Цели и задачи классного часа
Классный час целесообразно провести по окончании изучения темы «Образ Древней Руси» на уроках истории или литературы. Поэтому целями данного классного часа будут следующие:
— приобщение к духовно-нравственным ценностям России;
— знакомство учащихся с образом русской женщины, созданным в литературе, изобразительном искусстве, в музыке, а также с ролью костюма в облике человека;
— знакомство учащихся с новыми словами: «этнография», «исторический музей», названиями элементов старинной одежды, отсутствующих в современном костюме.
Оборудование классного часа
Зрительный ряд: репродукции картин: Аргунова «Неизвестная в русском костюме», В. М. Васнецова «Снегурочка», М. А. Врубеля «Царевна Лебедь», В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», «Свадебный поезд»; фотоплакаты.
Литературный ряд: книги Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», А. С. Пушкина «Сказки», А. Н. Толстого «Петр I».
Музыкальный ряд: русские народные песни в исполнении Ж. Бичевской.
Литературные произведения о русских женщинах
Учитель: С незапамятных времен художники и поэты восхищались необыкновенной красотой русской женщины. И дело не в том, что русские женщины от природы очень хороши собой. Настоящая красота — это свет глаз, царственная плавная походка, душевность и скромность, природный ум и самоотверженность, способность любить.
Невольно приходят на память стихи Н. А. Некрасова (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» «Есть женщины в русских селеньях ...»).
Как А. С. Пушкин описывает прекрасную Царевну Лебедь:
А сама-то величава,
Выступает будто пава...
А может быть, еще кто-нибудь из вас расскажет нам стихи о русских женщинах?
(Дети читают стихотворение С. Есенина «Хороша была Танюша».)
Спасибо, вы порадовали меня, я тоже очень люблю стихи Сергея Есенина. Как трогательно и правдиво изображена судьба русской женщины в этом стихотворении. В самом деле, часто в России жених и невеста даже не знали друг друга до свадьбы.
А вы заметили, как Сергей Есенин описывает в стихотворении, как была одета бедная Танюша? Упоминается главная деталь женского костюма. Какая?
Вот и в русских народных песнях часто упоминается именно сарафан. Всем известна песня «Не шей мне, матушка, красный сарафан». А я вам принесла сегодня менее известную песню «Зеленый сарафан». Ее поет замечательная исполнительница народных песен Жанна Бичевская.
В русские старинные костюмы одеты также героини ваших любимых сказок. Какие?
(Снегурочка, Елена Прекрасная, Царевна-Лебедь, Василиса Премудрая, Марья-искусница.)
Правильно. И вот представьте себе, что перед художником встает задача нарисовать иллюстрации или сделать эскизы костюмов к спектаклю-сказке или историческому фильму.
С архитектурой проще, хоть что-то, да сохранилось, а как с одеждой? Так уже давным-давно никто не одевается. Как же нам узнать, как одевались люди в те давние времена?
Есть такая профессия — этнограф. Этнографы — удивительные люди. Они ездят в самые глухие дальние деревни, находят там бабушек, которым скоро сто лет, может быть, исполнится. Эти бабушки поют старинные песни, открывают свои сундуки, достают старинные вышивки, украшения, костюмы, а также прялки, веретена и другие инструменты, которые достались им от их бабушек и прабабушек. Таким образом можно проникнуть на 150—200 лет назад, в прошлое. Потом по зарисовкам воссоздаются народные костюмы.
(Демонстрируются фотоплакаты.)
Но нас 150-200 лет, пожалуй, не устроят. Мы с вами хотим посмотреть фильм о московском князе Иване Калите. Он жил 700 лет тому назад. Что же нам делать?
Вот для того чтобы выполнить такую работу, художники идут в архивы (место, где хранятся старинные рукописи, книги, рисунки). А еще существует музей живописи, где выставлены картины старых русских мастеров. Есть и исторические музеи, например: Оружейная палата в Москве, где можно увидеть подлинные костюмы русских царей, настоящие украшения, оружие, посуду, другие предметы быта. Ну и, кроме того, описание одежды можно найти в исторических романах. Позвольте вам прочитать отрывок из романа А. Н. Толстого «Петр I».
