Конкурсы

Сотвори себя сам. Классный час, 7 класс

Беседа с учащими средних классов на тему «Сотвори себя сам...»

Содержание беседы дается несколько в «трафаретном» виде. В зависимости от результатов проведенного заранее анкетирования, учитель может развить и дополнить тему па свое усмотрение, используя в беседе свои примеры.

Цель: убедить учащихся в необходимости стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

Задачи: побудить учащихся разобраться в чертах своей личности, правильно и объективно оценивать свои положительные и отрицательные качества своего характера.

Организационные моменты: целесообразно заранее подготовить ребят к предстоящей беседе. На большом листе ватмана выписываются правила самопознания и помещаются на видном месте в классе.

Эпиграфом к беседе может стать такая житейская мудрость: «Не достигнешь большой цели, не покорив малой...»

Правила самопознания

Выясни, на что ты способен, каковы твои положительные качества - это поможет тебе ответить на самый главный вопрос: зачем ты живешь на свете?

Всегда думай над тем, как относятся к тебе люди. Плохо, если ты не признаешь своих недостатков и не исправляешь их.

Хочешь знать себя хорошо - пробуй силы в различных видах деятельности. Помни: чем разнообразнее деятельность, тем полнее в ней развиваются способности и дарования, тем точнее ответишь на вопросы: «На что я способен? Где мое место в жизни?»

Суди о себе по результатам своей деятельности и поведения. Не сваливай вину на других, если что-либо у тебя не получается, ищи причину в себе самом.

Правильно воспринимай критику. Помни: враг твоих недостатков - твой лучший друг. Не верь друзьям, которые тебя хвалят.

Всегда будь готов к действию. Намечая любые варианты решения, отбирая лучших из них, проявляя такие черты характера, как целеустремленность, энергия, деловитость, должен осуществить принятое решение.

Умей достойно преодолевать трудности. Помни: борьба - это цепь поражений, неизменно ведущих к победе.

Дать учащимся время на ознакомление с правилами, размышление и заполнение анкеты. Подобные действия помогут собеседникам -учащимся и учителю -лучше вникнуть в суть вопроса.

Примерные вопросы анкеты:

1. Какова главная цель твоей жизни?

2. Какие качества людей ты считаешь самыми ценными?

3. Какие непростительными?

4. Твой жизненный ориентир (на кого ты бы хотел походить)?

5. Можешь ли ты о себе сказать, что ты человек общительный?

6. Можешь ли ты принимать самостоятельно решения, касающиеся личной жизни?

7. Что у тебя преобладает: терпимость к недостаткам других людей и своим собственным или нетерпимость?

8. Можешь ли ты себя назвать сдержанным человеком?

9. Всегда ли удается вовремя преодолевать возникшие проблемы и трудности?

10. Можешь ли принять свое поражение и оценить по честному свои действия?

Ход мероприятия

Суть беседы сводится к следующему. Каждый человек появляется на свет с уже готовым «набором» врожденных задатков и способностей, как минимум в двух-трех областях. Нет неспособных от природы людей, есть те, у которых задатки не были выявлены и развиты.

Развитие способностей и задатков зависит от общего развития человека. Кто плохо мыслит, тот слабо развит; кому трудно учиться, тому сложно найти свое призвание и найти свое место в жизни.

Нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно заниматься самообразованием.

Школа и другие учебные заведения дают человеку определенный набор знаний, которые он должен постоянно пополнять и углублять. Помочь в этом может специальная литература научно-познавательного, информативного плана; книги; различные усовершенствованные методики и т. п.

Искать себя надо всю жизнь. Без трудолюбия способности ничего не значат, они проявляются и развиваются в постоянной деятельности. В качестве иллюстративного примера приводится жизнеописание английского ученого Исаака Ньютона (1643-1727 гг.), математика, механика, астронома и физика.

