Цель
— объяснить, насколько важны доверительные отношения между родителями и детьми.
Задачи
Разобрать типичные ошибки в поведении родителей и детей.
Методические рекомендации
Для наиболее верного результата при проведении теста проследить за тем, чтобы участники не контактировали между собой, а отвечали на вопросы самостоятельно.
Учитель. Нам всем трудно, когда нас не понимают. Но еще сложнее, когда нас не понимают самые родные нам люди. А ведь именно они первыми должны прийти на помощь, если у нас что-то случится. Не всегда это получается — у нас всегда свои дела стоят на первом месте. А нужно научиться быть более понимающими и терпимыми к другим. Сегодня мы проведем занятие, которое поможет вам лучше разобраться в ваших взаимоотношениях и понять, почему же иногда нужно уступать интересам родного человека.
ТЕСТ
Учитель. Для начала давайте проведем небольшой тест, с помощью которого вы поймете, так ли хорошо вы друг друга знаете. После того, как вы ответите на все вопросы, нужно будет сравнить ответы родителей и детей (попарно):
1. Какого цвета глаза у родителя/ ребенка?
2. Какой любимый цвет у родителя/ ребенка?
3. Какое любимое блюдо у родителя/ ребенка?
4. Какое любимое животное у родителя/ ребенка?
5. Какое любимое время года у родителя/ ребенка?
Родители и дети сравнивают свои результаты.
Учитель. Если у вас совпали все ответы, то считайте, что вы очень дружная семья, которая внимательно относится даже к мелочам. Это похвально, и все должны стремиться к таким показателям.
Если у вас не совпадают всего несколько ответов, то это тоже нестрашно, поскольку вы все же знаете любимые вещи друг друга. Но при этом, согласитесь, что вопросы были довольно простые, поэтому постарайтесь проводить больше времени вместе и обращать внимание на самые простые, но самые важные вещи.
А вот, если у вас не было ни одного совпадения, то стоит задуматься. Почему так мало вы знаете друг о друге, что не можете сказать даже элементарных вещей? Давайте все вместе разберем основные ошибки взрослых и детей, исправив которые, вы сможете достичь взаимопонимания.
Проблема 1. Слишком заняты
Учитель. Из школы дети приходят обычно уставшими. Это вам, родителям, кажется: «что такого, посидеть пару часов за партой». На самом деле дети устают от умственного труда в школе ничуть не меньше, чем вы, взрослые, когда приходите с работы. Каждому хочется отдохнуть, и нет никакого дела до того, что же произошло за сегодняшний день. Так же и ребята полные эмоций не всегда учитывают тот фактор, что родители не валялись целый день на диване, а работали. Как быть в такой ситуации, когда родители и дети слишком заняты для общения друг с другом? (Вопрос к родителям.)
Родители отвечают.
Учитель. Самое важное — это найти хотя бы пару часов для общения друг с другом. Если ребята находят время, чтобы поболтать в течение нескольких часов по телефону со своими друзьями, а родители тоже находят время, чтобы обсудить рабочие разговоры дома, то тогда что же мешает пойти вам друг другу навстречу и провести это время вместе! Вам явно есть о чем поговорить. Хотя бы обсудить интересные события дня. В школе каждый день происходит что-то новое. А часто ли вы, родители, интересуетесь у своего ребенка, что нового он сегодня узнал? Проявляете ли вы интерес к его учебе, кроме просмотра дневника? Непонимание между родителями и детьми возникает именно из-за того, что вам не хватает элементарного общения.
Решить эту проблему довольно легко: вы можете устроить вечером семейный кинопросмотр, сделать любимое блюдо. Заведите привычку вообще что-то делать вместе. Совместная деятельность очень объединяет. Родители никогда не должны говорить, что у них нет времени на детей. Время есть, нужно его только выделить. Как часто родители взрослых детей говорят о том, что они совсем потеряли контакт с ними. А ведь основы таких раздоров лежат именно в детстве. Ребятам нужно, чтобы вы их послушали, чтобы уделяли им время, ведь дороже собственных детей и их интересов у вас ничего нет.
