Классный час «Россия — многонациональное государство», 4 класс

Разработка классного часа для 4 класса

Цели и задачи:

• воспитание достойных граждан своей страны;

• развитие интереса к истории России;

• знакомство учащихся с народами, проживающими на территории России, с их культурой, национальными традициями и языками.

Оборудование:

• физическая карта России;

• таблица «Народы России»;

• куклы в национальных костюмах или фотографии народных костюмов;

• аудиозапись песни «Родина моя»;

• аудиозапись национальных песен и танцев народов России.

Ход классного часа  

♦ Звучит отрывок песни «Родина моя»:

Я, ты, он, она —

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» —

Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых,

В городах и сёлах.

♦ Учащиеся на фоне этой песни начинают рассказ.

Учащийся 1: Россия — это крупнейшее государство мира.

Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и попасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского моря, самолёту потребуется не менее 11 часов. Когда на одном конце России говорят: «Спокойной ночи!», то на другом конце отвечают: «С добрым утром!». С севера на юг — путь тоже не близкий.

Учащийся 2: По данным последней переписи населения, которая проходила в 2010 году, в России проживает приблизительно 143 миллиона человек. Всех граждан, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные.

Россия — великое многонациональное государство. На её землях живут более 180 национальностей, народностей, этнических групп. Самый многонациональный район нашей страны — это Северный Кавказ.

В состав России на добровольной основе вошли 85 субъектов Российской Федерации.

Учащийся 3: Это 22 республики, 9 краёв, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Учащийся 4: Много народов живёт в нашей стране, и все они составляют единую и дружную семью. Независимо от численности населения или места проживания нет и не может быть основных или второстепенных народов. Независимо от национальности все они являются равноправными гражданами России, россиянами. Так об этом и записано в Конституции Российской Федерации.

Учитель: Большое спасибо, ребята, за ваш рассказ. Давайте все вместе подумаем, зачем объединились народы в одно большое государство?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Послушайте, пожалуйста, басню Л.Н. Толстого, и тогда, я думаю, вам всё станет ясно.

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

— Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Братья легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

— Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь — вас всякий легко погубит».

Зачем же объединились народы в одно большое государство?

Учащиеся: Народы объединились в одно большое государство для того, чтобы стать могучей страной, чтобы никто не захотел бы на них напасть и поработить. А если и случится такое, как, например, во время Великой Отечественной войны, то всем вместе им будет легче справиться с бедой и победить врага.

Учитель: Правильно. А чем, по вашим наблюдениям, отличаются люди разных национальностей?

Учащиеся: Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга языком, на котором они говорят. Во-вторых, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, костюмами, песнями, танцами, музыкальными инструментами, то есть культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, особенностями характера.

Учитель: А знаете ли вы, как получилось, что на планете Земля, да и в нашей стране, люди разговаривают на разных языках?

Существует библейская легенда.

Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотою до небес...» Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но Господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню, которые они строили, и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык... и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём же и смешаем там языки их так, чтобы один не понимал речи другого».

Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительство башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение».

Вот такая легенда.

А теперь вновь вернёмся в настоящее.

Вот вы сказали, что у каждого народа свой родной язык. А как же люди между собой общаются?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Действительно, в России люди говорят на 100 языках. Например, в Дагестане живёт около 30 небольших народов. Каждый народ говорит на своём языке, совершенно не похожем на язык соседей. Но они могут прекрасно понимать друг друга, если будут говорить на русском языке.

Статьёй 68 Конституции Российской Федерации русский язык признан государственным языком. Он наиболее распространён в России, но не только потому, что русских в стране большинство. Этот язык помогает людям разных национальностей общаться друг с другом.

Русский язык по употреблению занимает третье место в мире. А теперь настало время перейти к отчётам ваших экспедиций. Напомню, что, готовясь к нашему мероприятию, мы поделились на экспедиции, каждая из которых собирала материал о некоторых группах народов России:

- народы Крайнего Севера;

- народы, говорящие на финно-угорских языках;

- народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках;

- народы Сибири и Дальнего Востока;

- народы Северного Кавказа.

♦ На физической карте России учитель показывает места проживания каждой группы народов.

Учитель: Кроме того, вам была предложена таблица «Народы России», основной задачей которой было помочь упорядочить полученные сведения. В качестве примера для заполнения таблицы были предложены «русские». А что получилось у вас?

Итак, пожалуйста, экспедиция «Народы Крайнего Севера».

♦ Звучит аудиозапись национальной мелодии народов Крайнего Севера, исполняющейся на бубнах.

