Цели и задачи
— познакомить детей с понятиями «настроение», «оптимист», «пессимист», с некоторыми способами коррекции своего настроения;
— развивать внимание, мышление, воображение, артистические и коммуникативные способности.
Оборудование
У учителя — распечатки к заданию «Ситуации и чувства» (для каждой пары), распечатки к заданию с пословицами (для каждого ученика), карточки с текстами стихов, воздушный шар; у учащихся — тетрадь, ручка, цветные карандаши.
Учитель. Ребята, расшифруйте самостоятельно тему беседы, используя стрелки. (Запись на доске.)
Ответ. Настроение.
Учитель. Что такое настроение? Это наше эмоциональное состояние. Настроение в разные моменты жизни меняется. Оно может быть приподнятым или подавленным. Может быть ярко выражено в такой форме, как скука, печаль, страх, отчаяние или, напротив, радость, надежда, увлеченность.
Наше настроение зависит от многих причин. Назовите причины, которые могут испортить вам настроение. (Отклик детей.) А улучшить, приподнять? (Отклик детей.)
Открывается запись на доске: комплимент, анекдот, подарок, солнечная погода, канун каникул, новая игрушка, хорошая отметка, награждение грамотой, заболевание, победа в конкурсе, объявление о предстоящем походе.
Учитель. Исключите лишнее, на ваш взгляд, понятие. Объясните, почему.
Ответ. Заболевание. Оно не поднимает настроения, в отличие от остальных понятий.
Учитель. Нормально, когда у человека хорошее настроение. Но так не может быть всегда. Если, например, заболел близкий вам человек, вы испытываете тревогу, грусть — настроение омрачено. Если вы посмотрели фильм, в котором погибает главный герой, вызывающий у вас симпатию — вам становится грустно, вы переживаете. Иногда настроение может быть подавленным по причине пасмурной погоды, бесконечного дождя или, казалось бы, без видимых причин, как в следующем стихотворении.
ГРУСТНЫЙ ПЕТРУШКА
Сидит Петрушка, скучает,
А всяк его поучает:
— Займись делом, порисуй мелом!
— Возьми лопатку, вскопай грядку!
— Позвони Косте, позови в гости!
— Попрыгай, Петрушка,
Не сиди, как старушка!
Тут Петруня как разозлится,
Как топнет ногой по дощечке!
— Не хочу, — говорит, — веселиться,
А хочу погрустить на крылечке.
Оставьте меня в покое,
У меня настроенье такое...
Ю. Мориц
Учитель. Поднять настроение трудно. Для этого надо приложить усилия, перебороть себя, переключиться на какое-то отвлекающее занятие.
Хотя порой достаточно услышать в свой адрес доброе слово.
День был серый,
Непогожий,
Над землей густела тень...
— Добрый день, —
Сказал прохожий.
Я ответил:
— Добрый день!
После этого мгновенья
До конца большого дня
Почему-то настроенье
Было добрым у меня.
В. Орлов
Обсуждение учащимися услышанного.
1. Открывается запись на доске.
Страх, обида, восторг, восхищение, тревога, огорчение, досада, ужас, радость, ликование, злость, ненависть, отчаяние, гордость, боль, горе, жалость, зависть, месть, уверенность. Выпишите чувства, вызывающие положительные эмоции, улучшающие настроение. Ответ. Восторг, восхищение, радость, ликование, гордость, уверенность.
2. Соедините стрелками ситуации и чувства, которые обычно испытывает при этом человек.
Учащиеся получают распечатки задания. Работа в парах. Проверка.
Ученик хорошо выучил стихотворение, но у доски растерялся, получил оценку ниже, чем планировал |
Страх, ужас |
Папу наградили премией за хорошую работу |
Обида, досада |
Ребенок боится спать без света |
Радость |
Ребенок увидел град размером с куриное яйцо |
Гордость |
Отличник получил пятерку |
Удивление |
Пассажир отстал от поезда |
Горе, боль |
Ушел из жизни близкий человек |
Отчаяние |
Мальчик давно мечтал о радиоуправляемой машине и вдруг увидел такую же у своего товарища |
Зависть |
3. Возьмите цветные карандаши и с их помощью в тетрадях слева покажите цвета дурного настроения, а справа — цвета веселого, бодрого настроения.
Самостоятельная работа. Обмен впечатлениями.
Учитель. Как поднять настроение? Существует множество способов. Если вы находитесь в одиночестве, то попробуйте почитать веселую книгу, посмотреть любимый мультфильм, послушать энергичную музыку или даже спеть под караоке, найдите способ пообщаться с друзьями, то есть не концентрируйтесь на своем дурном настроении — постарайтесь от него уйти.
Предлагаю вам один из способов поднятия настроения проверить в действии. У меня на столе лежат карточки с веселыми стихами. Желающие могут подойти, взять их и в течение 3—4 минут подготовить выразительное чтение, непременно используя жесты и мимику.
I. ДВА ОТЦА
На лужайке сидел Рыболов,
терпеливо копал червяков.
Увидал Рыболова Скворец
и решил:
«Настоящий отец!
Ищет корм
даже лучше,
чем я...
Видимо,
тоже большая семья!»