Старинная одежда русских женщин
Классный руководитель зачитывает и обсуждает с учениками отрывок из главы «Свадьба» романа А. Н. Толстого «Петр I».
Это описание для нас особенно ценно потому, что это последняя царская невеста, которая выходила замуж в традиционном русском костюме, так как ее будущий муж царь Петр I заставил дворян и бояр одеваться по европейской моде. А простой народ еще по крайне мере лет 300 одевался по русским обычаям. А ведь одежда в России, кроме своей главной функции — согреть человека, играла еще одну, но очень важную роль. Вспомните, ребята, пословицу: «Встречают по одежде — провожают по уму». В самом деле, по тому, как русская женщина была одета, можно было сказать о ней почти все. При этом в основе костюма была уже знакомая нам по мужскому костюму рубашка. Только у мужчины она была первым слоем одежды. Женщины же под рубаху надевали не очень длинную сорочку без рукавов. Рубашка же была длинной, до пят, с длинными рукавами, причем носили их и крестьянки, и дворянки. Они различались только тканью. Если простой народ одевался в домотканую льняную материю, то у дворянок и боярышень рубашки были шелковые, из тканей, привезенных из дальних стран. Рукав укреплялся на запястье деталью, которая так и называлась «запястье», их украшали вышивкой, бисером, жемчугом.
Простые девушки тоже по мере сил и возможностей украшали свой костюм. Не так дорого, зато всю душу вкладывали в эту работу, ведь от того, насколько ты искусна и трудолюбива, часто зависела судьба, удачное замужество.
А вот дальше в костюме простонародья и знати появились различия. В простонародном костюме следующим (третьим) слоем шел сарафан. Сарафан — это одежда без рукавов, снизу доверху застегивающаяся на пуговицы. Боярышни и дворянки надевали поверх рубашки «летник», как правило, из богато расписанного шелка, также застегнутый сверху донизу на пуговицы, но уже с рукавами. Причем длиной рукава часто Доставали пола. Понятна ли вам теперь пословица: «Работать спустя рукава»? В прохладную погоду носили «опашень» — уличную одежду с рукавами, тоже очень длинными, а зимой — дорогую шубу.
Народ попроще в прохладную погоду носил душегрейку (короткую, широкую безрукавку), ну а зимой все носили шубы из теплого материала. Русский мороз — не шутка. Правда, у крестьянок они были покороче и попроще.
Особое внимание уделялось головному убору. С непокрытой головой женщина вообще не могла выйти на улицу. Незамужние девушки носили кокошники (плоское украшение, которое укреплялось на специальной шапочке) и венцы круглой формы. Размер и красота головного убора зависели от богатства и знатности его обладательницы. Ну и украшением любой девушки была коса (совсем не редкость были косы толщиной в руку и длиной до пят). В косу вплетались разноцветные ленты и даже нитки жемчуга. А вот замужней женщине ни в коем случае не разрешалось показывать свои волосы посторонним. Головной убор меняли прямо в день свадьбы. Он назывался «кика» — это шапочка суконная, парчовая, шелковая, часто имевшая рогатую форму (дань языческому почитанию кормилицы-коровы). На улицу поверх кики надевали платок или покрывало, чтобы ни одной волосинки не было видно.
Итак, что мы можем сказать о женщине, которая одета в тот или иной костюм?
(Ответы детей.)
Подведение итогов классного часа
Классный руководитель проводит краткую беседу с учащимися:
— Каковы особенности старинного женского костюма?
— Какие черты характера русской женщины прославляли писатели, поэты, художники и композиторы?
— Какие черты характера русских женщин в старину сохранились и у современной женщины?
Классный час «Зачем человеку семья», 4 класс
Классный час «Слава хлебу на столе!», 4 класс
Классный час в 4 классе «Мои вершины»
Ольга Викторовна Смольянова # 27 сентября 2017 в 18:49 0 |