♦ Выступление учащихся.

Учащиеся: Уже само название этой группы говорит о месте проживания народов — Крайний Север России. В суровых условиях Арктики, где полгода длится полярная ночь, где температура воздуха даже летом не поднимается выше нулевой отметки, в условиях вечной мерзлоты проживают испокон веков чукчи и ненцы. Их относят к малочисленным народам России, так как, по статистическим данным 2010 года, ненцев приблизительно 46 тысяч, а чукчей и того меньше, всего 16 тысяч.

С древних времён и до наших дней основными занятиями ненцев и чукчей остаются оленеводство, охота и рыболовство, что связано с суровыми природными условиями этого края. Олень — верный друг северных народов: на оленях передвигаются по тундре, они обеспечивают людей пищей и материалами для одежды и жилищ. Из шкур оленей шьют всю одежду и обувь, которые совершенно своеобразны. Жилище ненцев называется чум, а у чукчей — яранга. Конечно же, в населённых пунктах есть сейчас школы, культурные учреждения и больницы.

♦ Учащиеся демонстрируют фотографии, иллюстрирующие жизнь народов Крайнего Севера.

Учащиеся: Природные условия определили особенности питания. Основой его является оленина, а также рыба и мясо морских животных. Национальное блюдо — строганина — это нарезанные стружкой замороженные рыба или оленина. А в качестве витаминных добавок используют ягоды (бруснику, голубику) и травы как в сыром, так и в сушёном виде.

Традиционным видом творчества на Крайнем Севере остаётся резьба по кости. Из костей животных острыми ножами вырезают различные фигурки. Сначала их использовали как амулеты, обереги, позднее стали украшать ими предметы домашней утвари.

Вырезали мастера и пеликенов — смеющихся человечков, похожих на идолов, которым приписывали чудодейственную силу. Но на самом деле оба народа относятся к православным, а пеликенов на сегодняшний день дарят друг другу на удачу.

Современное развитие промышленности в северных районах постепенно вытесняет малые народы с обжитых территорий, меняя их жизненный уклад. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос о сохранении культуры этих самобытных народов.

Учитель: Слово экспедиции «Народы, говорящие на финно-угорских языках».

♦ Звучит аудиозапись мелодии в исполнении ансамбля народных инструментов.

♦ Выступление учащихся.

Учащиеся: К народам, говорящим на финно-угорских языках, относятся марийцы, удмурты, мордва, ханты, манси, карелы, коми. Они живут на Урале, на севере и северо-востоке России. Все эти народы исповедуют христианство.

Самым многочисленным народом среди них является мордва, их приблизительно 750 тысяч. Меньше всех численность населения из этой группы у манси — всего лишь 12 тысяч.

Мал народ, зато богат традициями. Вот что нам удалось узнать.

У народа манси есть праздник, который называется медвежий. На улице зима. От снега всё белым-бело. Женщины наряжаются в праздничные малицы — одежду из оленьих шкур, расшитую национальными узорами и разноцветным бисером. Мужчины надевают длинные рубахи, подпоясанные тесьмой, и мягкие сапоги из оленьей шкуры. Все готовятся к торжеству.

♦ Учащиеся показывают иллюстрации национальных костюмов этих народов.

♦ Выступление учащихся.

Учащиеся: Корни этого национального праздника уходят в глубину веков.

По преданию, много лет назад, когда люди ещё не умели добывать огонь, медведь со своим сыном смотрели на них с неба. Молодой отпрыск, желая приключений, вымолил, чтобы отец отпустил его на землю. Отец согласился, но при условии, что сын будет справедлив с людьми и не будет надеяться на его помощь с неба, сам преодолеет трудности. А чтобы тому было легче, дал с собой лук, стрелы и огонь. Молодой медведь не послушал наставлений отца. Много бед принёс он людям. Сначала люди хотели просто проучить его и забрали то, что дал сыну родитель. Это не подействовало. И тогда один охотник убил медведя. Вот с тех пор люди и пользуются огнём, луком и стрелами. А перед отцом медведя чувствуют свою вину. Потому каждый год по осени устраивают для него праздник.

Начинается торжество с песен и плясок. Играет ансамбль национальных инструментов: кусле (гусли), шувыр (волынка), тумыр (барабан), шушпык (глиняный соловей). Затем идёт карнавал масок, сделанных из бересты и меха. А заканчивается торжество праздничным столом, главным блюдом которого является оленина, сваренная в большом чугунном котле на костре. Не последнее место занимают и перепечи — пирожки с капустой.

Несомненно, есть праздники и у других народов, говорящих на тюркских языках, но нам кажется, что об этом вы должны узнать сами.

