Цели: дать детям начальное представление об ответственности; помочь понять, что существуют различные виды ответственности; дать возможность осознать, что «могу» и «делаю» - это не одно и то же.
Материалы: листы с таблицей «Виды ответственности» (по количеству микрогрупп): таблица «Признаки решения»; жетоны разного цвета для деления учащихся на группы.
Виды ответственности
Я |
Другие |
Школа |
|
|
|
I. Разминка. Игра «Паровозик».
Условия проведения. Все участники игры разбиваются на тройки. Каждая тройка становится «паровозиком» (трое ребят стоят друг за другом, держась за плечи стоящего впереди). Два последних ребенка закрывают глаза. Открыты глаза только у первого - водящего. Он ведет «паровозик» по классу. Затем, по сигналу учителя, участники тройки меняются местами, то есть «паровозик» ведет уже другой ребенок из этой же тройки. Игра заканчивается после того, как все три участника побывают в роли водящего.
Учитель задает вопросы:
1. В какой роли вам было интересно?
2. В какой роли было трудно?
3. Как вы чувствовали себя в разных ролях?
4. Когда кто-то принимал решение, куда именно двигаться, что он чувствовал?
5. Кто из троих был ответственен за других?
II. Формулирование темы классного часа.
Учитель просит учеников прочитать эпиграф к занятию, записанный на доске:
Ваш выбор - выбор, который Вы делаете сами и за который несете ответственность.
А. М. Прихожан
Учитель просит учащихся ответить на вопросы и попытаться сформулировать тему классного часа, опираясь на результаты разминки и на эпиграф.
Вопросы:
1. Как вы понимаете эти слова?
2. Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему классному часу?
3. Попробуйте сформулировать тему классного часа.
Учитель открывает тему: «Поговорим об ответственности».
Ученики сравнивают выдвинутые предположения с темой,
III. Работа по теме классного часа.
1. Знакомство с признаками решения.
Учитель. Вернемся к игре, с которой начался наш классный час. Движения вашего «паровозика» зависели от решения того, кто стоял первым. Именно первый участник тройки принимал решение.
- Что, по-вашему мнению, значит - принять решение?
Учитель собирает ответы учащихся, анализирует их и вывешивает на доску таблицу
Признаки решения
• Я сам решаю, а не подчиняюсь чужой воле;
• Своим выбором я влияю (меняю) ситуацию;
• Я сам несу ответственность за последствия.
2. Анализ ситуаций.
Учитель. Попробуем на конкретном примере рассмотреть последний признак решения.
Ситуация 1.
Учитель. Представьте себе, что, проходя по классу, вы задели и уронили на пол вещи вашего одноклассника. Скажите: «Я сделала (сделал) это».
Учитель. Что в данной ситуации означают слова: «Кто решает, тот и несет ответственность за последствия»? На ком лежит ответственность за последствия? Как я могу ответить за свой выбор? Что в данном случае значит «нести ответственность»?
Ученики. Убрать за собой. Поднять вещи и сложить их на парту.
Учитель. Вспомним заповеди класса, которые мы составляли на предыдущем классном часе. Одно из правил гласило: «Не драться!» Соблюдение этого правила зависит от того, насколько каждый из участников группы сможет принять на себя личную ответственность.
Ситуация 2.
Учитель. Например, кто-то ударил тебя, а ты ударил в ответ.
Ученики высказывают свое мнение.
Учитель. Каждый отвечает за свое действие. Он ударил - нарушил наше правило, и он за это отвечает. Кто отвечает за то, что ты ударил в ответ? Как еще ты мог бы поступить?
Ученики высказывают свои мнения.
Учитель подводит учащихся к выводу: каждым решением человек меняет ситуацию. В данном случае, будет драка или нет - зависит не от того, кто ее начал, а от того, кто принимает решение: отвечать ударом на удар или нет.
Минутка отдыха. Игра «Могу и делаю»
Учитель. Я думаю, что вы многое умеете хорошо делать. Но не всегда делаете! Почему?
Ученики. Иногда неохота. Иногда мама сделает вместо меня. Иногда некогда (надо поговорить с друзьями по телефону или посмотреть мультфильм).
Учитель предлагает поиграть в игру «Могу и делаю».
Все ученики сидят по кругу. Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают на та следующим образом: если их ответ «да» - они встают, если «нет» - остаются сидеть.
Вопросы:
- Умеешь ли ты одеваться сам? - Одеваешься ли ты сам всегда?
- Умеешь ли ты благодарить, говорить спасибо? - Говоришь ли ты спасибо каждый раз, когда это необходимо?
- Умеешь ли ты убирать свои вещи? - Наводишь ли ты порядок в своей комнате каждую неделю?
- Умеешь ли ты плакать? - Плакал ли ты сегодня?
- Умеешь ли ты толкаться и дразнить своих товарищей? - Делал ли ты это сегодня?
- Умеешь ли ты лениться? - Ленился ли ты вчера на уроках?
- Умеешь ли ты вредничать? - Вредничал ли ты вчера?
- Умеешь ли ты собирать свой портфель? - Собираешь ли ты портфель всегда сам?
- Умеешь ли ты ухаживать за своими домашними питомцами сам? - Делаешь ли ты это всегда
Учитель. На примере этой игры попробуйте объяснить, чем различаются понятия «могу» и «делаю».
3. Знакомство с разными видами ответственности
Учитель. Ответственность делится на три вида:
1. Личная, или ответственность перед собой. (Я.)
2. Ответственность перед другими. (Другие.)
3. Ответственность в школе. (Школа.)
• Работа в группах.
Учащиеся с помощью жетонов разного цвета делятся на группы. Каждая группа получает листок с таблицей «Виды ответственности». Ученики, посовещавшись, должны распределить известные им обязанности по этим трем темам.
Учитель помогает организовать работу групп по следующему алгоритму:
1. Один из участников группы называет какое-нибудь дело.
2. Остальные вместе решают, к какому виду ответственности оно относится.
3. Затем записывают названное дело в нужную колонку.
Три вида ответственности
Я |
ДРУГИЕ |
ШКОЛА |
- Чистить зубы; - Вовремя ложиться спать; - Умываться |
- Ухаживать за животными и растениями; - Заботиться о младших сестрах и братьях; - Говорить «спасибо»; - Держать данное слово |
- Выполнять домашние задания; - Содержать в порядке книги и тетради; - Приходить в школу вовремя; - Соблюдать правила |
4. Подведение итогов.
Для подведения итогов ученики остаются в микрогруппах. Учитель просит каждую группу выдвинуть свои ответы на следующие вопросы:
- Что вы узнали на классном часе об ответственности?
- Легко или тяжело вам быть ответственными?
- Что вы чувствуете, когда родители вам что-то доверяют сделать?
Учитель просит показать жестами, какой величины бывает при этом ответственность, насколько она тяжела.
Классный час в 4 классе совместно с родителями
Классный час «Слава хлебу на столе!», 4 класс
Классный час «Зачем человеку семья», 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!