Классный час «Легко ли быть хорошим?». Начальная школа

Сценарий классного часа об этических нормах и правилах поведения для младших школьников

Цели деятельности педагога: способствовать формированию представлений об этических нормах и правилах поведения в социуме, мотивационной сферы гигиенического поведения, знания правил личной гигиены; содействовать воспитанию ответственного отношения к своему здоровью, осознанию необходимости соблюдения гигиенических требований.

Воспитательные результаты:

- результаты первого уровня: формирование у школьников знаний об этических нормах и правилах поведения в социуме, о правилах личной гигиены; овладение способами самопознания, рефлексии;

- результаты второго уровня: формирование у школьников ценностного отношения к законам этики, ответственного отношения к своему здоровью.

Оборудование: аудиозапись «Песенки про лень»; карточки с проблемными ситуациями; задание для игры «Заморочки из бочки»; загадки; карта путешествия.

Сценарий занятия

I. Сообщение темы занятия,

- Сегодня на занятии мы узнаем, легко ли быть хорошим.

- Научиться быть добрым, справедливым, совершать хорошие поступки трудно. Но мы должны помогать своим друзьям принимать правильные решения, поступать гак, чтобы не делать плохо ни себе, ни другим.

II. Решение конфликтных ситуаций.

- Для выполнения следующих заданий разделимся на две команды. Я раздам листочки с небольшими рассказами, описывающими конфликтные ситуации. В конце каждого рассказа - вопрос, на который вы должны дать ответ.

Текст рассказа для первой команды.

Анна Ивановна уже давно была на пенсии, но все еще работала техничкой в школе. Ее стараниями на этаже всегда было чисто и уютно. Вот и сейчас, сделав свои дела, она шла по коридору и по-хозяйски смотрела, все ли в порядке. Вдруг Анна Ивановна увидела грязные следы на полу, которые вели в шестой класс. Она зашла в класс и увидела Алешу Смирнова, который сидел за партой в грязных ботинках. Он никогда не переобувался, потому что ему было лень это делать. Анна Ивановна попросила его переобуться и убрать за собой грязь. Но Алеша грубо ответил, что мыть полы ее обязанность и ей за это деньги платят. Старая женщина молча вышла из класса. Все ребята слышали этот разговор, но никто не поддержал Алешу. Им было стыдно за поступок своего одноклассника. Они решили поговорить с Алешей.

Текст рассказа для второй команды.

На уроке ребята прочитали рассказ и приготовились отвечать на вопросы по тексту. Учительница Наталья Сергеевна задала первый вопрос, и все ребята дружно подняли руки. Васе очень хотелось, чтобы его спросили первым. Он выше всех тянул руку, тряс ею, всячески старался привлечь внимание учительницы. Но Наталья Сергеевна строго посмотрела на него и спросила тихую девочку Женю. Вася насупился, с шумом захлопнул учебник и всем своим видом показывал, что он обиделся. А когда учительница спросила его, Вася отказался отвечать. На следующий день он также вел себя на чтении. Урок закончился. Наталья Сергеевна отпустила всех ребят, а Васю попросила остаться, побеседовать.

- А у нас в классе бывают такие ситуации?

- Расскажите, как вы помогаете своим товарищам исправить свои ошибки.

- Трудно ли избавиться от вредных привычек?

III. Игра «Заморочки из бочки».

- Давайте проверим себя, умеем ли мы принимать правильные решения в трудной ситуации. Поиграем в игру «Заморочки из бочки». Согласно выбранным вами «заморочкам» вы в своей команде обсудите ситуацию и решите, как правильно поступить.

Задания для игры.

• В классе был мальчик, которого не понимали и отвергали. С ним никто не хотел дружить. Что бы вы посоветовали одноклассникам?

• Воскресенье. По телевизору идет интересный фильм. Но мама попросила срочно сходить в магазин за хлебом. Как ты поступишь?

• Мальчик в столовой во время полдника выбрал самое большое яблоко и положил рядом со своей тарелкой. Что вы можете сказать о мальчике?

• Ваш одноклассник курит. Ему нужны деньги на сигареты. Вы увидели, как он отобрал 10 рублей у первоклассника. Ваши действия?