Учитель: Экспедиция «Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках», ваша очередь.

♦ Звучит аудиозапись татарской плясовой. Выступление учащихся.

Учащиеся: К народам Поволжья и Приуралья, говорящим на тюркских языках, относятся татары, башкиры, чуваши. Это многочисленные нации. Татар более 5 миллионов человек, а башкир приблизительно 1 миллион 500 тысяч. Оба эти народа исповедуют ислам, а вот чуваши, которых немного меньше, чем башкир, являются приверженцами христианской веры.

♦ Учащиеся демонстрируют кукол в татарском, башкирском и чувашском национальных костюмах.

Учащиеся: Мы думаем, что вам будет интересно узнать о таком мусульманском празднике, как Сабантуй.

Сабантуй, или праздник плуга, проводится после окончания весенних полевых работ в июне месяце. Как любой праздник, он начинается с приготовления. Юноши седлают своих коней и отправляются собирать по домам подарки для участников состязаний. Хозяйка, чей дом посетит посланец, охотно отдаёт предметы домашнего обихода или одежду, украшенную национальными узорами.

В день праздника народ собирается недалеко от деревни на широкой открытой местности. Присутствуют все от мала до велика. Каждый старается принарядиться. Даже лошадей, которые будут участвовать в скачках, украшают колокольчиками и цветами, вплетают в гривы ленточки.

Над полем возвышается шест с развевающимся на ветру узорным полотенцем. Это флаг Сабантуя.

Начинается праздник со скачек на лошадях, потом проходят бега, в которых могут состязаться не только взрослые, но и дети. Потом выбирают батыра Сабантуя — победителя среди мужчин в национальной борьбе на кушаках. Ему в качестве подарка дают барана, которого он должен унести на вытянутых поднятых руках. Если ты не богат силой, но зато ловок и смел, можно сразиться в бою мешками, сидя на бревне, или залезть на высокий гладкий столб. Каждый победитель получает свой приз.

А потом начинаются всеобщие народные гулянья с песнями да плясками и, конечно же, с национальными угощениями, среди которых важное место занимают беляши — жареные пирожки с мясом.

Как всё-таки здорово, когда все вместе, и нет раздора между народами!

Учитель: А теперь послушаем рассказ о народах Сибири и Дальнего Востока.

♦ Звучит аудиозапись национальной песни.

♦ Выступление учащихся.

Учащиеся: Вслушайтесь в эту песню. Нигде более вы не сможете услышать её, кроме как на Дальнем Востоке. Только там люди владеют мастерством хорекээр, горловым пением, подражая животным и птицам этой суровой стороны. Сибирь и Дальний Восток занимают алтайцы, ханты, манси, тувинцы, буряты, нанайцы, якуты и другие народы. Исповедуют они христианство, но среди тувинцев и бурятов распространён буддизм, по окраинам морей в глухих селениях можно встретить и шаманов.

И раз сегодня пошёл рассказ о национальных праздниках, мы тоже хотели бы поведать вам о двух из них. Почему о двух, спросите вы. Да потому, что уж больно большая территория отдана Сибири и Дальнему Востоку, а людей живёт не так уж и много.

Невозможно представить себе народы Сибири и Дальнего Востока без оленей. Как поётся в одной из песен: «Пароход — хорошо! Паровоз — хорошо! Самолёт — хорошо! А олени лучше!» Действительно, сложно было бы преодолеть людям большие пространства, да ещё и не на равнинной местности без этих животных. Бегут олени, везут пассажиров и грузы, а бензина не просят, сами себе корм по дороге находят. Именно поэтому оленям в Сибири такое уважение и почёт, а к оленеводам особые требования в ловкости и быстроте, силе и смелости.

На праздник оленеводов принаряжаются и олени, и люди. Женщины надевают расшитые национальными узорами шубы кухлянки, а мужчины малицу и яркие сорочки. Олени от возбуждения трясут головами и раздаётся над бескрайней белоснежной долиной перезвон колокольчиков. Первое соревнование — гонки. Трудно придётся соперникам, да тем более их ни пять, ни десять, а порой целых сто или сто пятьдесят! За гонками следуют прыжки через нарты на скорость. Как ни вспомнить тут зайца, да только надеяться приходится на свои ноги. Не забывается и ходьба на лыжах, но только не на таких, как мы катаемся. В Сибири лыжи широкие, чтобы не проваливаться в снег и легче скользить. Финал соревнований — это метание аркана. Аркан, или тынзян, — это кожаный длинный ремень с петлёй на конце. Его сворачивают кольцами и набрасывают на рога или голову животного петлю. Без этого навыка не заарканить оленеводу дикого оленя, не пополнить своего стада.

