Классный час «Как защитить себя от болезней», 3 класс

Разработка классного часа о здоровом образе жизни для учащихся начальной школы «Как защитить себя от болезней»

Цель: рассказать о способах оказания доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактике.

«Дыхательные лабиринты» (инсценировка).

Действующие лица: Ведущая, Мариночка (жительница Страны Почемучек), Микроб, Доктор.

Ведущая. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришла жительница Страны Почемучек - Мариночка. В этой стране любимое занятие детей - игры на приставках. Вот и сейчас наша гостья увлечена какой-то игрой. А что же это за игра? Ну что, Мариночка, ты выиграла?

Мариночка. Нет, я никак не могу понять, в чем смысл этой игры.

Ведущая. Ну а как же она называется?

Мариночка. «Любознательный микроб».

Ведущая. Ребята, как вы думаете, что такое микроб?

Дети высказывают предположения.

Мариночка. Я только знаю, что этот микроб должен заразить организм человека.

Ведущая. Ребята, а что должен сделать микроб, чтобы заразить организм?

Мариночка. По-моему, он должен пройти все дыхательные лабиринты, а что это за лабиринты, я не знаю.

Ведущая. А как вы думаете, ребята, что это за лабиринты?

1. Нос.

- Для чего нужен нос?

Ответ: задерживает пыль, согревает воздух, чувствует запахи.

2. Трахея.

- Что это такое и для чего она служит?

Ответ: проводит воздух в бронхи.

3. Бронхи.

- А что это такое, для чего они нужны?

Ответ: они покрыты ресничками, которые задерживают оставшуюся пыль.

4. Легкие.

- Для чего человеку нужны легкие?

Ответ: они обеспечивают организм кислородом и выводят углекислоту.

Мариночка. Ребята, как много вы знаете! А я вообще ничего не знаю. Можно я останусь с вами?

Ведущая. Давайте оставим Мариночку в нашем классе, пусть посидит, послушает и кое-чему научится.

Ребята, а теперь давайте спросим у нашего компьютера, что такое микроб.

На экране появляется Микроб и, как робот, металлическим голосом говорит.

Микроб. Микробы — это мельчайшие живые существа. Слово «микроб» происходит от двух греческих слов: «микрос», что значит «малый», и «биос» - «жизнь».

Мир вокруг вас полон таких существ. Мы везде - в воздухе, в воде, на земле, на вашем теле. Микробы так малы, что глазом и не рассмотришь. Для этого нужен специальный прибор - микроскоп. Микробов на свете великое множество, и все они очень разные. Есть среди них существа «покрупнее» - бактерии, а есть и совсем мелкие - вирусы. В организме человека обитают полезные микробы, без них пища не могла бы перевариваться.

Но, к сожалению, не все микробы хорошие, есть и очень вредные или болезнетворные. Попав в организм, они начинают быстро размножаться и выделять яды. От этих ядов и возникают инфекционные или заразные болезни. Некоторые болезнетворные бактерии и вирусы очень сильны. Проникнув в тело человека, они могут сразу вызвать болезнь, часто - очень тяжелую. Врачи разных стран много трудились для того, чтобы научиться лечить и предупреждать тяжелые инфекционные болезни. Теперь каждому ребенку делают прививки против кори, полиомиелита, туберкулеза и других болезней. Взрослым тоже делают прививки.

Прививка - это введение в организм здорового человека особого вещества - вакцины. Вакцину обычно делают из крови переболевших этой болезнью животных.

Другие микробы, пробравшись в организм, не сразу начинают действовать. Они как бы затаиваются и ждут своего времени. Например, в организме человека обычно находится большое количество бактерий, которые могут вызвать ангину, а человек этот ангиной не заболевает, если он закален, если его организм хорошо сопротивляется микробам. Но стоит организму ослабеть, как бактерии легко проникают внутрь слизистой оболочки, и горло воспаляется.

Болезни возникают не только из-за бактерий и вирусов. Есть и много других инфекционных болезней.