Проблема 2. Разные интересы
Учитель. Каждый человек — индивидуальность, поэтому интересы у каждого разные. Как часто родители не понимают увлечений своих детей и не считают это ошибкой! Наверняка среди собравшихся ребят есть такие, которые хотят стать актерами или музыкантами, а родители считают, что это неперспективные профессии и уже сейчас решают за детей выбор собственной профессии. А ведь ребята учатся только в младших классах! Родителям бы неплохо и самим вспомнить, о чем они мечтали в детстве. И совпадают ли ваши мечты с тем занятием, которым вы занимаетесь сейчас. Пусть поднимут руки те, чья мечта сбылась.
Родители поднимают руки.
Учитель. Вы понимаете, что в мечтах нет ничего плохого. Наоборот, если у человека есть цель и он точно знает, чего хочет, то это нужно поддерживать его в своих начинаниях. Если ребенок хочет стать музыкантом, то нужно отдать его в музыкальную школу. Это сразу убьет несколько зайцев: во-первых, он будет занят любимым делом, во-вторых, будет занят в свободное время, в-третьих, ребенок поймет, хочет он этим заниматься или нет. Вы не просто должны понимать его увлечение, а обязательно поддерживать его. Иногда родители не принимают увлечений детей, поскольку считают их очень травмоопасными. Например, мальчики любят кататься на скейтбордах. А родители им не разрешают этим заниматься. Поэтому они тайком после школы идут на площадки и катаются. Может наступить такой момент, когда родители узнают об этом секрете, и тогда конфликта не избежать. Родители будут злиться из-за двух вещей: из-за того, что дети их обманывали и из-за того, что не слушали. Они заботятся о здоровье своих детей. Конечно, есть доля риска, что ребенок при падении может сломать себе руки или ногу. Но ведь существуют средства зашиты.
Поэтому позвольте своим детям делать свой выбор самим, чтобы не приходилось потом жалеть, что вам еще и не доверяют. Некоторые из родителей согласны, что дети должны заниматься в секциях, но часто этот выбор они делают за детей. Одному хочется играть в баскетбол — его отправляют в художественную школу. Кому-то нравится лепить из глины — а ему говорят, что надо идти в секцию по плаванию. Согласитесь, что это нечестно по отношению к вашим детям. В свободное время они должны заниматься любимым делом, а не насиловать свой организм. Поэтому прислушивайтесь к тому, о чем говорят ваши дети, ведь они очень часто говорят о том, что действительно хотят делать.
Проблема 3. «Я сам» и «Нам лучше знать»
Учитель. Главная проблема взрослых и детей — это то, что родители не могут до конца доверять своим детям, считают их еще глупыми. Для них всегда дети останутся детьми, которые многого не понимают. А ребятам наоборот хочется самостоятельности. Они хотят показать своим родителям, что уже стоят многого и многое умеют. Как быть детям, которые в свой адрес каждый раз слышат от родителей: «Нам лучше знать, как ты должен сделать». Ну, как же они могут лучше знать? Понятно, что учиться нужно на чужих ошибках, но откуда родители знают, какие ошибки совершат их дети. Кроме того, дети должны уметь и проигрывать, должны знать, что такое отрицательный результат. Если все детство родители будут опекать своих чад, то вполне возможно, что они и не совершат ошибок. Но родители не всегда будут рядом. Поэтому лучше оступиться на ранних этапах, чем после совершать глупости. Каждый человек должен прокладывать себе сам дорожку, поэтому позвольте и вы своим детям сделать это. А дети, в свою очередь, должны понять, что доверие родителей заслужить сложно. Нужно быть внимательным и стараться отвечать за свои поступки самостоятельно. Если вы будете каждый раз делать глупости, то родители вряд ли будут вам доверять.
Вопрос о том, когда же можно доверить детям самостоятельный выбор, важен для многих родителей. Но ответ на него очень прост: как только дети сами захотят что-то делать сами. При всей любви родителей и опеке, и взрослые и дети должны понимать, что родители не всегда будут рядом со своим чадом. К самостоятельности ребенок должен прийти естественным путем. Если же ограничивать и «защищать» ребенка от всего, а потом дать полную свободу, то для него это окажется полным шоком и ребенок просто не сможет приспособиться.