IV. Игровые задания.

На доске красочно оформленная карта маршрута игры- путешествия в город Чистоты и Порядка.

- «Человеком быть трудно. Стать Человеком - большая работа», - сказал поэт Э. Межелайтис. Слово «Человек» написано с большой буквы, но это не ошибка. Человек с большой буквы - это настоящий, хороший человек. Но если хорошим быть трудно, то зачем быть хорошим? И как отличить хорошего от плохого? На эти вопросы мы ответим на сегодняшнем занятии.

Родился человек, маленький, беззащитный. Он еще ничего не знает и ничего не умеет. Но его все любят.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется верной опорой твоей.

В. Берестов

- Но вот человек растет, учится говорить, ходить, что-то делать. Он учится общаться сначала с родителями, а потом и с другими людьми в садике, в школе, на улице и в других местах. И по тому, какие поступки он совершает, что делает, мы можем сказать, плохой он человек или хороший. Ведь о человеке судят по его делам и поступкам.

- Однако маленький человек не всегда знает, какие же поступки и дела плохие, а какие хорошие. Его этому еще надо научить. Учат его прежде всего родители, учителя, воспитатели и его товарищи. Учат этому и книжки. Вот какой ответ на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, дает поэт В. Маяковский.

Инсценировка учениками и учителем стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». В ходе чтения стихотворения к доске прикрепляют карточки с написанными на них плохими или хорошими качествами человека в соответствии с прочитанным отрывком.

ХОРОШО                      ПЛОХО

Чистоплотный              Грязнуля

Защитник                      Драчун

Трудолюбивый             Хулиган

Храбрый                       Трус

Опрятный                      Неряха

На доске нарисованы две лесенки. Одна ведет наверх, другая вниз.

- Из маленького свиненка вырос большой свин. Ребята, охарактеризуйте человека, которого можно назвать «свином».

- Захотят ли с таким человеком общаться другие люди?

- Возьмут ли такого человека на хорошую работу?

- Сможет ли он создать хорошую семью?

- А вот другая лесенка ведет наверх, к успеху.

- Успешный человек - это какой человек?

- Сегодня мы, друзья, отправимся в путешествие. Приглашаем всех принять в нем участие: поиграть, пошутить, посмеяться. И, конечно же, мы приглашаем всех наших друзей хорошенько подумать обо всем, что увидим и услышим. Итак, начинаем наше путешествие!

- Наш автобус отправляется. Ребята! Садитесь поскорее, занимайте места все, кто любят порядок и чистоту. (Педагог передвигает автобус по карте путешествия.) Наша первая остановка на станции Грязнулька.

- Здесь живут люди, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за чистотой в своих квартирах. Мальчики и девочки по утрам не спешат к умывальнику или крану с водой, чтобы мыться. Ногти их «черными бархатом обшиты». Дети перестали чистить свою обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком. Самым странным человеком на станции Грязнулька считался мальчик, о котором рассказал поэт Л. Яхнин в стихотворении «Очень правдивая история».

Подготовленные ученики читают стихотворение.

Жил на свете мальчик странный –

Просыпался поутру

И бежал скорее в ванну

Умываться. Я не вру.

Хотите - верьте, хотите - нет.

 

Руки мыл зачем-то с мылом,

А лицо мочалкой тер...

На руках все пальцы смыл он,

Щеки в дырах до сих пор.

Хотите - верьте, хотите - нет.

 

Сыну мама запретила

Умываться по утрам.

Убрала подальше мыло,

Перекрыла в ванной кран.

Хотите - верьте, хотите - нет.

 

Мальчик этот был упрямый,

Маму слушать не хотел.

Умывался по утрам он

И, конечно, заболел.

Хотите - верьте, хотите - нет.

 

Тут к нему позвали разных

Самых лучших докторов.

И диагноз был таков:

«Если мальчик будет грязным –

Будет он всегда здоров».

Вы мне верите?!

- Как вы думаете, ребята, можно ли заболеть от чистоты? Правильный ли диагноз поставили врачи?

