Классные часы в 4 классе. Разработки

Конспекты классных часов для 4 класса

В любом расписании уроков есть особая строка — классный час. К этому понятию можно подходить по-разному. Некоторые классные руководители проводят его формально, подводя итоги успеваемости и дисциплины за неделю, некоторые используют его для подготовки к общешкольным мероприятиям, есть и такие, кто посвящает классные часы всевозможным нотациям и назиданиям. Творчески работающие педагоги понимают, какую уникальную возможность для развития личности ребенка дает классный час, если его грамотно подготовить и провести, тем более, что классный час — это не какая-то определенная форма работы, а настоящее поле для творчества учителя.

Не умаляя воспитательного потенциала урока, скажем, что именно классный час позволяет классному руководителю с наибольшей полнотой выполнить свои воспитательные функции. Именно здесь педагог получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам, неслучайно классный час нередко называют воспитательным часом.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, истории, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Ориентирующая состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Направляющая предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность.

Таким образом, классный час позволяет осмыслить, оценить окружающую действительность и выработать собственную модель поведения. Работа, проводимая на классных часах, может повлиять на выбор учащимся жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.

Формы работы учителя и учащегося на классном часе также разнообразны: это беседа, игра, психологический тренинг, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, инсценировки, викторины. Особенностью классных часов в начальной школе является и необходимость постоянно менять форму деятельности, даже если классный час проводится в течение 20—30 минут. Причем следует иметь в виду, что при ведущей роли педагога учащиеся не должны быть пассивными слушателями, необходимо максимально включить их в совместную работу, стимулировать их творческую активность, создать условия, для того чтобы каждый мог высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Только самостоятельное участие ребенка в обсуждении нравственных проблем, жизненных ситуаций может дать серьезный воспитательный эффект, которого невозможно добиться никакими поучениями и наставлениями.

Нередко классный час требует определенной подготовки. Так, еще до его проведения классный руководитель организует работу с отдельными группами учащихся: готовит инсценировки, выразительное чтение, наглядные пособия, предлагает учащимся что-либо прочитать предварительно. Но главное — психологическая подготовка: необходимо настроить учеников на серьезный разговор. В связи с этим учащимся необходимо заранее сообщить тему классного часа, предложить вопросы для обдумывания, заблаговременно подготовить помещение, оформить тематический стенд с указанием темы и необходимыми цитатами и т. д.

Тематика классных часов может быть предельно многообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Помимо организационных классных часов в практике педагогов широкое распространение получили тематические, которые могут быть посвящены морально-этическим проблемам, проблемам науки и познания, эстетическим проблемам, вопросам государства и права, вопросам здорового образа жизни, психологическим проблемам, проблемам экологии и пр.

В начальной школе особую значимость, на наш взгляд, приобретают классные часы, связанные с этической проблематикой и вопросами культуры поведения. Переход ребенка в школу — важный этап в его жизни. По сравнению с этапом дошкольным значительно расширяются контакты ребенка с окружающим миром, ширится круг общения, в определенной мере меняется его социальная роль, усложняются требования, предъявляемые ребенку со стороны взрослых, сверстников, да и сами жизненные ситуации, в которые попадает маленький школьник. Более того, именно в этом возрасте вырабатываются те понятия о доброте, отзывчивости, честности, о нормах общения с окружающими, которые будут определять поведение человека на протяжении долгих лет. Известно: что заложено в раннем детстве, то остается на всю жизнь.

Разработки классных часов, представленные в этом разделе, как раз и посвящены формированию поведенческой культуры и общепринятых моральных норм.

Культура поведения — это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры.

Все темы предлагаемых занятий можно разделить на три направления: личностная культура, культура взаимоотношений и правила хорошего тона.

Раздел «Воспитание личностной культуры» включает ряд занятий, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Раздел «Формирование культуры взаимоотношений» на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность нравственных отношений между людьми.

Начиная с первого класса, необходимо дать детям представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми, раскрыть их нравственную сущность. Нравственная сущность взаимоотношений заключается в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. Самый благодатный материал — литературные образы, поэтому на каждом занятии используется много произведений детской художественной литературы. Благодаря художественному образу, ребенок постепенно начинает оценивать себя — свои мысли, поступки, отношения с другими людьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром. Анализируя поступки литературных героев, учитель помогает ребенку разобраться в поступке, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку. В результате такой работы формируется умение оценивать других и критически относиться к себе.

