Цели и задачи классного часа
— Продолжить воспитание отрицательного отношения детей к наркотическим веществам;
— выяснить вместе с учащимися, какие качества личности повышают риск возникновения наркотической зависимости, а какие помогают воздерживаться от употребления одурманивающих веществ;
— показать роль самооценки в отказе от употребления наркотических веществ;
— учить учащихся находить у одноклассников положительные качества личности, ценить позитивные свойства и достоинства своей личности.
Обсуждение проблемы: «Самооценка как регулятор поведения»
Вначале проводится тестирование, причем учащимся не сообщается, что целью его является определение самооценки.
На доске в столбик выписаны следующие качества: беспечность, вспыльчивость, жизнерадостность, застенчивость, капризность, медлительность, мнительность, настойчивость,
нервозность, осторожность, пассивность, смелость, терпеливость, увлекаемость, упрямство, уступчивость, холодность, нерешительность, энергичность, энтузиазм.
Если учащимся непонятны значения некоторых терминов, то учитель должен пояснить их.
Учащимся дается такая инструкция: приведен ряд положительных и отрицательных качеств личности. Разделите страницу на три колонки таким образом:
1. Идеал |
2. Антиидеал |
3. Я —реальное |
|
|
|
В колонку № 1 «Идеал» выпишите из написанного на доске списка те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют идеальной личности.
В колонку № 2 «Антиидеал» выпишите отрицательные качества, которыми идеальный человек, по вашему мнению, не должен обладать.
В колонку № 3 «Я — реальное» выпишите из написанного на доске списка те качества, которыми, по вашему мнению, обладаете вы сами.
Просьба работать самостоятельно, в данном случае важно ваше личное мнение, а не мнение соседа.
Учитель: Теперь в списке № 3 обозначьте знаком «+»(плюс) те качества, которые совпадают с идеалом (список № 1), и знаком «—» (минус) те качества, которые совпадают с антиидеалом (список № 2). Подсчитайте следующие значения:
Н — количество качеств, совпадающих с идеалом «+».
М — количество слов в столбце «Идеал».
Вычислите коэффициент К по формуле: К = Н : М.
Затем учащимся сообщается, что с помощью этого теста они определили свою самооценку, и предлагается проанализировать результаты, руководствуясь следующими критериями:
Если К > 0,5 — самооценка завышена.
Если К < 0,5 — самооценка занижена.
Пределы нормы К — от 0,45 до 0,55, в этом случае самооценка считается адекватной.
Теоретический материал для учителя: «Самооценка как регулятор поведения»
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.
Человек оценивает себя двумя путями: путем сопоставления своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и путем сравнения себя с другими людьми. Самооценка является важным регулятором поведения личности. От нее зависят отношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Если самооценка не соответствует действительности, то поведение человека становится неадекватным.
Если самооценка занижена, то человек:
— склонен чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия;
— хуже приспосабливается к условиям жизни;
— трудно сходится со сверстниками;
— учится и работает, расходуя больше сил, чем нужно;
— не уверен в себе, от критики приходит в отчаяние;
— слишком критичен к себе;
— имеет повышенный уровень тревожности.
При заниженной самооценке наркотические вещества могут стать для человека возможностью самоутвердиться, доказать себе и другим свою значимость.
Если самооценка завышена, то человек:
• слишком уверен в себе, в своей правоте и исключительности;
• не проявляет критичности и требовательности к себе;
• ставит себя выше других, что может привести к конфликтам;
• теряет внутренний стимул для развития личности.
К сожалению, завышенная самооценка тоже является фактором риска употребления наркотических веществ.
Самый низкий риск употребления наркотических веществ у подростков с адекватной самооценкой. Если самооценка адекватна, то человек:
• делает ошибки и учится на них;
• принимает свой физический облик таким, как есть, даже если он несовершенен;
• исследует новые возможности и интересы, используя их как потенциал для роста;
• пребывает в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими людьми;
• с уважением относится к другим;
• заботится о своем физическом здоровье.
Обсуждение проблемы: «Как можно повысить самооценку?»
В ходе выполнения работы по определению учащимися своей самооценки учитель может пройти по рядам и выяснить, у кого из учащихся самооценка занижена, чтобы затем привлечь их к выполнению упражнений на повышение самооценки и дать рекомендации учителям, как помочь этим учащимся.
Разбить класс на подгруппы по 5—7 человек. Всем учащимся дается задание написать суждения о каждом из членов своей подгруппы, включая себя, в которых речь шла бы о положительных сторонах личности каждого. При этом не имеет значения, знаете ли вы с хорошей стороны этого человека или нет, нравится он вам или нет. У любого человека, даже у того, кого мы не любим, можно найти положительные качества, которые мы признаем и ценим. Затем один человек из подгруппы садится в центре на «горячий стул», он будет получать «мощные бомбардировки» — слушать, как остальные говорят в его адрес то, что ценят в нем превыше всего. Слушающий должен благодарить каждого из говорящих, выбирая один из трех вариантов ответов: «Благодарю вас», «Спасибо, я с вами согласен», «Спасибо, это звучит так хорошо, что хочется услышать еще раз». Затем «мощную бомбардировку» получает каждый член группы по очереди. Учащиеся могут пользоваться предварительно сделанными записями.
После этого с классом можно провести обсуждение проделанной работы по следующим вопросам:
— Что вы переживали, слушая положительные оценки в свой адрес?
— Что из сказанного было для вас неожиданностью?
— Какое из высказанных мнений вам понравилось больше всего?
— Трудно ли обдумывать то, что вы цените в одноклассниках?
— Трудно ли говорить об этом?
— Как вы считаете, влияют ли мнения и высказывания других в ваш адрес на то, что вы думаете о себе?
— Как, по-вашему, ход наших мыслей о самих себе влияет на наши поступки?
— Считаете ли вы, что люди, которые о себе хорошего мнения, склонны воздерживаться от употребления наркотических веществ?
Учитель: У каждого человека имеются все основания чувствовать хорошее отношение к себе. Мы должны заботиться о себе, что предполагает отказ от одурманивающих веществ.
Подведение итогов классного часа
В краткой беседе учитель разбирает с учащимися ситуацию: «А теперь подумайте, какие качества личности помогают воздерживаться от употребления одурманивающих веществ?». (Внутренний самоконтроль, целеустремленность, чувство юмора, умение сказать «нет», умение постоять за себя, умение обращаться за помощью к другим людям, умение стать на сторону другого человека, умение прогнозировать последствия своих поступков; система ценностей, совпадающих с социальными ценностями; и т. п.)
Классные часы в 4 классе. Разработки
Классный час «Слава хлебу на столе!», 4 класс
Классный час в 4 классе совместно с родителями
Ольга Николаевна Ульянова # 24 декабря 2016 в 14:55 0 | ||
|
Татьяна Петровна Трутнева # 17 февраля 2017 в 22:49 0 |
Елена Викторовна Лободенко # 8 января 2019 в 19:26 0 | ||
|