Т. Собакин
II. ЕГОР И ТРЕЗОР
Вышел бы Егор во двор,
Только трусит...
У крыльца щенок Трезор,
Вдруг укусит.
Хочет в дом войти Трезор,
Только видит:
У окна сидит Егор,
Вдруг обидит.
Р. Куликова
III. Я ПОМОГАЮ НА КУХНЕ
— Ну-ка, мясо, в мясорубку!
Ну-ка, мясо, в мясорубку!
Ну-ка, мясо, в мясорубку!
Шагом... марш!
— Стой, кто идет?
— Фарш!
М. Яснов
IV. Я одна ничья сестра —
Цапнул кот меня вчера.
Что ж, кусай меня, царапай...
Я одна у мамы с папой...
А. Барто
V. Бросил палку снизу Мишка.
— Падай в шапку с елки, шишка! —
Шишка — хлоп по голове.
Стало шишек сразу две.
Е. Петрищева
Учитель. Пока дети готовятся к выступлению (они при желании могут выйти из класса), давайте поиграем в игру, которая также поднимает настроение.
Описание игры. Дети становятся в круг. Один из игроков берет в руки воздушный шарик и передает его соседу справа, называя его по имени (желательно уменьшительно-ласкательному) и делая ему комплимент. Игра продолжается, пока каждый ребенок не услышит комплимент в свой адрес и не сделает его соседу.
Примеры комплиментов. «Андрюша, у тебя классная прическа», «Мариночка, у тебя такие красивые глаза!», «Аленка, ты — самая добрая девочка в классе», «Кирюша, я восхищаюсь твоей воспитанностью», «Антон, ты просто суперкачок!»
Учащиеся показывают подготовленные выступления. Отклик детей.
Учитель. А вот еще один способ избавиться от своих горестей-печалестей, улучшить настроение. Возможно, кто-то уже применял его на практике.
Горести-печалести.
Горести-печалести,
Что-то мне не спится.
С кем бы мне, печалести,
Вами поделиться?
Столько неприятностей —
Карандаш сломался,
Жук из банки вылез
И больше не поймался.
А еще вдобавок —
Горе-то какое! —
Шарик накололся
На листок алоэ...
То-то мне и вертится,
То-то и не спится —
Может, мне с медведиком
Горем поделиться?
В моего медведика
Уткнусь я головой:
Он хотя и плюшевый,
Но зато — живой!
М. Яснов
Вопросы для обсуждения:
— Какие неприятности случились с героем стихотворения?
— Считаете ли вы такие неприятности серьезными?
— Как герой пытается справиться с горестями?
— Как вы улучшаете свое настроение?
Развивающее задание «Начало и конец пословицы»
Учитель. Существует множество пословиц на данную тему. Соедините стрелками начало и конец пословицы.
Учащиеся получают распечатки задания. Самостоятельная работа. Проверка. Объясняется смысл пословиц.
Слезами мука будет.
Перемелется — проглянет и красно солнышко.
Будет и на нашей улице и к нашим окошкам.
Не все ненастье, праздник.
После грозы — вёдро, горю не поможешь.
(Вёдро — ясная солнечная погода.)
Придет солнышко да несчастье помогло.
Не было бы счастья, после горя — радость.
Учитель. Нужно стараться всегда и во всем быть оптимистом, то есть человеком, верящим в то, что все будет хорошо, а временные трудности, проблемы скоро уйдут. Кто в это верит, тому легче живется, у того, как правило, всегда хорошее настроение. Об одном из таких оптимистов говорится в следующем стихотворении.
СЧАСТЬЕ НАСРЕДДИНА
Хохочет Ходжа
На глазах у зевак.
— Вот счастье! —
кричит, —
Потерялся ишак! —
Почтенные люди
Ему говорят:
— Ишак потерялся.
Чему же ты рад?
— Ну как же!
Ведь если б
Сидел я на нем,
Тогда бы мы с ним
Потерялись вдвоем...
А. Дуйсенбиев
Человек же, который чаше всего находится в дурном настроении, мрачен, подавлен, подозрителен, которому кажется, что кругом только плохие люди и они желают ему зла, насмехаются над ним, — такого человека можно только пожалеть, поскольку он сам себя делает несчастным. Называются такие люди словом, противоположным слову «Оптимист». Расшифруйте его.
П |
С |
И |
Е |
И |
С |
С |
М |
Т |
Ответ. Пессимист. (Читаем столбцами.)
Учитель. В заключение давайте поиграем со словом НАСТРОЕНИЕ. Составьте как можно больше слов — существительных в именительном падеже — из букв данного слова.
Примеры. Рис, тир, сон, сор, рот, наст, нора, стон, стан, сено, трон, роса, рост, сорт, стена, ситро, транс, тонна, трение.
Учитель. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял (узнал)...»; «Я считаю себя оптимистом (пессимистом), потому что...» «С плохим настроением я борюсь так:...».
Классный час в 3 классе. Следствие ведут знатоки
Методическая разработка классного часа, 3 класс. Ответственность
Нравственный классный час, 3 класс
Мария Александровна Трофимова # 23 августа 2015 в 18:06 0 |
Кристина Сергеевна Саликова # 22 февраля 2016 в 15:30 0 |