Раздел «Правила хорошего тона» помогает детям освоить нормы и правила поведения в школе, на улице, в общественном месте. Усвоение каждой нормы требует определенного уровня обобщения жизненной ситуации. Ребенок постоянно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами. Отношение ребенка к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязательности выполнения на основе внутреннего принятия. Внутренний мир ребенка формируется через анализ и оценку действия как своих, так и окружающих его людей.

В связи с этим педагогу в выборе темы классного часа следует руководствоваться не только заранее составленным планом, но и конкретными ситуациями, складывающимися в классе. Однако, организуя разговор на нравственно-этическую тему, педагог должен быть предельно тактичным и деликатным, хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, его семейную ситуацию, чтобы ни в коем случае не ранить ребенка. Кроме того, даже если классный час проводится в связи с возникшей в классе сложной этической ситуацией, он не должен превращаться в коллективное осуждение ее участников (это тема для индивидуальной работы), но формировать представления об общих принципах человеческого общежития.

Классные часы для младших школьников 4 класса

Викторина для школьников 11-12 лет на тему: "Женщины в космосе", посвящённая Дню космонавтикиОписание: Викторина рассчитана на возраст ребят 11-12 лет, т.е. для учащихся 4-5 классов. Подойдёт для внеклассного мероприятия классным руководителям. Викторину можно провести на тематическом классном часу, посвящённом Дню космонавтики. Цель: расширение кругозора учащихся школы. Задачи: 1. закрепить понятие «космос»; 2. вспомнить женщин-космонавтов; 3. узнать новую информацию; 4. повысить соревно...

Конспект классного часа для 4 класса на тему «Будем делать хорошо и не будем плохо»I. Беседа по теме Вот что сказала поэт Л. Татьяничева: «Делать людям хорошо - хорошеть самому». — Как вы понимаете слова «хорошеть самому»? — Значит ли это, что, чтобы быть хорошим человеком, надо делать то, что нравится людям? Эпиграфом к нашему уроку станет стихотворение А. Чепурова. (Читают дети.) Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте, Земля доб...

Конспект классного часа для 4 класса на тему «Я выбираю кашу»I. Игра «Пословицы запутались» — Продолжите пословицы. • Много снега... (много хлеба). • Ржаной хлебушко... (калачу дедушка). • Хлеб на стол... (и стол престол.) • Хлеб... (всему голова). • Все приедается,... (а хлеб нет). • Снег на полях... (хлеб в закромах). • Есть хлеб... (будет и песня). • Хлеб... (это жизнь). • Хлеба край... (так и под елью рай). • Хлеб-батюшка... (кормилец). • Кашу маслом... (не испортишь). • Щи да к...

Конспект воспитательного занятие на тему «Дружба и друзья» для 4 классаЦель: Знакомство с источником благоприятного общения. Задачи: 1. закрепить понятия «друг» и «дружба»; 2. получить позитивный социальный опыт; 3. осмыслить личностные качества; 4. развить эмпатию. Участники: обучающиеся 4 класса Продолжительность: 1 академический час (45 минут) Материалы: листы бумаги формата А4, шариковые ручки; карточки с ситуациями, проектор, ноутбук, экран. Ход занятияПедагог: Здравствуйте, ребят...

Конспект занятия по правовому воспитанию на тему "Мои права и обязанности" для учащихся 4 классаСоставитель: Трубинова Ирина Викторовна, социальный педагог. Цель: формирование у учащихся 4 класса знаний о правах и обязанностях, воспитании дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека. Задачи: 1. познакомить с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией о правах человека; 2. научить отстаивать свои права; 3. уметь применять знание прав и обязанностей на практике. Оборудование: н...

Конспект классного часа для 4 класса на тему «Вредные привычки»Цель: Пропагандировать здоровый образ жизни; Задачи: - воспитывать негативное отношение к вредным привычкам; - формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения; - воспитывать умения противостоять давлению сверстников, контролировать свои поступки; - побуждать детей к формированию у себя хороших привычек. Оформление класса: а) на доске: - Эпиграф: «Бедность - от лени, а болезнь - от невоздержанности». (Посло...