Рос он обыкновенным ребенком, разве что очень болезненным, слабым и чрезмерно застенчивым. Школьные годы стали для мальчика первым жизненным испытанием. Исаак плохо учился и был постоянной мишенью для обидных острот одноклассников, так как не мог постоять за себя. Однажды после одного особо жестокого избиения, Ньютон пообещал себе, что заслужит уважение окружающих любой ценой. С этого дня началась серьезная и упорная работа. Вскоре мальчик стал одним из первых в классе по школьным наукам. После усиленной и серьезной подготовки, ценой неимоверных усилий, семнадцатилетний Ньютон поступает в Кембридж, а через пять лет становится магистром искусств и вступает в пору свершений и гениальных открытий.

Жизнь Ньютона с рождения была полна лишений и страданий, но, несмотря на внешние обстоятельства, он упорно осуществлял свою детскую мечту - покорить науку. Когда окружающие восхищались его гениальными открытиями, ученый искренне говорил, что считает себя мальчишкой, черпающим ракушкой воду из океана. А на вопрос, как он смог сделать столько открытий в науке, ответил: «Да я только о ней и думал!».

Признаки способностей - высокая активность человека в той деятельности, в которой проявляются все его возможности. Реализовать себя дано каждому, но не каждый стремится воспользоваться данной возможностью. Для того, чтобы добиться определенных жизненных высот, мало одного желания, необходимо обладать стойкостью, настойчивостью, целеустремленностью, большой силой воли в достижении поставленных задач.

Вопрос к учащимся: Можно ли ожидать какого-либо поступка от человека слабого и безвольного?

Предполагаемый ответ: Вряд ли. Люди такого типа обычно занимают выжидательную позицию, предпочитая «плыть по течению», как можно меньше напрягаясь.

Справка. Воля - это целенаправленное саморегулирование человеком своего поведения, выраженное в способности сознательно преодолевать препятствия и трудности при совершении действий и поступков, направленных на достижение цели. Без преодоления трудностей нет волевого усилия.

Вопрос учащимся: Для чего необходимо тренировать в себе волю?

Предполагаемый ответ: Тренированная воля дает человеку власть над своим поведением, уверенность в своих силах и возможностях.

- В каком случае человека можно назвать волевым? (Волевым можно назвать человека в том случае, если он знает, ради чего добивается поставленной цели.)

Вопрос учащихся к учителю: Как выработать в себе силу воли и научиться управлять собой?

Ответ учителя. Воля воспитывается при тренировке определенных качеств. Необходимо составить перечень качеств, которые вы хотели бы иметь и от которых хотели бы избавиться. Здесь необходимо учитывать свои возможности, воспитывать определенные качества постепенно и систематично.

Вопрос учащихся. А какие это определенные качества?

Ответ учителя. Первое, уверенность в победе над собой, которую надо поддерживать хотя бы маленькими, но ежедневными успехами, подбадривать себя примерами достижений других, это могут быть: любимый герой книги или фильма; известный деятель, близкий тебе человек, знакомый и др.

Второе, самоконтроль, выдержанность. И, наконец, третье - самоотчет (то есть ежедневно ты отчитываешься сам себе, что выполнено тобою, из намеченного на день, а что нет) и самоконтроль.

Далее учителем приводятся малоизвестные факты из биографий великих людей.

Живший более двух тысяч лет назад Демосфен был невероятно застенчив и косноязычен. Его речь окружающие понимали с большим трудом. Долгая и упорная работа над собой сделала Демосфена величайшим оратором Греции.

Альберту Эйнштейну с трудом давалась физика. Однако он ее не только заучил и понял, но и сделал ряд гениальных открытий в этой области.

Вагнер узнал ноты только в двадцать лет, но, несмотря на это, он вошел в историю как крупнейший композитор.

То же самое можно сказать и о А. Хачатуряне. Серьезно заниматься музыкой он стал в девятнадцатилетнем возрасте. С невероятным упорством и настойчивостью постигал он исполнительское и композиторское искусство. В год окончания консерватории, молодой композитор создает Первую симфонию, написанную уверенной рукой мастера. Его балеты «Гаяне», «Спартак» являются настоящими жемчужинами балетной классики. Хачатурян вошел в историю музыкального искусства как глубокий знаток народного творчества Закавказья, одаренный дирижер, неутомимый общественный деятель.

