря горит-разгорается,
Новый день встает — подымается,
И летит бессмертие соколов
К солнцу, в поднебесье высокое.
В. Сергеева
Памяти псковских десантников, погибших в Чечне
На протяжении столетий
Гордилась ты своим щитом,
Когда ложилось лихолетье
На отчий край и отчий дом.
Во времена Наполеона
И в сорок первом был не рай.
Почти три года опаленный
Сопротивлялся Псковский край,
Перед врагами не склонившись.
Так было, будет, так и есть.
У старых воинов учились —
Свою не уронили честь!
Покрыв себя высокой славой,
Легли сейчас твои стрелки.
Не уберег орел двуглавый
Свои крылатые полки.
Пойдут иные поколенья
Других парней, других орлов.
Но не забудутся сраженья,
Во имя Родины служенье
На перекрестке двух веков...
Склоняем головы без слов.
С. Макашин
Памяти Саши Гердта, героя России
Мама, я видел ад.
Мама, мне было страшно.
Несколько дней подряд
Длился тот бой ужасный.
Мама, я видел смерть
Собственными глазами.
Огненный жуткий смерч
Злобно кружил над нами.
Не было нам дано выбора
И мы знали:
Смертушки суждено
Там избежать едва ли.
И отступала ночь,
И задыхался бой.
Если б смогли помочь,
То не такой ценой.
В дальнем чужом краю
Нашей родной земли
Ту высоту в бою
Мы б отстоять смогли.
Но обрывался крик
И подступала боль.
В самый последний миг,
Мама, я был с тобой.
А за спиной друзей
Скрыться не жаждал я.
Нет в том вины моей,
Мама, прости меня.
Т. Семкина
Шестой роте псковских десантников
Долг выполнен — уходит в небо
Десантных душ суровый строй.
В каких боях он только не был,
В тельняшке воин наш простой!
Берет, что сложен на груди,
Пробит чужою пулей меткой.
Враги кричали: «Уходи!»,
А мы давили на гашетки.
Их было много, горстка нас.
Они нам предлагали сдаться.
Твори последний свой намаз,
А вдруг тебе за то воздастся!
Вот потеряли мы комбата...
Даем свои координаты.
Прощайте, братцы, мы за вас
На смерть идем... в последний раз!
Снарядов, братцы, не жалейте,
Да слез по нам потом не лейте —
Вам пригодится острый глаз,
Врагов достаточно у нас!
Мы покидаем грешный мир,
На небе ждет нас командир,
На небе ждет Маргелов — Батя,
Десантники — друзья и братья!
Простите нас, родные наши,
Что не смогли вернуться к вам,
Вы сверху нам милей и краше,
А наши дети — лучший храм!
Мы будем помнить ваш наказ,
Не подведут рука и глаз —
За вас ответят нам бандиты,
А вы не будете забыты!
За Русь Святую пали вы,
Не пожалели головы —
С улыбкой Вышний примет вас
И в новой жизни вам воздаст!
А. Маргелов, Герой России
* * *
Не забудет Россия безусые лица
Защищавших восход васильковой весны.
Нам уже никогда ничего не приснится,
Так смотрите за нас наши юные сны.
Мы ни разу свои ордена не наденем
И в парадном строю вдоль трибун
не пройдём.
Мы погибли, но мы и погибшие верим:
Не забудет история наших имён.
Мы вернемся домой, чтоб навек там остаться,
Нам последнюю песню в церквях пропоют.
Ведь российский солдат не умеет сдаваться,
Если он защищает Отчизну свою.
С. Кадашников
Творчество юных поэтов
У всех на столах горят свечи, звучит «Бразильская бахиана»,
Классный руководитель. Друзья мои, почему вы выбрани именно эти стихотворения?
Ребята отвечают.
Сейчас каждый из вас сможет отдать частичку своей души нашим героям. Напишите свои стихотворные строки и подарите их воинам-десантникам.
Звучит песня «За того парня». Учащиеся работают над стихами, используя ключевые слова из стихотворений поэтов.
Вот и готовы стихи, посвященные дорогим нашему сердцу десантникам.
Слушается чтение стихотворений.
Памяти погибшим мальчикам
Им было всего лишь восемнадцать —
Еще мальчишки и юнцы.
Ушли, чтоб с нечистью сражаться
И родину чтоб защитить.
И их девчонки в белых платьях
Смахнули слезы со щеки.
Они мечтали обвенчаться,
Но надо им не в ЗАГС идти.
— Сыночки, милые, вернитесь! —
Кричали матери вослед.
Под взрывы бомб не доносились
Слова, летящие в ответ.
И не вернулись те мальчишки:
Ушли они в последний бой.
Они героями, святыми
Останутся для нас с тобой!
А. Ефимова
Солдатам, принесшим победу
Я вам кланяюсь низко
Этим днем голубым,
Тем вихрастым парнишкам,
Гордым героям моим.
Вам поклон за чистое небо
И за зелень полей,
За краюшку душистого хлеба,
За осенний крик журавлей.
Вы нам счастья желали!
Пожеланья сбылись...
Только самое главное —
Ваши души спаслись!
Время раны залечит,
Мы вас помним всегда!
И ваш подвиг великий —
Образец на века!
Н. Иванов
Вечный огонь
Классный руководитель. Ребята, у вас на столах лежат разноцветные листочки. Это символы отблесков огня. Сейчас мы зажжем «живой огонь» из этих лепестков. Он будет символизировать те чувства, которые вы сегодня испытали. Каждый цвет обозначает то или иное чувство:
красный — гордость;
желтый — скорбь;
оранжевый — слезы;
белый — равнодушие.
Дети прикрепляют листочки, получается своеобразный Вечный огонь. Становится очевидным, что равнодушных в классе нет.
Поэтесса Вера Михайловна Сергеева делится своими впечатлениями, благодарит детей за проявленное ими творчество и чувство патриотизма.
В заключение звучит песня «Как прекрасен этот мир».
Учащиеся с цветами расходятся по адресам родителей погибших псковских десантников 6-й роты.
Литература
1. Дереклеева НИ. Справочник классного руководителя. М., 2005.
2. Дементьев О.В, Шаг в бессмертие. Псков, 2001.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии. М., 1997.
4. Сергеева В.М. На перепутье дум. Псков, 2003.
Рекомендуем посмотреть:
Классные часы в 6 классе. Разработки
Классный час «Мать Тереза», 6 класс
Классный час, 6-7 класс. Природа России
Классный час «Моя конвенция», 6 класс
Итоговое классное собрание в 6 классе