Защитой от вредоносных микробов служит наша кожа, если на ней нет ссадин. Вредоносные микробы свободно могут залететь в рот или нос при дыхании или попасть в глаза. Но и здесь на пути микробов есть надежные защитники, которые находятся в слизистой оболочке носа, рта. Слезы отлично дезинфицируют глазное яблоко. Через микроскоп видно, как микробы тут же исчезают буквально на глазах.

Ведущая. Ребята, а вы знаете, как уберечься от простуды? (Ответы детей.)

Стук в дверь. Входит Доктор.

Доктор. Здравствуйте! Я пришла к вам с проверкой. Ну-ка, покажите мне свои ладошки! (Проверяет и беседует с детьми.)

Сейчас в городе эпидемия гриппа. Некоторые школы даже на карантин закрыли.

- Кто-нибудь из вас болел на каникулах? Да, неприятная штука.

- А как вы определяли, что заболели? Правильно, признаков болезни много.

Один из самых главных - боль. Это очень важный сигнал. Представьте себе, что было бы, если мы не чувствовали бы боль? Боль предупреждает: организм не в порядке, нужно лечиться! А как лечиться? Конечно, хочется поскорее избавиться от боли. Человек спешит принять лекарства. Боль может пройти и от таблетки, но обычно это облегчение бывает временным и боль снова начинает подавать свои сигналы. Поэтому всегда нужно искать причину боли. Лучше всего это сделает врач, он же и назначит подходящее лечение. Есть один очень хороший доктор - твоя мама. Обязательно скажи ей, что у тебя болит, а уже она решит, нужно ли вызвать врача.

Еще один важный признак болезни - повышенная температура. Нормальная температура тела человека - не выше 37 °С. Более высокая температура - это сигнал о возможной болезни.

Лекарства - наши спасители и помощники в болезнях. Но обращаться с ними нужно умело. Ведь даже витаминами можно отравиться, если съесть их слишком много. Твердо запомните несколько правил.

Правила обращения с лекарствами

1. Не принимайте никаких лекарств самостоятельно. Если эта таблетка помогает маме или бабушке, это не значит, что она поможет вам. Она может и навредить.

2. Прежде чем принимать лекарство, нужно проверить срок его годности. Он указан на упаковке. Дома лекарства должны храниться в специально отведенном месте - домашней аптечке.

Доктор показывает аптечку.

Доктор. Если часто принимать некоторые лекарства, организм привыкает к ним и уже не может без них обойтись, требует их.

Но все же, если у вас появились признаки болезни: болит горло, голова или ухо, пропал аппетит, не хочется играть, то есть вы заболели, что нужно делать? (Ответы детей.)

Правильно, позвать на помощь взрослых: позвонить на работу маме или папе. А они вызовут врачей.

- А как помочь больному до прихода врача? (Ответы детей.)

Правила «Как помочь больному до прихода врача»

1. Если больного знобит, необходимо:

• тепло его укутать, надеть шерстяные носки;

• обложить грелками;

• дать теплое питье.

2. Если у больного жар:

• положить на голову холодный компресс;

• чаще проветривать комнату;

• давать больше пить (жидкости).

- А кто мне скажет, зачем больному давать как можно больше пить? (Ответы детей.)

Дело в том, что из организма с водой выделяются ядовитые вещества.

3. Если больной сильно потеет - чаще менять ему белье.

4. При очень высокой температуре можно сделать обтирание тела смесью воды, спирта и уксуса.

5. Любому больному нужен покой.

- Ребята, скажите мне, можно ли вылечиться только при помощи лекарств? (Ответы детей.) А как еще? (Ответы детей.)

6. Еще можно лечиться теплым вишневым компотом, он хорошо сбивает температуру.

7. Если у вас насморк, то можно закапать в нос сок лука, разбавленный водой. А чтобы не пахло луком, добавить в жидкость несколько капель сока петрушки.

