Внеурочное занятие «Мои права и обязанности», 4 класс. Конспект и презентация
Конспект занятия по правовому воспитанию на тему "Мои права и обязанности" для учащихся 4 класса
Составитель: Трубинова Ирина Викторовна, социальный педагог. Цель: формирование у учащихся 4 класса знаний о правах и обязанностях, воспитании дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека. Задачи:
1. познакомить с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией о правах человека;
2. научить отстаивать свои права;
3. уметь применять знание прав и обязанностей на практике. Оборудование: ноутбук, принтер, экран, листы бумаги А4, лепестки для аппликации.
Ход занятия
Социальный педагог: В Древности человек отвоевывал свои права силой. Слабый человек не имел никаких прав. Если у слабого появлялся сильный защитник, который помогал ему отстоять свои права, тогда у слабого человека появлялись права на жизнь и свою собственность. Но человек со временем становился более цивилизованным и мудрым и понял, что сильным заступником слабого человека может стать государство.
Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в её основном законе. Кто может назвать его? (Дать ребятам высказаться)
Социальный педагог: Правильный ответ Конституция Российской Федерации. (Слайд №2)
Социальный педагог: Ребята как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на нашем занятии? (Дать ребятам озвучить свои варианты ответов)
Социальный педагог: Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня на нашем занятии я не буду предлагать вам заучивать правила, статьи, а просто вместе с вами постараемся узнать, понять какие основные права есть у вас, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте.
Как вы понимаете, что такое право? … (Дать ребятам озвучить свои варианты ответов)
Социальный педагог: «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»
А кто заботится о вас и отвечает за ваши права до 18 лет? (Дать ребятам высказаться)
Социальный педагог: Конечно, ваши родители, семья. Но о детях заботятся не только в семье.
Кроме родителей есть ещё организации, которые защищают права людей. Кто-то из вас может назвать международную организацию, которая защищает права человека?
Социальный педагог: После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. (Слайд №3)
Социальный педагог: Какие международные праздники вы знаете, посвящённые правам человека? Кто-то может их назвать. (Дать ребятам высказаться) Правильный ответ Социальный педагог: Давайте посмотрим на слайды №4,5,6
1)1 июня (Международный день защиты детей)
2)20 ноября (Всемирный день прав ребенка) Отмечается по решению ООН в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребенка..
3)10 декабря (Международный день прав человека) В 1948 принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность.
Социальный педагог: А сейчас я предлагаю вам выполнить несколько упражнений, которые помогут лучше понять сегодняшнюю тему.
1. Упражнение «Страна, которую создал Я» Социальный педагог: Представьте, что вы создали новую страну, где ещё не проживает ни один человек, и где нет ни законов, ни правил. Ребята вашего класса будут первыми жителями данной страны. Вы не знаете, кем вы там будете, какую должность будете занимать. Задание: Разделитесь на группы по 4 человека. Каждая группа должна написать три права, которые, по их мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в этой стране. Права нужно записать на листок бумаги и озвучить. После обсуждения учащиеся выбирают права являющиеся, по общему мнению, наиболее важными.
2. Упражнение «Вспомни сказку»
Социальный педагог: Все мы с детства знаем и читаем сказки. Но оказывается, даже в сказках права героев иногда нарушаются. Сейчас вам предстоит определить какие права сказочных героев были нарушены.
Из русской народной сказки «Жихарка» посадила лиса маленького человечка Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь, желая съесть к обеду. Какое право хотела нарушить лиса? (право на жизнь) (Слайд №7)
2. В сказке Шарля Перро «Золушка» какие права 16 летней девушки были нарушены?
С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. Она заставляла ее делать всю работу по дому и не давала ни минуты покоя. То и дело слышалось:
– А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды!
– Давай, бездельница, подмети пол!
– Ну, чего ждешь, грязнуля, подкинь дров в камин!
От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли. Вскоре все, даже отец, стали называть ее Золушкой, да и она сама позабыла свое имя. (право на отдых и досуг, право на собственное имя) (Слайд №8)
3. В русской народной сказке «Теремок» какое право зверей было нарушено?
Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
(право на неприкосновенность жилища) (Слайд №9)
4. В сказке Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал образованным человеком. В стране, где жил и папа Карло и Буратино образование могли получать только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить АЗБУКУ для Буратино. О каком праве для своего ребёнка мечтал папа Карло? (право на образование) (Слайд №10)
5. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» братца Иванушку похитили из дома гуси-лебеди и унесли Бабе Яге в лес. Баба Яга не отпускала Иванушку из избушки на курьих ножках, наблюдала за ним, чтоб он не сбежал. Какое право Иванушки нарушили гуси-лебеди и Баба Яга? (право на свободу) (Слайд №11)
6. В русской народной сказке «Лиса и заяц» также были нарушены права зайца. А какие подумайте и скажите.
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная.
Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет зайчик да плачет… (Право на жилище) (Слайд №12)
7. В русской народной сказке «Колобок»лиса съела Колобка. Какое право было нарушено в данной сказке? (Право на жизнь) (Слайд №13)
8. В сказке К. Чуковского Бармалей нарушает права детей, а какие именно?
«Ну, пожалуйста, мой милый,
Мой любезный Бармалей,
Развяжите, отпустите
Этих маленьких детей!»