- Школьники на станции Грязнулька перестали следить за своими волосами, перестали их постригать. Ученые определили, что волосы живут в среднем от двух до четырех лет. За год они успевают отрасти на 12-15 сантиметров. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать, и, прежде всего, ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю голову следует мыть теплой водой с шампунем. А чтобы никому не пришлось пережить историю, которая произошла с одним мальчиком, волосы необходимо регулярно постригать.

Подготовленные ученики читают стихотворение.

СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ

Мальчик стричься не желает,

Мальчик с кресла уползает,

Ногами упирается.

Слезами заливается.

 

Он в мужском и женском зале

Весь паркет слезами залил.

А волосы растут!

 

Парикмахерша устала

И мальчишку стричь не стала.

А волосы растут! А волосы растут!

 

Год прошел, другой проходит...

Мальчик стричься не приходит.

А волосы растут! А волосы растут!

 

Отрастают, отрастают,

Их в косички заплетают...

 

- Ну и сын, - сказала мать, -

Надо платья покупать.

Мальчик в платьице гулял,

Мальчик девочкою стал.

И теперь он с мамой ходит

Завиваться в женский зал.

Э. Успенский

- Школьники на станции Грязнулька очень плохо относятся к своим вещам. Их портфели, книги и тетради находятся в ужасном состоянии. Да и сами дети неряшливы: одежда измятая, грязная, лицо и руки всегда в чернилах.

Подготовленные ученики читают стихотворение.

НЕРЯХА

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик.

 

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок,

Из штанины вырван клок.

 

Мне, признаться, неприятно.

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

 

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он - этот ученик?

В. Лившиц

- Нам странно и неприятно видеть таких школьников. Но среди вас, ребята, таких мальчиков и девочек нет. Потому что все мы хорошо знаем следующие правила.

1. Чистота - залог здоровья.

2. Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью.

3. Нечистоплотность —- это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.

- Внимание! Вы слышите сигнал отправления? Наше путешествие продолжается. На нашем пути встречается город Лентяйск (педагог передвигает автобус по карте путешествия).

Станция Грязнулька и город Лентяйск находятся близко друг от друга. Люди, проживающие в них, - дружные соседи, потому что между ними много общего. Как вы думаете, ребята, чем же они похожи?

Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках и, конечно же, плохо учатся. Такие ребята не хотят выполнять поручения. Лентяи не любят чисто писать в своих тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать своим родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал один ученик.

Подготовленные ученики читают стихотворение.

ПЕТЯ МЕЧТАЕТ

Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было!

……………………..

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места –

Вот была бы красота!

 

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй...

Б. Заходер

- Некоторые девочки и мальчики забывают хорошее и очень важное правило: у каждой вещи должно быть свое место. К этому следует приучить себя на всю жизнь. Такая привычка помогает хорошо учиться, успевать за день сделать массу различных дел. Порядок необходимо соблюдать во всем: портфель не должен валяться на полу; мокрые кеды нельзя ставить в ящик с обувью, не просушив их; кожуре от апельсина, оберткам от конфет не место на полу. В уголке школьника тетради и книги должны лежать в определенном порядке. Тогда не надо будет ничего искать: все всегда под рукой и в нужный момент вещи легко взять.

Подготовленные ученики читают стихотворение.

ПОЧЕМУ КОРОТКИЙ ДЕНЬ?

Почему короткий день?

Ты искал с утра ремень.

А потом резинки, а потом ботинки!

Убирай все с вечера –

Искать будет нечего!

От себя прогонишь лень,

И длиннее станет день!

И. Демьянов

Учащиеся поют «Песенку про лень» (муз. В. Тугаринова, сл. И. Михайловой).

1. Если лень к тебе привяжется случайно,

Прогони ее подальше в тот же час,

Потому что это стыдно и печально,

Если лодыри растут еще у нас.

Припев:

Гони ее, гони ее, пожалуйста,

В окошко или в дверь!

Гони ее, гони ее без жалости

И хитростям не верь!

 

2. Если долго ты в постели провалялся,

Если выучить уроки не успел,

Если маме помогать ты отказался,

Значит, ленью ты серьезно заболел.

Припев.

3. Ленью можно друг от друга заразиться,

Лень прилипчива, как клей или смола.