Проблема 4. «Не лезь не в свое дело»
Учитель. Практически каждый ребенок слышал от родителей это выражение в свой адрес. О чем это говорит? О том, что с мнением ребенка не считаются. Если не считаются, значит, оно не важно и ребенка не уважают. А как должен чувствовать себя ребенок в семье, где его не уважают? Почему-то между собой взрослые члены семьи более уважительны. А ведь ребенок такой же член семьи, как и другие. Его мнение тоже должны учитывать. Родители часто думают, что дети еще многого не знают. Конечно, это так. Но это вовсе не означает, что ребенку нечего сказать. Его мнением должны интересоваться. С ребенком нужно обсуждать все интересующие его темы. Разве это плохо, если ребенок задает вам вопросы, если интересуется вашей работой? Они же вам не говорят подобных слов в ваш адрес, когда вы интересуетесь школьной жизнью своих детей. Почему же тогда вы позволяете себе подобные высказывания?
А как же быть детям, которые слышат это каждый раз? Если родители уже на протяжении всей недели говорят это каждый день, то, пожалуй, нужно послушаться их. Каждый человек устает на работе. А если возникают какие-то проблемы, то обсуждать их вообще не хочется, особенно дома. Домой человек приходит, чтобы отдохнуть, побыть с семьей, расслабиться. А если каждый день спрашивать их о своих проблемах, то неудивительно, что родители отвечают подобным образом. Если они захотят поделиться, то обязательно поделятся. В этом вопросе главное — это соблюдать дистанцию, как взрослым, так и детям. Родители должны знать, о чем можно рассказывать детям, а о чем нельзя. Но, безусловно, их нужно просвещать.
Проблема 5. Опять крики
Учитель. Существуют такие родители, которые приходят домой после тяжелого трудового дня уставшие и злые и вымещают свою злость на детях, которые ни в чем не виноваты. А если еще ребенок умудрился получить в школе плохую оценку, то вообще караул. Родители и кричат, и ругают детей. А все из-за собственных проблем. Как бороться с проявлением таких эмоций? Нужно помнить, что работа со всеми ее проблемами должна оставаться на работе, а дом — совершенно неподходящее для нее место. В доме должны царить уют и доброта. Это то место, куда хочется приходить с работы и отдыхать, забыв обо всех проблемах.
Дом — это семья, поэтому и заниматься дома нужно именно этими проблемами, которых тоже бывает немало. Пускай даже те же плохие отметки ребенка. Как с этим быть? Кричать, наказывать или просто поговорить и выяснить причину? Конечно, самый лучший способ — это разговор. Спокойный, без криков и слез. Только сильный человек умеет контролировать свои эмоции, поэтому родители должны быть очень сильными людьми. Крик — это очень яркое проявление своих эмоций. От радости люди тоже кричат, но от злости — это совсем другое дело. Если дети знают, что у родителей и так хватает проблем, то им лучше постараться, чтобы они не добавляли им еще и своих. Учеба — это не такое уж и сложное дело. Нужно только терпение и старание, и тогда вы будете вознаграждены по заслугам. И, принеся домой дневник с пятеркой, вы можете услышать очередной крик, только радостный. А это куда приятнее.
Срываться дома из-за проблем на работе — это удел слабых людей. А вот научиться контролировать свои эмоции — это довольно трудоемкий процесс, который требует немало затрат. Кстати, в рассмотренной ситуации родители, как и дети, могут помочь друг другу. Как мы уже отмечали, важно, чтобы родители и дети проводили время вместе. Подготовьте вместе с ребенком домашнее задание: вы и чаду своему поможете, и сами отдохнете от своей работы.
Подведение итогов
Учитель. Это главные ошибки во взаимоотношениях родителей и детей. После того, как мы их рассмотрели, оказалось, что их довольно-таки легко избежать. Ведь не так сложно прислушиваться к мнению друг друга, уважать его, контролировать свои эмоции. Главное, чтобы это шло с обеих сторон. Если будут стараться только одни дети или только родители, то ничего все равно не получится. Поскольку вы одна крепкая семья, то все должны делать вместе. А чтобы добиться еще большего успеха, то и помогать друг другу всегда. Вы не должны бояться спрашивать совета или делиться секретами. Делиться мыслями, желаниями, мечтами, рассказывать о планах и проблемах. Чтобы понимать друг друга, нужно быть открытым и всегда идти на контакт. Кто же нам поможет лучше, чем самые близкие люди! К ним мы обратимся в первую очередь, и именно они подскажут нам верное решение.
Классный час «Слава хлебу на столе!», 4 класс
Классный час в 4 классе «Мои вершины»
Классный час «Зачем человеку семья», 4 класс