Конспект классного часа для 4 класса час на тему «Ты и твои друзья»Цель: на доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми. Задачи: - раскрыть сущность нравственных отношений между людьми; - развивать нравственные качества учащихся – умение дружить, беречь дружбу; - развивать умение рассуждать; - воспитывать внимательность, доброжелательное отношение к окружающим. Подготовительная работа: дети оформляют выставку «Кто я через 20 лет?». Ученики с...

Внеурочное занятие Защита организма и укрепления здоровья в весенний периодТехнологическая карта занятия Цель занятия: формирование представления о защите организма и укрепления здоровья в весенний период Задачи: Обучающие: 1. Расширить и обобщить знания учащихся о здоровом образе жизни. 2. Расширить и обобщить знания учащихся о защите организма в весенний период. 3. Способствовать формированию представлений учащихся об укреплении здоровья в весенний период. Развивающие: 1. Способство...

Методическая разработка классного часа на тему «Уроки Победы», посвященная Победе в Великой Отечественной войне. Начальная школа Методическая разработка классного часа предназначена для учащихся начальных классов, содержит краткие сведения о событиях ВОВ, а также историю празднования Дня Победы. Оформление: На большом экране название мероприятия, на боковых экранах детские рисунки тема: «Победа глазами детей». У каждого участника урока на груди Георгиевская ленточка , на головах дет...

Классный час для младших классов "Справедливость. Что это такое?"Цель: познакомить с понятием «справедливость» 1. Словарная работа: чердак, припасена, кадушка, сведала, гречка, горячка, повой, почать, поскребыш. 2. Чтение сказки «Медведь и лиса».* * *Жили-были медведь и лиса. У медведя в избе на чердаке была припасена кадушка меду. Лиса про то сведала. Как бы ей до меду добраться? Прибежала лиса к медведю, села под окошечко: — Кум, ты не знаешь моего гречка! — Что, кума, у тебя за горячка...

Сценарий викторины «Памяти князя Ярослава Мудрого» для учащихся 3-5 классовАвтор: Лутковская Виктория Александровна, заведующая филиалом, МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детская библиотека-филиал №5, досуговый центр «Журавлик». Материал будет полезен воспитателям групп продленного дня, учителям, библиотекарям. Мероприятие для учащихся 3-5-х классов. Направлено на привлечение внимания детей к истории России, к биографии Киевского князя Ярослава Мудрого. Цель: привлечение к чтению, знакомство с истор...

Классный час для младших школьников "Поговорим о милосердии"Цель урока: 1. Расширить знания воспитанников о милосердии, о понимание милосердия и применение в жизненных ситуациях. 2. Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки. 3. Воспитывать гуманность, толерантность, милосердие. План классного часа 1. Определение милосердия. 2. Постановка проблемы. 3. Что необходимо для милосердия? 4. Человек – пример милосердия. 5. Благотворительность. 6. Фонд «Подар...

Внеклассное мероприятие для детей 10-11 лет на тему: «Что такое опасность и как её избежать»Автор: Трубинова Ирина Викторовна, социальный педагог ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум» Описание материала: предлагаю вам разработку игры на тему «Что такое опасность и как её избежать» для учащихся 4-5 класса с презентацией. Ребята часто попадают в сложные жизненные ситуации. В данной игре мы познакомимся, какие качества человека могут привести его в ловушку к злоумышленникам и как избежа...

Отрицательные эмоции и способы их выражения»Цель занятия: научить разнообразным способам выражения отрицательных эмоций. Задачи: - помочь ребёнку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и, как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека; - активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы ребёнок мог увидеть, почувствовать, «услышать», раздражение и гнев, и, тем самым, лучше осознать их природу и смысл; - показать и научить детей безопасным спо...

Викторина "С любовью к природе", 4-5 классыОписание: Данный материал будет полезен для учащихся 4-5 классов. Викторину можно использовать в учебном процессе, на классных часах, во внеклассной работе. Цели: расширение кругозора детей, их знаний об окружающем мире, способствовать воспитанию экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желанию заботиться о ней. Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.Ход занятия.Дети делятся на ...

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Зачем человеку семья», 4 класс

Классный час в 4 классе «Мои вершины»

Классный час «Слава хлебу на столе!», 4 класс

Классный час «Образ русской женщины», 4 класс

Классный час в 4 классе совместно с родителями

Нет комментариев. Ваш будет первым!