Многое в жизни человека зависит от него самого. Глубоко ошибаются те люди, которые, оправдывая свою бездеятельность, говорят о том, что, мол, все зависит от судьбы: что свыше предначертано - от того якобы не уйти. Человек сам строит свое будущее в соответствии со своей внутренней установкой. Сильный духом сможет преодолеть все препятствия и трудности, возникающие на жизненной пути, реализовать свои возможности, воплотить в жизнь свои мечты.

Дополнительный материал к беседе: «Сотвори себя сам»

О способностях и задатках

В каждом нормальном человеке заложены самые разнообразные задатки, которые могут развиться более или менее, либо не развиться совсем в те или иные способности.

Справка. Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, необходимых для определенного рода деятельности. Они обнаруживаются и проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения приемами и способами деятельности. Они определяют успешность обучения определенной деятельности, ее выполнение и совершенствование в ней.

Способности развиваются в процессе воспитания, самовоспитания, в процессе профессиональной деятельности человека.

Представления о способностях по нашим житейским меркам очень ограничены. Они, как правило, сводятся к сферам интеллекта и искусства, например, музыка, рисование и т. п. На самом деле способности бесчисленно разнообразны. В самом общем виде их можно свести в следующие большие группы:

Интеллектуальные - умственные и мыслительные способности. Интеллектуальные способности проявляются в первую очередь в мышлении и творческом воображении. Развиваются они у каждого как в процессе целенаправленного обучения и самообразования, так и под влиянием сложившихся обстоятельств. Развитие этих способностей во многом определяет общий интеллектуальный уровень человека, его возможности заниматься так называемыми интеллектуальными видами деятельности (математика, философия и др.)

Художественные - экспрессивные, дающие возможность выразить эмоциональное состояние способности. Они есть у каждого: одни проявляют свои способности в каком-либо виде творчества - музыке, литературе и т. п. Другие хоть и не занимаются этим, но глубже и тоньше воспринимают произведения искусства, умеют ценить и наслаждаться ими. У третьих экспрессивные способности проявляются в отношениях с людьми - они глубоко чувствуют состояние другого, могут сильно переживать и сопереживать.

Нередко приходится слышать восхищенное: «У него золотые руки!» или раздраженное, либо сожалеющее: «Не руки, а крюки!» - и это тоже оценка способностей, которые принято называть инструментальными. То есть имеются в виду способности что-либо делать руками, искусно обращаться с инструментами и материалами. Великий Страдивари обладал гениальными руками, которые делали непревзойденные до сих пор скрипки. Есть много людей с сильно развитыми инструментальными способностями, которых образно можно назвать «Моцарт в токарном деле» или «Портной Паганини».

Социальные способности - это способность к общению и умение взаимодействовать с людьми.

Спортивные способности и другие.

Практически у каждого человека есть задатки, которые могут развиться в способности всех названных групп. В большей или меньшей степени, но развиться. Естественно, они разовьются в большей степени, если человек специально озабочен этим. И любые задатки могут заглохнуть, если их не развивать. Способности развиваются в процессе той деятельности, в которой человек участвует. Но важно не просто что-то делать, чтобы развить у себя те или иные способности. Важно делать это осмысленно, с определенной целью, а главное - творчески.

Всякая высшая потребность может развиваться, а может заглохнуть. Потребность в творчестве развивается не только тогда, когда человек что-то творит, но и тогда, когда он творчески относится к своей жизни вообще, ко всему, что ему приходится делать.

Пример: можно нудно и долго заучивать заданное на дом по какому-либо предмету, а можно придумать свою схему изучаемого или особый способ запоминания; почитать или выискать интересную информацию в энциклопедии, научно-популярной литературе и т. п.

Автор: Е. Н. Арсенина

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

День здоровья в школе. Сценарий

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

Нет комментариев. Ваш будет первым!