♦ Учащиеся показывают фотографии, иллюстрирующие проведение этих праздников.

Учащиеся: Кому милей олени, а кому и кони. Вот, например, в Якутии более почитают коня. А всё потому, что по старинной легенде, дошедшей до наших дней, первым животным, появившимся на Земле, была лошадь. От лошади, а точнее коня, произошёл полуконь-получеловек. Он-то и стал предком современного человека. Верят в это шаманы и убеждают в этом людей, организуя праздник Иенах.

Проводят этот праздник по окончании долгой и холодной зимы. Собираются люди вместе на большой поляне в круг. В центре круга — костёр, а около него — шаман. В руках у шамана кубок с кумысом — кобыльим молоком. Три раза во время чтения шаманом заклинания окропляется огонь кумысом. Всё это делается для того, чтобы боги благословили праздник и труд якутов. После песни шамана начинается танцевальная часть праздника. Якутский национальный танец «Осоухай», очень похожий на русский хоровод, исполняют и дети, и взрослые — все желающие. А затем приходит время состязаний: выжимание гири, перетягивание палки, прыжки на одной и двух ногах. Ну и какой же праздник без скачек на лошадях!

С этим праздником связаны и многие приметы и традиции. Так, например, нужно заменить всё старое на новое, а старое выбросить или сжечь, чтобы начать новую жизнь. Чем не Новый год?

Учитель: Последняя экспедиция поведает нам о народах Северного Кавказа.

♦ Звучит аудиозапись горной песни.

♦ Выступление учащихся.

Учащиеся: Самый многонациональный регион в России — Северный Кавказ. Там проживают чеченцы, кабардинцы, черкесы, балкарцы, осетины, ингуши, аварцы и другие народы.

♦ Учащиеся показывают кукол в национальных костюмах.

Учащиеся: Очень часто их называют горцами, темпераментными людьми, в чьих жилах течёт горячая кровь. Но любой спор в любую минуту готов разрешить совет старейшин, который чтут и уважают от мала до велика. Кавказцы славятся своим гостеприимством, каждого, кто переступает порог их дома, они встречают, как дорогих гостей, и угощают различными яствами. Нигде, кроме Кавказа, вы не найдёте такого разнообразия. Не случайно считают кавказскую кухню одной из древнейших в мире. Любят здесь острую, сдобренную приправами пищу — мясо, салаты, зелень, тушёные овощи, сыры. Тонкий вкус, потрясающий аромат, высокая питательная ценность — вот какие отклики получает пища кавказцев от заезжих гостей. Навряд ли найдётся хоть один среди вас, кто ни разу не пробовал бы шашлык, или суп-харчо, или люля-кебаб. А уж что говорить о таких сладостях, как халва, щербет или козинаки!

Кавказ прекрасен не только кухней, но и красотой родной природы. Кто видел восход солнца, освещённые его лучами горы и прилепленные к ним сакли, тот вряд ли это забудет. Неспроста красоту Кавказа воспевал в своих стихах Михаил Юрьевич Лермонтов, который служил там.

Послушайте отрывок из стихотворения «Утро на Кавказе»:

Светает — вьётся дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Ещё у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит одна.

Вот на скале новорождённый луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч.

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там...

Самобытен, экзотичен, прекрасен и незабываем Кавказ!

Учитель: Молодцы! Замечательные рассказы с иллюстрациями и музыкальными моментами приготовила каждая из групп. Пришла пора подводить итоги.

Россия — дружная многонациональная семья равноправных народов.

На её территории проживают русские, татары, башкиры, чуваши, буряты, мордва, калмыки, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в общее дело развития России. Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них.

Немецкий философ XIX века Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый вид гордости — это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Россия объединила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания.

Великая страна — ваш отчий дом, вы её будущие хозяева, а хорошим хозяевам надо знать всё, что делается в их доме.

♦ Учащиеся исполняют песню «Моя Россия» (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёвой).

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей.

 

Для меня Россия — белые берёзы,

Для меня Россия — утренние росы,

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Припев.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша — это мы с друзьями.

Припев.

Автор: Е.В. Бондаренко, г. Пенза

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 4 классе совместно с родителями

Классные часы в 4 классе. Разработки

Классный час «Слава хлебу на столе!», 4 класс

Классный час «Зачем человеку семья», 4 класс

Классный час в 4 классе «Мои вершины»

Нет комментариев. Ваш будет первым!