И одно лекарство только есть - трудиться,

Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

- Теперь наш путь к полустанку Угадай-ка (педагог передвигает автобус по карте до полустанка Угадай-ка). На полустанке живут очень любознательные люди. Здесь взрослые и дети любят читать книги. Они с удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах. Школьники здешней школы предлагают путешественникам пословицы, поговорки и загадки. Прочитайте их внимательно, ребята, и объясните, как вы их понимаете:

• Кто аккуратен, тот людям приятен.

• Чистота - лучшая красота.

• Чисто жить - здоровым быть.

• Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

• Чистая вода для хворобы беда.

- А сейчас, друзья, отгадайте загадки:

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец - глупца, баран - барана.

Овцу в нем видела овца,

А обезьяну - обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало.)

 

Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (Расческа.)

 

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит -

Она станет чище. (Платяная щетка.)

 

Гладко, душисто, моет чисто,

Нужно, чтоб у каждого было.

Что это, ребята? (Мыло.)

 

Ношу их много лет,

А счету не знаю.

Не сею, не сажаю –

Сами вырастают. (Волосы.)

 

Лег в карман и караулю

Реву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос. (Носовой платок.)

 

Во мне два «К»

Писать не забывайте,

Таким, как я,

Всегда бывайте. (Аккуратный человек.)

 

Вот какой забавный случай:

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый,

На полу не видно луж.

Все ребята любят... (душ).

 

В Полотняной стране,

По реке Простыне,

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать. (Утюг.)

- Наш автобус мчится все быстрее. Скоро мы подъедем к городу Чистоты и Порядка. А пока остановка. Это станция Бережливых. Здесь живут ребята, которые с детства привыкли бережно относиться ко всему. Ученики станции Бережливых всегда помнят, что нужно беречь школьное имущество.

Новая парта, черные крышки.

В новеньких ящиках новые книжки.

Краскою пахнет, смолою сосновой,

Парте приятно быть чистой и новой.

- На этой замечательной станции нигде не увидишь школьника, которой пинает свою шапку вместо мяча или бьет по столбам своим портфелем. Вы скажете: «Причем же здесь бережливость? Ведь это мои личные вещи». Верно. Но нельзя забывать, что в них вложен труд многих людей. Эти вещи купили тебе родители на деньги, которые они заработали. И поэтому их нужно беречь. Школьники станции Бережливых никогда не поступят так, как в стихотворении И. Пивоваровой «Портфель»:

Я ужасно гордый! Новый я и твердый.

Я пузатый, я блестящий, я из кожи настоящей,

Я... Я... Я... Ой, где ручка моя?

И зачем я полетел? Я портфель - я не птица.

Мне по воздуху летать вовсе не годится!

 

Почему это на мне кто-то едет с горки?

Я не санки, я портфель, новый я и гордый!

Ну а вы давно прошли правило сложения,

А не знаете еще правил уважения.

- Внимание! Внимание! Мы въезжаем в город Чистоты и Порядка. Посмотрите вокруг: какие чистые и нарядные улицы! По тротуару идут аккуратные и веселые дети. Одежда у них в полном порядке, воротнички и манжеты рубашек белоснежные. Обратите внимание, как красиво выглядит школьное здание, как много вокруг него зелени! Все газоны аккуратно подстрижены, дорожки посыпаны песком, и везде чистота и порядок. Хорошо и уютно жить в таком городе, где нет лентяев и грязнуль.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.

ОТКУДА БЕРУТСЯ ЛЕНТЯИ?

Откуда берутся лентяи?

Может, лентяи с Луны прилетают?

Откуда берутся грязнули?

Может, грязнуль с Сатурна столкнули?

 

Время листает календари,

Пишет новые словари.

Слов там таких не найдешь:

«Трусость» и «ложь».

 

Исчезнут слова, как дым:

«Ябеда» и «подхалим».

По может история выйти такая:

Старый словарь где-нибудь откопают,

 

В споре сойдутся ученые мира:

Что означает «лентяй» и «задира»?

Что означает «неряха», «болтун»?

Куда они делись - на Марс, на Нептун?

А может, в созвездии Львов

Разгадка загадочных слов?