Но злодей Айболита хватает
И в костёр Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!»
А бедные дети под пальмой лежат,
На Бармалея глядят
И плачут, и плачут, и плачут!
(Право на медицинское обслуживание)(Слайд №14)
Социальный педагог: Мы с вами с некоторыми правами человека, а теперь давайте поговорим об обязанностях.
Как вы думаете, какая самая главная обязанность сейчас у вас школьников? (Дать ребятам высказаться)
Социальный педагог: Правильно, учиться.
Какие еще у вас есть обязанности? (Дать ребятам высказаться)
3. Упражнение «Права и обязанности» Социальный педагог: А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Для этого нам нужно будет встать.
Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - приседаете.
1) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).
2) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).
3) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).
4) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).
5) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).
6) Родители занимаются воспитанием своих детей (Обязанность - топают ногами).
7) Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).
8) Каждый школьник должен соблюдать правила внутреннего распорядка школы (Обязанность - топают ногами).
4. Упражнение «Вставь нужное» Социальный педагог: Ребята посмотрите на следующие слайды и подумайте какое слово нам необходимо вставить.
1. Пусть ты пока еще ребенок,
Но должен знать уже с пеленок,
Что ты уже России сын,
Пусть маленький, но (гражданин) (слайд №15)
2. Как работу строить верно,
Как решать: кто прав - неправ
Правил свод давно придуман,-
Называется (устав) (слайд №16)
Социальный педагог: В школе также есть свой Устав, как вы думаете, где нам можно с ним ознакомиться? (Правильный ответ на сайте школы)
3. По законам мы живем
Утром, вечером и днем
Орган, где их создают
Все (парламентом) зовут (слайд №17)
4.Сказка учит нас друзья
жить без домика нельзя
Лисе, зайке, поросёнку
Даже глупому мышонку
Ох, как нужно нам оно
Это право на (жильё) (слайд №18)
5.Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на (образование) (слайд №19)
5. Упражнение «Народная мудрость» Социальный педагог: Посмотри на слайды и продолжи пословицу и определи какие права человека в ней отражены.
1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования) (слайд №20)
2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг) (слайд №21)
3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу) (слайд №22)
4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом) (слайд №23)
5.Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы) (слайды №24)
6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом) (слайды №25)
6.Аппликация «Мои права и обязанности»
Раздаются лепестки и серединки цветка. В середине одного цветка ребята пишут словосочетание: Мои права. На лепестках ребята пишут права, которые есть у него. На листок бумаги А4 приклеивается цветок виде ромашки. (Лепестков может быть разное количество, кто, сколько посчитает приклеить на свой цветок)
Примерные слова, которые могут находиться в лепестке:
1. жизнь;
2. образование;
3. досуг;
4. медицина;
5. имя:
6. отдых;
7. библиотека;
8. свобода;
9. жилище;
10. труд;
11. родной язык;
12. информация;
13. защита;
14. семья;
15. частная собственность и др.
В середине второго цветка ребята пишут словосочетание: Мои обязанности. На лепестках ребята пишут права, которые есть у него. На листок бумаги А4 приклеивается цветок виде ромашки. (Лепестков может быть разное количество, кто, сколько посчитает приклеить на свой цветок)
Примерные слова, которые могут находиться в лепестке.
1. учиться;
2. выполнять устав школы;
3. выполнять правила внутреннего распорядка школы;
4. уважать взрослых;
5. культурно вести себя:
6. опрятно одеваться;
7. слушаться родителей;
8. выполнять домашнюю работу;
9. не опаздывать на уроки;
10. не пропускать уроки без уважительных причин и др.
Социальный педагог: Давайте поведем итог.
Что нового вы сегодня узнали? Была ли полезна вам информация, которую вы сегодня получили? (Дать ребятам высказаться)
Социальный педагог: Спасибо ребята за ваши ответы. Мне было сегодня с вами очень интересно беседовать. Вы все молодцы.
Ирина Викторовна, спасибо за приглашение. Ознакомилась с вашей публикацией. Неординарный, творческий подход к освещению очень важной и нужной темы! Прекрасная иллюстрация прав и обязанностей детей на примере сказок. Такие примеры надолго останутся в детской памяти. Придуман интересный прием для закрепления учебного материала: предусматрина смену деятельности детей- аппликация. Слайды презентации ярко и красочно сопровождают занятие. Я порекомендовала бы и воспитателям подготовительной группы провести такое занятие. Примите мой голос!
Ирина Викторовна, добрый день! Ознакомилась с вашим конспектом занятия «Мои права и обязанности» для 4 класса. Публикация мне очень понравилась. Материал очень разнообразен и полезен. Презентация дополняет занятие иллюстрациями. Примите мой голос!
Ирина Викторовна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на знакомство с конспектом занятия по правовому воспитанию "Мои права и обязанности".
Тема затронута важная. Раскрыта интересно и грамотно.
Ваша публикация - это находка для коллег, обогащение презентацией, ещё бонус.
Голосую +3, желаю ВАМ УСПЕХОВ!!!
Добрый день. Это потрясающе! Конспект настолько интересен, что я предложу его своим коллегам со школы. Мне кажется это мероприятие (с вашим конспектом) можно провести в любом классе, а не только в четвертом. Голосую обеими руками.