Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Ученики читают свои сочинения на тему «Каким я вижу лермонтовского Демона?».

Искусствовед. А теперь давайте сравним ваше представление образа Демона с иллюстрациями и картинами Михаила Александровича Врубеля. Несмотря на очевидные лермонтовские истоки, у Врубеля Демон носит свою, особую, щемящую, трактовку.

Знакомясь с иллюстрациями других художников к этой поэме, Врубель возмущался и говорил, что Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески просто рогатый, дьявол - клеветник, а демон - значит душа, которая олицетворяет собой вечную борьбу человеческого духа.

Первый рисунок художник сделал в 1889 году. Это была «Голова Демона» на фоне гор.

Демонстрируется рисунок (или слайд) Михаила Александровича Врубеля «Голова Демона».

Искусствовед. Посмотрите на это лицо, которое соединяет в себе одновременно и мужской и женский облик. Поразительны широко открытые, бездонные, полные муки глаза и губы, запекшиеся от нечеловеческой страсти. Всех, увидевших этот рисунок впервые, поразили именно губы, как цветок застывшей лавы, обожженный внутренним огнем. Это голова гордого мыслителя, проникшего в тайны Вселенной, страдальца и изгнанника. Именно таков Демон у Лермонтова - «могучий образ», «немой и гордый», «волшебно-сладкой красоты». Именно этот рисунок стал прямым предшественником картины «Демон сидящий».

Демонстрируется слайд (репродукция) «Демон сидящий».

Чтец.

Какое горькое томленье

Всю жизнь, века без разделенья

И наслаждаться и страдать,

За зло похвал не ожидать,

Ни за добро вознагражденья;

Жить для себя, скучать собой

И этой вечною борьбой

Без торжества, без примиренья!

Всегда жалеть и не желать,

Все знать, все чувствовать, все видеть,

Стараться всех возненавидеть,

И все на свете презирать!

Искусствовед. Никто из русских писателей не передал с такой потрясающей силой муку одиночества. Вот и врубелевский Демон поражает сочетанием мощи и бессилия, воли и безволия и бесконечным одиночеством.

Сидящий Демон молод. Его печаль незлобна. Им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла. Вокруг него лишь окаменевший пейзаж — каменные цветы, каменные облака. Художник необыкновенно тонко передал то странное состояние души, когда охватывает чувство одиночества и кажется, что от всего окружающего мира ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной.

Это полотно Врубеля напоминает мозаику из драгоценных камней. Какое изумительное сочетание теплых и холодных цветов. Бенуа говорил, что эта картина поразительна, в ней чарующая прелесть. Художник с гениальной легкостью создал свою симфонию траурных лиловых, звучно-синих и мрачно-красных тонов. Иллюстрации к «Демону» можно назвать вершиной мастерства Врубеля-графика.

А вот перед нами «Демон летящий» — «дух изгнанья», легендарное существо с обликом человека и крыльями птицы. Он, изгнанник рая, летит над «грешною землей».

Чтец.

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял...

И башни замков на скалах

Смотрели грозно сквозь туманы –

У врат Кавказа на часах

Сторожевые великаны.

Литературовед. В стремительном полете распростерто его большое тело. Обратите внимание на голову. По словам художника, он писал не столько злобный дух, сколько страдающий, скорбный, но при всем том дух властный и величавый- У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, но все же «царь познанья и свободы», у Врубеля он не царственен - в нем больше тоски и тревоги. Влюбленный по-земному, предстает перед нами Демон в композиции встречи с Тамарой в монастырской келье.

Чтец.

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы,

И, видишь, я у ног твоих!

Тебе принес я в умиленье

Молитву тихую любви,

Земное первое мученье

И слезы первые мои.

Литературовед. В келье происходит трагический монолог героя. Демон произносит свою нечеловеческую клятву и, раскрывая Тамаре космические масштабы ее будущего бытия, обещая дать ей не только все земное, но и открыть «пучину гордого познанья», пробуждает в ней ответную любовь и решимость следовать за ним. Врубель изобразил момент, предшествующий финалу...

Чтец.

Могучий взор смотрел ей в очи!

Он жег ее. Во мраке ночи

Над нею прямо он сверкал,

Неотразимый, как кинжал.

Искусствовед. Здесь Демон лишен женственности, он угловат, резок, лицо острое, древнебиблейского типа, глаз словно выступил из орбиты, отчего взгляд кажется ощутимо проникающим в широко раскрытые глаза Тамары. Она еще сопротивляется страсти, но уже готова к ней. Художник очень тонко изобразил эту раздвоенность Тамары, ее переживания. Одна рука еще будто воздвигает преграду Демону, а другая тянется к объятьям. Думается, невозможно выразительнее и прекраснее раскрыть в рисунке сложнейшее состояние героини, прекрасно переданное Лермонтовым.

Чтец.

Кто б ни был ты, мой друг случайный,

Покой навеки погубя,

Невольно я с отрадой тайной,

Страдалец, слушаю тебя.

Но если речь твоя лукава,

Но если ты, обман тая...

О! Пощади! Какая слава?

На что душа тебе моя?

Ужели небу я дороже

Всех, незамеченных тобой?

Они, увы! Прекрасны тоже...

Демонстрируется слайд (репродукция) картины «Демон поверенный».

Искусствовед. Завершающим в теме лермонтовского Демона, над которым Врубель работал более 10 лет, стало преисполненное трагизма полотно «Демон поверженный». Эта картина была закончена в 1902 году, когда художник был уже болен и ощущал приближение неотвратимого конца.

Все силы его напряжены до предела. Он десятки раз переписывает огромный холст. Современники вспоминали, что уже на выставке «Мир искусств», где экспонировалось это полотно, Врубель продолжал над ним работать. Александр Бенуа вспоминал: «Каждое утро до 12 часов публика могла видеть, как Врубель дописывал своего Демона. В этой последней борьбе (два месяца спустя художник уже находился в психиатрической лечебнице) было что-то ужасное и чудовищное. Всего 12 лет отделяет этот смятенный истерзанный облик от цветущего, полного сил юноши. Лишь в глазах Демона сохранилась та же тоска и сила прозрения.

Биограф 2. С невероятной высоты упал Демон. Бессильно распластаны крылья. В безумной тоске заломлены руки, во всей картине царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры не скрывают трагедии сломленной личности. И если в «Демоне сидящем» 33-летний художник, уже испытавший в жизни невзгоды и разочарования, еще полон сил, то в «Демоне поверженном» Врубель мужественно и невероятно ясно ощутил грядущий финал своей бесконечно тяжелой судьбы.

Страницы: 1 2 3

Екатерина Чобанова # 17 июня 2013 в 16:00 +2
Мероприятие интересное, задумка замечательная. Только мне кажется, что это мероприятие лучше было бы провести как внеклассное, поскольку здесь требуется огромная подготовка как со стороны педагога, так и со стороны детей, а на классном часе просто физически нереально все это охватить.
Анатолий Дмитриевич Бабухин # 20 марта 2017 в 09:15 +1
Как мало становиться занятий посвященных искусству. Жаль. Интерес возрождается, но не так быстро, хотя первые шаги начаты. Интересное мероприятия, наполненное информацией, увлекательно воплощенное в жизнь.Да, нужно проведение дополнительной работы, но результат принесет огромную удовлетворенность. Очень интересно. Спасибо.