В. Коркин

- Взрослые и дети в этом городе любят трудиться. Однажды ученые города придумали для школьников такой костюм, который всегда остается чистым и нарядным. Послушайте историю про костюм, рассказанную Б. Копалыгиным в стихотворении «Про опрятного неряху»:

Ученые-химики сшили костюм.

И вот что пришло тем ученым на ум:

Чтоб нам испытать и штаны, и рубаху,

Давайте, друзья, мы отыщем неряху.

 

Но трудно ученым неряху найти,

Не знают, куда за неряхой пойти.

Грязнуль остается все меньше на свете,

Но где-то ведь есть неопрятные дети?

 

И вот объявляют десятки газет:

«Грязнули, вас ищет ученый совет.

Пусть тот, кто не чистит, а пачкает брюки,

Хоть раз да послужит на благо науки».

 

Явился один мальчуган на совет,

Взглянул председатель и вымолвил: «Нет!

Пятно от чернил посадил на рубахе,

А тоже себя зачисляет в неряхи!»

 

Явился второй мальчуган на совет,

Взглянул председатель и вымолвил: «Нет!

Неделю всего-то не гладил он брюки.

И думает, будет полезным науке!»

 

И третий пришел мальчуган на совет,

Таких замарашек не видывал свет.

Мальчишка сто пятен имел на рубашке,

Как будто играл с трубочистом в пятнашки.

 

Светились на брюках три тысячи дыр,

Он был всех нерях и грязнуль командир.

Вот тут просиял сам профессор на стуле:

«Вот это неряха! Вот это грязнуля!»

 

И хором решил весь ученый совет:

«Такой подойдет. Возражений нет!»

И вот нарядили, как надо, неряху:

Ну что ж, испытай нам штаны и рубаху.

 

Он брюки борщом за столом обливал,

Рубашкой он брюки свои вытирал,

У лужи неряха нарочно стоял,

Чтоб грязью его обливал самосвал.

 

Но как он испортить костюм ни старался,

Наряд его новым и чистым остался.

Неряху хвалили: «Какой молодец!

Смотрите, опрятным он стал наконец!»

 

А вот о чудесном костюме - ни звука,

Мол, я молодец, а потом уж наука!

V. Итог занятия.

- Теперь подведем итоги путешествия в город Чистоты и Порядка. Пусть каждый класс, родная школа будут у нас городом Чистоты и Порядка. От лени у вас есть только одно лекарство - труд.

- На самом деле не бывает людей только плохих или только хороших. В каждом из нас есть и хорошее, и плохое. Но для того чтобы хорошего было больше, нужно очень постараться, поработать над собой. И тогда у вас в жизни все получится.

- Сейчас я раздам вам листочки; вы напишите на них, какие хорошие качества есть в вас, и прочитаете. Эти листочки мы сохраним и будем в них дописывать те хорошие качества, которые вы приобретете в дальнейшем. Эти качества помогут вам стать хорошими, успешными людьми.

- На сегодняшнем занятии мы с вами еще раз уточнили, что такое хорошо и что такое плохо; обсудили, каким же нужно быть, чтобы тебя считали хорошим человеком.

- А сейчас ответим на главный вопрос нашей беседы: легко ли быть хорошим? (Нет, быть хорошим, добрым, совершать правильные поступки не всегда легко.)

- Но твоя доброта к тебе же добром и вернется. Доброта подразумевает справедливые решения в пользу других. Ради доброго поступка можно уступить, помочь, поделиться. Нужно с другими поступать так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Зачем человеку семья», 4 класс

Классные часы в 4 классе. Разработки

Классный час в 4 классе совместно с родителями

Классный час «Слава хлебу на столе!», 4 класс

Классный час в 4 классе «Мои вершины»

Валерия Сергеевна Боденова # 24 июня 2020 в 17:43 0
Очень интересный материал. Стихи хорошо подходят к данной теме. Станции весёлые и интересные, каждая из них достаточно подробно показывает информацию и помогает детям лучше усвоить тему. Цели занятия достигнуты. Все этапы классного часа соблюдены.
Данный материал учит детей быть хорошими людьми и помогает развивать только положительные качества личности в них.
Пока читала, сама почувствовала, что отправилась в путешествие по этим станциям, мне это очень понравилось, СПАСИБО.