8. При воспалении горла, бронхов рекомендуются делать различные ингаляции.

9. При инфекционных заболеваниях следует ставить горчичники. Также рекомендуется пить отвары или настои лечебных трав.

- Какие лечебные травы вы знаете? (Ответы детей.)

Итак, ребята, мы с вами теперь знаем, как помочь больному до прихода врача, но не забывайте, что лечиться самостоятельно нельзя! Вас должен лечить только взрослый человек!

Мне было очень приятно поговорить с вами. До свидания! И не болейте.

Ведущая. Давайте представим себе, что мы надуваем шарик. Для этого мы набираем в легкие как можно больше воздуха, а теперь выпускаем его. Весь воздух, который мы выдохнули после вздоха, называется жизненным объемом легких.

У каждого человека он разный. И его мы можем измерить с помощью прибора, который называется - спирометр.

Каждый человек может укрепить свои легкие. Как, вы думаете, это можно сделать? (Ответы детей.)

Правильно, с помощью физических упражнений, но для того чтобы у вас были здоровые легкие, этого не достаточно.

Вы знаете, что обычные комнатные цветы тоже во многом влияют на здоровье ваших легких? Цветы радуют нас, но не только для красоты они нужны. Ученые установили, что цветы очень полезны для здоровья людей. Когда мы дышим, выделяется углекислый газ, воздух делается тяжелым, спертым, а цветы поглощают углекислоту и выделяют кислород, необходимый для дыхания.

А кто из вас знает, чем дышат цветы? Они, так же как люди и животные, дышат кислородом, а углекислый газ нужен им не для дыхания, а для питания. Дело в том, что растения из углекислого газа и воды образуют для себя питательные вещества и при этом выделяют кислород. Но цветы не только выделяют кислород, обновляя воздух в нашем доме, они еще его и увлажняют, так как от батарей центрального отопления он становится сухим, даже в горле может запершить. Так что, чем больше цветов у вас в доме, тем меньше пыли.

Но посмотрите на цветы. Они ведь такие хрупкие и нежные, и они, конечно же, не в состоянии полностью защитить наш дом от пыли, и насытить воздух кислородом. Как вы думаете, как мы можем помочь им? (Ответы детей.)

Пришло письмо от Микроба.

Ведущая. Ребята, кто мне скажет, как правильно нужно дышать? Через нос или через рот?

Мариночка. Можно я скажу?

Ведущая. Хорошо, ты можешь ответить, но учти, если ты ответишь неправильно, то Микроб выйдет из компьютера, и тогда случится что-то ужасное.

Мариночка. Правильно дышать нужно через... рот!

Появляется Микроб и уводит Мариночку за дверь, затем возвращается в класс.

Микроб. Ха-ха. Я только этого и ждал. С помощью вашей невнимательности мне удалось выбраться на волю, и сейчас я зачитаю вам указ игры «Любознательный микроб». (Читаетуказ)

Ведущая. Ну же, ребята, нам придется выполнить все задания Микроба.

Микроб. Сначала скажите мне, чего мы, микробы, больше всего боимся? (Ответы детей.) Сколько должно быть носовых платков? (Два.) Почему два?

Ведущая. Ребята, а вы знаете, что сначала платок был зубным? А в Европе платок был украшением.

Микроб. А что необходимо сделать, чтобы защитить комнату от нас, микробов? (Ответы детей)

Ну что ж, я вижу, что вы все знаете, и мне ничего не остается, как вернуть вам Мариночку, а затем вернуться в свою страну.

Мариночка возвращается, а Микроб уходит.

Мариночка. Ребята, большое вам спасибо за то, что вы спасли меня от этого злого Микроба! Мне тоже пора возвращаться в свою страну. До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Секреты здоровья

Классный час «Здоровье в саду и на грядке», 3 класс

Классный час: Гигиена труда и отдыха, 3 класс

Сценарий сказки для учащихся начальных классов «Приключения Пети»

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 классов

Нет комментариев. Ваш будет первым!